Материальная культура городов Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, реферат

Описание

Целью данного реферата является изучение культуры моногло-татарского государства – Золотая Орда. Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

Содержание

1.Введение…………………………………………………2-3

2.Материальная культура………………….…………….4-5

3.Город Итиль…………………………..……………….5-14

4.Заключение…………………………………………….....15

5.Список литературы…………………………………..…16

Работа состоит из  1 файл

титульный археология.docx

— 50.27 Кб (Скачать документ)

 Аналогичная керамика встречается в Приаралье, в низовьях Сыр-Дарьи, на так называемых «болотных городищах» (Джанкент, Кескен-Куюк-кала, Большая Куюк-кала), открытых Хорезмской экспедицией. Населены они были огузами, которые вели там рыболовецко-скотоводческое хозяйство. В начале IX в. происходит усыхание русел Сыр-Дарьи, и часть жителей «болотных городищ» переселяется в низовья Аму-Дарьи, в так называемую область Кердер и дальше на Устюрт. Как показывают материалы Самосделки, они доходят до низовьев Волги, где их привлекли схожие природо-климатические условия.   

 Переселившиеся из  Северного Хорезма и с низовий  Сырдарьи Огузы-мусульмане состаляли наёмную гвардию хазарских царей, известную по письменным источникам как ларисийа или ал-арсийа. Они несли службу и защищали восточную границу государства от набегов печенегов. Кочевнический гарнизон крепости Саркел, по мнению исследователей, охранял западную границу Хазарии от набегов мадьяр, а позже – руссов и печенегов.   

 Таким образом, анализ  керамического материала позволила  выделить два основных этноса, населявших Самосдельское городище. Это болгары и огузы, что подтверждается и другими находками. В раскопе был найден обломок медной копоушки (маленькой ложечки для чистки ушей). Такие копоушки, часто затейливо украшенные, являлись обязательным элементом туалетного набора огузов и подвешивались к поясу. Типично болгарской вещью является небольшая составная пряжка с прорезным растительным орнаментом, служившая в качестве застёжки для одежды.  

 Пока  ещё нельзя утверждать, что Самосдельское городище являлось остатками Итиля, ясно только, что в IX-X  вв. здесь находился крупный город, который, возможно, являлся владением правителей Хазарии. В XII в. многие восточные авторы и русские летописи упоминают город Саксин, расположенный в низовьях Волги. Арабский путешественник андалусского происхождения ал-Гарнати, проживавший в Саксине около 20 лет, писал о нём: «Саксин – это город гузов, однако в нём проживают и булгары, у которых здесь есть свой квартал и своя соборная мечеть». На основании материалов, полученных в результате раскопок Самосдельского городища, можно с достаточной долей вероятности утверждать, что Саксин находился именно здесь, тем более что других городищ домонгольского времени в Нижнем Поволжье не найдено.  

    Ал-Гарнати упоминает о «тысячах» купцов из Магриба и из других стран, которых он видел в Саксине, что говорит о значительных торговых связях Саксина и об их интенсивности. Материалы раскопок подтверждают и эти сведения. На Самосдельском городище найдено много поливной керамики, происходящей из Средней Азии и Закавказья.   

 Из Хорезма происходят талькохлоритовые котлы, а из Ирана – кашинная керамика с бирюзовой поливой и люстровая керамика, поверхность которой имеет характерный металлический блеск. На связь с далёким Китаем указывает наконечник ремня с изображением на нём китайским трёхпалым драконом с разинутой пастью, из которой свешивается язык. На городище находят янтарные бусы и кусочки янтаря, привезённые, вероятно, с Балтики. Обработкой янтаря, возможно, занимались и в самом городе. Об этом говорят янтарная подвеска, в нижней части которой вырезана арабская надпись – вероятно, имя владельца. Подвеска могла использоваться и как печать. Кроме тог, на городище были найдены золотые арабские и бухарские серебряные монеты.    

 Раскопки на городище  продолжаются. Неизвестно, удастся  ли найти доказательства того, что этот город являлся столицей Хазарского каганата, но огромное его значение для истории всего Волго-Каспийского региона очевидно уже сейчас. Это пока единственный поселенческий памятник в Нижнем Поволжье, который непрерывно существовал с IX по XV в. Возникнув в IX в., город был населён болгарами и переселившимися сюда с низовьев Сырдарьи огузами, которые несли военную службу у царей Хазарии.   

 После падения каганата  жизнь в городище не замерла.  В XI-XII вв. здесь появляется оригинальная  керамика, сочетающая черты огузской, болгарской, хорезмийской. Эта особенность говорит о том, что в дельте Волги население сохраняется в домонгольский период и превращается в новую культурную общность, известную из русских летописей как саксины (жителей области и города Саксин).   

 В XIII в. город захватили  и разрушили монголы. Возможно, об этом городе упоминает францисканский монах Гильом Рубрук, посланный в XIII в. королём Людовиком Святым в Монголию: «При среднем рукаве [Волги] находится город по имени Суммеркент, не имеющий стен; но когда вода разливается, город окружается водой. Раньше, чем взять его, татары стояли под ним 8 лет. А жили в нём Аланы и Саррацины».  

  

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культуру Золотой Орды можно назвать яркой городской  и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой  архитектуры его многолюдных  городов, верблюжьих караванов и  белых шатров его бескрайних ковыльных  степей, культурой персидских и татарских  стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и  мусульманской ученой духовности, культурой  причудливых арабесок и изящной  каллиграфии, древних каменных изваянии и заменивших их монументальных культовых  сооружений, культурой шумных восточных  базаров и новолунной ночной тишины после вечерней молитвы.

Падение Золотой Орды, когда-то могущественной и единой при Бату, Берке, Менгу-Тимур, Узбек и Джанибек ханах, произошло в результате целого ряда очень серьезных объективных  и субъективных причин. Среди этих причин, приведших к окончательному распаду некогда мощного и  цветущего Золотоордынского государства, бесспорны: два крупнейших стихийных  бедствия, унесших с собой огромное число населения; страшные завоевания Тамерлана с уничтожением массы  производительных сил, разрушением  крупнейших городов и других богатейших очагов культуры, в результате чего погибло и было увезено в плен более одного миллиона человек; усиление Руси с ее частыми вмешательствами  в дела Золотой Орды (Куликовская  битва и другие политические акты); и, наконец, ничем не оправданная  смута, ненужная борьба за власть и  совершенно нелепая феодальная междоусобица.

Золотая Орда не была государством, выросшим на почве нормального развития какого-нибудь одного народа. Золотая  Орда - искусственное государственное  образование, сложившееся путем  насильственного захвата чужой  земли.

Таким образом, Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя  у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников. Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими  и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Батыш-Каменский Д. Н.  История России, М.: Наука, 2004г,-370с. 

2. Греков Б. Д.  Золотая  Орда: мифы и реальность, М.: Знание, 2004г,- 452с. 

3. Макаревич В.М. Всемирная  История. Энциклопедический словарь,  М.:   Дрофа, 2000г,-650с.

4.INTERNET. Городище в дельте Волги. Васильев.Д. В.  Зиливинская. Э.

 

 

 

 

 

1 Городище в дельте Волги. Васильев. Д. В. Зиливинская. Э


Информация о работе Материальная культура городов Золотой Орды