Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:15, реферат
В ХVIII веке по определению академика В.В. Бартольда в Средней Азии наступило время политического, экономического и культурного упадка. Средняя Азия, раздираемая междоусобными войнами и феодальными мятежами, переживала тяжелый кризис, парализовавший не только хозяйственную, но и культурную жизнь страны. Еще больше по сравнению с ХVI – XVII в.в. выросло влияние и богатство феодальной верхушки узбекских племен, эмиров и духовенства. Они старались держать народ в темноте и невежестве, чтобы легче было держать его в повиновении.
Введение
История Кокандского ханства
Культура Кокандского ханства в 18 веке
Литературная жизнь Кокандского ханства
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство Изобразительное искусство.
Музыка
Танец Театр
Заключение
Литература
КУЛЬТУРА
КОКАНДСКОГО ХАНСТВА В 18 ВЕКЕ
План:
Введение
История Кокандского ханства
Культура Кокандского ханства в 18 веке
Литературная жизнь Кокандского ханства
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство Изобразительное искусство.
Музыка
Танец
Театр
Заключение
Литература
Введение
В
ХVIII веке по определению академика В.В.
Бартольда в Средней Азии наступило время
политического, экономического и культурного
упадка. Средняя Азия, раздираемая междоусобными
войнами и феодальными мятежами, переживала
тяжелый кризис, парализовавший не только
хозяйственную, но и культурную жизнь
страны. Еще больше по сравнению с ХVI –
XVII в.в. выросло влияние и богатство феодальной
верхушки узбекских племен, эмиров и духовенства.
Они старались держать народ в темноте
и невежестве, чтобы легче было держать
его в повиновении.
КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО
История Кокандского ханства в ХVIII века
Распад в конце XVII - первой половине XVIII в.в. государства Джанидов; постоянная угроза Фергане со стороны образовавшегося к тому времени Джунгарского государства; набеги отдельных предводителей племён. Всё это привело к обособлению Ферганы от Бухарского ханства и образованию в начале XVIII в. самостоятельного государства.1 Здесь вначале устанавливается власть ходжей, а затем ханской династии Минг. Ханство включило в себя Наманганскую, Кокандскую, Андижанскую и Маргиланскую области. Первым правителем Ферганы в 1710г. был провозглашён Шахрух-бий из узбекского племени Минг («тысяча»). Махмуд Хаким Яйфони так описывает восшествие Шахруха на престол. В Таргаве некий знатный житель проводил свадьбу, во время которой было решено образовать самостоятельное государство. Здесь из числа присутствующих лиц выбрали полководцем Шахруха, сына Ашур-бия, он же затем был признан ханом. Старого правителя области привезли в Таргаву и казнили. В течение нескольких дней были назначены наместник и казий Наманганского вилаета. Столицей нового госдарства временно был признан Тепа-Курган, где были построены урда, базар и кварталы.
По другим сведениям, после смерти хакима вилаета Ферганы Ходжа Султана придворные провозгласили правителем его младшего брата Ашуркула. Однако группа людей из военной знати в Риштане подняла мятеж против новопризнанного правителя, в результате которого Ашуркул был убит. Тогда ополченцы провозгласили новым правителем несовершеннолетнего Шахруха, и риштанцы признали его верховным главой. До его соврешеннолетия управление областью было предано
________________
1. История Узбекистана. Т., 2005 с. - 227
регентам. В 1135/1721 - 1722гг. Шахрух был убит в результате раздоров между отдельными группировками эмиров. При Шахрухе территория государства охватывала земли Северный Ферганы от Намангана до Шахидана и Пансадгази (Пангаз).
Но уже при его преемнике - сыне Абдурахим-бие (1721/22-1733 гг.) территория ханства стала расширяться. Абдурахим-бий присоединил к подвластным ему землям Ходжент и Андижан, положив тем самым начало «собиранию земель» Ферганской долины. Он захватил также Самарканд, Каттакурган, Джизак и некоторые другие населенные пункты, оставив в завоеванных городах своих наместников. После заключения договора с Шахрисабзским правителем Абдурахим-бий возвратился в Самарканд, а затем направился в Коканд, но по дороге заболел и умер.
Преемником Абдурахим-бия стал его брат Абдукарим (1733-1747/48 гг.), он переехал в Коканд и отстроил его. Вероятно, с этого времени Коканд стал столицей государства. В годы правления Абдукарима часть кочевников - калмыков после разгрома Китаем Джунгарского государства в 1745-1747 гг. двинулась на запад и вторглась в Ферганскую долину. Они захватили Ош, Андижан, Маргилан, подступили к Коканду и осадили город. Абдукариму пришлось организовать отпор кочевникам. Как свидетельствуют источники, в критический момент при обороне Коканда проявил особое мужество и стойкость некий Батыр-кипчак. Ему удалось вклиниться в строй войск противника и уничтожить много врагов, однако в горячей схватке он погиб, но его действия вдохновили кокандцев, которые при поддержке подоспевшего отряда из Уратюбе во главе с Фазыл - беком разгромили калмыков. Абдукариму также пришлось отражать грабительские набеги кипчаков, кочевавших в пределах Ферганы и нападавших на население.1
________________
1. История Узбекистана. Т., 2005 с. - 227
После смерти Абдукарима в Кокандском ханстве началось смутное время дворцовых заговоров и убийств и только во второй половине XVIII в. начинается, как и в других среднеазнатских ханствах, борьба против произвола феодалов, за «собирание земель», усиление государственной централизации.
В 1805 году государство официально
было объявлено Кокандским ханством,
и Алимбеку был присвоен титул «хана».
Он создал наемное войско, состоявшее
из горцев-таджиков, ставшее его опорой
в борьбе за централизацию власти. Алимхан
подчинил Ташкент и Фергану, совершил
многочисленные походы на Ура-Тюбе.
КУЛЬТУРА КОКАНДСКОГО ХАНСТВА В 18 ВЕКЕ
Литературная
жизнь Кокандского
ханства
Во второй половине XVIII века после длительного периода застоя и упадка, вызванного общеполитической ситуацией, в среднеазиатских ханствах наблюдается некоторое оживление в культурной жизни, что нашло выражение в появлении новых научных сочинений, в том числе исторических, развитии литературы, искусства книжной миниатюры, архитектуры, музыки и театра. Таджикская литература XVIII в. развивалась в основном на территории двух ханств Средней Азии — Бухарского и Кокандского. Несмотря на неблагоприятное для поэтического творчества время (последствия междоусобных войн), наследие ряда поэтов первой половины XVIII в. представляет определенный интерес. В их творчестве вместе с налетом эпигонства прослеживаются лучшие демократические традиции прошлого — отражение в поэзии негативных сторон бытия, что соответствовало духу и идейно-эстетическим вкусам времени. Часть поэтов, первой половины века, вышла из ремесленной городской среды (Сафаи был кожевником, Саидходжа Насафи — садовником, Ризаи — писцом), что наложило существенный отпечаток на их творчество. Так, Саидходжа Насафи в маснави «Багча ва бустан» («Садик и цветник»), воспевая землепашество и садоводство, расширяет диапазон поэтических тем и вызывает определенное уважение читателя к крестьянскому труду. Начиная с середины XVIII в. на смену Аштарханидам приходит к власти Мангитская династия, при которой происходит существенная централизация правления в Кокандском ханстве, что в определенной степени стабилизирует экономическую и культурную жизнь этих районов. С этого времени, особенно с 60-х годов XVIII в., произведения на таджикском языке, несмотря на то что они по-прежнему создаются в различных культурных центрах, сливаются в единую таджикскую литературу. Поэзия в целом продолжает развиваться в русле традиций. Однако для данной эпохи характерно большее сближение литературы с реальной действительностью и более отчетливо выраженное личностное начало. Характерным также является преобладание лирических жанров (газель, рубаи, кыта, мухаммас). Торжественная хвалебная касыда к этому времени потеряла свое значение как жанр. Возможно, одной из причин ее упадка является нарушение института меценатства: поэт, как правило, перестал получать материальную и духовную поддержку правителя, а значит, стал свободен от обязательного восхваления благодетеля. В малых лирических жанрах этого периода отражены чувства, которые испытывает поэт как личность, его угнетенное и низкое социальное положение, его печаль и горе. В 80-е годы ХVШ века Кокандское ханство превращается в самостоятельное государство, литературная жизнь страны сосредоточивается в основном в этих двух политических центрах. Но кокандские ханы (например, Умар-хан, который сам был поэтом и собрал вокруг себя литературный кружок) использовали литературу исключительно в политических целях — придворные панегиристы, приспосабливаясь к политическим задачам хана, отражали в своей поэзии лишь узкоместнические интересы и мелкое соперничество между Бухарским и Кокандским ханствами, стертыми, надоевшими гиперболами вознося до небес правление Умар-хана.1 Однако в это же время писали поэты и другой ориентации, не
____________________________
1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века). т.3. Т., 1993. – с. 375
связанные с двором. Они критически воспринимали действительность, в их творчестве были заметны демократические тенденции. Другим заметным литературным явлением XVIII в. стало создание стихотворных произведений на двух языках: таджикском и узбекском. В XIV—XV вв. поэты тюркского происхождения писали, кроме родного языка, еще и на фарси, а в XVIII в. таджикские поэты (Садик, Хазик, Шавки, Мадан, Назил, Надим и др.) создавали стихи как на таджикском, так и на узбекском языках, обогащая одновременно сокровищницу узбекской литературы. Это литературное явление характерно для всех поэтов кокандской школы. В XVII веке таджикской поэзии определенное значение получает «индийский стиль». В XVIII веке оно возрастает благодаря влиянию персоязычного поэта Индии — Бедиля, в творчестве которого этот стиль нашел свое классическое выражение. Часть таджикских поэтов (Садик, Шавки, Хазик, Хасрат) развивала «индийский стиль» творчески, используя его возможности для отражения современной им действительности, другие лишь слепо подражали формальной стороне этой сложной орнаментальной поэзии. Благодаря покровительству эмира Умархана, его жены, поэтессы Надирыбегим, процветает культура, искусства. Эти правители собрали в Коканде великолепную литературную среду, куда вошли такие знаментости того времени, как поэты Махмур, Амири, Гульхани, Завки, Низами, Дильшоди Барно, Увайси, Фазли. Хан Умархан, называвший себя амиром, подчинив себе Туркестан и территорию от Арала до Семиречья, построил города Ак-Мечеть (Кызыл-Орда), Авлие - ота (Джамбул), Пишпак (Бишкек). В Коканде строятся медресе Норбутабия (1799), Мухаммад Али хана.1
____________________________
1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века). т.3. Т., 1993. – с. 377
Но поистине средоточием литературных сил того времени стало Кокандское ханство, где сформировалось особая Кокандская литературная среда. Основным источником, в котором содержатся подробные сведения о литературной жизни Коканда конца XVIII- начала XIXв., является антология «Мажмуаи шоирон», составленная в 1821г. Абдулкаримом Фазли.1 В ней представлены образцы стихов поэтов, сыгравших заметную роль в развитии узбекской литературы. Сведения о датах жизни и смерти отдельных кокандских поэтов имеются в рукописи «Таварихи Манзума» Кары Кундузи. Одним из талантливейших поэтов, живших в Ферганской долине в этот период является Боборахим Машраб. Он сыграл большую роль в развитии прогрессивного направления в литературе, в расширении тематики и становлении её народности. Его произведения были широко известны в Средней Азии. В них он отображал реалистическую картину тяжелой жизни трудового народа. Главная сила поэзии Машраба в том, что пережитые им жизненные события, решающие моменты его бунтарской биографии получили в его творениях, зачастую иносказательного, яркое художественное изображение. Он в своём творчестве выражал искреннее сочувствие к страданиям народа и всю свою жизнь как поэт - вольнодумец преследовался властями. Судьба Машраба была трагической: в 1711г. он был казнен в Балхе. Подлинно гуманистические идеи любви, преданности, нравственной чистоты воспевал в своих произведениях Ходжа Назар оглы Хувайдо (ум.в 1780/181г.), литературное наследие которого сосредоточено в куллияте «Девони Хувайдо».
____________________________
1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века). т.3. Т., 1993. – с. 375
В его стихах ведущее место принадлежит проповеди таких подлинно гуманистических идей и качеств, как любовь, преданность, моральная чистота, верность. Он по праву является крупным представителем узбекской литературы XVIII в., творчество которого было широко известно ещё при его жизни далеко за пределами Коканда.
Поэты Кокандской литературной среды писали на узбекском и таджикском языках. Двуязычие, как и в других регионах, так и в Коканде, было характерным явлением в культурной жизни XVIII-XIX в.в. В частности, видным поэтом своего времени, писавшим свои произведения на таджикском и узбекском языках, был Мулла Шермухаммад Акмаль, в творческом наследии которого встречаются стихи острой социальной направленности, обличающие гнёт и деспотизм. Следует отметить, что кокандская литературная среда не была однородной. Уже начиная с XVIII века., в литературной жизни Кокандского ханства сформировались два противоположных направления: одно, реакционное, феодально-клерикальное, представленное поэтами, близкими ко двору и занимавшимися главным образом восхвалением правителя и его приближенных, призывающими ко всемерному укреплению ханской власти при сохранении в повиновении народных масс; другое, прогрессивное, демократическое; представлявшие его поэты воспевали нужды и чаяния народа, стремились пробудить в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной несправедливости.
Особенно усилилась творческая деятельность представителей феодально-клерикального направления в литературной жизни Коканда в начале XIX века, причем немалую роль в этом сыграл Умар-хан - человек поэтически одаренный, писавший свои стихи под псевдонимом Амир, вдохновлявший придворных поэтов на создание произведений, полных славословия в адрес его и его окружения. Видным представителем этого направления был Султан тура Адо - аристократ, занимавший высокий пост при дворе кокандского хана, а затем бухарского эмира.
К прогрессивному, демократическому направлению относится творчество кокандских поэтов и писателей Махмура («Мухаммас», «Хапалак» и др.), Гулхани («Зарбулмасал»), Гази, Хазыка, Маъдана и др., которые в своих произведениях, горячо сочувствуя угнетенным, остро, в сатирической форме, обличали произвол и беззаконие, алчность и лицемерие баев, ханских чиновников, протестовали против существующих порядков. Они заложили основы будущей демократической литературы, получившей широкое развитие в Коканде в конце XIX - начале ХХ века.