Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа
В период формирования Киевской Руси, ее культура являлась языческой, т.к. христианство еще не было принято как государственная религия. Принятие христианства дало толчок к развитию древнерусской культуры, связанный с влиянием на нее культуры Византии. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие, т.е. истинная вера.
Цель работы: изучение древнерусской культуры, рассмотрение позитивного влияния на нее византийской культуры, основных достижений древнерусских мастеров и мыслителей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДВОЕВЕРИЕ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА
3.ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
4. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА
5. РЕМЕСЛО В КИЕВСКОЙ РУСИ
6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Все эти образы были вполне понятны современникам спустя двести лет после крещения Руси и естественно вписывались в мировоззрение людей той эпохи.
25
Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность («черты и резы»), образцы которой сохранились на обломках глиняной посуды, камнях. С начала X в. преобладающее распространение получила «кириллица» — система славянского письма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами-миссионерами братьями Кириллом (в миру — Константин Философ) и Мефодием. После крещения Руси центрами письменности, книжного дела стали возникшие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки. О широком распространении письменности среди всех слоев общества свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот (с XI в.) в Новгороде и других городах.
Становление письменности обусловило создание и развитие древнерусской литературы. Широко были распространены переводы с греческого: богослужебные книги и религиозная литература (в том числе и древнейшая рукописная книга на Руси — «Остромирово Евангелие», 1056—1057), а также исторические сочинения, сборники изречений античных мыслителей. Появились оригинальные сочинения русских авторов: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (считается одним из самых ранних произведений древнерусской литературы — середина XI в.), в котором прославляется вхождение Руси в семью христианских народов благодаря князьям Владимиру и Ярославу; «Изборники» (1073 и 1076) князя Святослава — собрание религиозных, философских и поучительных текстов; «Житие Феодосия Печерского», основателя Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого монастыря Нестором.
Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII—XIII вв. Создаются произведения публицистические — «Моление Даниила Заточника», назидательные — «Поучение» князя Владимира Мономаха своим детям. Жемчужиной древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» — повесть о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 или 1187 г.
На рубеже XI—XII вв. зародилось русское летописание. Летописи — самая известная из них «Повесть временных лет», написанная, вероятно, Нестором — кроме записи событий по годам содержали библейские сюжеты, тексты дипломатических документов, комментарии монахов-летописцев. В XII—XIII вв. летописи велись практически во всех княжествах, и летописание приобрело отчасти «областной» характер, отражая прежде всего местные события. В Южной Руси была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Восточной — Лаврентьевская.
Несомненно, вершина древнерусской литературы — эпическая поэма "Слово о полку Игореве". Она посвящена походу русских войск во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем на половцев в апреле—мае 1185 г. Сам по себе этот поход не был каким-то исключительным по своему историческому значению событием, но гениальный автор, оставшийся неизвестным (предположительно называют 15 имен), разглядел в нем и в его последствиях то, что так волновало русское общество того времени: необходимость борьбы с половцами, но непременно общими, а не разрозненными усилиями. Поход Игоря становился как бы суровым уроком и предостережением другим князьям. Таков общественно-политический смысл "Слова". Могущество и единство Руси в прошлом автор "Слова" противопоставляет времени усобиц. Образы природы, ее восприятие как живого, одушевленного начала — характерная черта памятника. Жена Игоря — Ярославна — в своем плаче обращается, как к живым, к солнцу и ветру, моля о помощи мужу. Подобное восприятие природы, восходящее к язычеству, сочетается в поэме с христианским мировоззрением. Когда природа помогает бегству Игоря, то это для него — "князю Бог путь кажет". "Слово" — это памятник национальной и одновременно мировой культуры[4]. Появление профессиональной литературы произошло на Руси не позже чем во Франции, Германии и Англии.
Древнейший пласт русской духовной культуры — устное народное творчество, былинный эпос. Широко были распространены в народе заговоры и заклинания, связанные с языческими праздниками и хозяйственной деятельностью, свадебные и пиршественные песни, похоронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян. В X—XI вв. начали складываться былины киевского цикла — о защитниках Русской земли богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появились новгородские былины об удачливом купце Садко Сытиниче, цикл песен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.
25
Огромный интерес представляют памятники древнерусской архитектуры. В 989 году, сразу же после установления на Руси христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была закончена и торжественно освящена. Князь Владимир даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. В летописи имеется свидетельство, что в Киеве уже в 945 году существовал каменный терем при княжеском, дворце. Очень возможно, что терем был возведен византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь. Однако среди раскопанных в Киеве древних сооружений ни одно пока не может быть достаточно убедительно сопоставлено с упомянутым в летописи теремом. Поэтому Десятинная церковь является древнейшей из известных монументальных построек Руси.
Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
Десятинная церковь несомненно являлась дворцовой церковью, и рядом с ней, по-видимому, в те же годы было возведено несколько кирпичных дворцовых зданий. Остатки фундаментов не дают возможности представить, даже приблизительно, их первоначальный облик, но во всяком случае, очевидно, что это были не жилые, а парадные помещения. Жилые дворцовые постройки либо составляли второй этаж каменных дворцов, либо находились рядом с ними и были, вероятно, деревянными. На площади у Десятинной церкви поставили «4 кони медяны» — трофейные скульптуры, вывезенные из Корсуни. Почти одновременно были построены кирпичные ворота для въезда на территорию укрепленной части города[5].
Так, в конце X века в центральной части Киева был создан первый на Руси ансамбль монументальной каменно-кирпичной архитектуры, что сразу резко выделило Киев среди прочих русских городов, подчеркнув его роль как столицы сложившегося государства. После этого строительство в Киеве прервалось, а византийские мастера, видимо, вернулись на родину.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в то время разделена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. Раньше началось строительство в стольном городе Мстислава — Чернигове, где был заложен Спасский собор. Письменные источники не сообщают о времени начала строительства, но к 1036 году, когда умер князь Мстислав, стены собора были выстроены на высоту, «яко на кони стояще рукою досящи». Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.
Вскоре после черниговского Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Вопрос о времени построения этого храма давно вызывает споры среди исследователей. Существует ясное свидетельство «Повести временных лет» о закладке собора в 1037 году. Однако в Новгородской и в нескольких более поздних летописях указанное событие отнесено к 1017 году. Анализ политической обстановки и различных косвенных данных приводит к выводу, что Софийский собор был заложен действительно в 1037 году, а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.
Очень большое значение для развития русского зодчества имел Успенский собор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 году. В «Печерском Патерике» сказано, что для строительства этого здания из Константинополя приехали зодчие — «мастери церковнии 4 мужи».
Переяславль — один из крупнейших древнерусских городов — приобрел особое военно-по-литическое значение в конце XI века, когда он превратился в основной оплот, прикрывавший Киевскую землю и Среднее Приднепровье от половецких вторжений. В это время по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а несколько позднее и князя Владимира Мономаха здесь развернулось широкое строительство. Летопись сообщает о постройке в Переяславле церкви Михаила, «каменного города», ворот с надвратной церковью Федора, церкви Андрея «у ворот» и каменного здания бани; в 1098 году упоминается о постройке церкви Богородицы на княжеском дворе. Ни один из переяславских памятников не дожил до наших дней. В Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но и еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница)[6].
25
Центрами развития ремесла становились города. Они возникали из крепостей-замков и из торгово-ремесленных поселков. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями.
Своими изделиями Русь завоевала известность в Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок.
Одежду для знати шили из узорчатых тканей и расшивали цветными шелками и шерстью, золотыми или серебряными нитями. Иногда тканый или вышитый узор воспроизводили более простой техникой — уже в X — XI веках на Руси появилась цветная набойка. Шелк и золототканая парча встречаются в погребениях богатых людей.
Богатые боярские одежды украшались нашивными бляшками с рельефным и цветным узором и сплошными рядами саженного жемчуга. Особенно пышно выглядели, судя по древним изображениям, верхние плащи — корзна. На корзна шли самые дорогие привозные ткани — оловир, аксамит, парча и др. Крупный тканый рисунок интересен и своими сюжетами: львы, слоны, птицы с девичьими ликами, всадники, крылатые быки и барсы, яркие цветы, орлы — весь пестрый мир восточной сказочной фантастики красовался на плащах дружинников.
В ремесленных мастерских изготавливались орудия труда (лемеха, топоры, зубила, клещи), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шлемы, мечи), предметы быта (ключи, замки), украшения — золотые, бронзовые, медные. Была освоена сложная техника зерни (выделки узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и черни (изготовление черного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали.
Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. Широкий простор деятельности «кузнецов золоту и серебру» открывался в области изготовления украшений.
Золотые короны русских княгинь украшались эмалью и жемчугом. От короны к плечам спускались золотые цепи с изображением птиц; цепи заканчивались колтами (древнерусскими полыми подвесками, часто украшенными зернью, сканью, эмалью, чернью) с сиринами, барсами, цветами. Шея женщины богато украшалась различной «гривною утварью», в состав которой входили мониста из больших медальонов, разнообразные бусы, подвески, крестики. Все это было сделано тонко, изящно, увито завитками скани, усыпано тончайшей зернью. Руки женщины были перехвачены в запястьях широкими серебряными браслетами, богато орнаментированными изображениями птиц, кентавров, гусляров и плясуний, на пальцах красовались перстни. Сами князья и бояре были одеты в узорные корзна, на головах носили особые шапки с меховой опушкой и узорным верхом, ворот и рукава одежды были расшиты нитями и вышивкой. Кафтан застегивался красивыми ромбическими застежками или завязывался цветными шнурами, пояс украшался серебряным или золотым набором, на ногах были сафьяновые сапоги, расцвеченные и расшитые жемчугом.
Кроме того, воины старались по возможности украсить свое оружие и доспехи. Позолоченные или посеребренные шлемы обкладывались чеканными серебряными узорами или изображениями святых, кольчуги оторачивались медной каймой, рукояти и ножны мечей украшались серебряной проволокой, гравировкой по серебру и литыми накладками (на концах ножен) с изображением птиц, звериных морд, ременного плетения. На бронзовых гирях от кистеней отливались рельефные изображения птиц. Особенно изысканно орнаментировались парадные церемониальные топорики: на них изображались птицы и художественно выполненные инициалы (например, буква А, образованная фигуркой змея и вонзаемым в него мечом)[7].
Боевой конь, спутник воина, также был предметом заботы мастера-ювелира. Уздечки с бронзовыми бляшками, с головами зверей на концах ремней, седла из «жженого злата» и цветистые, узорные чепраки украшали коня. Костяные накладки колчанов с причудливым переплетением фантастических зверей, резные рукояти ножей, изящные складные гребни, шпоры с миниатюрными золотыми гвоздиками, боевые щиты с геральдическими символами и множество других различных предметов довершали убранство воина.
Носы боевых кораблей украшались резными головами драконов, высоко поднятыми над водой, а паруса шились из цветного шелка.
«Почестные пиры» князя с дружиной, воспетые былинами, летописями и даже христианскими проповедниками, были своеобразной выставкой княжеского богатства: столы уставлялись золотой и серебряной посудой, турьими рогами в чеканной оправе, стеклянными бокалами и резными ковшами, полы устилались цветистыми восточными коврами.
Слуги подавали воду для умывания в бронзовых сосудах в виде животных или всадников. Рядом со столами слуги раздували бронзовые курильницы («укропницы»), также оформленные в виде зверей; их внутренность наполнялась ароматическими травами, через ажурную прорезь «в теле» шел дым, а из «глаз» и «ушей» вырывалось пламя. Помещения освещались свечами в подсвечниках, стоящих на звериных лапах, а для больших княжеских гридниц применялись, вероятно, такие же бронзовые паникадила на двенадцать или шестнадцать свечей, какие известны из церквей X —XII веков.
Пиршественная утварь также орнаментировалась очень разнообразно. Имелись все виды ювелирной техники и самые разнообразные сюжеты. Рядом с русской утварью попадаются иноземные изделия. Иногда заботливая рука княжеского казначея отмечала на дне цену, за которую была куплена та или иная художественная вещь.
Княжескую казну, хранилище огромных художественных и материальных ценностей, показывали послам иностранных государств, которые восхищались обилием и красотой утвари.