Культура Кокандского ханства в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:15, реферат

Описание

В ХVIII веке по определению академика В.В. Бартольда в Средней Азии наступило время политического, экономического и культурного упадка. Средняя Азия, раздираемая междоусобными войнами и феодальными мятежами, переживала тяжелый кризис, парализовавший не только хозяйственную, но и культурную жизнь страны. Еще больше по сравнению с ХVI – XVII в.в. выросло влияние и богатство феодальной верхушки узбекских племен, эмиров и духовенства. Они старались держать народ в темноте и невежестве, чтобы легче было держать его в повиновении.

Содержание

Введение
История Кокандского ханства
Культура Кокандского ханства в 18 веке
Литературная жизнь Кокандского ханства
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство Изобразительное искусство.
Музыка
Танец Театр
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО1.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

      Поэт  Маъдан в своих сатирических произведениях  на узбекском и таджикском языках подвергал критике злодеяния  отдельных баев и ханских чиновников, разоблачал их алчность и лицимерие.1 

Сочинение «Шах-наме»  Мирзы Каландара Мушрифа Исфараги начинается рассуждением о качествах  государя, прерогативах и признаках  его власти.   В отдельный раздел (лл. 27а—29б) выделен рассказ об обстоятельствах, побудивших автора взяться за написание сочинения. При этом автор сообщает, что он переложил прозой историю Омар-хана в стихах, написанную придворным поэтом Фазли Намангани 10. Приводя генеалогию Омар-хана, которая возводится к Бабуру и Тимуру (лл. 31а—31б), Мушриф Исфараш в связи с нею кратко останавливается на исторических событиях, происходивших в Средней Азии во. время борьбы Бабура с Шейбани-ханом, упоминая о сочинениях Тарих-и Рашиди и Шейбани-наме.           Затем излагается легенда о Худояр-хане (Алтун Бишик — «Золотая колыбель»), сыне Бабура. Сравнительно подробно рассказывается о ферганских биях из племени Минг в XVI— XVII вв. (лл. 46б—49а) и весьма кратко о правителях этой династии в XVIII в. до Нарбуты-бия включительно (лл. 49а—52а).        

____________________________

      1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века).  т.3. Т., 1993. – с. 378      

     Автор сочинения Мунтахаб ат-таварих —  Хаджи Мухаммад Хаким-хан, сын Сейид  Ма'сум-хана, происходил из знатной кокандской семьи.  Мунтахаб ат-таварих — исторический и автобиографический труд. В начале его коротко рассказывается о доисламских пророках, царях древнего Ирана, арабских халифах и т. п., затем сообщаются некоторые сведения о мусульманских династиях от Саффаридов до Тимура.1   Несколько более пространно повествуется о Тимуре и Тимуридах, Бабуре и Великих Моголах, о Шейбанидах и Аштарханидах. 2  Подробно изложены события истории Средней Азии (в основном Бухары) во времена Мангытов.3      Видным поэтом своего времени, втором стихов на таджикском и узбекском языках был Мулла Шермухаммад Акмаль. В его поэтическом наследии встречаются произведения, направленные против гнета и деспотизма.

      Надо  сказать, что в 18 веке в литературной жизни Кокандского ханства развивались два противоположных друг другу направления.  Если поэты, относящиеся к первому из них, были близки к ханскому двору и занимались главным образом восхвалением правителя и его приближенных, то поэты другого направления воспевали мечты и чаяния народа, пробуждали в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной несправедливости.

      Для истории этого ханства конца XVIII — первых лет XIX в. автор располагал сведениями, почерпнутыми из воспоминаний своего отца и других очевидцев. Рассказы о временах кокандских биев первой половины XVIII в. интересны тем, что  частично основаны на местной устной традиции, причем в некоторых случаях автор указывает имена людей,

_______________

  1. Мунтахаб ат-таварих. лл. 57б—89а.
  2. там же. лл. 89а—200б.
  3. там же. лл. 200б — 334б.

передавших ему  сообщения, слышанные ими от современников  и участников событий.          В сочинении Тарих-и Шахрухи излагаются события от начала XVIII до начала 70-х годов XIX в.          Даже в компилятивных разделах (относящихся к XVIII в.), как правило, не повторяются сведения, имеющиеся в работах других известных нам кокандских историков.         

     Махларайим  Надира— поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы, дочь правителя Андижана, жена Умар-хана (Омара), правителя Коканда, поэта, покровителя поэтов и ученых. Наряду с Увайси и Махзуной является представительницей кокандской женской поэзии. В юности получила прекрасное образование в области истории и литературы, блестяще владела не только родным, узбекским, но и персидско-таджикским языками. Будучи женой правителя Кокандского ханства Умар-хана (Омара) большую часть жизни поэтесса провела в Коканде в придворных кругах, в среде любителей и покровителей литературы, участвуя в поэтических состязаниях со своим мужем — поэтом, писавшим под тахаллусом Амири.          В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и др.) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств. Надира оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов.           Особым ее доверием и дружбой пользовалась поэтесса Увайси, наставница ее детей. Вся жизнь Надиры и её творчество проникнуты сочувствием к угнетенным, заботой о просвещении народа. Она высоко ставила роль литературы в духовной жизни общества.1    

_____________

     1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

     В своем творчестве, как и другие поэты того времени, Надира во-многом опиралась на гуманистическое наследие основоположника узбекской литературы Алишера Навои.       Надира создавала стихи как на узбекском, так и на персидско-таджикском языках. В ее рукописных диванах встречаются различные жанры лирики — газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько «Песен разлуки».     Ее стихотворный диван — гимн любви, верности и честности. Находясь под определенным влиянием суфийских кругов, для своего времени Надира была весьма прогрессивна, она ощущала себя прежде всего Человеком, активно призывала видеть в женщине не только красоту, но и ценить ее ум, чувства, достоинство.        В ее стихотворных диванах высокая любовь воспевалась как символ человеколюбия, как основа нравственности. Надира писала: "Человек без любви — не человек,Если ты человек — предпочти любовь».1

     Развитие  художественной культуры в среднеазиатских  ханствах нашло свое выражение в  совершенствовании искусства книжной  миниатюры (Мухаммад Юсуф Роджи, Бабаджан Санои, Мухаммад Риза Ахунд, Камалиддин Хусайни и др.), появлении новых имен талантливых певцов и музыкантов - исполнителей (Пахлаван Нияз Мирза-баши Мухаммад), развитии музыкального фольклора (макомы, шашмакомы и др.), театра масхарабозов (в Кокандском ханстве - театр Кизикчи, Мухаммад Салих Бадиёршум), распространении кукольного театра (Шосолих, Гафур, Халфаранг - Коканд; Дониёр - Ташкент; Шариф Сайёх, Кори ходжи - Бухара; и многие другие), дальнейшем развитии имеющего богатейшее наследие узбекского танцевального искусства и т.д. 
 

_____________

     1. Материал из Википедии — свободной  энциклопедии

АРХИТЕКТУРА 

     Узбекистан - страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные образцы архитектуры. В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара, Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати, рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени садов.     В ХVI – XVIII вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и караван-сараев и т.д.     Особой сферой приложения творческих сил в XVIII веке в Кокандском ханстве была строительно-архитектурная деятельность – возведение моументальных зданий гражданского и культового значения, призванных увеличить могущество новых династий.     К строительству медресе, мечетей, дворцов, мавзолеев привлекались лучшие зодчие и мастера, искусство которых запечатлено на века в сохранившихся памятниках.     `    Наследия периода архитектуры XVIII века сохранилось почти во всех исторических городах и населенных пунктах Узбекистана. Выдающиеся произведения этого времени сосредоточены в областях, куда исторически переместились центры политической жизни.     Гражданское зодчество сохранилось в меньшей степери, чем культовое, дойдя до наших дней в отдельных образцах. Основную же ткань городской застройки составляло, главным образов, жилище, группирующиеся вдоль внутриквартальных улиц с глухими дувалами и стенами домов. Жилища были обращены внутрь дворов, организующих жизнь семьи. Над дворами возвышались характерные элементы домов:  две комнаты с зимним айваном – кашгари между ними.1 

____________________________

      1. История Узбекистана (ХVI – первая половина XIX века).  т.3. Т., 1993. – с. 383

     Торговые  здания развивались традиционно. В источниках упоминаются крытые торговые улицы, по сторонам которых при блокировке лавок - дуканов получались крытые ряды. Современный Коканд получил развитие из форта, построенного в 1732 году и ставшего 1740 году столицей Кокандского ханства.        За время существования в ханстве было 29 правителей. В это время в городе насчитывалось более 35 медресе, около 300 мечетей, и он стал религиозным центром Ферганской долины.     Начиная с конца XVIII века, города Узбекистана постепенно оправляются от разрушений, отстраиваются заново. Бурная строительная деятельность начинается и в Кокандском ханстве. Главной особенностью строений ханства является большая пестрота  и яркость, контрастность применяемых цветных изразцов при украшении зданий.Особенно это присуще дворцам и медресе.       Медресе Норбутабия (1799 г.) было построено на площади Чорсу, при участии бухарского строителя и резчика по ганчу Усто Касимджана. Несмотря на один этаж, здание отличается монументальностью.   В строительстве медресе в основном использовался жженый кирпич. Сейчас в этом здании располагается мечеть Жоми. После обретения Узбекистаном независимости, это медресе вновь было открыто, и сейчас в нем обучаются более 80 студентов.       Медресе Эмир построен в строгом соответствии стиля к зданиям такого типа. Фасад сооружения имеет 21 метр ширины и 30 метров длины, двор медресе 16-18 метров, в котором находятся хужры. Мечеть и учебное помещение увенчаны голубыми Куполами и отличаются особой элегантностью. Мечеть является действующей и открыта как для верующих, так и для посетителей.

     Очень красив и архитектурный памятник Медресеи-Мир, который был построен в конце ХVШ века. 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

     В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. На протяжении ХХ века, с изменением социально-экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая местной промышленной продукции.

     В прикладном искусстве ХVIII века существовали два основных направления – официальное и народное. Понятие последнего шире, чем ведущий стиль эпохи, который отражал основные и тенденции в течении. Народное искусство сохраняло многовековые традиции. Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имело широкое распространение. Мастера продолжали традиции предшествующих веков, однако с течением времени его развитие замедлилось, в ХVIII веке наблюдается упрощение видов, форм  и декора изделий.         С архитектурой был связан труд искусных резчиков по дереву. Они украшали орнаментацией колонны, двери, оконные ставни, предметы мебели.             Широко было искусство ткачества. Во многих центрах вырабатывались шелковые, златотканые, бумажные и шерстяные ткани.  В начале ХVIII века сложные исторические условия замедлили процесс развития художественных ремесел, но к концу века отмечается их новый подъем.

      Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в Средней Азии. Поливная и неполивная керамика ведущих центров имела локальные особенности, проявляющиеся в своеобразии форм, орнаментального декора, колорита. К числу традиционных центров керамического производства, сохранившихся и поныне

Изобразительное искусство.

 

     Древнейшие  памятники искусства предстают  на территории Узбекистана в палеолитической  наскальной живописи Зараутсая с  экспрессивными изображениями животных и охотничьих сцен. Некоторые рисунки  животных на скалах Ходжикента и Бостанлыка относятся ко времени неолита.

     Интерес к оформлению рукописных книг возрождается со второй половины ХVIII века после выхода страны из всеобщего кризиса. Период отмечен постепенным налаживанием работ придворных китаб – хоны – мастерских по производству рукописных книг и их оформлению во всех трех ханствах.

     Определенный  подъем литературы и искусства в ХVIII веке после резкого спада находит отражение и в оформлении художественной рукописи.            Художники ориентируются на отобранные классической миниатюрой сюжеты и выработанные ею решения, используют её приемы, но уже не владеют ее формальным совершенством. Мастера оказывают предпочтение лаконичной, немногословной манере, придающей истолкованию сюжетов жанровый характер, определенное предпочтение оказывается сюжетам демократического характера.

     В их решении появляются признаки, свидетельствующие о зарождении субъективной прихотливости, нестандартности художественных идей и форм.  
 
 
 
 

МУЗЫКА  

     Памятники материальной культуры (наскальные росписи, монументальная скульптура, барельефы, статуэтки и др.), а также дошедшие до нас письменные источники (2-е тыс. до н.э.) свидетельствуют о древних истоках музыкального наследия узбекского народа.    Лучшие образцы музыкального искусства получили обобщенное освещение в трактатах о музыке среднеазиатских ученых- энциклопедистов (Фараби, Ибн Сина, Хорезми, Джами и др.). В дальнейшем музыкальная культура узбекского народа развивалась, сохраняя свою самобытность.  В рассматриваемый период музыкальная жизнь в основном концентрировалась в столичных и крупных городах. Усиливалась тенденция расширения социального базиса музыкальной культуры.   Даже при невысоком общественном статусе музыкантов их искусство, в силу всеобщего внимания и тяги к нему, достигло значительных высот. В этот период культивировались сложные циклические мелодийные жанры и формы, не угасала исследовательская мысль. Особенно выделяется макомат, который в музыкальной науке ХVI - ХVIII в.в. представляет в виде системы основных и производных ладовых образований – двенадцати макомов, двадцати четырех шуъбе, шести авазе, т.е. системы способствовавшей впоследствии формированию циклических инструментальных и вокально-инструментальных монументальных произведений.           На рубеже ХVIII века в Коканде выделяется несколько талантливых музыкантов – исполнителей и бастакоров.       В этот период составлялись куллияты и баязы – сборники, содержащие поэтические тексты макомов с указанием названий конкретных частей.          В ХVIII веке бытовали и получали развитие многие широко известные ныне в узбекской музыкальной  практике явления музыкального фольклора с большим разнообразием бытовых, обрядовых и других, обусловленных определенными обстоятельствами и временем исполнения. 

Информация о работе Культура Кокандского ханства в 18 веке