Культура домонгольской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей культуры Древней Руси до монгольского нашествия.
Исходя из поставленной цели, выявляется ряд взаимосвязанных задач, решение которых помогут нам достичь ее. Поставленные задачи:
- рассмотреть характерные черты древнерусской культуры;
- изучить синтез язычества и христианства;
- охарактеризовать становление литературы, искусства, архитектуры;
- изучить быт и нравы народа Руси домонгольских времен;
- рассмотреть древнерусскую культуру в условиях политической дезинтеграции Киевской державы.

Содержание

1. Характерные черты древнерусской культуры………………………….5
2. Синтез язычества и христианства………………………………………....7
3. Становление литературы, искусства, архитектуры…………………….11
4. Быт и нравы………………………………………………………………..16
5. Древнерусская культура в условиях политической дезинтеграции Киевской державы……………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 53.71 Кб (Скачать документ)

Предпочтение, отданное православию  в результате "испытания вер", осуществленного Владимиром, можно  объяснить тем, что в нем ярко проведена идея единства человека и  Бога и одновременно предельно ослаблено  представление о подчинении, зависимости, бесконечной ничтожности человека (основа иудаизма и ислама). Не случайно мистическое представление о слиянии с Богом («оббжении») в православии получило богословское обоснование и рассматривалось как истинное содержание веры.

Несмотря на то, что новая религия отвечала каким-то неосознанным устремлениям народа, первоначально отношение к ней было неоднозначным. С одной стороны, очень сильна тенденция к отторжению христианских идеалов в пользу языческих ценностей, отрицание идеальных целей ради земной, чувственной жизни. Но, с другой стороны, уже в первые века христианской истории Руси проявляется страстная жажда веры, страстное стремление к полному обретению в вере ее целей - мистического единства с Богом и абсолютной гармонии. Противостояние исконных языческих верований и новой религии было неизбежным на первом этапе христианизации Руси. Однако в силу того что оба слагаемых были созвучны глубоким чертам национального характера, эта внешняя оппозиция очень скоро преобразовалась во внутреннее противоречие той своеобразной формы православного христианства, которая стала основой всего дальнейшего развития русской нации и русской культуры. Если сравнить русское православие с его греческим оригиналом, то мы обнаружим, что в исходной версии православного мировоззрения главным является спокойное и уравновешенное исповедание, связанное с ясным прозрением грядущей гармонии мира и человека. Приоритет идеигармонии является наиболее характерной чертой греческой культуры, имеющей исток в античной классике. С помощью гармоничных, уравновешенных форм, порожденных греческой классикой, Византия сумела перебороть и преобразовать в спокойные и умиротворенные религиозные формы даже тот заряд страстного стремления к единству с Богом, который был характерен для раннего христианства.

 

  1. Становление литературы, искусства, архитектуры

 

Культура  народа является частью истории. Ее становление, последующее развитие тесно связаны   с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие «Культура» входит,  естественно, все, то создано умом, талантом, рукоделием народа, все то, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Долгие годы русская культура – устное, народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло -  развивалось под влиянием языческого  мировозрения.

 Основой любой древней   культуры является письменность. Общий подъем Руси в 11 в., создание  центров  письменности, грамотности,  появление целой плеяды образованных  людей своего времени. В княжеско- боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.

Время появления письменности у русского народа пока  точно  не установлено. Долгое время господствовало  убеждение, будто она пришла с  христианством  в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие  такое представление.         Древнейшее славянское письмо могло  быть  лишь очень  примитивным  в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось  принятие христианства на Руси 988 г.

Литература вызвалась  к жизни так же потребностями  времени: нуждами церкви, заказами княжеской  верхушки. На этом общем благоприятном  фоне появились оригинально независимо  мыслящие писатели, публицисты, поэты. Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв.  Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам  и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была  помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской  Руси. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было  привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь  смогла использовать уже готовый старославянский  алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы. Огромное влияние на русскую литературу  оказал фольклор. Через него в литературу проникла  народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была странной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами наличие разного рода пристроек, клетей, переходов. Из Киева Византийский стиль архитектуры, скоро распространенной всюду по княжествам Новгорода и Владимиро-Суздаля. Акцент Византийской церкви на физическом блеске ее зданий был определяющим фактором в определении особенностей российской духовной архитектуры. Все связанное с проектом и художественным оформлением новых церквей следовало за Византийским образцом; и стандартная схема греческой церкви – крест, в прямоугольнике, куполе, на многогранном постаменте, все это стала отличительными чертами для архитектуры православных строений Руси. Здание церкви, с куполом в центре, или с системой и центрального купола и окружающих куполов стала основной рабочей схемой для архитекторов Киевской Руси. К знаменитым памятникам архитектуры такого типа можно отнести Десятинскую Церковь (989-996 гг.) и Софийский Собор (1037 г.) в Киеве. Все эти церкви были построены в Византийском стиле, хотя так же, влияние оказывала архитектура Болгарии, Грузии и Армении в различных комбинация. Софийский собор - центральная часть собора выполнена в форме греческого креста. У него было 13 куполов (символизирующий Христа и его апостолов). Количество куполов было увеличено в конце 17-ого столетия, так же были достроены дополнительные боковые галереи и своды.

Новгород был центром  уникального и весьма оригинального  искусства, которое жило и развивалось  в течение всей жизни княжества, вплоть до его исчезновения 16-ом столетии. В Новгороде получили свое развитие основные тенденции архитектуры Киевской Руси.

Церковная архитектурная  история Новгорода началась с  собора Святой Софии. Он был построен в 1045–52 гг., заменив деревянную, церковь  с 13 куполами с тем же названием. Новый собор следовал за своей тезкой из Киева по своей конструкции, но расхождения с Византийским образцом весьма очевидны; В новгородском соборе есть двойные проходы, но только три апсиды. Внешне, церковь отличается даже больше от ее южного образца, у которого есть только пять куполов, стены являются строгими, опоры являются плоскими и голыми, и окна - маленькие и узкие. Есть кое-что явно российское в силуэте его защищенных шлемом куполов и в энергии монолитный, горизонтальных элементов.

Церкви 12-ого столетия напоминают собор Святой Софии в Новгороде, только в общей тенденции к  простоте и вертикальным элементам; они были маленькими, кубическими  в форме, со скромным в художественным оформлением. Церкви Пскова на Северо-Западе России были относительно небольшими и приземистыми и обычно имели три низких апсиды. Купола, крыши, и декоративные элементы были подобны образцам из Новгорода. Поскольку эти церкви были слишком маленькими, чтобы содержать внутренние колонки для поддержки купола, Псковские строители развили, конструкцию рядов арок карниза для поддержки барабанов купола и куполов. Эта конструкция — кокошник, стала любимым российским структурным и декоративным элементом. Паперти, внешние замурованные галереи, и колокольни были другим заметным вкладами Пскова в российскую архитектуру.

Область Владимиро-Суздальского княжества, как и другие центры ранней российской культуры, были результатом  смешения Византийских, Романских, и  Кавказских культур. Успенский и  Дмитриевский соборы во Владимире и  жемчужина русской архитектуры, церковь Покрова на реке Нерли  составили новый блестящий этап зодчества России. Эти церкви как группа представляют продолжение традиций киево-византийской традиции в части плана конструкции, но старой схеме дали новую интерпретацию. Из Византии суздальцы приняли общие особенности квадратного плана с полукруглыми апсидами и четырьмя колонками, поддерживающими купол с круглым барабаном. Вместо кирпича, столь характерного для Византийской и духовной архитектуры жители Руси, использовали камень. Обработка и художественное оформление стен и глубоко вдавленных дверей и окон напоминают романскую архитектуру Западного Христианского мира; в характере резного декора чувствуется влияние запутанного художественного оформление Кавказа; но организация и согласованность форм являются определенно российскими и самобытными. После того, как Константинополь был захвачен Турками в 1453 году, Россия продолжала в течение нескольких столетий развивать национальное искусство, которое росло из Византийского периода. Во время 10-ого – 15-ые столетия, российское искусство отходило от Византийской модели и начало свое самостоятельное развитие после падения Константинополя.

Древнерусское искусство – живопись, скульптура, музыка - с принятием Христианства так же пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву и камню создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы  разрисовывали стены языческих копиц, делали эскизы  магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками.  Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели- воспевать Бога.

На протяжении долгих веков  на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее  по камню. Деревянные резные украшения  вообще стали характерной чертой жилищ  горожан и крестьян. Составной  частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. И конечно,  важным элементом всей древнерусской культурой  являлся фольклор - песни, сказание, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отображались  многие черты жизни людей того времени. Целый мир русской жизни складывается в былинах. В былинах обобщенных образах врагов угадывается и реальные  внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в создание народа. 

 

  1. Быт и нравы

 

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как  в больших для своего времени  городах, насчитывающих десятки  тысяч человек, так и в селах  в несколько десятков дворов и  деревнях, особенно на северо-востоке  страны, в которых группировалось по два-три двора. Во дворцах, богатых  боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко  проходили пиры, где рекой текло  заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда  с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. По улицам города сновала пестрая разноязыкая  толпа. Проходили здесь бояре  и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и  золотом плащах, в красивых кожаных  сапогах. Пряжки их плащей были сделаны  из золота и серебра. Появлялись и  купцы в добротных льняных  рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали платками, умели мастерски делать себе прическу: заплетали косы, укладывали их на голове, а чтобы они держались – закрепляли на висках с помощью специальных красивых колец, которые так и называются – височные.

В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть  – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к  избе прижались сени, сарай, кладовые – все под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студеными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия. Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины. Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько ведер. Ковшики для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Из дерева делали все – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребенка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно  отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие  площади земли, строились хозяйственные  постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские  дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагались дружинники, слуги.

Одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого  полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой  и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Они застегивались на одном плече  золотыми застежками. Народ победнее, зимой носили шубы - кожухи. Зимние шубы знатных людей шились из дорогих мехов. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твердого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.

Информация о работе Культура домонгольской Руси