Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:33, реферат
В средневековых скандинавских языках слово “viking” означало «пират, корсар» — человек, который сколотил себе состояние, совершая морские набеги на берега чужих стран, или нападая на мирных путешественников в своих водах. Было и отвлеченное понятие “viking”, которое обозначало сам процесс разбоя за морем. Строго говоря, викингами следовало бы называть только тех людей, для которых разбой становился профессией. К обычным скандинавским крестьянам, купцам, поселенцам или ремесленникам того времени, да и к дружинникам, участвовавшим в династических войнах своих князей или в собственных «разборках», это слово вряд ли подходит.
Введение
1. Кто такие викинги?
2. Изучение эпохи викингов
Культура и быт
1. Религия
1) Структура мира
2) Мир, населенный людьми
3) Язычество и жертвоприношения
4) Погребение мертвых
2. Общество
1) Рабы
2) Свободные люди
3) Женщины, роли полов и дети
4) Житейские правила
3. Люди
1) Одежда
2) Украшения
3) Жилища и празднества
4. Искусство и поэзия
1) Поэзия
2) Орнаментальное и изобразительное искусство
5. Заключение
2)
Свободные люди
Основу общества составляли свободные люди. Это была большая и разнообразная группа, в которую помимо знати входили также бонды, крупные землевладельцы, арендаторы, охотники, сельскохозяйственные и другие наемные работники, некоторые группы ремесленников. К этой же категории свободных людей можно причислить торговцев и наемных воинов. Свободные люди имели право быть выслушанными на народном собрании, носить оружие и находиться под защитой закона. Однако на деле понятие свободы, скорее всего, было обусловлено благосостоянием.
У каждого человека была своя цена. Общественный статус личности также определял, разумеется, его роль и влияние при решении вопросов общественного характера. Большая часть свободных людей была занята в сельском хозяйстве, которое, пожалуй, почти повсеместно являлось основным источником пропитания. Земля давала статус и вселяла чувство веры в себя. Бытует также представление, будто решающее значение на статус имела древность рода, насчитывающего несколько поколений, и что такой род представлял собой большую сплоченную группу и продолжался исключительно по мужской линии.
Многое из того, что мы знаем о викингах, свидетельствует: женщины жили в достаточно благоприятных условиях, и большинство из них пользовалось авторитетом и уважением внутри их социальной группы. Брак представлял собою союз равных, а также союз двух семейств. Не исключено, что в эпоху викингов их статус даже повысился. Поскольку мужчины в большинстве своем проводили время в викингских походах или торговых поездках, то все домашние дела, равно как и управление усадьбой, возлагались на женщин. Они не занимались ни торговлей, ни ремеслами. Основная задача женщин заключалась в сфере семьи и дома.
У детей,
вероятно, был свой образ жизни до периода
взросления. Нежеланных детей в языческие
времена могли унести куда-нибудь с глаз
долой и предоставить их собственной судьбе.
Особое представление о жизни и смерти,
бытовавшее в те времена, отражалось и
на судьбе детей. Этим, очевидно, можно
объяснить то обстоятельство, что детских
могил, относящихся ко временам язычества,
почти не встречается. Но у тех детей, которые
выживали, детство, вероятно, было таким
же, как и у остальных детей во все времена
и у всех народов. Им рассказывали истории,
для них пели песни. Были у них и игрушки,
которые, по мере того как дети становились
старше, все больше отображали мир взрослых.
Но детство и отрочество в те времена длилось
недолго. Дети быстро приобщались к домашним
делам, и на них возлагались определенные
обязанности.
4)
Житейские правила
Все общество
той эпохи придерживалось определенных
традиций и жило в соответствии со
строгим моральным кодексом. Нарушение
норм поведения навлекало на человека
бесчестье, вызывало осуждение общества
и делало его изгоем. От человека требовалась
лояльность по отношению к членам своей
семьи и сотоварищам по «фелагу».Традиций
следовало придерживаться и в отношениях
между господином и подвластными ему людьми,
в отношениях с друзьями, домочадцами
и слугами. Существовали нормы гостеприимства
и подношения даров, чрезвычайно важно
было держать данное кому-либо слово, хотя
этого правила не придерживались те, кто
отправлялся в чужие земли с целью заключения
мира. Месть полагалась за несправедливость
и агрессию и за многое другое. Личная
честь подкреплялась личными качествами.
Славились деяния на пользу людей.
3.
Люди
1)
Одежда
Образцы одежды в целом виде не сохранились до наших дней, но обувь была обнаружена в большом количестве, особенно при раскопках на месте бывших городов. Это прежде всего башмаки и сапожки до щиколотки или выше. Верх обуви, как правило, был изготовлен из козьей шкуры, а подошва пришивалась отдельно. Обувь выполнена профессионально — ремесло башмачников было весьма распространенным в городах викингов. Покрой остается схожим в самых разных регионах. Обычно имеется ременная шнуровка, окантовка у горловины, а верх украшен декоративным швом, иногда цветным. Такова была обычная повседневная обувь. Что же касается нарядной обуви, которую знать носила с парадным платьем, то о ней почти ничего неизвестно. В отношении одежды все наоборот. Об одежде знати известно гораздо больше, чем о повседневном платье для бедняков. Оно скорее всего было очень простым. А вот о детских нарядах практически ничего неизвестно. Люди в ту эпоху часто использовали меха для подбивки плащей и оторочки одежды. Многие ткани представляли собою имитацию меха. Вязаных изделий в тот период не существовало, но в ходу были теплые одежды из пряжи, части которой «сшивались» в полотно по мере прядения. Имелись также элегантные рельефные ткани типа открытого плетения. Помимо отделки мехом или его имитации одежда часто украшалась аппликациями, вышивкой, шитьем из металлических нитей или лентами. Вплетали для украшения также золотые или серебряные нити. Часто встречаются окрашенные ткани.
Покрой и украшения мужской одежды имели разные варианты. Штаны могли быть облегающими и доходить до щиколоток или трубчатой формы штанины, которые покрывают бедра и расширяются книзу, или громадных размеров брюки типа гольф, которые подвязываются у колен. Штаны такого покроя, естественно, предусматривали ношение чулок. Если в ходу были чулки, то они были длинные, и придерживались с помощью ленты, прикрепленной к поясу на талии, а возможно, длинная лента обматывалась вокруг ноги. Мужские туники или рубахи могли быть и облегающими, и широкими. Их могли носить с поясом или без него. Плащи делались из плотной ткани. Они были квадратного покроя и присборены у правого плеча, с тем чтобы рука, держащая меч, была свободна. На плече плащ скреплялся большой застежкой-фибулой или бантом.
Распространено
мнение, будто все скандинавские
женщины носили стандартную одежду
со стандартными украшениями, то есть
это был своего рода национальный наряд.
Речь идет об одежде высшей знати и представителей
зажиточных средних классов. Не исключено,
что такая одежда предназначалась для
празднеств. Между тем одежда женщин была
далеко не столь однообразной и однотипной.
Разумеется, наиболее характерным и важным
элементом одежды скандинавских женщин
был сарафан на бретельках. О его покрое
нам мало что известно, судя по всему, это
мог быть облегающий сарафан из шерсти
или льна, украшенный окантовкой и лентами.
Окантовка шла по верху и по низу. Сверху
она спускалась до подмышек, а снизу доходила
примерно до середины бедра. Поддерживали
сарафан бретельки, которые спереди были
короче, а сзади длиннее. Спереди бретельки
скреплялись у каждого плеча большими
овальными фибулами. Между фибулами могло
свисать ожерелье из разноцветных бусин,
а на цепочке, свисавшей с одной из фибул,
иногда могли находиться разные вещицы,
которые полезно было всегда иметь под
рукой: ножичек, игольник, ножницы, ключ. Под
сарафаном женщины обычно носили длинную
рубаху, которая могла быть гладкой или
плиссированной. Поверх сарафана, вероятно,
надевался кафтан из тонкой кожи, или еще
какая нибудь одежда. Вместе с тем, многие
скандинавские женщины обычно набрасывали
поверх сарафана плащ или накидку, застегивая
их спереди красивыми фибулами из золота,
серебра или бронзы. Чаще всего такие фибулы
имели продолговатую или округлую форму,
либо форму трилистника.
2)
Украшения
Тяга к прекрасному
нашла также свое отражение в
фибулах и других украшениях. С их
помощью можно было не только приукрасить
себя, но и выставить напоказ свое богатство.
Вместе с тем, украшений, не имевших функционального
назначения, было не так уж много. Это —
браслеты, ожерелья, шейные обручи и разнообразные
подвески на цепочках, перстни носили
редко. Подобные подвески в основном представляли
собою христианские или языческие символы,
такие, как крестик или миниатюрный молот
Тора. Приобретение украшений, таких, как
браслеты, шейные обручи из драгоценного
металла, являлось также способом накопления
богатства, как это бытовало повсюду в
мире. Большая часть дошедших до нас скандинавских
украшений изготовлена из серебра, иногда
использовалось золото. Украшения, как
правило, имели простую форму, а многие
из них были к тому же соотнесены с определенной
весовой системой, так что их стоимость
можно было установить без особого труда.
Таким образом, как женщины, так и мужчины
могли носить свое богатство на себе и
похваляться им.
3)
Жилища и празднества
Непосредственным местом обитания людей было жилище — большое или маленькое, богатое или бедное, в зависимости от экономического положения и социального статуса его обитателей. Как станет ясно из дальнейшего, между внешним видом и размерами городских домов и домов в сельской местности существовали различия, однако и те, и другие располагались на четко ограниченном участке, огороженном изгородью или забором, в окружении надворных построек того или иного назначения. Это видно по многим археологическим раскопкам. Строительные материалы (дерево, глина, камень, дерн или их сочетания), а также техника строительства варьировались в зависимости от местных ресурсов. Конструкции домов постоянно претерпевали изменения, и со временем внутренние опорные столбы, подпиравшие кровлю домов, исчезли, а остальные столбы перестали зарывать в землю. Их помещали на каменные основания, чтобы избежать гниения древесины. Дома определенной конструкции строились из определенных материалов. Небольшие, углубленные в грунт землянки напоминали куполообразные возвышения, сложенные из земли и дерна. Жилища высшей знати выделялись своими размерами, формой и мастерством постройки. Дома часто украшались великолепной резьбой и были покрыты яркой краской. Входные двери, как правило, отличались простотой, но, вместе с тем, они могли быть украшены резьбой или окованы железом. Как в жилых домах, так и в других постройках в ходу были дверные замки. Часто они делались из дерева, но иногда также из железа. Замок был символом неприкосновенности чужой собственности; воровство из запертого на замок дома считалось особо тяжким преступлением и в соответствии с этим влекло за собой суровое наказание. На лицо, хранившее при себе ключи от замков, а как правило, это была женщина, налагалась особая ответственность, и она наделялась особым статусом. Внутри дом обычно состоял из нескольких помещений, в которых царила полутьма, поскольку слуховые окна были малы, их было немного, и они почти не пропускали света. Их, очевидно, закрывали ставнями. Немного света давали и отверстия в крыше, через которые выходил дым от очагов и печей. Огонь очага также освещал внутренность дома. Если света требовалось побольше, например, при выполнении какой нибудь ручной работы, то, вероятно, зажигались масляные лампы. Кроме того, в ходу были восковые свечи, которые стоили дорого, а также более дешевые сальные свечи. Пол был земляной, хорошо утрамбованный и, вероятно, покрытый соломой. Вдоль стен шли выступающие земляные возвышения, обложенные деревом. В небольших домах ширина их не превышала ширины обычной скамьи, а в больших богатых домах могла доходить до полутора метров. На этих возвышениях обитатели обычно проводили большую часть времени, а пол использовался лишь для прохода по нему. Такие возвышения уберегали от холода и сквозняков. Очаг обычно находился в центре общей жилой комнаты. Он располагался на чуть приподнятой над полом четырехугольной площадке и служил, главным образом, для приготовления пищи и обогрева помещения. В некоторых домах, помимо открытого очага, у стены находилась небольшая, округлой формы печь, служившая для тех же целей, Иногда она заменяла очаг. Дым от очага и от печи, прежде чем выйти наружу через отверстие в крыше, распространялся по жилью, и в зимние периоды, когда люди большую часть времени находились внутри дома, они постоянно страдали от легкого отравления. Основное убранство дома состояло из тканей и шкур (настенные ковры, покрывала, подушки), а также ларцов и сундуков с висячими замками. Они были единственной меблировкой дома в те времена, и в них хранились вещи. Наверняка имелись еще и низкие лавки, а что касается другой мебели, то ее, можно сказать, почти не было, так что и фрагментов ее сохранилось немного. Как и поныне во многих уголках мира, люди обычно сидели на корточках или скрестив под собой ноги. В такой позе они вели беседы, принимали пищу, развлекались. Спальные места находились в альковах или небольших каморках, а иногда просто на возвышениях у стен, где на ночь расстилали постель.
В промежутках
трезвости между сериями
4.
Искусство и поэзия
Искусство
викингов было самобытным, исполненным
жизни и фантазии. Оно являлось
общескандинавским и обладало только
ему присущими чертами. Это в
равной степени относится как
к орнаментике, так и к изобразительному
искусству и поэзии. Как вид
искусства наиболее долговечной оказалась
поэзия.
1)
Поэзия
В других разделах этой книги мы касались поэзии викингов в связи с историческими событиями, религией, моралью и многим другим. В данном разделе приводится краткое описание самой поэзии, ее социального содержания и формы. Ритмика, стиль и лексика той эпохи отпугивают нетерпеливого читателя от знакомства с эддическими стихами и скальдическими песнями, но одновременно они очаровывают и захватывают того, кто стремится проникнуть в мир этой поэзии, постичь ее образность и форму, воспринять ее ритмику. По форме и содержанию скандинавскую поэзию эпохи викингов можно разделить на три группы: рунические стихи, эддические стихи и скальдические стихи. Говоря о рунических стихах, мы имеем в виду образцы поэзии, запечатленные на рунических камнях и в некоторых других надписях. Это, как правило, краткие хвалебные стихи в память об именитых людях, отличающиеся простым размером и легко доступные для понимания. Эддическая поэзия также отличается простой струтурой и содержанием эпического характера и близка к фольклору. Большинство скальдических стихов дошли до нас, благодаря исландским сагам. Здесь пространные песни разбиты на отдельные строфы, которые вставлены в прозаическое повествование для усиления его эффекта. Поэтому зачастую трудно бывает представить себе структуру этого стихотворения в целом. Большая часть скальдической поэзии — это восхваление знаменитых королей и хевдингов. Создавались стихи, по всей вероятности, не менее знаменитыми скальдами и были приурочены к определенным случаям. В противоположность эддическим стихам, стихи скальдов повествуют о современных им событиях, и нередко мы имеем возможность соотнести их с тем или другим эпизодом истории того времени. Поэтому скальдические стихи поддаются довольно точному датированию, и можно предположить, что многие их них доносят до нас сквозь даль веков слова и память о том времени, несмотря на то, что созданы они были много лет назад. Стихи скальдов отличают сложная метрика и особый художественный стиль, и это свидетельствует о том, что создавались они для подготовленного слушателя. Можно утверждать, что многие строфы дошли до нашего времени именно благодаря тому, что скальдическая поэзия считалась одним из наиболее изысканных видов искусства.