Культура в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:55, реферат

Описание

Великая Отечественная война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство её потенциальных возможностей. В беспрецедентной ситуации, когда на протяжении многих лет сталинский режим последовательно проводил геноцид против собственного народа, его интеллигенции, страна сумела выстоять в невиданно жестокой схватке с германским фашизмом и его союзниками. Взяв темой для своего реферата Советскую культуру в годы ВОВ, я бы хотел ответить для себя самого на многие вопросы касаемые того, как люди в атмосфере таких ужасов войны, могли помнить и о культурной стороне жизни, как они своей силой мысли могли тянуть за собой огромные массы людей, давать возможность верить.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………...3
1. Литература, как оружие против врагов …………………….………………..5
2. Образование и наука ……………………………………………………………7
3. Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной
Войны…………………………………………………………………………….…9
4. Театральная деятельность в годы войны…………………………………..…11
5. Киноискусство ………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………….…………….....14
Список литературы…………………………………………….…………………15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истоии к защите.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории  на тему:

«Культура в годы Великой Отечественной войны ».

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                                                                                                                                                 Студент 1 курса 49 потока ФММ

Попов В.А.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород-2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………….………………...3

1. Литература, как   оружие против врагов …………………….………………..5

2. Образование и наука ……………………………………………………………7

3. Живопись в картинах, написанных  в годы Великой Отечественной 

Войны…………………………………………………………………………….…9

4. Театральная деятельность в  годы войны…………………………………..…11

5. Киноискусство ………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………….…………….....14

Список литературы…………………………………………….…………………15  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Введение

Великая Отечественная  война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц  истории отечественной культуры, свидетельство её потенциальных возможностей. В беспрецедентной ситуации, когда на протяжении многих лет сталинский режим последовательно проводил геноцид против собственного народа, его интеллигенции, страна сумела выстоять в невиданно жестокой схватке с германским фашизмом и его союзниками. Взяв темой для своего реферата Советскую культуру в годы ВОВ, я бы хотел ответить для себя самого на многие вопросы касаемые того, как люди в атмосфере таких ужасов войны, могли помнить и о культурной стороне жизни, как они своей силой мысли могли тянуть за собой огромные массы людей, давать возможность верить. Как все деятели искусства воспитывали целые поколения патриотов, беззаветно преданных своей Родине. Патриотизм миллионов стал весомой предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу. Развернулась массовая оборонная и политико-просветительская работа среди населения.

С первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

В дни блокады в  городе Ленинграде работали старейшая  русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов,  А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар).   Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные  культурные ценности и, прежде всего, самих  деятелей культуры. Уже в августе 1941 г.  из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые,  писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы,  художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины.

В сложных условиях они  продолжали работать. Все усилия были направлены на  пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло  идеологическое  давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Именно о просветительской работе я бы хотел рассказать в своем реферате, поскольку мы много говорили о политической, военной, экономической стороне Великой Отечественной войны, и мало что знаем о культурной. И для меня является важным узнать об этом, узнать о тех людях, которые, несмотря на взрывы снарядов, пуль, привносили в жизнь частичку тепла своими произведениями, своими надеждами и своим несгибаемым характером. В своей работе я опирался на несколько книг, которые помогли мне узнать больше о другой стороне войны, о людях, сумевших выжить, веря в победу и неся эту надежду через искусство в массы. Книга «Сражающаяся муза» рассказывает о литературе в годы Великой Отечественной Войны, а конкретней о блокадном Ленинграде, которому так много пришлось пережить. В этой книге высказывания многих автор о литературе военного периода, произведения классиков, которые полностью отражают то время. Еще одна книга, только уже рассказывающая о художниках военного периода, под названием «Война народная», в которой не только информация, но и иллюстрации картин, написанных в тот период. И настольной книгой при написании работы была «Мировая Художественная культура», в которой охвачены все сферы искусства, задействованные в годы войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Литература, как оружие  против врагов

Отечественная культура, деятели литературы и искусства внесли весомый вклад в дело Победы. Начнем с того, что многие деятели культуры с оружием в руках сражались на фронте, и не вернулись с войны, работали во фронтовых многотиражках такие как К.М.Симонов, А.А.Сурков, Д.Б.Кедрин, Н.К.Чуковский, А.Т.Твардовский и многие другие литераторы. Насколько напряженным был труд поэтов в военной печати, рассказывают сами страницы фронтовых и армейских газет. Поэты – ленинградцы, шли добровольцами в действующую армию, в народное ополчение, являлись в редакции военных газет. Только в июне 1941 года на страницах фронтовой газеты «На страже Родины» выступили Александр Прокофьев – тринадцать раз, Виссарион Саянов – одиннадцать, Борис Лихарев – девять раз. За это время по нескольку раз печатались А.Решатов, О.Бергольц, С.Бытовой, А.Чуркин, П.Ойфа.

И не меньше пушек, самолетов, танков помогали бить заклятого врага  замечательные стихи К.М.Симонова, произведения, написанные на самом  фронте А.Т.Твардовским, А.Фатьяновым. Стихи отражали чувства, настроение, дух советского народа, вставшего на защиту своего социалистического Отечества. Они звали отстоять родную землю от фашистского нашествия, они вызывали горячий оклик в сердцах воинов, поднимали в бой.

В любую погоду, в лютый  мороз и слякоть, в жару и метель, шагали поэты по фронтовым дорогам и партизанским тропам. Каждая песня, каждый стих, дошедшие до сердца бойца, стали оружием, разящим врага, знаменем, зовущим к победе

Испытания и бедствия, выпавшие на долю советского народа, требовали  предельного напряжения духовных и физических сил. И огромное испытание, выпавшее на наш город, казалось бы, хотело остановить культурное начало Ленинграда, однако, город не поддался этой беде, он встал выше ее.

Девятьсот дней блокады  – огромный срок и изо дня в  день поэты вели откровенный, прямой разговор с ленинградцами. Произведения поэтов не только передавались по радио или печатались в газетах, листовках – их знали наизусть тысячи людей.

Странным, неправдоподобным стало в те годы крылатое изречение  прошлого: «Когда говорят пушки, музы молчат». В огне войны советская поэзия стала мощным оружием в борьбе с врагом, обрела новую силу. Невиданный, могучий поток поэзии изумлял и буквально бесил пропагандистов из пресловутого ведомства Геббельса. Они по-своему реагировали на это непонятное явление. Ленинград пытали голодом и стужей, огнем и металлом. Как и всем ленинградцам, поэтам было нелегко. Они мерзли, голодали, страдали от дистрофии. Но редкий был день, когда в печати или в радиопередачах не участвовали поэты. Если собрать воедино все стихотворные строки первой блокадной зимы, то мы не найдем ни одной, выражающей отчаяние и страх.

Поэзия не являлась тогда  для людей просто любимым стихотворением или рассказом перед сном, это  было что-то большее, это была надежда, вера, правда. Говоря о ленинградской поэтессе О.Бергольц, известный литературовед и критик А.И.Павловский, пишет, что предназначение ее лирики оказалось поистине высоким. Еще мальчишкой, переживший блокаду, в своей книге о Бергольц он так описывает восприятие ленинградцами ее голоса и ее стихов в страшном феврале 1942 года. ««Человечество», - пишет Павловский, - видело осаду Карфагена, Трои, Нумансии, Парижа, но осаду Ленинграда сравнить не с чем. Это была величайшая, ни с чем не соизмеримая трагедия, растянувшаяся на три, подобных вечности, года и вобравшая в свой смертельный зев... шесть сотен тысяч человеческих жизней.  Но февраль сорок второго был особенно тяжел – силы города оказались на исходе. Маленькая прибавка хлеба, произведенная одиннадцатого числа, многим уже не могла помочь. Люди умирали в марте, и в апреле, и в мае, но пережившие февраль все же имели больше шансов на спасение. Это был месяц смерти или во всяком случае, кризиса. Четвертого февраля Вишневский записал в своем дневнике: «Город, как тяжело больной, - то хуже, то лучше». К концу февраля стало определенно хуже. Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Ленинград, со своими обледенелыми шпилями, снеговыми громадами домов и узкими от снега мертвыми улицами, со своей особой, островной тишиной, оцепенелый, неподвижный, безлюдный, был похож на огромный фантастический айсберг, заключивший в своем ледяном чреве остатки былой цивилизации. Все ждали радио – голоса надежды и ободрения. Стук метронома – ведь это радиопульс города. Во время воздушных тревог он стучал медленно, падая тяжелыми, натужными толчками – как падает сердце, сжатое бедой и опасностью, а во время обстрела колотился с лихорадочной торопливостью. В обычное время он был еле слышен, как еле слышна была и сама жизнь. И вот однажды, когда пульс города не бился уже несколько дней, в черных тарелках радио послышалось легкое шуршание. .Кто знает, сколько людских сердец встрепенулось ему тогда навстречу!.(Прочитайте ленинградские дневники, хранящиеся ныне в Музее истории города, и вы увидите, что редкий из них не зафиксировал этой минуты). Сквозь шуршание и треск, собираясь с силами и вновь обессиливая, пробивался к людям чей-то слабый женский голос. И все услышали: голос говорил стихами! Многие, наверно, узнали его, он был знаком еще по осенним радио передачам, но то, что он и сейчас говорил стихами, было невероятно, необыкновенно! Город, казалось, умиравший в ледяном параличе, отверз уста свои, чтобы прошептать стихи! В тот незабываемый день мы плакали мгновенными, легкими слезами  – в темных, промерзших квартирах, у пустых булочных, на невских торосах, где, затертые льдами, стояли недвижные корабли, плакали от стихов, от слабого голоса, возникшего как нежданная радость, как мираж в пустыне, но реального, живого, подтверждающего жизнь, вселявшего надежду.»

 

 

 

2. Образование и наука.

В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы оказались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

В прифронтовой полосе и  глубинных районах СССР учебные  здания превратились в призывные  пункты, казармы, госпитали. Учащимся приходилось нередко заниматься в тесных помещениях, в несколько смен. Но школы и вузы продолжали работать, причем, даже в тылу врага, в «партизанских краях» Белоруссии, Украины и западных районов РСФСР.

Был свернут взятый перед  войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения военно-физкультурной подготовки  вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что  на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших  братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на заводах и колхозных полях.

Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требованиям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию  под  председательством  президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов местным сырьем.

Основные силы советской  науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Информация о работе Культура в годы Великой Отечественной войны