Культура домонгольской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей культуры Древней Руси до монгольского нашествия.
Исходя из поставленной цели, выявляется ряд взаимосвязанных задач, решение которых помогут нам достичь ее. Поставленные задачи:
- рассмотреть характерные черты древнерусской культуры;
- изучить синтез язычества и христианства;
- охарактеризовать становление литературы, искусства, архитектуры;
- изучить быт и нравы народа Руси домонгольских времен;
- рассмотреть древнерусскую культуру в условиях политической дезинтеграции Киевской державы.

Содержание

1. Характерные черты древнерусской культуры………………………….5
2. Синтез язычества и христианства………………………………………....7
3. Становление литературы, искусства, архитектуры…………………….11
4. Быт и нравы………………………………………………………………..16
5. Древнерусская культура в условиях политической дезинтеграции Киевской державы……………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 53.71 Кб (Скачать документ)

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло  заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда  с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество  народа. Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях» (на высокой  галерее дворца), а на дворе ставились  столы для народа. Столы для  знати были уставлены богатой  посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников  даже возникали разногласия: последние  требовали вместо деревянных ложек  серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины).

Издавна существует русский  обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью. Встречая почетного гостя  хлебом-солью, славяне хотели показать, что делятся с ним самым дорогим, что у них есть. Это было знаком дружелюбия, расположения, симпатии. Так показывали, что рады пришедшему, что он желанный гость.

Жизнь древнерусских славян, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища.

Таким образом, культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства  страны,  тесно  связан с культурными процессами.

 

  1. Древнерусская культура в условиях политической дезинтеграции  Киевской державы

 

Развитие общественных отношений  вело к эволюции всех структур Русского государства. Понятие дружина продолжало обозначать как служилых князю людей, так и объединения по определенному  принципу – от войска до нескольких человек, собравшихся на совет вместе с князем по его приказу.

Понятие дружина обозначало также сельские соседские объединения. Во второй половине ХI в. отмечается распространение вотчинного землевладения в среде бояр и, видимо, более низких по положению служилых людей.

Расширение господского  землевладения прослеживается, как  отмечено ранее, в появлении в  конце ХI – начале ХII в. закупов. Видимо, увеличилась сфера применения труда холопов. В это время холопство используется как средство наказания нерадивого купца, закупа – вора или бежавшего от господина. Таким образом, можно предположить развитие холопства как сословия средневекового общества.

В ХII в. быстро растут города как торгово-ремесленные, политические, военные, идеологические и религиозные центры. Значительно увеличиваются их число и занимаемые ими площади.

В качестве особых социальных коллективов с определяющим значением  торгово-ремесленного населения, а  также бояр с зависимыми от них  людьми, города имели самостоятельные  экономические и общественно-политические задачи и возможности, отличные от княжеских. Поэтому после периода подчинения княжеской власти они начинают ей противостоять, растет стремление местной знати – боярства к независимости от нее. После смерти Ярослава Мудрого формируются местные княжеские династии в Черниговской, Смоленской, Ростово-Суздальской земле, на Волыни и в Галиции.

Качественные изменения  в политической системе Русского государства произошли во второй трети XII в. В результате восстания в 1136 г. образовалась Новгородская боярская республика, которая вследствие независимости от княжеской власти начала приглашать князей на княжение, заключая с ними договоры.

В странах средневековой  Западной Европы социальной основой  города становились купеческие гильдии, ремесленные цехи, а политической основой – единство интересов  городских сословий, возглавляемых  избираемыми магистратами. Они были защищены мощными оборонительными  системами, что позволяло некоторым  западноевропейским городам вести  относительно самостоятельную политику по отношению к королю и местной  феодальной знати. Города управлялись  князьями или княжеской администрацией, посадниками, тысяцкими, позднее –  тиунами. В них жили также бояре, находились боярские дворы. Поэтому  русский город в ХI – первой трети ХIII вв. редко становился самостоятельной силой, преимущественно поддерживая определявших политическое содержание событий князей или их социальных и политических соперников местную знать – бояр.

 

 

Заключение

 

Начиная с древнейших времен славянские народы, искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своем развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с русским товаром ходили в далёкие страны, и, судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами, находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко.

Новый шаг в своем культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстает от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

Заставив считаться с  собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной  из ведущих стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы между русскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующему татаро-монгольскому игу.

Список использованной литературы

 

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 1984. – 384 с.
  2. Бушуев  С. В., Миронов Г. Е. История государства  Российского: Историко-библиографические очерки. IX – XVI вв. М., 1991. – 173 с.
  3. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период [Текст] : монография / Г. С. Колпакова. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 599 с.
  4. Литература и культура Древней Руси: Словарь – справочник / Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.
  5. О «Слове о полку Игореве»//Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Л.: Худож. лит., 1987. - 520 с.
  6. Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. - 320 с.
  7. Стефанович П. С. Некняжеское церковное строительство в домонгольской Руси: Юг и Север //Вестник церковной истории. – 2007. – № 1(5). – С. 117-133.

8. http://www.pavluchenkov.ru/russia/domongolskiy_period/index.html / Образовательный сайт Дмитрия Николаевича Павлюченкова // Культура Киевской Руси домонгольского периода

 

 


Информация о работе Культура домонгольской Руси