Материальная культура городов Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, реферат

Описание

Целью данного реферата является изучение культуры моногло-татарского государства – Золотая Орда. Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

Содержание

1.Введение…………………………………………………2-3

2.Материальная культура………………….…………….4-5

3.Город Итиль…………………………..……………….5-14

4.Заключение…………………………………………….....15

5.Список литературы…………………………………..…16

Работа состоит из  1 файл

титульный археология.docx

— 50.27 Кб (Скачать документ)

 Когда специалисты  увидели эти находки, то сразу  поняли, что они могут стать  настоящей сенсацией.     

 Дело в том, что до недавнего времени считалось, что города и поселения возникли в Нижнем Поволжье только в XIII в. В бронзовом и железном век на этой территории жили различные кочевые племена, оставившие после себя многочисленные погребальные памятники. В раннем средневековье Поволжье входило в состав Хазарского каганата, но от хазар тоже остались только курганы и грунтовые погребения на Бэровских буграх. И только с приходом татаро-монголов Нижнее Поволжье стало зоной сплошной оседлости. Здесь была построена столица Золотой  Орды – большой и красивый город Сарай, от него сплошной полосой вдоль Волги и её протоков тянулись более мелкие города и небольшие поселения. Одним из таких небольших поселений золотоордынского  времени считалось Самосдельское городище. Хотя оно было известно археологам ещё в XIX в., серьёзные исследования здесь никогда не проводились, поскольку лежащие на поверхности его обломки цветной поливной керамики и ярких бирюзовых изразцов свидетельствуют о золотоордынской культуре, и никаких сомнений с датировкой памятника не возникало. Но то, что принёс А. Пухов, полностью опровергало эти представления. Среди его находок оказалось много лепной керамики, широко распространённой в раннем Средневековье.     

 Астраханские археологи  немедленно начали исследовать  памятник. Многие годы они обследовали  борта траншей, собирали материал  из нарушенного культурного слоя, определяли границы поселения.  Большая часть собранной керамики  относилась к X-XII вв., то есть  к домонгольскому времени. В бортах траншей обнаружился культурный слой мощностью до трёх метров, а в нём были видны многочисленные разрушения мощных стен и конструкций из обожжённого кирпича. Особенно воодушевила исследователей находка нескольких кувшинов салтово-маяцкой культуры, которую связывают с хазарами. Тогда-то и высказана была идея, что Самосдельское городище является остатками Итиля.  

     Косвенным подтверждением этой версии являлась и структура городища. Кроме основной его части, расположенной на острове, были найдены значительные выходы культурного слоя в полутора километрах от фермы, ниже по течению Старой Волги. Вероятно город был вытянут вдоль берега примерно на 2 км.   

 Очевидно, что центральная часть городища располагалась в древности посреди Волги на острове, который отделялся протокой от восточной части городища в районе современной паромной переправы, то есть город состоял как минимум из двух частей. Также были обнаружены культурные напластования на левом берегу Старой Волги, где расположены современные мусульманское и христианское кладбища. Возможно, город состоял не из двух, а из трёх частей, разделёнными речными протоками, что полностью соответствует описаниям Итиля средневековыми авторами.  

    Но ни наличие керамики X в., ни островное положение городища и его огромные для раннего Средневековья размеры (2 кв. км), ни пересечённость водными протоками не могут считаться доказательствами того, что Итиль находился именно здесь. Доказать или опровергнуть эту гипотезу могут только очень длительные и кропотливые археологические раскопки.     

 Такие раскопки были  начаты астраханскими археологами  в 1992 г., но раскоп имел весьма незначительную площадь и затронул только верхние слои, относящиеся к золотоордынскому времени. Из-за нехватки средств работы тогда пришлось прекратить.     

 Новый этап изучения  Самосдельского городища начался в 2000 г., когда исследования его стали частью Хазарского проекта. Совместная московско-астраханская экспедиция с самого начала была комплексной, и в ней работали не только археологи, но и группа почвоведов и геофизиков из МГУ и Института географии РАН.   

 Раскоп был заложен  в самой высокой точке городища, чтобы получить полный хронологический  срез памятника. Большая часть  раскопа уже доведена до материка, то есть до того уровня, на  котором начали селиться люди.   

 В самом верхнем  уровне раскопа находились слои, относящиеся к золотоордынскому  времени. Там присутствовала типично  золотоордынская поливная керамика, встречались монеты. Остались фрагменты  стен, сложенные из обломков обожжённых кирпичей на глиняном растворе. Местами прослеживались остатки жилищ. Столь плохая сохранность сооружений объясняется тем, что поверхность городища в этой части неоднократно нарушалась. В  XIX в. здесь находился рыбозасолочный завод с соляными складами. От этого почва сильно засолилась, что очень плохо сказалось на сохранности металлических изделий.     

 Золотоордынский город  существовал примерно до 40-х гг. XIV в., после чего пришёл в запустение, что казалось необычным, так как то было время наибольшего расцвета Золотой Орды. Отчего же прекратилась жизнь на Самосдельском городище? На помощь археологам пришли почвоведы. Они определили, что в начале XIV в. произошло резкое и быстрое повышение уровня Каспийского моря. Район городища оказался в прибрежной зоне дельты, особенно опасной в период сильных нагонов воды. Скорее всего, природные бедствия и послужили причиной упадка и даже гибели поселения.    

 Более ранние слои  на раскопе относятся к XI –  началу XIII вв., то есть к домонгольскому времени. Было вскрыто пять наземных жилищ и землянка, образующие единый жилой квартал. Стены домов сложены из обломков кирпичей  панцирной кладкой, то есть внешние их поверхности образованы ровными рядами кирпичей, а середина забита кирпичным боем или залита глиной. Вдоль стен в жомах делались узкие глинобитные скамьи – суфы. Стенки их складывались из обломков тех же кирпичей, а середина забивалась землёй. Сверху их обмазывали глиной. Отапливались жилища при помощи очагов или тандыров – круглых печек, служивших также для выпечки лепёшек. В некоторых домах от печек отходили горизонтальные дымоходы – каны. Дым их печей, проходя по каналам кана, служил для дополнительного обогрева помещения и выводился наружу через вертикальный дымоход. Такая система отопления была изобретена в Китае и получила широкое распространение на огромной территории с приходом татаро-монголов. Но и в домонгольское время канны были известны в некоторых районах Средней Азии.     

 Дома домонгольского времени небольшие, явно рассчитанные на одну индивидуальную семью. В одном из таких домов рядом с тандыром на полу стоял небольшой горшочек с крышкой, в котором, вероятно, когда-то находилась еда, а рядом – маленький кувшинчик для напитка.   

 Раскопками частично  вскрыт многокомнатный дом, состоящий из помещений, постепенно пристраивавшихся друг к другу. В какой-то момент он был разрушен, а на его развалинах был построен другой, почти такой же планировки.   

 Рядом находилась небольшая  производственная полуземлянка. Здесь  вокруг корчаг было разбросано много рыбьих костей м чешуи. В землянке также найдены два жёрнова и много мелких железных предметов непонятного назначения. Но самой поразительной находкой оказались две компактные кучи свинцовых слитков, общим весом более 200 кг. Свинец хранился, скорее всего, в мешках. Что же это за отливки различных форм, но большей частью бесформенные? Первое, что приходит в голову: свинец могли использовать для отливки грузил, а в  корчагах явно держали пойманную рыбу. Но свинец, который не добывался в Нижнем Поволжье, был привозным, а значит, стоил очень дорого. Грузила же для сетей в средние века чаще всего вытачивали из обломков керамики и кирпичей. А такая куча свинца была целым состоянием. Для чего же ещё он мог быть использован? Арабский  путешественник XII в. ал-Гарнати, описывая город Саксин в низовьях Волги, говорит о том, что там в ходу были оловянные деньги. А может быть не оловянные, а свинцовые? Но тогда убогая «землянка рыбака» превращалась в «банк» или «казначейство», по крайней мере в хранилище. Но тогда при чём здесь корчаги с рыбой? Пока на все эти вопросы нет ответа.       

 К домонгольскому времени относится и большая землянка площадью около 27 кв. м. Стены её заглублены в землю более чем на 2 м и облицованы кирпичом. Пол был земляным, а камышовую крышу поддерживал центральный столб. Землянка неоднократно перестраивалась. Вдоль стен была устроена широкая суфа, служившая лежанкой для всей семьи. У одной стены находился тандыр, а в толще суфы проходили каналы кана.   

 Возможно, эта землянка  была не только жилым, но  и производственным помещением, о чём свидетельствуют обломки  более десяти толстостенных сосудов  с заострённым дном и узким  горлом, так называемых сфероконусов. Сфероконусы широко применялись на средневековом Востоке для перевозки ртути, химических веществ, благовонных масел. На одном из сфероконусов на Самосдельском городище, выбит рисунок, изображающий парусных корабль с якорем. В землянке также находились многочисленные обломки небольших, грубо слепленных мисочек конической формы. Возможно, они служили для смешивания каких-то веществ. Чем конкретно занимался хозяин землянки, сказать пока ещё трудно, но она получила условное название «землянка алхимика».  

 В слоях XI-XIV вв. поражает  обилие кирпичных построек, принадлежавших явно простым горожанам. Причём кирпич, который использовался для возведения стен и внутренних конструкций, весь вторичного использования. Он различного формата, битый и со следами известкового раствора, при том, что кладка делалась на глиняном растворе. Часто в кладке стен встречаются фигурные «лекальные» кирпичи трапециевидной формы. Такие кирпичи применялись для кладки куполов и сводов. Всё это наводит на мысль, что для постройки домов жители города разбирали какие-то монументальные кирпичные постройки более раннего времени.     

 Из арабо-персидских  источников известно, что в Хазарском каганате только правители могли владеть постройками из обожжённого кирпича. Следовательно, в хазарское время Самосдельское городище было крупным городом, в котором находились резиденции кагана и бека.   

 В IX-X вв. люди строили  жилища из турлука. Сначала делался каркас стен из жердей. Пространство между жердями заполнялось камышовыми или тростниковыми матами, а затем конструкция с двух сторон обмазывалась глиной. Крыши в таких домах также были плоскими и также делались из тростника с глиняной обмазкой. Естественно, такие постройки не сохраняются, и проследить их можно только в том случае, если дом сгорел. Тогда от него остаются куски прокалённой до красного цвета обмазки со следами жердей.   

 Некоторые постройки  были заглублены в материк.  В этом случае удалось проследить  их форму. Чётко выделяются  сооружения двух видов – прямоугольные и круглые в плане. Круглые котлованы принадлежат так называемым юртообразным жилищам, своеобразным стационарным юртам. Такие постройки обычно возникают при переходе кочевников к оседлому образу жизни. По краям котлованов юртообразных жилищ видны лунки от деревянных жердей, которые образуют каркас стен. Стены поддерживают коническую крышу, перекрытие которой сделано из камыша и, так же как и стены, обмазано глиной. Сходные жилища IX-X вв. были найдены в хазарской крепости Саркел, столице Волжской Болгарии Биляре, в Дунайской Болгарии.   

 Внутри юртообразных жилищ на Самосделке найдены обломки керамической  и деревянной посуды, стеклянные бусы и браслеты, кусочки янтаря, медные украшения. Из состава находок следует, что они принадлежали достаточно зажиточным горожанам. Следовательно, проживание в юртообразном  жилище свидетельствует не о низком социальном статусе хозяина, а о связи его с традициями кочевого мира. В одном таком жилище под полом у входа были положены два бараньих альчика.   Традиция закладывать маленькие косточки из бараньей ноги – альчики в качестве оберега у порога в юрту существовала у многих кочевых народов. Альчик у тюркских народов являлся символом скотоводства, символом благополучия, богатства. Он использовался в качестве оберега, талисмана, как предмет обрядовой принадлежности.    

 Обитатели Самосдельского городища занимались земледелием. В ямах и некоторых сосудах были найдены зёрна проса, семечки арбузов и дынь, косточки персика. Развито было и скотоводство. На первом месте стояло разведение мелкого рогатого скота. В меньшем количестве разводили крупный рогатый скот и лошадей. Скотоводство было придомным, так как кочевать в условиях дельты, пересечённой многочисленными протоками, было невозможно. Значительное место в рационе жителей города занимала рыба.   

 Самосдельское городище являлось крупным центром ремесленного производства. Находки железных криц говорят о том, что здесь выплавляли железо. Медные шлаки и мелкие бесформенные капельки меди, так называемые выплески, свидетельствуют о том, что в городе выплавлялась и медь. Совершенно уникальной является находка четырёх комплектов глиняных литейных форм, в которых отливали двухсторонние предметы, возможно, какие-то амулеты. На двух из них изображены чайки, а на остальных фламинго и рыбы. Поражает тонкость проработки деталей: очень чётко видны глаза птиц, жаберные крышки, чешуя и хвосты рыб.   

 Значительное развитие  получило стеклоделие. На городище найдены не только стеклянные украшения – бусы, подвески,  перстни, браслеты, но и многочисленные обломки стеклянных сосудов. Это бутылки, флакончики, небольшие кувшинчики с ручкой, стаканы с фигурным тиснением и даже рюмки на тонких ножках.     

 Поистине огромного  размаха достигло на Самосдельском городище керамическое производство керамика поражает обилием форм и способом декора. Она делится на две большие группы – гончарную (сделанную на гончарном круге) и лепную. Гончарная посуда представлена большим разнообразием столовой, кухонной и тарной. Это кружки, миски, блюда, крышки, кувшины, чаши, котлы, горшки, корчаги. Вся эта керамика красноглиняная хорошего обжига, часто с лощением и ангобом. Абсолютное большинство её форм находит аналогии в керамике Волжской Болгарии X-XII вв. Эта керамика, несомненно, сделана болгарскими мастерами непосредственно на месте из местного материала. Столь значительные масштабы керамического производства позволяют говорить о тесных связях Самосдельского городища с Волжской Болгарией в X-XII вв. и о наличии значительного болгарского компонента среди его населения.     

 Ко второй группе относится грубая лепная керамика из плохо промешанного теста. Это кухонная столовая посуда - горшки, котлы, сковороды, кружки, крышки горшков и тандыров. Украшены сосуды довольно разнообразным орнаментом – ногтевыми и пальцевыми вдавлениями, наколами камышинкой и полой косточкой, отпечатками зубчатого штампа, свисающими «гирляндами», процарапанными по сырой глине рисунками-граффити. Очень разнообразны ручки сосудов – петлевидные ручки горшков, декорированные насечками, имитирующими рога барана, часто встречаются зооморфные ручки, стилизованно изображающие пасущегося барана.   

Информация о работе Материальная культура городов Золотой Орды