Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:45, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей культуры Древней Руси до монгольского нашествия.
Исходя из поставленной цели, выявляется ряд взаимосвязанных задач, решение которых помогут нам достичь ее. Поставленные задачи:
- рассмотреть характерные черты древнерусской культуры;
- изучить синтез язычества и христианства;
- охарактеризовать становление литературы, искусства, архитектуры;
- изучить быт и нравы народа Руси домонгольских времен;
- рассмотреть древнерусскую культуру в условиях политической дезинтеграции Киевской державы.
1. Характерные черты древнерусской культуры………………………….5
2. Синтез язычества и христианства………………………………………....7
3. Становление литературы, искусства, архитектуры…………………….11
4. Быт и нравы………………………………………………………………..16
5. Древнерусская культура в условиях политической дезинтеграции Киевской державы……………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характерные черты древнерусской культуры………………………….5
2. Синтез язычества и христианства………………………………………...
3. Становление литературы, искусства, архитектуры…………………….11
4. Быт и нравы……………………………………………………………….
5. Древнерусская культура в
условиях политической дезинтеграции
Киевской державы……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т. д.
На развитие русской культуры
влияло также то, что Русь складывалась
как равнинное государство, открытое
всем как внутриплеменным
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Тема «Культура домонгольской Руси» очень интересна. Сложность выполнения данного материала состоит в том, что в одной работе невозможно охватить все области культуры, исследовать все взгляды ученых, историков, церковных деятелей и пр. Подлинные события давних времен скрыты от нас завесой событий. Большинство источников утрачено навсегда. Поэтому естественно, что вокруг изучения культуры Древней Руси, не стихает острая полемика, ведутся принципиальные дискуссии, сталкиваются различные точки зрения, что и определяет актуальность выбранной темы.
Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей культуры Древней Руси до монгольского нашествия.
Исходя из поставленной
цели, выявляется ряд
- рассмотреть характерные черты древнерусской культуры;
- изучить синтез язычества и христианства;
- охарактеризовать становление литературы, искусства, архитектуры;
- изучить быт и нравы народа Руси домонгольских времен;
- рассмотреть древнерусскую культуру в условиях политической дезинтеграции Киевской державы.
Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V—VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX—X в. к образованию древнерусской народности. К этому же времени относятся и появление понятия «Русь», «Русская земля». В широком смысле «Русь» означала все земли восточных славян, подчиненные Киеву. В узком смысле — территория, ограниченная реками Рось, Росава и Днепр На географический фактор («месторазвитие» русской культуры), обусловивший особенности культуры восточных славян, указывали В. О. Ключевский, Г. В. Вернадский, Г. П. Федотов, П. Н. Милюков и др. В «Курсе русской истории» В. О. Ключевский писал, что лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, степь воспитывала чувство шири и дали, а многочисленные реки приучили местных жителей к общительности, развивали дух артельности и предприимчивости, способствовали общению с другими народами. В развитии древнерусской культуры, — считал философ Н. А. Бердяев, — постоянно «сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм». Но при этом надо учитывать тот факт, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников-варягов.
На становление культуры
Киевской Руси оказал влияние и так
называемый «болгарский фактор». На
рубеже IX—X вв. в Болгарии на старославянский
язык были переведены практически все
основные произведения византийских богословов
и другие памятники литературы, которые
постепенно были восприняты Русью.
«Склонность к всемирной отзывчивости», по определению писателя Ф. М. Достоевского, означала постоянную готовность восточных славян учиться у других народов, ассимилировать и преобразовывать иные этнокультурные формы и создавать на этих условиях свою национальную культуру. Принципиально важным для развития культуры имел выбор веры. Принятие христианства в его греко-византийском варианте (православии) в 988 г. многие исследователи считают началом собственно древнерусской культуры. Дискуссионным является вопрос о финале культуры древней Руси.
Некоторые историки конечной
датой существования
Таким образом, характерными
чертами древнерусской культуры стали
образность и масштабность в летописании;
монументальность и изящество в зодчестве;
мягкость и жизнелюбие — в иконописи;
страстность и гуманизм — в литератур.
Древнерусскую культуру отличало уникальное сочетание церковно-княжеской христианской культуры и народных языческих традиций. Культура древней Руси развивалась в режиме «двоеверия»: официальная культура преобладала в городах, язычество сохраняло свои позиции в сельской местности. Языческие символы находили свое выражение в фольклоре, повседневной жизни, в ритуалах земледельческих праздников, календарной обрядовой поэзии, дружинных песнях и т. д. Языческими мотивами пронизано одно из самых известных светских произведений древней Руси — «Слово о полку Игореве».
В условиях распада древнерусского государства на удельные княжества сформировались новые культурные центры: Владимир, Тверь, Псков, Новгород, Смоленск. Они складывались на основе традиций Киевской Руси, но каждый имел свои отличительные черты. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове и Ростове. «Золотым веком» в истории домонгольской на Руси называют культуру Владимиро-Суздальского княжества. Разнообразные влияния из-за своего географического положения лежат в основе художественных школ Новгорода и Пскова. В княжествах древней Руси в местных формах формировалась единая культура, развитие которой было прервано монголо-татарским нашествием.
Язычество в древности существовало повсеместно. Практически каждый народ древности верил в существование нескольких или многих богов. И даже если определённая родовая, племенная или народная группа молилась всего одному богу и почитала лишь его за своего предка, помощника и заступника, то она совершенно не исключала существования множества прочих богов, покровительствовавших другим народам или причиняющих вред. Язычество представляло собой более развитую и систематизированную форму религии, чем тотемизм и анимизм. Боги язычества, как правило, имели свою обособленную небесную иерархию, имена, эпитеты, были покровителями распределенных между ними стихий, земель, классовых групп. Как правило над различными богами доминировал верховный бог (Ра, Атон, Юпитер, Один, Перун и прочие), считавшийся прародителем или создателем всех прочих богов, полубогов, мифических царей и героев, в ведении которого было, например, солнце, тепло, свет, вода или огонь, но, в общем, та стихия, которая по мнению древнего народа являлась основой жизни.
Служением всему этому пантеону, по-прежнему, занимались специальные люди, которые либо отбирались по родству и классовому происхождению, либо проходили специально религиозное обучение, постигая особые смыслы, секреты и таинства служения. Во всех языческих религиозных культах верховный бог являлся не только создателем мира и прародителем богов и людей, но и законодателем и устроителем общества его последователей. Однако культ языческих богов был представлен во многом ещё и мифами о деяниях и приключениях богов и полубогов.
Язычество - это магическая система для формирования личности: кто верит в это - у того она и будет работать (начиная от «дружбы с домовым»). Язычество - мифологическое мировоззрение. Оно направлено на формирование особого типа мышления с целью самосовершенствования человека. Оно дает стройную и непротиворечивую картину мира и его создания, опираясь на знания тысяч поколений людей, с их опытом, мыслями и чаяниями. Языческая религия древних славян — одна из частей этой Традиции, выросшей из одной колыбели индо - европейских народов, но вся традиционная вера — не только лишь одна религия, и уж тем более родилась и развилась родная вера не на пустом месте. Это учение о гармонии человека с природой. Гармонии хотя бы уже в том, что язычнику совсем не обязательно записываться в какое-либо воинство, ему вовсе не нужен противник.
Язычество - это традиция, это своеобразный образ мышления, направленный на усовершенствование человека как личность и поднятие его до уровня бога. Язычество триалектично и эвгемеристично. Язычество не есть нечто незыблемое и неподвижное, оно открыто для развития. Синтез язычества и христианства. Язычество - как и магия, как сама жизнь - есть вечное движение, изменение. Каждый язычник выстраивает и регулирует, совершенствует, развивает и свое личное мировоззрение в соответствии со своими представлениями о объективной и мифологической реальности. Язычество - это практическая система (например, известная «йога» - ее примерный славянский аналог «Дарна» - есть не что иное, как практическая система при язычестве). Многие из практикующих магию язычников знакомы с ее реальным действием и пытаются добиться повседневно ощутимых результатов в чём-либо посредством практического язычества. Языческая магия подошла к сугубо практичной области - информационной физике. Физики говорят - заряд или рекурсия, а язычники говорят - личность; физики говорят - прибор, а язычники говорят - маг или бог. Язычество, активно используя магию, подошло к практичной и передовой области - информационной физике.
Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь тот, кто раб чужого выбора - это моноидеологические и монотеистические концепции. Тогда как в язычестве выбор можно менять на каждом шагу своего Пути - это и есть свобода воли).
Христианство было принято на Руси достаточно необычным, почти уникальным для истории европейских народов, образом. С одной стороны, новая религия была в определенном смысле насильственно привита народу, поскольку акт его принятия был определен волей правителя, а не сформировался в виде органичного устремления народных масс. Однако, с другой стороны, ситуация здесь ничего общего не имела с теми случаями, когда народу навязывалась вера завоевателей, силой покоривших страну. Князь Владимир, обращая свой народ в христианство, пытался сознательно выбрать религию, отвечавшую внутренним потребностям народного духа; об этом свидетельствует полулегендарная история из «Повести временных лет», рассказывающая о том, как долго Владимир колебался, сравнивая между собой религии, в равной степени утверждавшие веру в единого Бога, но по-разному трактовавшие смысл отношений между Богом и человеком. Рассматривая свидетельство «Повести временных лет» как исторически реальное, мы должны признать, что Владимир выбрал православие не под влиянием вторичных факторов (например, внешней красивости богослужения), а в силу глубокого духовного родства между национальным мировоззрением и основами православия. Языческое мировоззрение русской нации, выражающее приверженность ценностям земной жизни, земной красоты и земного счастья, в этом кульминационном пункте исторического развития Руси было соединено с религиозным мировоззрением, в котором с особой полнотой выражено мистическое чувство единства человека с Богом, с высшей реальностью, жажда вечной гармонии и абсолютного совершенства.