Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:15, реферат
В ХVIII веке по определению академика В.В. Бартольда в Средней Азии наступило время политического, экономического и культурного упадка. Средняя Азия, раздираемая междоусобными войнами и феодальными мятежами, переживала тяжелый кризис, парализовавший не только хозяйственную, но и культурную жизнь страны. Еще больше по сравнению с ХVI – XVII в.в. выросло влияние и богатство феодальной верхушки узбекских племен, эмиров и духовенства. Они старались держать народ в темноте и невежестве, чтобы легче было держать его в повиновении.
Введение
История Кокандского ханства
Культура Кокандского ханства в 18 веке
Литературная жизнь Кокандского ханства
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство Изобразительное искусство.
Музыка
Танец Театр
Заключение
Литература
Поэт Маъдан в своих сатирических произведениях на узбекском и таджикском языках подвергал критике злодеяния отдельных баев и ханских чиновников, разоблачал их алчность и лицимерие.1
Сочинение «Шах-наме»
Мирзы Каландара Мушрифа
____________________________
1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века). т.3. Т., 1993. – с. 378
Автор сочинения Мунтахаб ат-таварих — Хаджи Мухаммад Хаким-хан, сын Сейид Ма'сум-хана, происходил из знатной кокандской семьи. Мунтахаб ат-таварих — исторический и автобиографический труд. В начале его коротко рассказывается о доисламских пророках, царях древнего Ирана, арабских халифах и т. п., затем сообщаются некоторые сведения о мусульманских династиях от Саффаридов до Тимура.1 Несколько более пространно повествуется о Тимуре и Тимуридах, Бабуре и Великих Моголах, о Шейбанидах и Аштарханидах. 2 Подробно изложены события истории Средней Азии (в основном Бухары) во времена Мангытов.3 Видным поэтом своего времени, втором стихов на таджикском и узбекском языках был Мулла Шермухаммад Акмаль. В его поэтическом наследии встречаются произведения, направленные против гнета и деспотизма.
Надо сказать, что в 18 веке в литературной жизни Кокандского ханства развивались два противоположных друг другу направления. Если поэты, относящиеся к первому из них, были близки к ханскому двору и занимались главным образом восхвалением правителя и его приближенных, то поэты другого направления воспевали мечты и чаяния народа, пробуждали в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной несправедливости.
Для истории этого ханства конца XVIII — первых лет XIX в. автор располагал сведениями, почерпнутыми из воспоминаний своего отца и других очевидцев. Рассказы о временах кокандских биев первой половины XVIII в. интересны тем, что частично основаны на местной устной традиции, причем в некоторых случаях автор указывает имена людей,
_______________
передавших ему сообщения, слышанные ими от современников и участников событий. В сочинении Тарих-и Шахрухи излагаются события от начала XVIII до начала 70-х годов XIX в. Даже в компилятивных разделах (относящихся к XVIII в.), как правило, не повторяются сведения, имеющиеся в работах других известных нам кокандских историков.
Махларайим Надира— поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы, дочь правителя Андижана, жена Умар-хана (Омара), правителя Коканда, поэта, покровителя поэтов и ученых. Наряду с Увайси и Махзуной является представительницей кокандской женской поэзии. В юности получила прекрасное образование в области истории и литературы, блестяще владела не только родным, узбекским, но и персидско-таджикским языками. Будучи женой правителя Кокандского ханства Умар-хана (Омара) большую часть жизни поэтесса провела в Коканде в придворных кругах, в среде любителей и покровителей литературы, участвуя в поэтических состязаниях со своим мужем — поэтом, писавшим под тахаллусом Амири. В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и др.) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств. Надира оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов. Особым ее доверием и дружбой пользовалась поэтесса Увайси, наставница ее детей. Вся жизнь Надиры и её творчество проникнуты сочувствием к угнетенным, заботой о просвещении народа. Она высоко ставила роль литературы в духовной жизни общества.1
_____________
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В
своем творчестве, как и другие
поэты того времени, Надира во-многом
опиралась на гуманистическое наследие
основоположника узбекской
Развитие
художественной культуры в среднеазиатских
ханствах нашло свое выражение в
совершенствовании искусства
_____________
1.
Материал из Википедии —
АРХИТЕКТУРА
Узбекистан - страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные образцы архитектуры. В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара, Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати, рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени садов. В ХVI – XVIII вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и караван-сараев и т.д. Особой сферой приложения творческих сил в XVIII веке в Кокандском ханстве была строительно-архитектурная деятельность – возведение моументальных зданий гражданского и культового значения, призванных увеличить могущество новых династий. К строительству медресе, мечетей, дворцов, мавзолеев привлекались лучшие зодчие и мастера, искусство которых запечатлено на века в сохранившихся памятниках. ` Наследия периода архитектуры XVIII века сохранилось почти во всех исторических городах и населенных пунктах Узбекистана. Выдающиеся произведения этого времени сосредоточены в областях, куда исторически переместились центры политической жизни. Гражданское зодчество сохранилось в меньшей степери, чем культовое, дойдя до наших дней в отдельных образцах. Основную же ткань городской застройки составляло, главным образов, жилище, группирующиеся вдоль внутриквартальных улиц с глухими дувалами и стенами домов. Жилища были обращены внутрь дворов, организующих жизнь семьи. Над дворами возвышались характерные элементы домов: две комнаты с зимним айваном – кашгари между ними.1
____________________________
1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века). т.3. Т., 1993. – с. 383
Торговые здания развивались традиционно. В источниках упоминаются крытые торговые улицы, по сторонам которых при блокировке лавок - дуканов получались крытые ряды. Современный Коканд получил развитие из форта, построенного в 1732 году и ставшего 1740 году столицей Кокандского ханства. За время существования в ханстве было 29 правителей. В это время в городе насчитывалось более 35 медресе, около 300 мечетей, и он стал религиозным центром Ферганской долины. Начиная с конца XVIII века, города Узбекистана постепенно оправляются от разрушений, отстраиваются заново. Бурная строительная деятельность начинается и в Кокандском ханстве. Главной особенностью строений ханства является большая пестрота и яркость, контрастность применяемых цветных изразцов при украшении зданий.Особенно это присуще дворцам и медресе. Медресе Норбутабия (1799 г.) было построено на площади Чорсу, при участии бухарского строителя и резчика по ганчу Усто Касимджана. Несмотря на один этаж, здание отличается монументальностью. В строительстве медресе в основном использовался жженый кирпич. Сейчас в этом здании располагается мечеть Жоми. После обретения Узбекистаном независимости, это медресе вновь было открыто, и сейчас в нем обучаются более 80 студентов. Медресе Эмир построен в строгом соответствии стиля к зданиям такого типа. Фасад сооружения имеет 21 метр ширины и 30 метров длины, двор медресе 16-18 метров, в котором находятся хужры. Мечеть и учебное помещение увенчаны голубыми Куполами и отличаются особой элегантностью. Мечеть является действующей и открыта как для верующих, так и для посетителей.
Очень
красив и архитектурный памятник Медресеи-Мир,
который был построен в конце ХVШ века.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО
В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. На протяжении ХХ века, с изменением социально-экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая местной промышленной продукции.
В прикладном искусстве ХVIII века существовали два основных направления – официальное и народное. Понятие последнего шире, чем ведущий стиль эпохи, который отражал основные и тенденции в течении. Народное искусство сохраняло многовековые традиции. Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имело широкое распространение. Мастера продолжали традиции предшествующих веков, однако с течением времени его развитие замедлилось, в ХVIII веке наблюдается упрощение видов, форм и декора изделий. С архитектурой был связан труд искусных резчиков по дереву. Они украшали орнаментацией колонны, двери, оконные ставни, предметы мебели. Широко было искусство ткачества. Во многих центрах вырабатывались шелковые, златотканые, бумажные и шерстяные ткани. В начале ХVIII века сложные исторические условия замедлили процесс развития художественных ремесел, но к концу века отмечается их новый подъем.
Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в Средней Азии. Поливная и неполивная керамика ведущих центров имела локальные особенности, проявляющиеся в своеобразии форм, орнаментального декора, колорита. К числу традиционных центров керамического производства, сохранившихся и поныне
Древнейшие памятники искусства предстают на территории Узбекистана в палеолитической наскальной живописи Зараутсая с экспрессивными изображениями животных и охотничьих сцен. Некоторые рисунки животных на скалах Ходжикента и Бостанлыка относятся ко времени неолита.
Интерес к оформлению рукописных книг возрождается со второй половины ХVIII века после выхода страны из всеобщего кризиса. Период отмечен постепенным налаживанием работ придворных китаб – хоны – мастерских по производству рукописных книг и их оформлению во всех трех ханствах.
Определенный подъем литературы и искусства в ХVIII веке после резкого спада находит отражение и в оформлении художественной рукописи. Художники ориентируются на отобранные классической миниатюрой сюжеты и выработанные ею решения, используют её приемы, но уже не владеют ее формальным совершенством. Мастера оказывают предпочтение лаконичной, немногословной манере, придающей истолкованию сюжетов жанровый характер, определенное предпочтение оказывается сюжетам демократического характера.
В
их решении появляются признаки, свидетельствующие
о зарождении субъективной прихотливости,
нестандартности художественных идей
и форм.
МУЗЫКА
Памятники
материальной культуры (наскальные росписи,
монументальная скульптура, барельефы,
статуэтки и др.), а также дошедшие до нас
письменные источники (2-е тыс. до н.э.) свидетельствуют
о древних истоках музыкального наследия
узбекского народа. Лучшие образцы музыкального
искусства получили обобщенное освещение
в трактатах о музыке среднеазиатских
ученых- энциклопедистов (Фараби, Ибн Сина,
Хорезми, Джами и др.). В дальнейшем музыкальная
культура узбекского народа развивалась,
сохраняя свою самобытность. В рассматриваемый
период музыкальная жизнь в основном концентрировалась
в столичных и крупных городах. Усиливалась
тенденция расширения социального базиса
музыкальной культуры. Даже при невысоком
общественном статусе музыкантов их искусство,
в силу всеобщего внимания и тяги к нему,
достигло значительных высот. В этот период
культивировались сложные циклические
мелодийные жанры и формы, не угасала исследовательская
мысль. Особенно выделяется макомат, который
в музыкальной науке ХVI - ХVIII в.в. представляет
в виде системы основных и производных
ладовых образований – двенадцати макомов,
двадцати четырех шуъбе, шести авазе, т.е.
системы способствовавшей впоследствии
формированию циклических инструментальных
и вокально-инструментальных монументальных
произведений. На рубеже ХVIII века в Коканде
выделяется несколько талантливых музыкантов
– исполнителей и бастакоров. В этот период
составлялись куллияты и баязы – сборники,
содержащие поэтические тексты макомов
с указанием названий конкретных частей. В
ХVIII веке бытовали и получали развитие
многие широко известные ныне в узбекской
музыкальной практике явления музыкального
фольклора с большим разнообразием бытовых,
обрядовых и других, обусловленных определенными
обстоятельствами и временем исполнения.