Медицина Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Описание

История неповторимой культуры, сложившейся в III тысячелетии на полуострове Индостан, по времени и пространству разделяется на три периода:
— хараппская цивилизация, существовавшая в XXX–XX веках до н. э. в долине реки Инд;
— арийская цивилизация (ведийский период), имевшая место долине реки Ганг в XX–X веках до н. э.;
— расцвет традиционной культуры (классический период), начавшийся во второй половине II тысячелетия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….1
Аюрведа……………………………………………………………………………………..2
Веды……………………………………………………………………………………........5
Культ предка………………………………………………………………………………..6
Медицинские знания……………………………………………………………………….7
Хирургия………………………………………………………………………………….....8
Йога………………………………………………………………………………………….9
Ситхи………………………………………………………………………………………..10
Тибет………………………………………………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………………....12

Работа состоит из  1 файл

Индия.docx

— 43.52 Кб (Скачать документ)

Аюрведа сравнивает врача  с воином. Как воин, владеющий  многими видами оружия, будет более  эффективен в сражении, так и врач, обучившийся многим методам лечения, быстрее победит болезнь. Вайдьи очень хорошо знали принципы питания  и образа жизни, которые необходимо назначать пациенту в соответствии с его типом конституции, возрастом, местом проживания и возможными недугами. Они владели наукой мармавидьи, включавшей в себя акупунктуру, хиропрактику (диагностику  по ладони), точечный массаж и гирудотерапию. Арийский медик имел совершенные  знания в лечении травами и  минералами. Он был обучен элементам  йоги и методам медитации; должен был вести праведный образ  жизни. Аюрведа, как достаточно гибкая система, давала возможность повсеместного  ее применения без ограничения времени. Об этом гласил ведический принцип  передачи знания: «место — время  — обстоятельства». Иначе говоря, знание не следует переносить механически; его необходимо приспособить к местным  условиям.

В Аюрведе болезнь рассматривалась  не только как отрицательное явление. В одном из разделов говорилось, что «болезни являются нашими учителями», то есть они не возникают сами собой, а отражают эволюционное развитие человека. В индийском трактате подробно описывались  глубинные причины недугов, привязанные  к психическим состояниям человека: мыслям, эмоциям и поступкам, причем с указанием на особые «болезни-друзья». Эти «добрые» недуги якобы приходят с целью избавления организма  от более тяжелых заболеваний. Врач должен их распознать и «не торопиться изгнать из тела». Так, если у эпилептика развивается варикозное расширение вен, то падучая болезнь якобы  переходит в менее опасную  форму. Если человек сможет перенести  туберкулез, то непременно избавится  от бронхиальной астмы.

Помимо Аюрведы, в Древней  Индии существовала традиция устной передачи знаний, позже сконцентрированная в Ригведе. Тексты ритуальных песнопений и мифологические сюжеты, собранные  в этой книге, относятся к XII–X векам  до н. э. Здесь описаны 3 опасных недуга: грудная болезнь, кровотечение и  лепра (проказа).

Веды

Период создания Вед характеризовался склонностью к магическому врачеванию. Эмпирическое лечение тесно переплеталось  с заговорами, заклинаниями, обращениями  к богам, среди которых особо  почитался Индра — предводитель индийского пантеона, царь богов, податель дождя, громовержец и устроитель мира. Гимны, обращенные к Индре, содержали  мольбы о ниспослании военных  побед, добычи, богатства, мужского потомства, силы. Его просили о защите от врагов, болезней, несчастий.

К божествам, связанным с  медициной, относились также юные врачеватели  — близнецы Ашвины. В Ведах они  распоряжались утренней и вечерней зарей, странствуя по небу вместе с  Сурьей (бог солнца) на золотой колеснице. Братья почитались как первые хирурги. Не менее могучим был покровитель  охотников Рудра, владевший тайной лекарственных растений. Одурманивающий напиток сома, употреблявшийся в  ритуалах жертвоприношений, назван именем бога Сома, который почитался в  Индии как бог Луны. Наиболее влиятельным  являлся бог огня и возрождающейся жизни с красивым именем Агни.

Основу культа арийских племен составляли жертвоприношения, всегда сопровождавшиеся сложным ритуалом. За точным исполнением обряда следили  брахманы — так называли членов высшей жреческой касты. Явление  брахманизма сформировалось именно из ведийской религии.

Культ предка

Древние арии имели представление  о греховности пороков и дурного  поведения: понятие «грех» осознавалось нарушением установленного порядка. Это  также касалось ритуала жертвоприношения, которое являлось главной формой общения людей с богами. Церемониал ведийского жертвоприношения (яджня), исполнявшегося обычно по заказу знатной  особы, был разработан до мелочей. Брахман  следил за его соблюдением, взяв на себя грех возможных ошибок или «нечистоту», изредка возникающую во время  принесения жертвы.

В отсутствие храмов и постоянных культовых мест церемония проходила  на заранее подготовленных площадках. Особым образом укладывались кирпичи; для жертвенных возлияний и сидения  богов расстилалась солома и разводился жертвенный огонь. В пламя лили сому, молоко, масло, кидали зерна, лепешки. Считалось, что все дары попадут к богам. Насытившиеся и задобренные божества должны откликнуться на призывы жрецов и спуститься с небес, приняв участие  в ритуале, а затем исполнить  обращенные к ним просьбы. История  ариев знала кровавые жертвоприношения, в том числе человеческие, но эта  практика отошла в прошлое еще  до создания Вед. Вместо живого человека разрешалось приносить в жертву голову животного или человека, сделанную  из глины.

Культ предка в культуре ариев состоял в регулярном ублажении  дарами и совершении поминальных  обрядов. «Голодные» праотцы могли  вмешаться в дела живых и нанести  им вред в виде опасного заболевания. Предки мыслились вечно существующими  в телесной оболочке, обитающими в  неопределенном месте, называвшемся высшим небом. Главой культа был Яма —  первый умерший человек, который  в Ригведе именуется царем. У  индусов он преобразовался в бога смерти. Наличие веры в предков  доказывает, что арии еще не пришли к идее перерождения, но представление  о цикличности времени уже  обрели. Они верили в то, что мир  ежегодно возвращается в изначальное  состояние хаоса, а Индра вновь  его возрождает.

Мудрые арии стремились уберечь  свое мировоззрение от внешних влияний. Все же сакральный текст Ригведы  показывал проникновение в него элементов неарийской культуры, в  частности ариев, отошедших от ведийской  религии. В особенности сильно чуждое влияние в Атхарваведе, составленной в VIII–VII веках до н. э. Материал этого  трактата связан с низшими слоями древнеиндийского общества и дает глубокое представление о верованиях, бытовавших в народе. Атхарваведа — сборник  заговоров, заклинаний, магических формул, которые должны были защитить человека от всевозможных бед и несчастий, в том числе болезней, неудач, всякого рода порчи или козней злых духов и демонов. Здесь недуги связывались со злыми силами или  расценивались как возмездие  богов. Таким образом, исход лечения  напрямую зависел от настроения небожителя, которого можно было задобрить щедрыми  подарками в виде жертвоприношений.

Помимо огромного количества заклинаний, молитв, заговоров от разных недомоганий, в Атхарваведе отражен  богатый опыт народной медицины, заключавшийся  в эффективном использовании  лекарственных трав. Целительное  действие некоторых растений понималось как некая сила, противостоящая злым духам. Издавна за индийскими лекарями закрепилось обращение «бхишадх», что буквально означало «изгоняющий дьявола». Это имя осталось за целителями-магами на долгие времена, когда в лечении они уже не использовали заклинания, предпочитая более реальные лекарственные средства.

Окончание ведийского периода  ознаменовалось расслоением индийского общества на четыре варны (сословия):

— брахманы; владели священными знаниями;

— кшатрии; являлись военной  знатью, наделенной властью, и членами  царских семей;

— вайшьи; представляли собой  слой свободных общинников, преимущественно  крестьян;

— шудры; были самой бесправной частью общества, являясь, по сути, бездомной  нищетой.

Каждая варна делилась на касты и подкасты (от порт. casto — «чистый»). Сословие парий, известное  под названием «неприкасаемые», занималось самой унизительной работой. Им запрещалось слушать и повторять  Веды. Подобно шудрам, неприкасаемые  не имели права на врачебную деятельность.

Медицинские знания

К началу I тысячелетия нашей  эры в Индии уже сложилась  система медицинских знаний, основанная на древних традициях и ценном эмпирическом опыте предыдущих поколений. В классический период лекари далеко отошли от иррациональных представлений  о причинах заболеваний. Философские  системы, лежавшие в основе новых  методик, содержали в себе немало естественно-научных идей. Подготовка специалистов велась в храмовых школах или светских учебных заведениях, созданных по типу университета. Наиболее известной была школа в городе Такшашила, где постигал науки знаменитый индийский врач Дживака (VI–V века до н. э.). По легенде, он лечил самого Будду, а по достоверным данным — царя Бимбисару, правившего княжеством Магадха.

В группах обучались не более 4 человек, получавшие знания от вайдьев, которые разбирались во всех известных науках, обладая при  этом высокими нравственными качествами. Профессия врача требовала от человека высокого интеллекта и крепкого здоровья. Поэтому в школы принимались  юноши знатного происхождения (кшатрии  или вайшьи), худощавого телосложения, с нормальной психикой, скромные и  показавшие свои способности. В программу  подготовки медика входило обязательное посещение больных, а также учебная  хирургия, производившаяся на восковых досках, плодах и луковицах. Пробные  операции считались важным элементом  подготовки медика, потому как «врач, неискусно владеющий скальпелем, приходит у кровати больного в  замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в  сражение».

По окончании обучения молодой лекарь знакомился с правилами  врачебной деятельности, давая клятву неукоснительно их соблюдать. Кроме  того, он обещал быть гуманным, справедливым с пациентами, отзываться на призыв о помощи, безотказно проявлять заботу о больных и страждущих. «Можно бояться отца, матери, друзей, наставника, он не должно чувствовать страха перед  врачом. Он должен быть добрее, внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставник», — говорилось в  тексте своеобразной клятвы Гиппократа.

Врачебная этика Индии  начала новой эры требовала от целителя аккуратности, скромности, огромного  терпения. Профессиональные медики одевались  в белое надушенное платье, коротко  стригли бороду, следили за чистотой ногтей, не употребляли спиртные напитки. Они всегда носили с собой палку  и зонтик, но самое главное —  «избегали болтовни». «Ни о чем, что происходит в доме больного человека, не следует говорить никому, кто, пользуясь  полученными знаниями, мог бы повредить  больному или другому» — эта предостерегающая фраза приведена в трактате «Чарака-самхита», являющемся памятником аюрведической  письменности, а также источником ценных сведений по медицине.

Созданная на рубеже I–II веков  «Чарака-самхита» содержит более 600 рецептов и рекомендаций относительно лечения  внутренних болезней, ран головы, рук  и ног. Здесь немало сведений по психиатрии, педиатрии; приведены способы приготовления  эликсиров молодости и средств, повышающих потенцию у мужчин.

Хирургия

Другим важным источником знаний является труд знаменитого индийского медика Сушруты, воспитанника университета в Бенаресе. Трактат «Сушрута-самхита» датируется IV веком и целиком  посвящен оперативному лечению. В книге  описано около 300 операций, представлено 120 хирургических инструментов и 650 способов приготовления лекарств. Автор  сочинения назвал хирургию «лучшей  из всех медицинских наук, драгоценным  произведением неба, верным источником славы». Соблюдая требования чистоты, индийские мастера оперативного лечения смело и ловко вскрывали  живое человеческое тело, отличаясь  превосходным владением инструментами. Скальпели изготовлялись опытными кузнецами из специального металла, известного еще с доисторических времен. Остро наточенные ножи хирурга  хранились в деревянных ящичках; их остроту проверяли, разрезая волос, подброшенный вверх.

В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля  применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось  с помощью золы и холода, давящей  повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили  полоски кожи, древесной коры. Бинты  из льняной, шелковой и шерстяной  ткани пропитывались растопленным жиром.

Из сохранившихся документов известно, что в древности проводились  ампутации конечностей, вскрытие брюшной  полости. Индийские хирурги дробили  камни в почках, лечили грыжу и  виртуозно проводили пластические операции. Искусство восстановления утраченной красоты, в частности  способ ринопластики (от греч. rhinos —  «нос»), позже у Сушруты переняли английские хирурги. Европейцы не сочли  противоестественным ввести в свою практику индийский метод, разработанный  еще в древности: для формирования будущего носа изо лба или щеки вырезался кожный лоскут на сосудистой ножке. Ринопластика с древнейших времен производилась кастой гончаров. Такие  операции были довольно частыми, поскольку  отрезание носа служило местью или  наказанием за супружескую измену.

В Древней Индии анатомирование не запрещалось законом, но находилось на столь же низком уровне, что и  ранние познания о внутреннем строении организма. Вскрытие трупов проводилось  в университетах: мертвое тело обмывали и погружали в проточную воду на 7 дней. В настоящее время этот прием называется мацерацией (от лат. macero — «размягчение»). В процессе вымачивания происходит растворение межклеточного вещества и, как результат, разъединение клеток в тканях. Исследованию подвергались мышцы, нервы, сосуды, кости. Индийские медики ошибочно считали центром жизни пупок, от которого начинаются все остальные органы, несущие кровь, воду и слизь. Помимо органических жидкостей, различались головной и спинной мозг.

После анатомических исследований Сушруты стали известны 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 107 суставов, 40 основных сосудов и 700 второстепенных ответвлений, 24 нерва, 300 костей, включая  зубы и хрящи. Последние делились на плоские, круглые и длинные. Согласно «Сушрута-самхите», воспаление может  проходить 3 стадии: незначительная болезненность; стреляющая боль, припухлость, жар; уменьшение отека и выделение гноя. Диагноз  оглашался после подробного расспроса  пациента о его самочувствии и  исследования температуры тела, анализа  цвета кожи и языка. Медики прислушивались к голосу больного и шумам в  легких, осматривали полость рта, горло. Повреждение зон ладони, подошвы  и паха считалось опасным для  жизни человека. Открытием в области  урологии стало описание так называемого  сахарного мочеизнурения, которое  Сушрута определял по вкусу мочи.

Информация о работе Медицина Индии