Материальная культура городов Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, реферат

Описание

Целью данного реферата является изучение культуры моногло-татарского государства – Золотая Орда. Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

Содержание

1.Введение…………………………………………………2-3

2.Материальная культура………………….…………….4-5

3.Город Итиль…………………………..……………….5-14

4.Заключение…………………………………………….....15

5.Список литературы…………………………………..…16

Работа состоит из  1 файл

титульный археология.docx

— 50.27 Кб (Скачать документ)

Государственный комитет  РФ  Астраханский государственный университет

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

                        Материальная культура городов  Золотой Орды.

 

 

 

 

Выполнила:

группа ИП 11   

Клоченко Р.Е.              Проверил:

Васильев Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань     

Содержание

 

 

1.Введение…………………………………………………2-3

 

2.Материальная культура………………….…………….4-5

 

3.Город Итиль…………………………..……………….5-14

 

4.Заключение…………………………………………….....15

 

5.Список литературы…………………………………..…16

 

 

Введение

Целью данного реферата является изучение культуры моногло-татарского государства – Золотая Орда. Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.   

Изучение Золотой Орды является одной из традиционных тем  русской и советской исторической науки. Интерес к ее истории связан с решением целого ряда конкретных проблем, касающихся не только путей  развития самого кочевнического общества, но также и его взаимодействия с окружавшими оседлыми народами. На протяжении длительного времени  Золотая Орда играла особую, крайне реакционную роль в политическом, общественном и культурном развитии разнообразного и многочисленного  населения обширного историко-географического  региона.

Золотая Орда была одним  из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях, культуре и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история и культура уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения.

Явная и резко отрицательная  роль Золотой Орды в истории Руси в первую очередь бросается в  глаза при ознакомлении с любым  источником, раскрывающим их взаимоотношения. В результате в науке создалась  такая ситуация, когда по большей  части изучалась не столько сама Золотая Орда, а ее влияние на Русь и их взаимоотношения. Любой  положительный факт по отношению  к государству монголов казался  немыслимым и подвергался сомнению. Но несмотря, ни на что, золотоордынская  тематика была и осталась одной из традиционных в российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке. Без знания истории и путей  развития огромного, мощного, во многом необычного и в полном смысле слова  кровожадного государства нельзя понять многих сторон сложения и роста средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение событий европейской политики в XIII-XV вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Материальная  культура

Любознательные путешественники  и богатые купцы, искусные дипломаты  и мудрые политики из многих стран  приезжали в Орду знакомиться  с ее могущественными ханами, собирать сведения о многочисленных народах, населявших это государство, увидеть  его большие города с богатыми базарами и пышной восточной архитектурой. Их поражала красота невиданных доселе ханских дворцов и мечетей, медресе  и мавзолеев, общественных бань и  караван-сараев, других величественных сооружений. Эти сооружения были поистине удивительны: украшенные изразцами  белого и голубого цветов, покрытыми  стеклянной глазурью, и сусальным  золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался изящными надписями, передававшими отрывки  из Корана и восточной поэзии. Внутренние залы были по-своему изумительны: стены  украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании  с арабесками, полы устилались также  из изразцовых кирпичей различных оттенков. Парадные залы дополнялись комнатами  отдыха, ванными комнатами, а во дворе  – садами, где били фонтаны. Все  это было и об этом надежно свидетельствуют  археологические материалы при  дополнении сообщениями письменных источников.

Для майолики характерна яркая  роспись (в восточной архитектуре  – главным образом арабески, т. е. сложный орнамент, основанный на красивом переплетении геометрических и растительных узоров, часто включающий арабскую надпись) под прозрачной глазурью. В золотоордынской майолике преобладали  синий и ультрамариновый цвета, немало также изразцов с бирюзовой  поливой и черной подглазурной росписью. Орнамент отличался особым изяществом, легкостью восприятия.

Остатки материальной культуры свидетельствуют о поистине высоком  уровне развития ремесла и искусства  в золотоордынских городах: строительства  и архитектуры, ювелирного искусства, черной и цветной металлургии, кожевенного, гончарного, косторезного производства, стеклоделия, резьбы по камню и т.д.

Вот только несколько находок  из развалин Сарая-Берке: остатки больших нарядных масляных ламп и сосудов в виде графина или вазы из толстого, почти бесцветного стекла приятного фона, с художественно выполненной многокрасочной росписью синего, красного, белого, желтого, фисташкового цветов, дверная бронзовая кольцевая ручка, бронзовый мангал для горячих угольев, большой золотой сосуд в форме глубокой чаши с двумя вертикальными ручками в виде фантастических зверей с телом рыбы и головой дракона; сабля самого Узбек-хана с золотой надписью на рукояти. Это всего несколько наиболее примечательных находок, не говоря уже о различных бронзовых светильниках, железных боевых инкрустированных топорах, железном позолоченном шлеме. В целом изделия золотых и серебряных дел мастеров золотоордынской Евразии отвечали мировым стандартам ювелирного искусства развитого средневековья.

Немалый интерес как предметы украшения и быта и как произведения искусства представляют собой круглые  металлические зеркала. Их обратные стороны имели рельефные украшения  в виде изображений различных  животных. В изготовлении зеркал успешно  применялись геометрический и растительный узоры. Золотоордынские зеркала, являясь  продуктом городского ремесленного производства. В золотоордынских  городах чеканились и монеты. Это  были в основном серебряные джучидские диргемы и, частично, особенно в XIII веке, медные пулы.

В целом же кратко перечисленные  виды материальной культуры и декоративно-прикладного  искусства Золотой Орды XIII – XIV веков  свидетельствуют о высоком уровне жизни и художественно-эстетических запросах ее населения.

 

 

2.Город Итиль.

Одной из загадок хазарской  истории, которую до сих пор не удалось разрешить, является локализация  столицы Хазарского каганата – города Итиля. Описание Итиля, составленные средневековыми арабскими авторами и царём Хазарии Иосифом (X в.), не только различны, но и порой и не совпадают. К примеру, ал-Истахри и Идриси пишут, что «город располагается на двух берегах реки и делится на две части. В западной части города живёт царь, его войско и приближённые. Величина этой части города в длину около фарсаха (5-6 км. – Авт.) и окружает её стена. Постройки этого города разбросаны. И жилищами в нём служат войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных из глины; у них есть рынки и бани; среди них множество мусульман ( более 10 тыс. – Авт.) и у них около 30 мечетей. Дворец царя далёк от берега реки и выстроен он из обожжённого кирпича… В восточной части Итиля живут преимущественно купцы и мусульмане и находятся товары». Согласно другим источникам, город располагался на острове, где находился кирпичный (возможно белокаменный) замок царя, а другая часть города располагалась на берегу реки, причём остров и берег были соединены плавучими мостами.   

 Ал-Масуди, который, как и ал-Истахри, писал свои произведения в X в., говорил, что «город Итиль, в котором живёт хазарский царь, разделён на три части большой рекой, текущей из страны тюрок. Этот город лежит на двух берегах реки. В середине этой реки расположен остров, на нём находится дворец царя. Замок царя расположен на краю этого острова. На острове имеется мост (на судах), перекинутый на один из берегов». Утверждение ал-Масуди, что город состоял из трёх частей, подтверждается данными письма хазарского царя Иосифа, который также говорит о том, что Итиль состоял из трёх частей, причём сам Иосиф живёт в третьем «городе»: «Знай, что я живу у этой реки. С помощью Всемогущего на ней находится 3 города. В одном из них живёт царица, этот город, в котором я родился. Он велик, имеет в длину и ширину 50 на 50 фарсахов, расположен в форме круга. Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаилтяне и рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 х 8 фарсахов. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители… Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 х 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река».  

   

 Город Итиль, как и любой другой степной город, находящийся на стадии формирования, мог быть сезонным и состоять из шатров кочевников, летом уходящих вдоль Волги к северу, а на зиму возвращающихся в окрестности царской ставки. С подобной нестационарностью города, возможно, связаны неточности и расхождения в его описании путешественниками, видевшими его в разное время года. Кроме того, Волга в дельте нестабильна, постоянно меняет русла. Возможно, река, первоначально рассекавшая Итиль на две части, как в описании Ал-Истахри, сместилась к западу, и из двух частей, на которые протоки делили город, образовалось три, причём третьей частью оказался остров, на котором стоял дворец царя. Именно так описывал город ал-Масуди. Нельзя также отбрасывать возможность быстрого роста города – первоначально на Волге стоял лишь  замок-крепость, но постепенно его окружили торговые и ремесленные посады.   

 В науке существует  много точек зрения на проблему  локализации Итиля. Известны версии о местоположении Итиля на Селитренном городище в 150 км выше по течению Волги от Астрахани. Её придерживались Л.Н. Гумилёв и М.И. Артамонов. Однако эта гипотеза в наше время подвергается критике со стороны большинства исследователей. Поволжская археологическая экспедиция более 30 лет вела здесь раскопки столицы Золотой Орды Сарая, и за это время не было найдено ни одного вещественного остатка хазарского времени.   

 Также известны версии  о местоположении Итиля под современным Волгоградом и на городище Хаджи-Тархан (Старая Астрахань). Сотрудники Петровского общества исследователей Астраханского края ещё в XIX в. писали, что «столицей хазар был город Итиль, местонахождение которого, по разным литературным источникам, можно отнести к Шареному бугру (т.е. на место Старой Астрахани)».   

 Кроме того, некоторые  исследователи, например, К.Н. Васильков и Р.М. Магомедов помещают Итиль на острове Чистая Банка в северной части Каспийского моря. К.Н. Васильков полагает, что за несколько столетий уровень Каспия сильно повысился и современная береговая линия проходит на много севернее прежней, поэтому остров Чистая Банка раньше был материковой частью и совпадал с местонахождением Итиля. Р.М. Магомедов провёл разведку на этом острове и обнаружил в северной его части остатки валов. Остров практически полностью был затоплен, поэтому в отчёте Р.М. Магомедова имеются лишь фотоснимки многогранной «цитадели», сделанные с вертолёта. Однако участник одной из первых экспедиций на Чистую Банку, профессор Астраханского государственного технического университета П.И. Бухарицын, рассказал, что в данном случае мы имеем дело с курьёзом. «Валы цитадели» на самом деле были насыпаны в 1960-х годах, когда начался подъём уровня Каспия и вода стала подтапливать находившуюся на острове животноводческую ферму. Магнитосъёмка острова с использованием геофизической аппаратуры показала весьма малую вероятность того, что  хазарская столица была расположена здесь.     

 В последние годы  был открыт и исследован ещё  один археологический памятник, с которым археологи связывают  большие надежды на разрешение  проблемы местонахождения Итиля. Это Самосдельское городище, расположенное в дельте Волги у села Самосделка, что в 36 км ниже Астрахани.   

 Городище находится  на правом берегу современного  русла Волги, которая в данном  месте называется Старая Волга, или Бирюль. Предполагаемой восточной границей городища является современное русло реки, северной и северо-западной – пересохшее русло – ерик Воложка. Воложка заполняется водой лишь в годы высоких паводков. На «мысу» между старым и новым руслами находится невысокая всхолмлённая возвышенность, образованная напластованиями культурного слоя городища. Её длина вдоль старого русла Волги – 1 км, ширина – около 500 м. Поверхность этой возвышенности буквально усеяна обломками кирпичей, керамики, стеклянных бус и медных предметов. На юге границей распространения археологического материала являются две пересохшие протоки Волги. То есть основная часть городища находится на древнем острове. В северо-восточной части возвышенности располагаются жилые и хозяйственные постройки животноводческой фермы, а также сенохранилище.       

 Именно благодаря ферме,  вернее – действиям её работников, было сделано настоящее научное открытие. В конце 1980-х гг. вокруг сенохранилища начали копать противопожарные траншеи, а рядом с ними силосные ямы. В результате на поверхность было извлечено огромное количество обломков керамики, костей животных и человека, изделий из стекла, кости, дерева, металлов. Часть этих предметов собрал и принёс их в Госдирекцию охраны памятников истории и культуры Астраханской области школьный учитель из Самосделки А.Пухов.   

Информация о работе Материальная культура городов Золотой Орды