Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа
В период формирования Киевской Руси, ее культура являлась языческой, т.к. христианство еще не было принято как государственная религия. Принятие христианства дало толчок к развитию древнерусской культуры, связанный с влиянием на нее культуры Византии. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие, т.е. истинная вера.
Цель работы: изучение древнерусской культуры, рассмотрение позитивного влияния на нее византийской культуры, основных достижений древнерусских мастеров и мыслителей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДВОЕВЕРИЕ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА
3.ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
4. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА
5. РЕМЕСЛО В КИЕВСКОЙ РУСИ
6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
25
Древнерусская живопись также находилась под влиянием Византии. Церкви богато украшались фресками, мозаиками, иконами. В наиболее освещенной части храма располагались мозаичные полотна («Евхаристия» и «Богоматерь Оранта» — в Киевском Софийском соборе). Однако уже в XII в. искусство мозаики умирает, уступая место более близким для русичей фреске и иконописи.
Фреска применялась на Руси очень широко и была представлена как религиозными, так и светскими сюжетами; Так, сцены княжеской охоты, выступлений скоморохов, состязаний на Константинопольском ипподроме изображены даже в лестничных башнях Киевской Софии. Нередко встречались и фресковые семейные портреты князей-заказчиков храмов.
Поистине уникальное значение приобрела на Руси иконопись. Первые иконы были привезены из Византии и дают представление о византийской школе иконописи. Среди них одна из главных святынь русского народа — икона «Владимирская Богоматерь». В XII в. появились и собственные древнерусские иконы («Ярославская Оранта»). Сначала они (издавались в манере византийской школы, но на рубеже XII—XIII вв. зародились национальные иконописные школы (в Новгороде, Ярославле, Владимире). Они отличались цветовой гаммой, некоторыми композиционными особенностями, большим или меньшим проникновением черт самобытной народной культуры.
25
В Древней Руси сформировалась высокая самобытная культура, истоками которой были, с одной стороны, славянская культурная традиция и творческие силы народа, с другой — благотворное влияние Византии. После принятия христианства культура Руси развивалась под главенством и в русле православной религии. Но господство религиозного начала в древнерусской культуре не было абсолютным, напротив, для нее характерно длительное — на века — сочетание элементов славянской языческой и христианской культур. Еще одна характерная особенность культурного развития Древней Руси состояла в том, что в связи с незакончившимся еще процессом социально-классовой дифференциации древнерусского общества, не существовало жесткой грани между культурой верхних слоев общества и остальной его части. Следует отметить также, что единство культуры Древней Руси не было утеряно с переходом к политической раздробленности в XII—ХШ вв., напротив, она достигла своих высот, вероятно, как в результате накопления культурной традиции, так и за счет установления «полицентризма», то есть выдвижения на уровень культурных центров, наряду с Киевом и Новгородом, других городов-государств.
25
1. Всемирная история. /Под ред. А.Н. Бадак. М.,1997
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2001
3. Захаревия А.В. История отечества. М., 2004
4. История России./ Под ред. М.М. Шумилова. М. 1998
5. История России / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М., 2001
25
[1] Захаревия А.В. История отечества. М., 2004
[2] История России./ Под ред. М.М. Шумилова. М. 1998
[3] История России / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М., 2001
[4] Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2001
[5] Всемирная история. /Под ред. А.Н. Бадак. М.,1997
[6] Захаревия А.В. История отечества. М., 2004
[7] Всемирная история. /Под ред. А.Н. Бадак. М.,1997