Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:55, реферат
Великая Отечественная война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство её потенциальных возможностей. В беспрецедентной ситуации, когда на протяжении многих лет сталинский режим последовательно проводил геноцид против собственного народа, его интеллигенции, страна сумела выстоять в невиданно жестокой схватке с германским фашизмом и его союзниками. Взяв темой для своего реферата Советскую культуру в годы ВОВ, я бы хотел ответить для себя самого на многие вопросы касаемые того, как люди в атмосфере таких ужасов войны, могли помнить и о культурной стороне жизни, как они своей силой мысли могли тянуть за собой огромные массы людей, давать возможность верить.
Введение………………………………………………………….………………...3
1. Литература, как оружие против врагов …………………….………………..5
2. Образование и наука ……………………………………………………………7
3. Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной
Войны…………………………………………………………………………….…9
4. Театральная деятельность в годы войны…………………………………..…11
5. Киноискусство ………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………….…………….....14
Список литературы…………………………………………….…………………15
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Реферат по истории на тему:
«Культура в годы Великой Отечественной войны ».
Выполнил:
Попов В.А.
Проверил:
Н.Новгород-2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Литература, как оружие против врагов …………………….………………..5
2. Образование и наука …………………………
3. Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной
Войны…………………………………………………………………
4. Театральная деятельность в годы войны…………………………………..…11
5. Киноискусство …………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Великая Отечественная
война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц
истории отечественной
С первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.
В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.
Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.
Правительство всемерно
старалось сохранить
В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.
Именно о просветительской работе я бы хотел рассказать в своем реферате, поскольку мы много говорили о политической, военной, экономической стороне Великой Отечественной войны, и мало что знаем о культурной. И для меня является важным узнать об этом, узнать о тех людях, которые, несмотря на взрывы снарядов, пуль, привносили в жизнь частичку тепла своими произведениями, своими надеждами и своим несгибаемым характером. В своей работе я опирался на несколько книг, которые помогли мне узнать больше о другой стороне войны, о людях, сумевших выжить, веря в победу и неся эту надежду через искусство в массы. Книга «Сражающаяся муза» рассказывает о литературе в годы Великой Отечественной Войны, а конкретней о блокадном Ленинграде, которому так много пришлось пережить. В этой книге высказывания многих автор о литературе военного периода, произведения классиков, которые полностью отражают то время. Еще одна книга, только уже рассказывающая о художниках военного периода, под названием «Война народная», в которой не только информация, но и иллюстрации картин, написанных в тот период. И настольной книгой при написании работы была «Мировая Художественная культура», в которой охвачены все сферы искусства, задействованные в годы войны.
1. Литература, как оружие против врагов
Отечественная культура, деятели литературы и искусства внесли весомый вклад в дело Победы. Начнем с того, что многие деятели культуры с оружием в руках сражались на фронте, и не вернулись с войны, работали во фронтовых многотиражках такие как К.М.Симонов, А.А.Сурков, Д.Б.Кедрин, Н.К.Чуковский, А.Т.Твардовский и многие другие литераторы. Насколько напряженным был труд поэтов в военной печати, рассказывают сами страницы фронтовых и армейских газет. Поэты – ленинградцы, шли добровольцами в действующую армию, в народное ополчение, являлись в редакции военных газет. Только в июне 1941 года на страницах фронтовой газеты «На страже Родины» выступили Александр Прокофьев – тринадцать раз, Виссарион Саянов – одиннадцать, Борис Лихарев – девять раз. За это время по нескольку раз печатались А.Решатов, О.Бергольц, С.Бытовой, А.Чуркин, П.Ойфа.
И не меньше пушек, самолетов,
танков помогали бить заклятого врага
замечательные стихи К.М.
В любую погоду, в лютый мороз и слякоть, в жару и метель, шагали поэты по фронтовым дорогам и партизанским тропам. Каждая песня, каждый стих, дошедшие до сердца бойца, стали оружием, разящим врага, знаменем, зовущим к победе
Испытания и бедствия, выпавшие на долю советского народа, требовали предельного напряжения духовных и физических сил. И огромное испытание, выпавшее на наш город, казалось бы, хотело остановить культурное начало Ленинграда, однако, город не поддался этой беде, он встал выше ее.
Девятьсот дней блокады – огромный срок и изо дня в день поэты вели откровенный, прямой разговор с ленинградцами. Произведения поэтов не только передавались по радио или печатались в газетах, листовках – их знали наизусть тысячи людей.
Странным, неправдоподобным стало в те годы крылатое изречение прошлого: «Когда говорят пушки, музы молчат». В огне войны советская поэзия стала мощным оружием в борьбе с врагом, обрела новую силу. Невиданный, могучий поток поэзии изумлял и буквально бесил пропагандистов из пресловутого ведомства Геббельса. Они по-своему реагировали на это непонятное явление. Ленинград пытали голодом и стужей, огнем и металлом. Как и всем ленинградцам, поэтам было нелегко. Они мерзли, голодали, страдали от дистрофии. Но редкий был день, когда в печати или в радиопередачах не участвовали поэты. Если собрать воедино все стихотворные строки первой блокадной зимы, то мы не найдем ни одной, выражающей отчаяние и страх.
Поэзия не являлась тогда для людей просто любимым стихотворением или рассказом перед сном, это было что-то большее, это была надежда, вера, правда. Говоря о ленинградской поэтессе О.Бергольц, известный литературовед и критик А.И.Павловский, пишет, что предназначение ее лирики оказалось поистине высоким. Еще мальчишкой, переживший блокаду, в своей книге о Бергольц он так описывает восприятие ленинградцами ее голоса и ее стихов в страшном феврале 1942 года. ««Человечество», - пишет Павловский, - видело осаду Карфагена, Трои, Нумансии, Парижа, но осаду Ленинграда сравнить не с чем. Это была величайшая, ни с чем не соизмеримая трагедия, растянувшаяся на три, подобных вечности, года и вобравшая в свой смертельный зев... шесть сотен тысяч человеческих жизней. Но февраль сорок второго был особенно тяжел – силы города оказались на исходе. Маленькая прибавка хлеба, произведенная одиннадцатого числа, многим уже не могла помочь. Люди умирали в марте, и в апреле, и в мае, но пережившие февраль все же имели больше шансов на спасение. Это был месяц смерти или во всяком случае, кризиса. Четвертого февраля Вишневский записал в своем дневнике: «Город, как тяжело больной, - то хуже, то лучше». К концу февраля стало определенно хуже. Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Ленинград, со своими обледенелыми шпилями, снеговыми громадами домов и узкими от снега мертвыми улицами, со своей особой, островной тишиной, оцепенелый, неподвижный, безлюдный, был похож на огромный фантастический айсберг, заключивший в своем ледяном чреве остатки былой цивилизации. Все ждали радио – голоса надежды и ободрения. Стук метронома – ведь это радиопульс города. Во время воздушных тревог он стучал медленно, падая тяжелыми, натужными толчками – как падает сердце, сжатое бедой и опасностью, а во время обстрела колотился с лихорадочной торопливостью. В обычное время он был еле слышен, как еле слышна была и сама жизнь. И вот однажды, когда пульс города не бился уже несколько дней, в черных тарелках радио послышалось легкое шуршание. .Кто знает, сколько людских сердец встрепенулось ему тогда навстречу!.(Прочитайте ленинградские дневники, хранящиеся ныне в Музее истории города, и вы увидите, что редкий из них не зафиксировал этой минуты). Сквозь шуршание и треск, собираясь с силами и вновь обессиливая, пробивался к людям чей-то слабый женский голос. И все услышали: голос говорил стихами! Многие, наверно, узнали его, он был знаком еще по осенним радио передачам, но то, что он и сейчас говорил стихами, было невероятно, необыкновенно! Город, казалось, умиравший в ледяном параличе, отверз уста свои, чтобы прошептать стихи! В тот незабываемый день мы плакали мгновенными, легкими слезами – в темных, промерзших квартирах, у пустых булочных, на невских торосах, где, затертые льдами, стояли недвижные корабли, плакали от стихов, от слабого голоса, возникшего как нежданная радость, как мираж в пустыне, но реального, живого, подтверждающего жизнь, вселявшего надежду.»
2. Образование и наука.
В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы оказались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.
В прифронтовой полосе и глубинных районах СССР учебные здания превратились в призывные пункты, казармы, госпитали. Учащимся приходилось нередко заниматься в тесных помещениях, в несколько смен. Но школы и вузы продолжали работать, причем, даже в тылу врага, в «партизанских краях» Белоруссии, Украины и западных районов РСФСР.
Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения военно-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.
В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на заводах и колхозных полях.
Наука. Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требованиям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов местным сырьем.
Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.
Информация о работе Культура в годы Великой Отечественной войны