Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:33, реферат
В средневековых скандинавских языках слово “viking” означало «пират, корсар» — человек, который сколотил себе состояние, совершая морские набеги на берега чужих стран, или нападая на мирных путешественников в своих водах. Было и отвлеченное понятие “viking”, которое обозначало сам процесс разбоя за морем. Строго говоря, викингами следовало бы называть только тех людей, для которых разбой становился профессией. К обычным скандинавским крестьянам, купцам, поселенцам или ремесленникам того времени, да и к дружинникам, участвовавшим в династических войнах своих князей или в собственных «разборках», это слово вряд ли подходит.
Введение
1. Кто такие викинги?
2. Изучение эпохи викингов
Культура и быт
1. Религия
1) Структура мира
2) Мир, населенный людьми
3) Язычество и жертвоприношения
4) Погребение мертвых
2. Общество
1) Рабы
2) Свободные люди
3) Женщины, роли полов и дети
4) Житейские правила
3. Люди
1) Одежда
2) Украшения
3) Жилища и празднества
4. Искусство и поэзия
1) Поэзия
2) Орнаментальное и изобразительное искусство
5. Заключение
Искусство эпохи викингов стремилось к контрастности, краскам и к гармонии движения. Это было яркое, выразительное искусство, и его язык был понят и оценен. В лучших работах детали воспроизводятся столь же тщательно, как и все произведение в целом. Часто орнаментика бывает столь мелкой, что ее восприятие дается лишь путем пристального изучения с близкого расстояния. Лучше всего сохранились образцы прикладного искусства, которые обнаруживается на всевозможных предметах функционального назначения: одежде, пряжках, кораблях, оружии, санях, упряжи, строениях, памятных камнях, настенных коврах, кубках и многом другом. Трехмерное изображение здесь прежде всего проявляется в передаче голов. Как правило, это головы животных, которые завершают и отмечают важные конструктивные звенья на небольших предметах, повозках или ларцах. Чаще всего для изображения декоративного орнамента использовались, вероятно, ткани и дерево, хотя подобных образцов сохранилось немного. Кузнечные работы по золоту и серебру ценились особенно высоко и, вероятно, поэтому они поражают своей особой изысканностью. Распространена была также резьба по кости, для которой использовались моржовый зуб, китовая кость и лосиные рога. Выполнялись рельефные работы, использовались контрасты между материалами и красками, между тенью и светом на гладкой и орнаментированной поверхности. Так, например, в каком либо украшении могли применяться позолоченная бронза, которая выразительно контрастировала с серебром и чернью. На стремени мог быть узор из серебра и меди на фоне черного железа. Было обнаружено так много следов краски (на щитах, мебели, шатровых штангах, рунических камнях, бревнах домов), что не приходится сомневаться в том, что крупные предметы из камня и дерева часто бывали окрашены. Нередко это сочеталось с вырезанным и создающим объемную поверхность декором. Распространены были цвета черный, белый и красный, применялись также коричневый и зеленый цвета. На сегодняшний день краски выглядят блеклыми и выцветшими, но когда их удается восстановить, они обретают яркость, четкость и резкий внутренний контраст. Следы краски, обнаруживаемые на фрагментах одежды и тканях показывают, что и такого рода предметы нередко бывали окрашены.
В изобразительном искусстве викингов было несколько стилей. Большинство стилей названы по местам находок наиболее известного и лучше всего сохранившегося образца данного стиля. За исключением стилей Борре и Йеллинг, которые имеют приблизительно один и тот же возраст, все остальные стили сменяли друг друга, развиваясь один из другого. Для удобства изложения стили обозначены также римскими цифрами и латинскими буквами А, В, С и так далее. Все эти стили были схожи между собой, но имели некоторые различия. Все они сменяли друг друга, развиваясь один из другого. Следующие два стиля, которые более лучше поддавались расшифровке были Борре и Йеллинг. Борре — это компактное сочетание ленточных и звериных форм. Линии часто подчеркиваются дополнительными штрихами, распространены геометрические фигуры, а на украшениях и других декорированных предметах часто встречаются филигрань и зернь или имитирующее их литье. Стиль Борре был первым из скандинавских стилей, который получил распространение в викингских колониях. К этому же периоду, в основном, относится и стиль Йеллинг, который в последствии сменился стилем Рингерике. Здесь все большее значение приобретает растительная орнаментика по сравнению с изображением животных и птиц. Вместе с тем, немаловажным мотивом является изображение объекта, запечатленного в энергичном движении. Большинство работ в стиле Рингерике представляют собою композицию вокруг оси, и маленькие растительные усики часто сгруппированы. Стиль был назван по геологическому названию особого вида известняка, который использовался при создании красиво орнаментированных памятных камней.
Стиль
Урнес стал последней фазой длительного
развития скандинавской звериной орнаментики.
В стиле Урнес пропадают мощь
и энергия стиля Рингерике. Стиль
Урнес в высшей степени отличается
рафинированностью и
Значимые произведения искусства, обновление его форм, вероятно, были делом рук мастеров, связанных с кругами, задававшими тон в обществе: с королями, хевдингами, а в поздний период эпохи викингов — и с церковью.
И все
же искусство гармонично развивалось
во всех районах о слоях общества
викингов, благодаря постоянным странствиям
и путешествиям.
5.
Заключение
Мир викингов был огромен. Он распространился по всей Европе от Скандинавии до Средиземного моря, на восток и на запад, на северо-запад до Исландии, Гренландии и Америки. В эпоху викингов многие искали счастья на чужбине. Иные так и остались в чужих землях, а иные вернулись домой. Суровая действительность требовала своего. Никогда, ни прежде, ни потом, не поминали столь многих скандинавов у них дома за их заморские подвиги. Их память была увековечена на памятных камнях, в стихах, а позднее — в сагах. Многие из них играли значительную роль на европейской арене.
Огромный
мир, многообразие иных культур обусловили
множество разных влияний, и колоссальные
богатства поступали в этот период
в Скандинавию. Никогда прежде развитие
не было столь стремительным. Ко времени
завершения эпохи викингов скандинавы
разительно отличались от тех грабителей,
которые совершали разбойничьи набеги
в 800-е годы на Линдисфарн, Ирландию, Францию,
на Балтику и во многие другие регионы.
Теперь в Скандинавии было три больших
государства со все углубляющейся центральной
властью, со множеством городов и со все
ширящейся специализацией. Норвегия и
Дания были христианскими странами, а
Швеция почти приобщена к христианству,
и знаменосцы новой веры усердно стремились
искоренить прежний образ жизни и приобщить
ее к новым идеалам.
Информационно-справочная
литература:
6)
“Походы викингов” Гуревич