Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:55, реферат
Великая Отечественная война 1941-1945гг. – одна из ярчайших страниц истории отечественной культуры, свидетельство её потенциальных возможностей. В беспрецедентной ситуации, когда на протяжении многих лет сталинский режим последовательно проводил геноцид против собственного народа, его интеллигенции, страна сумела выстоять в невиданно жестокой схватке с германским фашизмом и его союзниками. Взяв темой для своего реферата Советскую культуру в годы ВОВ, я бы хотел ответить для себя самого на многие вопросы касаемые того, как люди в атмосфере таких ужасов войны, могли помнить и о культурной стороне жизни, как они своей силой мысли могли тянуть за собой огромные массы людей, давать возможность верить.
Введение………………………………………………………….………………...3
1. Литература, как оружие против врагов …………………….………………..5
2. Образование и наука ……………………………………………………………7
3. Живопись в картинах, написанных в годы Великой Отечественной
Войны…………………………………………………………………………….…9
4. Театральная деятельность в годы войны…………………………………..…11
5. Киноискусство ………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………….…………….....14
Список литературы…………………………………………….…………………15
Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины.
С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник. В работе над киноновеллами для «Боевых киносборников» участвовали известные режиссеры С. Герасимов, Вс. Пудовкин, Г. Александров и др. Сценарии писали известные писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались популярные киноактеры – Л. Орлова, 3. Федорова, Б. Бабочкин, Э. Гарин, Н. Крючков, Н. Охлопков, Б. Чирков, Б. Андреев, М. Штраух, С. Мартинсон, П. Алейников.
«Боевые киносборники» состояли из четырех – пяти короткометражных фильмов (драматические новеллы, скетчи, кинокарикатуры). В гриме Стрелки и военном костюме на велосипеде Л. Орлова развозила фронтовые письма, «придумывала» новые слова на хорошо известную музыку из «Веселых ребят», декламировала стихотворные лозунги, доставала киноаппарат и устраивала просмотры хроникальных очерков и даже разоблачала переодетого фашистского диверсанта. Эти картины не только призывали к героизму и самопожертвованию, но и были живой связью с мирным временем, вызывал улыбку, пробуждали добрые воспоминания, вселяли надежду на скорое окончание войны.
Не прекращалась работа над полнометражными художественными фильмами. В 1942 году зрители увидели «Секретаря райкома» И. Пырьева с участием великолепных актеров М. Жарова, М. Ладыниной, М. Астангова. О судьбе русской женщины-колхозницы, ставшей партизанским вожаком рассказывал фильм Ф. Эрмлера «Она защищает Родину», с В. Марецкой в главной роли. В короткие сроки были поставлены «Два бойца» Л. Лукова, «Фронт» братьев Васильевых, «Во имя Родины» Вс. Пудовкина.
Большой популярностью пользовались исторические кинокартины, напоминавшие, что враг никогда не торжествовал победу на русской земле. В. Петров приступил к съемкам фильма «Кутузов», А. Роом напряженно работал над экранизацией пьесы Л. Леонова «Нашествие».
Любимыми лентами оставались кинокомедии. Полон оптимизма музыкальный фильм И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Лирические песни были написаны Т. Хренниковым. В финале картины, как символ грядущей победы, режиссер показал первый день мира – Кремль в огнях фейерверков, праздничные улицы, заполненные радостными, ликующими людьми. В год окончания войны зрители увидели «Сердца четырех», «Близнецы» К. Юдина.
Заключение
Подводя итог своей работе, я бы хотел искренне выразить огромную благодарность нашим ветеранам Великой Отечественной войны за то, что они не только выиграли эту масштабную, кровопролитную бойню, но и за то, что сумели прийти к этой победе не ценой все сжигающего, сурового отношения к жизни, а рукой об руку с культурой, не забывая о человеческих качествах, пусть даже в таких условиях. Ведь они защищали все то, что создавалось годами, что передавали из поколения в поколение семьи защитников Родины, все то, что есть духовное начало человека.
Говоря о культуре в годы Великой Отечественной войны, нельзя не отметить то, что культура на протяжении всех лет защиты своей Родины была рядом с народом, была рядом со страной, рядом с каждым из тех, кто бросил все на борьбу со злом. Хотя в такие годы можно было бы прекратить писать, прекратить рисовать, прекратить давать концерты, ведь есть оправдание «война», но нет прекратить это значит сдаться, сдаться всей страной. Если не горит огонек надежды, то можно было бы уйти сразу же..Но деятели искусства зажигали этот огонек, своими стихами они вселяли надежду, их голос, это как понимание того, что есть кто живой еще, что мир в наших руках..Все от стихов до картин было нужно людям. Не сдались творческие люди, не сдадутся и другие. Народ силен общей силой духа, воспитанной культурой того времени. Сколько было воспитано в советских школах военного периода защитников родины, которым придавалась патриотическая направленность, давалась необходимая физическая подготовка, проводилась различная политико-просветительская работа. И, делая выводы, я хочу сказать, что культура сыграла не малую роль в обеспечении победы в Великой Отечественной войне.
И еще в заключении, я приведу документальные данные, касаемые того, какие ущербы в сфере культуры были нанесены фашистами. По сообщению Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, опубликованному в «Правде», всего было разрушено более 80 тыс. школ, сотни вузов и научно-исследовательских учреждений, разграблено 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.С.Пушкина в Михайловском, И.С.Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И.Чайковского в Клину, Т.Г.Шевченко в Каневе. В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, громадный ущерб был нанесен Ленинграду и Сталинграду. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески XII в. В Софийском соборе в Новгороде, уничтоженными фашистами, рукописи П.И.Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е.Репина, А.А.Серова, И.И.Шишкина, И.К.Айвазовского.
Список литературы
1.Н.Луговцев – Сражающаяся муза, Л, « Лениздат», 1973
2.М.Ф.Пьяных – Ради
жизни на земле, М, «
3.Б.М.Пидемский – Война народная, СПб, «Аврора», 1995
4.А.Г.Моров – Три
века русской сцены, М, «
5.М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин – История русской культуры, М, «Высшая школа», 1990
6.Л.А.Рапацкая – Русская художественная культура, Владос, 2002
7.Л.Г.Емохонова – Мировая художественная культура, Академия, 2012
Информация о работе Культура в годы Великой Отечественной войны