Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:45, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей культуры Древней Руси до монгольского нашествия.
Исходя из поставленной цели, выявляется ряд взаимосвязанных задач, решение которых помогут нам достичь ее. Поставленные задачи:
- рассмотреть характерные черты древнерусской культуры;
- изучить синтез язычества и христианства;
- охарактеризовать становление литературы, искусства, архитектуры;
- изучить быт и нравы народа Руси домонгольских времен;
- рассмотреть древнерусскую культуру в условиях политической дезинтеграции Киевской державы.
1. Характерные черты древнерусской культуры………………………….5
2. Синтез язычества и христианства………………………………………....7
3. Становление литературы, искусства, архитектуры…………………….11
4. Быт и нравы………………………………………………………………..16
5. Древнерусская культура в условиях политической дезинтеграции Киевской державы……………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………….22
Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины).
Издавна существует русский обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью. Встречая почетного гостя хлебом-солью, славяне хотели показать, что делятся с ним самым дорогим, что у них есть. Это было знаком дружелюбия, расположения, симпатии. Так показывали, что рады пришедшему, что он желанный гость.
Жизнь древнерусских славян, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища.
Таким образом, культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.
Развитие общественных отношений вело к эволюции всех структур Русского государства. Понятие дружина продолжало обозначать как служилых князю людей, так и объединения по определенному принципу – от войска до нескольких человек, собравшихся на совет вместе с князем по его приказу.
Понятие дружина обозначало также сельские соседские объединения. Во второй половине ХI в. отмечается распространение вотчинного землевладения в среде бояр и, видимо, более низких по положению служилых людей.
Расширение господского землевладения прослеживается, как отмечено ранее, в появлении в конце ХI – начале ХII в. закупов. Видимо, увеличилась сфера применения труда холопов. В это время холопство используется как средство наказания нерадивого купца, закупа – вора или бежавшего от господина. Таким образом, можно предположить развитие холопства как сословия средневекового общества.
В ХII в. быстро растут города как торгово-ремесленные, политические, военные, идеологические и религиозные центры. Значительно увеличиваются их число и занимаемые ими площади.
В качестве особых социальных
коллективов с определяющим значением
торгово-ремесленного населения, а
также бояр с зависимыми от них
людьми, города имели самостоятельные
экономические и общественно-
Качественные изменения в политической системе Русского государства произошли во второй трети XII в. В результате восстания в 1136 г. образовалась Новгородская боярская республика, которая вследствие независимости от княжеской власти начала приглашать князей на княжение, заключая с ними договоры.
В странах средневековой Западной Европы социальной основой города становились купеческие гильдии, ремесленные цехи, а политической основой – единство интересов городских сословий, возглавляемых избираемыми магистратами. Они были защищены мощными оборонительными системами, что позволяло некоторым западноевропейским городам вести относительно самостоятельную политику по отношению к королю и местной феодальной знати. Города управлялись князьями или княжеской администрацией, посадниками, тысяцкими, позднее – тиунами. В них жили также бояре, находились боярские дворы. Поэтому русский город в ХI – первой трети ХIII вв. редко становился самостоятельной силой, преимущественно поддерживая определявших политическое содержание событий князей или их социальных и политических соперников местную знать – бояр.
Заключение
Начиная с древнейших времен славянские народы, искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своем развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с русским товаром ходили в далёкие страны, и, судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами, находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко.
Новый шаг в своем культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстает от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.
Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы между русскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующему татаро-монгольскому игу.
Список использованной литературы
8. http://www.pavluchenkov.ru/