Культура в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:55, реферат

Описание

Великая Отечественная война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство её потенциальных возможностей. В беспрецедентной ситуации, когда на протяжении многих лет сталинский режим последовательно проводил геноцид против собственного народа, его интеллигенции, страна сумела выстоять в невиданно жестокой схватке с германским фашизмом и его союзниками. Взяв темой для своего реферата Советскую культуру в годы ВОВ, я бы хотел ответить для себя самого на многие вопросы касаемые того, как люди в атмосфере таких ужасов войны, могли помнить и о культурной стороне жизни, как они своей силой мысли могли тянуть за собой огромные массы людей, давать возможность верить.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………...3
1. Литература, как оружие против врагов …………………….………………..5
2. Образование и наука ……………………………………………………………7
3. Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной
Войны…………………………………………………………………………….…9
4. Театральная деятельность в годы войны…………………………………..…11
5. Киноискусство ………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………….…………….....14
Список литературы…………………………………………….…………………15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истоии к защите.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

В век господства техники военные конфликты стали «войной моторов», приводя к огромных потерям всех воюющих сторон. Основной акцент в научных исследованиях делался, на разработку новых видов вооружения. Создавались все более совершенные образцы орудий, танков, стрелкового автоматического оружия, бронебойных снарядов, бомб, средств связи, кораблей, самолетов.

Тяжелый танк ИС и средний  танк Т-34 (конструкторы Ж. Котин, А. Морозов и др.) во вторую мировую войну считались самыми совершенными боевыми бронемашинами. На гитлеровцев наводил ужас истребительный огонь советской реактивной артиллерии, установки которой бойцы Красной Армии называли «катюшами». Ведущая роль в налаживании массового производства танков и артиллерии принадлежала Институту электросварки АН УССР во главе с академиком Е.О. Патоном. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод защиты боевых кораблей от мин.

Под руководством П.Л. Капицы велась напряженная работа по монтажу оборудования для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов. За эти разработки академику Капице в военное время были присуждены Государственные премии, он дважды награждался орденом Ленина, а в апреле 1945 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Мощь советских вооруженных  сил во многом определила новая авиация. Прославились конструкторы А. Микулин, А. Яковлев, С. Ильюшин, В. Петляков, С. Лавочкин. Особое место в отечественном авиастроении занимает А.Н. Туполев. В судьбе Андрея Николаевича сплелись высокие и трагические ноты. В 20–30-е годы  коллектив Туполева построил 28 новых самолетов,  а том числе 14 серийных. В октябре 1937 г. Туполев был объявлен вредителем и шпионом. Особый цинизм ситуации заключается в том, что власть предержащие прекрасно понимали цену интеллекту. Было создано особое КБ для осужденных, где трудились многие  замечательные конструкторы, в т.ч. и С.П. Королев, тоже – «шпион и вредитель».

Восемь  самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2  был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В военные годы возрастает роль медицины, основной задачей которой  стало спасение, и возвращение  в строй раненных. «Главным хирургом Красной Армии» называют академика Н.Н. Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко снизить смертность, с 65 до 25%. В целом, свыше 70%  воинов после ранения снова возвращались на фронт. Медики изыскивали новые способы борьбы с дистрофией (истощением). Впервые в годы войны удалось избежать эпидемий. Большая заслуга в решении многих проблем принадлежит заместителю Народного комиссара здравоохранения В.В. Парину.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению   ядра   урана   во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

 

3. Живопись в картинах, написанных в годы                                                       Великой Отечественной Войны

Многие художники  - живописцы взялись за графические работы плакат, зарисовку, иллюстрацию в прессе как наиболее оперативный вид изобразительного искусства, чтобы расширить диапазон эмоционального воздействия мобилизующих произведений на возможно большее число людей. Плакат, являлся самым оперативным жанром, поэтому первыми на военные события откликнулись художники-плакатисты. Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И.Тиодзе «Родина – мать зовет!». В то же время беглые зарисовки талантливых художников на фронтах, за линией фронта (в партизанских районах) и при выездах в тыл страны давали им ни с чем не сравнимую по глубине и правдивости основу для создания в ближайшие годы живописных полотен. Именно эти картины, так же как скульптурные композиции на тему войны, вместе с лучшими образцами плаката, рисунка, литографии, гравюры открыли художественную летопись Великой Отечественной Войны. Ни одно из сражений, в чем-то повлиявшее на ход войны, ни одно из явлений жизни не прошло мимо глаз художников. Тематический диапазон произведений, посвященных войне, широк. От крупнейших баталий до локальных боевых эпизодов, отдельных сцен фронтового быта. При этом, как правило, произведения разные по образному строю, по живописно-пластическому воплощению замысла, несут в себе психологически достоверное содержание происходившего. Батальные сцены боевых сражений во всей их жестокости неприкрашенной правде и в то же время без несвойственного нашим художникам натурализма запечатлены мастерами кисти для истории, для поколений.

Раскрытие темы партизанской войны стало для художников в один ряд с созданием батальных полотен, посвященных судьбоносным сражениям. Об этом свидетельствует число художественных произведений, вошедших в  сокровищницу искусства Отечественной войны. Немало психологически точных характеристик людей и событий партизанской войны даны в портретах и картинах живописцев Н.А.Павлова, Ф.А.Модорова, В.А.Громыко, Н.А.Сысоева, В.В.Соколова и многих других.

Ленинград – цитадель культуры сокровищница памятников архитектуры, литературы и искусства – конечно, не мог не оставить для поколений картин, запечатлевших трагедию блокады и свой вклад в Победу. Как и все другие творческие работники города, художники жили общей жизнью со всеми ленинградцами. К примеру, художник А.Ф.Пахомов работал на окопах, гасил на крышах бомбы - «зажигалки», голодал. Его мастерскую разрушил снаряд. И именно он – Пахомов и художники Ю.М.Непринцев, А.А.Ушин передали в графических сериях со всей силой пережитых страданий непреклонную веру в Победу ленинградских блокадников.  Заслуженное восхищение героизмом женщин, преклонение перед их куда более тяжким, чем для мужчины, ратным трудом, нравственная боль за их судьбу и побудили художников посвятить им немало прекрасных произведений, в том числе теме женщины-матери.  Ведь проявление подвига женщиной начиналось с преодоления тяжести материнского расставания со своими детьми. Самоотверженный труд дружинниц, медсестер и женщин-врачей, спасших, если вести подсчет по фронтам, госпиталям, медсанбатам, миллионы жизней; труд, почти непосильный физически и морально для женщины в обычной, «гражданской» обстановке, который приняли девушки на свои хрупкие плечи, привлек восторженное внимание художников, поэтов, драматургов, режиссеров.

В живописи военных лет  в первую очередь развивается  жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).

В 1941 - 1945 гг. развиваются  и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе  связаны с войной. Выдающееся место  в формировании и того, и другого  в военные годы принадлежит А.А.Пластову. Оба жанра как бы объединены в  картине "Фашист пролетел" (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. В последний год войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал праздничность цветущего луга.

В годы войны создаются  и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад  на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

В последние годы войны  одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944 - 1946). В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением "Нерукотворного Спаса". Висторическом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва" (1942).

 
4. Театральная деятельность в годы войны

В числе «мобилизованных  и призывных» сразу же, с самого начала войны, стал советский театр. Время требовало мужества от всех, и люди искусства показали, что  оно и мне чуждо. Глубочайшая  связь деятелей сцены с оказавшейся в опасности родной страной, со своим народом обрела очень динамичные формы, рожденные военной обстановкой. На фронт, в действующую армию двинулись выделенные театрами специальные бригады для обслуживания наших бойцов. Были созданы фронтовые филиалы многих крупнейших художественных коллективов страны, и даже целые фронтовые театры. Первым таким был театр «Искра», сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола – добровольцев народного ополчения.

Затем это были фронтовые  филиалы Малого театра и Театра им. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев советского театра И.Москвина, А.Тарасову, Н.Хмелева, А.Яблочкину, М.Царева, Н.Черкасова.

Кажется, не существовало такого способа передвижения, при  помощи которого актеры  не добирались бы до своего назначения. Автобусы, сани-розвальны, грузовики, автотранспортеры, многоместные и одноместные самолеты, пароходы и торпедные катера – все использовалось. Их обстреливали из пулемета на бреющем полете фашистские самолеты. Их заставала бомбежка на перроне вокзала, а то и на месте выступления. Они видели, как пламя охватывало клуб, в котором их труппа только что играла. Всякое бывало.

Окна землянки, нередко  отводимой под «театр», завешивались плащ-палаткой. Тут же на земле располагались  зрители, и начиналось представление.

- «Каждый ждет своего  выхода, - вспоминает руководитель  МХАТа Николай Дорохин. – Стоя  за «кулисами», мы вслушиваемся в малейшую реакцию зрителя. Со сцены доносятся знакомые слова Маши и Вершина из «Трех сестер» А.П.Чехова. Напряженно слушаем, волнуемся. Дойдет ли эта сцена, вырванная из спектакля? Будет ли все понятно здесь, в этой необычной обстановке? Но  с каким волнением слушают бойцы простые слова Маши о ее безрадостной жизни, о грубости окружающих ее людей..Я смотрю на зрителей, на их загорелые лица, воспаленные глаза и хочу понять: почему они так заинтересованы судьбой какой-то далекой от нас женщины и Вершина? И мне кажется, что этот маленький отрывок напоминает им виденные спектакли, концерты, музеи – все богатства нашей духовной культуры. Все то, что сегодня с оружием в руках они защищают от нашествия варваров»

В окруженном кольцом  вражеской блокады Ленинграде не покинувшие родной город артисты образовывали новые театры. Так как творческий состав одного из них состоял из работников искусства, вошедших в ряды народного ополчения, он жил на правах воинского подразделения и сначала даже именовался «агитационным взводом», а в быту – Театром народного ополчения. Первое выступление его состоялось через месяц после начала войны. Ставили концертные программы, сочиняли художественные иллюстрации к воинскому уставу, вроде сценок: «Как надевать портянку» или «Как носить форму». Потом шли в ход одноактные пьесы, скетчи, юморески.

Работы было много. Артисты  делали двадцати-тридцати-километровые переходы, стремясь не упустить ни одной  точки фронта. Ходили по льду Финского залива, забирались во вражеские тылы, к партизанам. Читали стихи и прозу, пели, плясали, принося бойцам нашим радость, вливая в их сердца новые силы. А  в трудные минуты, сменив оружие искусства на винтовку и гранату, бок о бок со своими зрителями защищали родную землю.

 

5. Киноискусство.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов.  Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все  сюжеты  стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Информация о работе Культура в годы Великой Отечественной войны