Культура России XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:24, реферат

Описание

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Основная часть 5
Образование 5
М.В. Ломоносов 6
Книгоиздание 8
Архитектура и строительство 9
Изобразительное искусство 12
Театр. Музыка. Балет 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕЫ ИСТОЧНИКОВ 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 50.88 Кб (Скачать документ)

Чтобы не касаться больше этой темы, скажу одно. Из всех ее фаворитов, которых было действительно очень много и которые были очень разными людьми, никто, кроме одного, никакого влияния ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику России не имел. Человек, сыгравший огромную роль в нашем государстве, был ее советником и после того, как их отношения охладели, — это князь Григорий Александрович Потемкин, о котором мы поговорим позднее. Он был венчанным мужем императрицы, так как относился к подобным вещам более серьезно, чем принято думать, и хотя впоследствии они расстались (как тогда говорили, дали друг другу свободу), тем не менее, они оставались очень близкими людьми, особенно в том, что касалось государственных дел. Он обладал невероятно мощным умом и был замечательным практиком, и Екатерина это ценила.

Итак, несколько слов о  ее личности. Она была немкой из заштатного немецкого уголка. Отец ее служил полковником  в городе Штеттине (теперь — польский Щецин). Он был комендантом города и впоследствии дослужился до фельдмаршала в войсках его величества короля прусского Фридриха II. Носил он звонкий титул — принц Ангальт-Цербский, следовательно, его дочь была принцессой. София-Августа-Фридерика, принцесса Ангальт-Цербская была извлечена из этой немецкой глуши для того, чтобы стать женой наследника престола Российской империи.

Со своим будущим мужем  она познакомилась едва ли не в  десятилетнем возрасте, и первые впечатления, видимо, были не очень веселыми. Впоследствии она ничего нового в своем супруге  не увидела. Но она была умна и прекрасно  понимала, что дело не в супруге, а в стране, в которую ее забросила  судьба, и позднее довольно остроумно  и вместе с тем цинично признавала, что охотно рассталась бы со своим  супругом, но к русской короне она  не была столь равнодушной.

Она была, бесспорно, от природы  очень способным, умным и любознательным человеком, к тому же образованным. Правда, образование ее было весьма своеобразным — больше домашнее, больше самообразование, чем что-то систематическое; любимым языком ее был французский, родным — немецкий. С русскими людьми ей приходилось говорить по-русски, и она прекрасно освоила этот язык, хотя и делала в слове из трех букв четыре ошибки: слово «еще» она писала «исчо».

Вопрос ее вероисповедания  сводился, вероятно, к следующему: как  русская императрица, она была православной. Что она при этом думала и чувствовала, сказать трудно, но во всяком случае она никогда и никому не дала никакого повода упрекнуть ее в безразличии к установлениям и порядкам Русской Православной Церкви. Ключевский написал об этом весьма остроумно:

«Екатерину обучали Закону Божию и другим предметам французский  придворный проповедник Перар, ревностный служитель папы, лютеранские пасторы Дове и Вагнер, которые презирали папу; школьный учитель кальвинист Лоран, который презирал и Лютера, и папу. А когда она приехала в Петербург, наставником ее в греко-российской вере назначен был православный архимандрит Симон Тодорский, который со своим богословским образованием, довершенным в немецком университете, мог только равнодушно относиться и к папе, и к Лютеру, и к Кальвину, и ко всем вероисповедным делителям единой христианской истины».

Обладая таким поистине универсальным  запасом богословских сведений, Екатерина  вела себя в отношении Православия  безукоризненно. Это делает ей честь. Будучи чистокровной немкой, она окружила себя исключительно русскими людьми, чего не было даже при Елизавете. Она  обладала даром, необходимым для  правителя — она умела выбирать себе помощников. Поэтому ее царствование так знаменито тем, что в этот период появляются замечательные государственные, военные и культурные деятели, будь то Румянцев или Суворов, канцлер  Безбородко или Потемкин, а также  многие другие. В ее царствование возвысился митрополит Платон.

При этом Екатерина умела, обдумав совет своих придворных, самостоятельно решить проблему или  настоять на определенном решении.

При Екатерине II произошло  значительное укрепление российского  государства, проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. Провела реорганизацию Сената в 1763 г, секуляризацию земель (1763—1764 гг.), упразднила гетманство на Украине. Возглавляла  Уложенную комиссию 1767—1769 гг. При  ней усилилось угнетение крестьянства, в результате чего произошла Крестьянская война 1773—1775 гг под руководством Емельяна Пугачева. Издала Учреждение для управления губернией 1775 г., Жалованную грамоту дворянству 1785 г., которой окончательно оформила сословные привилегии дворян.

 


Информация о работе Культура России XVIII века