Медицина Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:01, реферат

Описание

История неповторимой культуры, сложившейся в III тысячелетии на полуострове Индостан, по времени и пространству разделяется на три периода:
— хараппская цивилизация, существовавшая в XXX–XX веках до н. э. в долине реки Инд;
— арийская цивилизация (ведийский период), имевшая место долине реки Ганг в XX–X веках до н. э.;
— расцвет традиционной культуры (классический период), начавшийся во второй половине II тысячелетия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….1
Аюрведа……………………………………………………………………………………..2
Веды……………………………………………………………………………………........5
Культ предка………………………………………………………………………………..6
Медицинские знания……………………………………………………………………….7
Хирургия………………………………………………………………………………….....8
Йога………………………………………………………………………………………….9
Ситхи………………………………………………………………………………………..10
Тибет………………………………………………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………………....12

Работа состоит из  1 файл

Индия.docx

— 43.52 Кб (Скачать документ)

Одной из первых в мире попыток  прививания оспы стал метод, описанный  в сочинении Дханвантари: «Возьми  ланцетом оспенную материю с вымени коровы либо с руки уже оперированного человека, сделай прокол на руке другого  человека, а когда гной войдет в  кровообращение — обнаружится лихорадка». Результатом этой процедуры была оспа в легкой форме, определявшая дальнейшую невосприимчивость человека к серьезному заболеванию. Почти неизменившаяся с древности методика вакцинации получила распространение в Европе только в конце XVIII века.

Поразительное мастерство врача  при осуществлении глазной операции определяло успех в удалении катаракты. Хрусталик считался органом, сохраняющим  «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего  пламени, оттого восстановление жизненной  силы больного зависело от мастерства хирурга.

Жители Индии намного  раньше европейцев поняли необходимость  заботы о больных, стариках, калеках. Страдальцев и немощных принимали  в богадельнях, действующих при  буддийских храмах. Помещения, аналогичные  больничным палатам, назывались дхармашала; первые упоминания о них относятся  к 260–230 годам до н. э. Правители династии в государстве Гуптов (IV–V века) стали  инициаторами строительства специальных  зданий, где находили пристанище калеки, сироты, вдовы, дети и больные. Несчастные оставались в этих домах до тех  пор, пока не менялись печальные обстоятельства их жизни.

Становление больничного  дела проходили параллельно с  делением традиционной медицины на множество  школ. Врачевание в Индии всегда переплеталось с религией и философией, что относилось ко всем направлениям, включая светскую медицину.

Йога

Одним из самых древнейших видов медицины является йога, объединившая в единое учение философию, мораль, этику и систему асан — упражнений. Приверженцы йоги разделяют методику овладения своими знаниями на два  уровня: физический (хатха-йога) и духовный (раджа-йога). В современном мире йога стала необычайно популярной; ею занимаются не только больные, но и  здоровые. Древнюю систему изучают в научно-исследовательских центрах, многие элементы йоги используются в терапевтической практике.

Родоначальниками медицинской  школы Унани тибб невольно стали  греческие философы и ученые: в  ее основе лежат принципы и теории медицины античной Греции, развитые Гиппократом  и Галеном. В то время, когда города Центральной Азии подверглись нападению  Чингисхана и Тамерлана, многие врачи  и ученые были вынуждены покинуть родные края и перебраться в соседние страны, например в Индию, чтобы продолжить свои научно-исследовательские изыскания. Столица Индии Дели управлялась  в те времена султаном Алладином  Кхилджи (1296–1321 годы), сумевшим наладить хорошие отношения между Дели и Багдадом. В итоге известные  арабские врачи (унани) перебирались в  Индию, в результате этого постепенно сложилась популярная медицинская  школа, получившая название Унани тибб. Культура Индии, ее традиции, климат и  география сильно отличаются от арабских, поэтому естественно, что арабская медицина претерпела некоторые изменения. В основе адаптированной системы  заложены принципы древнегреческой  теории о четырех темпераментах  и четырех основных элементах. Строение и состав физического тела, а также  лекарств основываются на следующих  явлениях:

— элементы (аркан);

— темпераменты (мизадж);

— нравы, душевные настрои (акхлат);

— органы (аза);

— жизненный дух или  дыхание (арва);

— энергия (кува);

— действие (афа-ал).

Органы и дух совместно  создают энергию (кава), которая является причиной физиологических процессов (афа-ал), происходящих в теле человека. Чрезвычайно важное в медицине унани  понятие темперамента лежит в  основе диагностики, определения необходимого метода лечения и назначения лекарств. В системе унани выделяется 4 конституции, регулирующие и определяющие функции  человеческого организма: флегма (балгам), кровь (кхун), желтая желчь (сафра) и  черная желчь (сауда). Все конституции  находятся в теле пропорционально, а любое нарушение их равновесия приводит к появлению недуга, разрушению организма и смерти. Их производство и обновление осуществляется в процессе пищеварения и обмена веществ.

Сидхи

Другая медицинская система, получившая название Сиддха, именуется  санскритским словом, означающим «совершенство». Люди, достигшие духовного идеала, соответственно именовались сиддхами. В древние времена в Южной  Индии было много святых, достигших  больших высот в науке или  искусстве. Культурные традиции различных  областей Индии настолько сильно связаны между собой, что довольно трудно провести границу между Аюрведой и системой медицины, развитой святыми (сиддхами) южных районов Индии. Многие из ключевых принципов Аюрведы и  Сиддхи совпадают, но последняя внесла бесценный вклад в развитие мировой  фармацевтики.

Согласно индийским поверьям, впервые о системе Сиддха бог  Шива поведал своей супруге Парвати, а она передала ее своему потомку, божественному быку Нанди. Все будущие  сиддхи узнали об учении от быка. Второе название этой медицинской школы  — «шайва». Основание школы Сиддха уходит корнями в тамильскую цивилизацию, которая всегда была уникальной и  достаточно обособленной. Тамилы некогда  обитали на севере острова Шри-Ланка. Тамильский язык своим происхождением обязан святому Агастье; по легенде, ему же приписывают создание оригинальных способов целительства.

Сиддхи придерживаются философской  концепции, согласно которой Вселенная  состоит из материи и энергии  — шивы и шакти. Материя, неспособная  существовать без энергии, делится  на 5 частей, получивших название мунн, нир, тхи, вайю и акаша, что соответствует  аюрведической теории о пяти элементах.

Созерцательной стороной школы Сиддха является соответствие терапии философским концепциям. Любое направление врачевания имеет  целью лечение и профилактику болезней, а сиддхи прежде всего  заботятся об обретении бессмертия. Помимо деления на растительные, животные, металлические и минеральные  лекарства, Сиддха предполагает деление  лекарств по 6 категориям:

— лекарства, растворяющиеся в воде и легко испаряющиеся при  нагревании. В современной трактовке  это неорганические соединения, которые  быстро растворяются в воде либо превращаются в газ при горении;

— лекарства, не растворяющиеся в воде, но испаряющиеся при нагревании, то есть нерастворимые неорганические соединения, разлагающиеся на составные  элементы (газы) при сильном нагревании;

— вещества, которые не растворяются в воде, но легко испаряются при  нагревании. Они имеют химический состав, сходный с предыдущей группой, но обладают иным действием;

— нерастворимые в воде металлы и сплавы, расплавляющиеся  при нагревании и застывающие  при охлаждении;

— вещества, которые при  нагревании превращаются в мелкие кристаллы  или аморфные порошки: ртуть и  сплавы; соединения, содержащие ртуть  и мышьяк;

— вещества, нерастворимые  в воде и быстро сгорающие в  пламени (сера).

Лекарства, приготовленные из веществ двух последних категорий, сильно отличаются по действию от средств, составленных из веществ, относящихся  к первым четырем группам. Врачи-сиддхи знают, что такие препараты могут  гореть или испаряться при нагревании.

Тибет

Система тибетской медицины под оригинальным названием Эмчи распространена среди народностей, исповедующих буддизм. Имея древнее  происхождение, она до настоящего времени  практикуется в горных районах Северной Индии, где преобладает тибетская  культура. До распространения буддизма основополагающим верованием на Тибете была религия Бон. Ее появление относится  к тем временам, когда жизнь  человека находилась в опасности  из-за царствовавших в Тибете духов  и множества могучих природных  сил. Считается, что первый учитель Бон пришел с неба, для того чтобы обучить людей противостоять этим силам и управлять ими. Вероятно, отсюда исходят первые медицинские знания.

Управление природой требует  от священников Бон отождествления с богом, что достигается страшными  масками и гипнотическими ритуалами. Вводя себя в транс, жрецы получают мистические знания, якобы позволяющие  осознать и подчинить себе весь окружающий мир, всех людей и познать самого себя. Церемония требует от жреца  огромной энергии; кроме того, в обряд  входят кровавые жертвоприношения. Такие  акции, как наведение порчи через  куклу, волосы или обрывки платья, походят на методы шаманов. Несмотря на внешне дикие ритуалы, священники Бон имеют некоторые знания в  медицине, иногда с успехом их применяя.

Обитатели Тибета использовали систему медицины, во многом подверженную влиянию Аюрведы. После насаждения буддизма воздействие резко усилилось. В тибетской медицине применяются  многие аюрведические лекарства, а  в качестве оригинальных методик  — высокогорные растения как основные компоненты снадобий.

Тибетской традицией предусматривается  четкая классификация знаний. Все  религиозные и светские тексты, имеющие  общее название «Видья-стхана» делятся  на 10 категорий. Из них можно выделить пять основных дисциплин: технология, медицина, грамматика, логика, религия. Другие предметы, например поэзия, метрика, лексика, драматическое искусство, астрология, считаются второстепенными. Связь между Индией и Тибетом  имеет глубокие корни. Некоторые  историки утверждают, что первым правителем Тибета был индус, потомок царя Бимбисары. Официальный контакт между двумя  странами установился ко времени  правления царя Сронбтзанг-ган-по. В  это время в Тибет были приглашены многие известные ученые, в том  числе и врачи. В XI веке тибетский  правитель Е-сес-од послал группу тибетских  ученых монахов в Индию для  изучения священных писаний, а также  пригласил в Тибет брахманов  во главе со знаменитым Атиса Дипанкарой. В период с XII по XIV век множество  аюрведических текстов было переведено с санскрита на тибетский язык.

Заключение

Несмотря на то, что Аюрведа  оказала на традиционную тибетскую  медицину огромное влияние, в некоторых  областях Эмчи намного опережает  ведический трактат. Например, у тибетских  народов покойника принято разрезать  на куски и бросать на съедение хищникам. Это позволяло детально изучить строение человеческого  организма. В Аюрведе подобная практика не приветствовалась. Методики измерения  пульса и исследование мочи у тибетских  монахов настолько совершенны, что  в вопросе обследования и диагностики  Аюрведа, возможно, заимствована у тибетских  врачей.

Все же индийские тексты расширили спектр тибетских лекарственных  средств, подав идею создания субстанций растительного или животного  происхождения, полученных из местной  флоры и фауны.

В Средневековье практикующие медики имели поддержку со стороны  и правителей Тибета, и религиозных  деятелей, что давало возможность  открывать большое количество медицинских  школ с высоким уровнем преподавания. В такие центры медицины, как Чог-пори и Meнчи-кханг, съезжались ламы из Монголии, Бурятии, Японии и Китая.

Стр.


Информация о работе Медицина Индии