Культура России XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:24, реферат

Описание

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Основная часть 5
Образование 5
М.В. Ломоносов 6
Книгоиздание 8
Архитектура и строительство 9
Изобразительное искусство 12
Театр. Музыка. Балет 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕЫ ИСТОЧНИКОВ 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 50.88 Кб (Скачать документ)

Одновременно с Петербургом  строились загородные дворцы со знаменитыми  парковыми ансамблями, а также  Кронштадт и Екатеринбург на Урале. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра, которую он хотел  уподобить Версалю, особенно его  центр с каскадами фонтанов и  скульптурной фигурой Самсона.

Творения В.П. Баженова отличаются смелостью композиций, разнообразием  замыслов, сочетанием западного и  русского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова - самое  красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге).

По проектам М.Ф. Казакова (1738-1812) были построены: Сенат Московского  Кремля, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, Дворянское собрание.

И.Е. Старов (1745-1808) - автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора, Александро-Невской лавры и Таврического дворца.

Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.

 

    1.  Изобразительное искусство

 В XVIII веке претерпевает  изменения и изобразительное  искусство - живопись, скульптура  и др. Русская живопись развивалась  на протяжении всего XVIII века  в тесном контакте с искусством  западноевропейских школ, приобщаясь  к всеобщему достоянию - произведениям  искусства эпохи Ренессанса и  барокко, а также широко используя  опыт соседних государств. Вместе  с тем, искусство в целом  и живопись в частности, на  протяжении всего XVIII века связаны  единой направленностью и имеют  ярко выраженный национальный характер.

В этот период в России творили  величайшие мастера своего дела - представители  отечественной художественной школы  и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве  петровской эпохи стал портрет. У  истоков портретной живописи стоит  И.Н.Никитин (ок. 1690 - 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и вполне неповторимый (портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны, портрет Г.И.Головкина).Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик (Автопортрет с женой).Крупнейший портретист того времени Д.Т. Левицкий (1735-1822) создал великолепную серию парадных портретов - от портрета Екатерины II до портретов московских купцов.Творчество В.Л. Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа (портрет М.И. Лопухиной).

В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского  типа скульптуры, какой еще не знала  Россия. Заметную стилевую перемену в  развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи  Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский  скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин и другие. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

В конце XVIII века формируется  одна из богатейших художественных коллекций  мира - Эрмитаж. В его основе - частное  собрание картин западноевропейских мастеров Екатерины II. В Эрмитаже также устраивались спектакли, музыкальные вечера.

 

    1.  Театр. Музыка. Балет

В 1702 году по велению Петра  был создан Публичный общедоступный  театр, рассчитанный на массовую публику. В начале XVIII века продолжал свою деятельность школьный театр при  Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие  дела Петра I. Петровский официальный  театр распался на несколько театров. В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъёмом национального самосознания. В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли.

В конце XVIII века возник крепостной театр - дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие  театры создавались в Москве и  Подмосковье (театры Шереметьевых и Юсуповых). В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актёров П. Жемчуговой, Т. Шлыковой-Гранатовой, М. Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

Балет в России зародился  как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки танцоров придворные балетные группы в 1738 был утвержден  проект (Собственной Её Величества танцевальной школы). В 1741 году дочь Петра I Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком Петербурга, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. Известными артистами  балета были И.Еропкин, В.Балашов, Г.Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицей была А. Собакина. Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. В  последней трети XVIII века формируется  русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы - авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением стала  мелодрама «Орфей» композитора  Е.И. Фомина. Ведущим музыкальным  жанром становится опера (Д.С Бортянский - «Сокол», «Сын-соперник»).

На рубеже XVIII-XIX веков  появился жанр камерной лирической песни - русский романс. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский, написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся»  долгое время был русским национальным гимном.

В XVIII веке русская культура сделала большой шаг в своем  развитии, появились новые направления - реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры  в литературе; переход от церковных  канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в  зодчестве; приближение изображения  к оригиналу в живописи, появление  парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства - придворного и школьного театра.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги историко-культурного  развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В  то же время укрепление связей с  зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния  на русскую культуру. Укрепление могущества Русского государства, которое стало  одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской  нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все  направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло  обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых  видов культуры - первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Значительно расширилась сфера  духовной деятельности русских людей.

Развитие культуры России XVIII века подготовило блестящий расцвет  русской культуры в XIX веке, ставшей  неотъемлемой частью мировой культуры.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕЫ ИСТОЧНИКОВ

  1. Рыбакова Б.А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа.- 1983.
  2. А.Н. Маркова « История мировой культуры. Культурология» Москва 2003
  3. А.Н. Маркова «Культурология» Москва 2007
  4. Г.В Драч «История мировой культуры» Ростов-на-Дону 2005
  5. Б.А Рыбаков «Очерки русской культуры» Высшая школа МГУ 1990 г.
  6. В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, М.Р. Зезина «Культура России IX-XX вв» Москва 1996.

 

Задание №2

Термины:

 Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены;

Сино́д или собо́р (от греч. Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум).

Различают:

Вселенские соборы — собрания представителей всех поместных самостоятельных  церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства.

Поместные соборы — (иногда называемые «частными») собрания епископов  и других иерархов местной церкви или определенной её области.

Первоначально синоды были встречами епископов, и понятие  всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии. В английском языке словосочетания англ. general synod или англ. general council могут обозначать вселенский собор (греч. Οικουμενική Σύνοδος), хотя первый термин применительно к Церкви Англии означает общее собрание духовенства и мирян, являющееся с 1970 года законодательным органом Церкви вместо британского парламента.

Термин «синод» в русском  языке обычно относится к постоянному  собранию старших (иногда всех) епископов, управляющих той или иной поместной православной Церковью;

 Сенат - высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.С начала XIX века осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений; с 1864 года — высшая кассационная инстанция.Распущен после Октябрьской революции 22 ноября 1917 года по Декрету о суде № 1;

 Ассамблея (от франц. assemblée — собрание) — форма общественно увеселительных собраний, своеобр. предшественники публичных балов, организованных Петром I в целях приобщения русского общества к европейской бытовой культуре и утверждения светских отношений между полами. Принимать участие в Ассамблее могли высшие дворянские чины, "знатные" купцы, "начальные мастеровые" люди и др;

Рекрут (нем. Rekrut) — в России 18—19 вв. лицо, призванное на военную службу на основании т. н. "рекрутской повинности". Сам термин "Рекрут" введен в употребление в 1705;

 Подушная подать – это основной прямой налог в России в XVIII веке, взимаемый в равном или почти в равном размере со всех лиц мужского пола. Возникновение подушной подати относится к царствованию Петра I;

Импе́рия (от лат. imperium — власть) монархическое государство во главе с императором; колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями;

 Абсолютная монархия — это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и безусловно, не деля эту власть ни с кем;

Конди́ции (от лат. condicio — соглашение) — акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного тайного совета (так называемыми «верховниками») в 1730 г;

 «Просвещенный абсолютизм» — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века;

Секуляризация - процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.

Задание №3

Даты:

1721- создание Священного  Синода во главе со светским  обер-прокурором.

1721- указ, разрешавший покупать  владельцам крепостных крестьян  к заводам.

1721, 30 августа – Ништадский мир со Шведцией. Завершение Северной войны. Россия получила Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию, и часть Финляндии.

1721, 22 октября – принятие  Петром I императорского титула.

1725 28 января – смерть Петра I. Борьба за власть между группировками во главе А.Д. Меншиковым и Долгорукими. Возведение группировкой Меншикова Екатерины I.

1755 12 января – указ об основании Московского университета (по инициативе М.В. Ломоносова при покровительстве И.И. Шувалова);

1762 18 февраля – манифест  о «вольности дворянской». Манифест  об уничтожении Тайной канцелярии  и отмене сыска по устному  доносу.

1762 13 апреля – Мир с  Пруссией. Россия уступила Пруссии  все завоевания в ходе Семилетней  войны.

1762 29 мая – Заключение  союза с Пруссией.

1762 6 июля – Дворцовый  переворот. Свержение импереатора Петра III и возведение на пристол его жены Екатерины II Алексеевны.

1785 21 апреля – Жалованные  грамоты дворянству и городам.

Задание №4

 Екатерина  II Великая (1729 — 1796 гг.)

. Вокруг имени Екатерины существует несколько весьма плоских штампов. Один из них — то, что она крепостница. Другой — что это была просвещенная государыня, этакая умная дама на троне, которая переписывалась с Вольтером и Дидро, писала книги и царствовала весьма интеллигентно. Третий, самый отвратительный и вульгарный штамп — ее сугубо личная жизнь. Известно, что Екатерина была, действительно, весьма любвеобильной дамой, ее фавориты регулярно сменяли друг друга. Но эта сторона ее жизни — сторона частная, поэтому уделять ей особое внимание нет никаких оснований, несмотря на то, что в наш век стало появляться много литературы соответствующего сорта.

Информация о работе Культура России XVIII века