Культура викингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:33, реферат

Описание

В средневековых скандинавских языках слово “viking” означало «пират, корсар» — человек, который сколотил себе состояние, совершая морские набеги на берега чужих стран, или нападая на мирных путешественников в своих водах. Было и отвлеченное понятие “viking”, которое обозначало сам процесс разбоя за морем. Строго говоря, викингами следовало бы называть только тех людей, для которых разбой становился профессией. К обычным скандинавским крестьянам, купцам, поселенцам или ремесленникам того времени, да и к дружинникам, участвовавшим в династических войнах своих князей или в собственных «разборках», это слово вряд ли подходит.

Содержание

Введение
1. Кто такие викинги?
2. Изучение эпохи викингов
Культура и быт
1. Религия
1) Структура мира
2) Мир, населенный людьми
3) Язычество и жертвоприношения
4) Погребение мертвых
2. Общество
1) Рабы
2) Свободные люди
3) Женщины, роли полов и дети
4) Житейские правила
3. Люди
1) Одежда
2) Украшения
3) Жилища и празднества
4. Искусство и поэзия
1) Поэзия
2) Орнаментальное и изобразительное искусство
5. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Культура викингов.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

            Тверской государственный университет 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Культура                 

           викингов 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           
 

                                             

                                                      Выполнил: Березин Н. М., 1 курс,                     

                                            факультет управления и социологии,

                                                    кафедра менеджмент организации                                                             
 
 

                                    Тверь 2008

Содержание: 

Введение

1. Кто такие викинги?

2. Изучение эпохи  викингов

Культура  и быт

1. Религия

1) Структура мира

2) Мир, населенный  людьми

3) Язычество и жертвоприношения

4) Погребение мертвых 

2. Общество

1) Рабы

2) Свободные люди

3) Женщины, роли  полов и дети

4) Житейские правила 

3. Люди

1) Одежда

2) Украшения

3) Жилища и празднества

4. Искусство и поэзия

1) Поэзия

2) Орнаментальное и  изобразительное искусство

5. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

1. Кто такие викинги? 

В средневековых  скандинавских языках слово “viking” означало «пират, корсар» — человек, который сколотил себе состояние, совершая морские набеги на берега чужих стран, или нападая на мирных путешественников в своих водах. Было и отвлеченное понятие “viking”, которое обозначало сам процесс разбоя за морем. Строго говоря, викингами следовало бы называть только тех людей, для которых разбой становился профессией. К обычным скандинавским крестьянам, купцам, поселенцам или ремесленникам того времени, да и к дружинникам, участвовавшим в династических войнах своих князей или в собственных «разборках», это слово вряд ли подходит. Тем не менее, именно скандинавские морские разбойники оказали наибольшее влияние на Европу того времени, и именно они с тех пор привлекают наибольшее внимание историков. Поэтому период скандинавской истории, начавшийся в 790-х годах (время первых известных набегов в Западной Европе), обычно называют «эпохой викингов». Этот период завершается примерно в середине XI века, когда набеги и переселения прекратились, обитатели поселений за пределами Скандинавии практически слились с местными жителями, а социальные изменения в самой Скандинавии привели к наступлению подлинного Средневековья. Слово «викинг» стало удобным термином для обозначения характерной культуры того времени, и поэтому мы теперь говорим не только о кораблях и об оружии викингов, но и об искусстве викингов, домах викингов и даже о сельском хозяйстве викингов, хотя людям той эпохи такие выражения показались бы совершенно бессмысленными.

Современники  также не называли разбойников-викингов «викингами». Англосаксы именовали  их “данами” - по стране, откуда они пришли. Франки звали “normanni” — люди севера. Германцы — “людьми ясеня”, возможно имея в виду их корабли, хотя корабли делали из дуба. Ирландцы же употребляли или слово “Gaill”, что означает иностранцы, или “Lochlannaigh” — северяне; при этом они порой различали датчан и норвежцев: первые были черными чужеземцами, вторые — белыми чужеземцами. Испанские арабы звали викингов “Majus”— язычники, а на востоке славяне, арабы и византийские греки назвали их “Rus” или “Ros” (возможно, первоначально это было финское название шведов). Сами же скандинавы считали себя обитателями какого-то определенного места — “людьми из Вест-фольда”, 
”людьми из Хордаланда”, “людьми с возвышенностей” и так далее. Однако постепенно у них зародилось чувство национального единства; появились названия национальностей. Они также использовали слово “Nord-menn” — северяне, иногда в ограниченном значении “норвежцы”, но чаще в общем смысле “скандинавы”; второе значение привело к появлению в современном английском языке общих терминов “Northmen”, “Norsemen” и “Norse”. Происхождение самого слова “viking” неясно и весьма спорно. Наиболее общепринятое предположение — это то, что оно происходит от слова “vik” — (ручей, бухта) и появилось потому, что пираты обычно прятались в бухтах и устьях рек, чтобы нападать на проплывающие мимо корабли и обеспечить себе базу для набегов вдоль побережья.
 

2. Изучение эпохи  викингов 

Изучению  эпохи викингов зачастую мешают традиционные представления о свирепых и безжалостных варварах, сеющих страх и разрушение в постоянных поисках добычи, и  поэтому многие менее сенсационные, но столь же важные аспекты этого периода оказались вне сферы внимания. В основном это происходит потому, что европейские летописцы того времени дают весьма одностороннюю картину: они (что вполне понятно) считали викингов только разбойниками и вымогателями дани. Эти авторы почти ничего не знали, да и знать не хотели, о жизни викингов, об их культуре и торговле и даже о том, почему и откуда они приходят. Знания о викингах, их жизни и деятельности дома и за рубежом основываются на обширном материале самого различного свойства. Самыми основополагающими являются письменные источники (сюда входят, в частности, рунические надписи на памятных камнях, которые обыкновенно воздвигались в эпоху викингов), географические названия (имена собственные), археологические находки (продукты жизнедеятельности человека, фрагменты растений и животных и тому подобное), а так же сведения о климатических условиях, рельефе местности. Каждый источник требует надлежащего осмысления, что вызывает множество проблем. В силу этого для решения подобных задач привлекается целый ряд смежных отраслей науки, таких как история, литературоведение, языкознание, топонимика, археология, нумизматика, зоология, геология и многие другие. Каждая из этих наук в той или иной мере вносит свой вклад в изучение эпохи викингов. Благодаря этому, мы имеем возможность осветить эпоху викингов с самых разных сторон.  

Культура  и быт 

1. Религия 

Основными религиями  эпохи викингов было язычество и христианство.

В последствии большинство северных народов было обращено в христианскую веру, тем не менее, и по сей день изучение старой языческой религии викингов является основой изучения культуры этих народов. Началом языческой религии послужило большое количество мифов и легенд о сотворении и строении мира. 

1) Структура мира 

Пространственная  структура мира у викингов была очень сложна для изучения, но за много лет изучения ученым удалось выявить общую картину строения мира в понимании викингов. Структура включала в себя «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Ёрмунганд, также именуемый Мидгардсорм — морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и великанши Ангрбоды. Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль (мировое дерево), связывающий все 9 миров между собой :

Асгард —  страна богов-асов, находящаяся на небе.

Ванахейм —  мир, в котором живут боги-ваны.

Ётунхейм —  мир ётунов-великанов, располагается  восточнее Мидгарда.

Льесальвхейм  — мир светлых альвов.

Мидгард — срединный  мир, населённый людьми(земля).

Муспелльхейм  — огненная страна, у входа в  которую сидит великан Сурт (Чёрный).

Нифльхейм —  мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.

Свартальвхейм — подземная страна цвергов.

Хельхейм —  преисподняя, царство мёртвых. 

2) Мир, населенный  людьми 

Истрория создания Мидгарда, мира людей.

В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба  края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир  и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла, от них образовалось человечество. 
 

3) Язычество и жертвоприношения 

Основой язычества было поклонение божествам, а также жертвоприношение им. Боги были главными среди множества сверхъестественных существ, и каждый из них играл свою более или менее четко очерченную роль, и был ответственен за какую-нибудь одну, важную сторону человеческого бытия. Их представляли в человеческом обличье, и в целом они вели себя, как люди. Боги разделялись на две семьи: асов и ванов. Асы были наиболее многочисленной из двух семей. Верховным божеством у них был Один, всеведущий бог воинов, бог мудрости, поэзии и битвы. Вместе с тем, не в пример другим богам, он был необуздан и непредсказуем и обладал многими необычайными способностями, которые позволяли ему совершать мистические и сверхъестественные действия. Викинги привели Одина к связи с войной и поэтому отдавали ему много почестей и жертвоприношений. Один был одноглазым, свой глаз он отдал за возможность испить из источника мудрости. Оружием его было копье, и он ездил верхом на восьминогом коне Слейпнире. У него были два ворона, Хугин и Мунин. Они каждый день летали по всему свету и собирали сведения обо всем, что происходило. Обитал Один в Валгалле, «чертоге мертвых». Сюда валькирии — девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, но которые не были богинями, — приводили к нему воинов с поля боя. Здесь воины проводили время в игрищах и празднествах в ожидании битвы с силами зла. Не менее могущественным из богов был Тор. Он повелевал в небе и был властен над молнией и громом, бурей и дождем, погодой и урожаем. В тех случаях, когда людям грозил мор и голод, они приносили жертву Тору. Тор являлся сыном Одина, но характер у него был совершенно иной. На него можно было положиться во всем и он ко всему относился с пониманием. Он обладал большой физической силой и, как свидетельствуют западноевропейские литературные источники, боролся со злом, олицетворением которого были великаны. Тор ездил в повозке, запряженной козлами, а оружием его был молот Мьеллнир. В обширном мире викингов ему поклонялись многие. Распространенным божественным символом был молот Тора. Украшение в виде миниатюрного молота Тора обычно носили на шее. Это единственный дохристианский символ, который всегда поддается точной идентификации. После введения христианства маленький молот Тора, который носили как амулет, был заменен крестом. Были и другие боги из семейства асов. Среди них - добрый сын Одина Бальдр. Существовал также страж богов ас Хеймдалль. Из семейства ванов наиболее выделялся бог Фрейр. Как утверждают источники, он являлся богом плодородия, который даровал людям мир и радость. Основные жертвоприношения Фрейру делали во время свадебных и ритуальных празднеств. Бог Фрейя была сестрой Фрейра, его женским воплощением, и она также являлась культом всеобщего поклонения. Она была богиней любви и плодородия, предводительницей дисов — женских созданий, в ведении которых было плодородие в природе и среди людей. Помимо двух семейств богов были норны. Норны — в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы (одна старая и дряхлая - Урд, другая — средних лет -  Верданди, третья же совсем юная – Скульд), наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов, их называли богини судьбы, которым должны были подчиняться и люди, и боги, а также упоминавшиеся выше валькирии. Викинги верили неизбежную судьбу человека, которая определялась норнами, и поэтому нередко воздавали им почести. Существовали также злые великаны, враги богов и людей. Они обитали во внешнем круге Земли, но их можно было встретить в наиболее пустынных местах, наряду с противоречивым, хитрым и коварным Локи, который был отцом змея Мидгорда и волка Фенриса. Локи разъезжал между богами и великанами, строил козни, натравливая их друг на друга, и не однажды обманывал и тех, и других. В пустынных местах обитали также карлики, мудрые и хитроумные, которые были к тому же искусными мастерами-умельцами. Далее существовали эльфы, жившие в глубинах земли, и духи, сопровождавшие человека или его семью. Они олицетворяли то, что мы бы теперь назвали наследственными чертами. С умершими следовало обращаться хорошо. У них была особая форма существования после смерти. Мир был полон существ, которые оказывали влияние на жизнь и судьбу человека, и потому с ними лучше было находиться в дружеских отношениях. Следовало вести себя правильно, воздавать почести богам и другим сверхъестественным существам, отдавая им то, что им принадлежит.

Поклонение или жертвоприношения богам и другим сверхъестественным существам могло происходить в разных местах, в жилищах, также под открытым небом, например, в рощах, в особо святых местах, на холмах и горах, у ручьев. Возможно, были специальные алтари, представлявшие собой кучи камней, находившиеся или на природе, или внутри жилищ. Непосредственно места жертвоприношений не установлены, но большое количество археологических раскопок дают примерное их нахождение. 

4) Погребение мертвых  

Существовали  также особые ритуалы, связанные  со смертью людей и их захоронением. Царством мертвых у викингов был Хельхейм, владычицу этого мира звали Хель. В Хельхейм прибывали как мужчины, так и женщины, за исключением избранных воинов, которые погибли на поле боя, они попадали в чертог мертвых бога Одина. В могилу вместе с умершим клали множество вещей, которые могли понадобиться ему в иной жизни. Набор и количество предметов были различны. По вещам, имеющимся в захоронении, можно было определить социальный статус умершего. Усопшего могли похоронить даже вместе с его лошадью. Также в могилу ставили питье и еду, а также предметы, необходимые в дороге. Это свидетельствует о том, что переселение в царство мертвых представлялось как путешествие. Особенно невероятным для современного человека является обычай хоронить умершего вместе со спутником. Это могли быть мужчины либо женщины, которых убивали для того, чтобы они последовали в царство мертвых вместе с умершим. Спутники эти, скорее всего, были из числа рабов. Среди некоторых групп  викингов существовал также обычай сжигать своих покойников и принадлежавшие им вещи, чтобы затем закопать все, что осталось после огня. Викинги думали, что так они помогают умершим быстрее попасть рай, преодолевая менее сложный путь. 

2. Общество 

Письменные  источники обрисовывает три различных  класса общества: рабов, свободных людей  — бондов и военную знать.

1) Рабы

 

В Скандинавии  в эпоху викингов, несомненно, было много рабов. Они были бесправны  и бедны, не оказывали никакого политического или экономического влияния на общественную жизнь и практически не оставили в ней никакого следа. Рабов можно было приобрести путем покупки, их можно было добыть как пленных. Кроме того, людей, совершивших определенные преступления, в виде наказания также превращали в рабов. К детям, у которых мать и отец были рабами, статус родителей переходил по наследству. Целью многих викингских походов наверняка была возможность добыть себе рабов, либо для собственного пользования, либо для продажи. 

Информация о работе Культура викингов