Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, реферат
Целью данного реферата является изучение культуры моногло-татарского государства – Золотая Орда. Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.
1.Введение…………………………………………………2-3
2.Материальная культура………………….…………….4-5
3.Город Итиль…………………………..……………….5-14
4.Заключение…………………………………………….....15
5.Список литературы…………………………………..…16
Аналогичная керамика встречается в Приаралье, в низовьях Сыр-Дарьи, на так называемых «болотных городищах» (Джанкент, Кескен-Куюк-кала, Большая Куюк-кала), открытых Хорезмской экспедицией. Населены они были огузами, которые вели там рыболовецко-скотоводческое хозяйство. В начале IX в. происходит усыхание русел Сыр-Дарьи, и часть жителей «болотных городищ» переселяется в низовья Аму-Дарьи, в так называемую область Кердер и дальше на Устюрт. Как показывают материалы Самосделки, они доходят до низовьев Волги, где их привлекли схожие природо-климатические условия.
Переселившиеся из
Северного Хорезма и с низовий
Сырдарьи Огузы-мусульмане
Таким образом, анализ
керамического материала
Пока ещё нельзя утверждать, что Самосдельское городище являлось остатками Итиля, ясно только, что в IX-X вв. здесь находился крупный город, который, возможно, являлся владением правителей Хазарии. В XII в. многие восточные авторы и русские летописи упоминают город Саксин, расположенный в низовьях Волги. Арабский путешественник андалусского происхождения ал-Гарнати, проживавший в Саксине около 20 лет, писал о нём: «Саксин – это город гузов, однако в нём проживают и булгары, у которых здесь есть свой квартал и своя соборная мечеть». На основании материалов, полученных в результате раскопок Самосдельского городища, можно с достаточной долей вероятности утверждать, что Саксин находился именно здесь, тем более что других городищ домонгольского времени в Нижнем Поволжье не найдено.
Ал-Гарнати упоминает о «тысячах» купцов из Магриба и из других стран, которых он видел в Саксине, что говорит о значительных торговых связях Саксина и об их интенсивности. Материалы раскопок подтверждают и эти сведения. На Самосдельском городище найдено много поливной керамики, происходящей из Средней Азии и Закавказья.
Из Хорезма происходят талькохлоритовые котлы, а из Ирана – кашинная керамика с бирюзовой поливой и люстровая керамика, поверхность которой имеет характерный металлический блеск. На связь с далёким Китаем указывает наконечник ремня с изображением на нём китайским трёхпалым драконом с разинутой пастью, из которой свешивается язык. На городище находят янтарные бусы и кусочки янтаря, привезённые, вероятно, с Балтики. Обработкой янтаря, возможно, занимались и в самом городе. Об этом говорят янтарная подвеска, в нижней части которой вырезана арабская надпись – вероятно, имя владельца. Подвеска могла использоваться и как печать. Кроме тог, на городище были найдены золотые арабские и бухарские серебряные монеты.
Раскопки на городище
продолжаются. Неизвестно, удастся
ли найти доказательства того,
что этот город являлся
После падения каганата жизнь в городище не замерла. В XI-XII вв. здесь появляется оригинальная керамика, сочетающая черты огузской, болгарской, хорезмийской. Эта особенность говорит о том, что в дельте Волги население сохраняется в домонгольский период и превращается в новую культурную общность, известную из русских летописей как саксины (жителей области и города Саксин).
В XIII в. город захватили и разрушили монголы. Возможно, об этом городе упоминает францисканский монах Гильом Рубрук, посланный в XIII в. королём Людовиком Святым в Монголию: «При среднем рукаве [Волги] находится город по имени Суммеркент, не имеющий стен; но когда вода разливается, город окружается водой. Раньше, чем взять его, татары стояли под ним 8 лет. А жили в нём Аланы и Саррацины».
Заключение
Культуру Золотой Орды
можно назвать яркой городской
и степной средневековой
Падение Золотой Орды, когда-то могущественной и единой при Бату, Берке, Менгу-Тимур, Узбек и Джанибек ханах, произошло в результате целого ряда очень серьезных объективных и субъективных причин. Среди этих причин, приведших к окончательному распаду некогда мощного и цветущего Золотоордынского государства, бесспорны: два крупнейших стихийных бедствия, унесших с собой огромное число населения; страшные завоевания Тамерлана с уничтожением массы производительных сил, разрушением крупнейших городов и других богатейших очагов культуры, в результате чего погибло и было увезено в плен более одного миллиона человек; усиление Руси с ее частыми вмешательствами в дела Золотой Орды (Куликовская битва и другие политические акты); и, наконец, ничем не оправданная смута, ненужная борьба за власть и совершенно нелепая феодальная междоусобица.
Золотая Орда не была государством, выросшим на почве нормального развития какого-нибудь одного народа. Золотая Орда - искусственное государственное образование, сложившееся путем насильственного захвата чужой земли.
Таким образом, Золотая Орда
не оставалась неизменной, многое заимствуя
у мусульманского Востока: ремесла,
архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный
декор, расписную посуду, персидские
стихи, арабскую геометрию и астролябии,
нравы и вкусы, более изощренные,
чем у простых кочевников. Имея
широкие связи с Анатолией, Сирией
и Египтом, Орда пополняла тюркскими
и кавказскими рабами армию мамлюкских
султанов Египта, ордынская культура
приобрела определенный мусульманско-
Список литературы
1. Батыш-Каменский Д. Н. История России, М.: Наука, 2004г,-370с.
2. Греков Б. Д. Золотая Орда: мифы и реальность, М.: Знание, 2004г,- 452с.
3. Макаревич В.М. Всемирная
История. Энциклопедический
4.INTERNET. Городище в дельте Волги. Васильев.Д. В. Зиливинская. Э.
1 Городище в дельте Волги. Васильев. Д. В. Зиливинская. Э
Информация о работе Материальная культура городов Золотой Орды