Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:24, реферат
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом
ВВЕДЕНИЕ 3
Основная часть 5
Образование 5
М.В. Ломоносов 6
Книгоиздание 8
Архитектура и строительство 9
Изобразительное искусство 12
Театр. Музыка. Балет 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕЫ ИСТОЧНИКОВ 17
Федеральное агентство по образовании
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Университет (МаИ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по истории России
Культура России XVIII века.
Студент группы ЗАТ-102 Вяткиной Н.А.
Преподаватель ____________________
Екатеринбург
2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Основная часть 5
Образование 5
М.В. Ломоносов 6
Книгоиздание 8
Архитектура и строительство 9
Изобразительное искусство 12
Театр. Музыка. Балет 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕЫ ИСТОЧНИКОВ 17
ВВЕДЕНИЕ
"Век разума и просвещения"
- так говорили о своем времени
великие мыслители XVIII столетия,
провозвестники новых
В новый период вступает
и русская культура, пережившая на
рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный
перелом. После долгого времени
насильственной культурной изоляции,
обусловленной трехвековым
Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.
1 Основная часть
1.1Образование
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. В этот период открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей посылали за границу учиться ремеслу - корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству. С 1 января 1700 года указом Петра I было введено новое летоисчисление « от Рождества Христова».
В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук - навигационная школа - первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже - школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах - горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.
Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальные общеобразовательные школы - цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Устав народных училищ - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система.
К середине XVIII в. уровень образованности был еще не высок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году - Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов - Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году - Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (1724 г.). В неё входили Академия, Университет и гимназия. М. В. Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования. В 1755 году по его инициативе был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В созданной университетской типографии издавалась газета «Московские ведомости», выходившая на протяжении 162 лет. Из стен университета вышли Д.И.Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.
Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге - танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве - Балетное училище и Академия художеств.
В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.
1.2 М.В. Ломоносов
Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М.В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет и, по меткому определению А.С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист. Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью судьбы.
Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все явления окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям, к познанию тайн природы. Он развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии.
Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых колебательных движений Земли; ученый заложил основы сравнительно-исторического метода в геологии. От глубоких недр Земли, «куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура» и куда приходится «проникать разумом», Ломоносов обращается к далеким звездам; мировое пространство, «обширность безмерных мест» влечет его к себе и как ученого и как поэта.
Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой науки - астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.
М.В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора также и в области наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические труды по праву занимают видное место в русской науке. Он боролся с теорией Байера и Миллера о норманском происхождении Руси, на основе критического изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что не с призвания варягов начинается история нашей Родины, а что русский народ и язык простираются в «глубокую древность». Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.
Реформа русского стихосложения, начатая В.К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А.С. Пушкиным. Ломоносов много сделал и для развития русского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульпторов, как Ф.С. Рокотов и Ф.И. Шубин.
Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.
В 1708-1710 была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, что способствовало увеличению издания светских гражданских книг и учебников.
С 1703 года стала выходить
первая печатная газета «Ведомости», издававшаяся
по указу Петра I. В «Ведомостях»
публиковались военные
Большая заслуга развития Российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Новикову. В его типографиях печаталось около трети издаваемых в последней четверти XVIII века книг. Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», «Живописец», Кошелёк», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков - организатор библиотек и школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России.
Широкая книгоиздательская
деятельность во многом
Поэт - филолог В.К. Тредиаковский
(1703-1768) стал реформатором русского языка
и стихосложения. В работе « Новый
краткий способ к сложению российских
стихов» сформулировал принципы
силлабо-тонического
Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.
Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества Г.Р. Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В известной оде « Фелица» показывается образ идеального монарха. Автор призывает «истину царям с улыбкой говорить». Державин сочетает «высокие» и «низкие» стили, вносит элементы живой речи в русский язык.
Русские нравы и обычаи
выразил в своих социальных комедиях
«Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин
(1744/45-1792). Его комедии, сатирически
изображавшие нравы дворянского
сословия, обличавшие невежество, тиранию,
крепостное право как корень зла
всех бед в стране, положили начало
обличительно-реалистическому
Н.М. Карамзин - автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь» был основоположником русского сентиментализма. Основное сочинение Карамзина «История Государства Российского» (в 12 томах) - новый этап в развитии русской исторической науке и вместе с тем образец русской прозы. Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.
XVIII век был знаменателен
для России заметными
Выдающимся зодчим Москвы того времени был Д.В. Ухтомский (1719-1774), представитель стиля русского барокко. Наиболее значительное его творение - колокольня Троице-Сергиевой лавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749 году Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы: В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.
Эпицентром передовых
веяний в архитектуре и