Автор работы: D***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 09:33, реферат
К началу XX в. большинство шорцев стараниями Алтайской духовной миссии были крещены и официально исповедовали православие. Православные календарные обряды вытесняли шаманистские или сочетались с ними, через миссионерские школы распространялись знания русского языка, библии и жития святых, истории России. Однако значительное место в духовной жизни продолжало занимать шаманство и более архаичные культы огня, гор и др.
Введение 2
1 Мир в представлении кузнецких татар. 4
2 Родовые верования. Родовые верования, промысловый культ, духи гор, рек, огня. 5
3 Духи - покровители домашнего очага. 7
4 Комплексные духи 9
5 Шаманы и обряды камлания 11
6 «Составляющие души» человека 15
7 Религиозный синкретизм. 16
Заключение 21
Список литературы 22
Методы распространения
Самым главным итогом их
Василий Вербицкий со своими учениками
старался использовать в первую очередь
практическую сторону православия - ее
культовые обряды, переплетающиеся с бытом,
социальными потребностями, привлекающие
своей психологической и эстетической
стороной. Сущность христианства для большинства
новокрещеных оставалась непонятной.
Так, например, главным богом у шорцев
считался не Христос, а Никола Угодник,
так как в Кузедеевской церкви хранились
святые мощи Николая Чудотворца. Христианство,
сливаясь с традиционными представлениями
шорцев, наслаиваясь на них, создавало
причудливую картину религиозного синкретизма.
Так, в мифологию шорцев вошли персонажи
и сюжеты из библейских сказаний - Адам,
Ноев ковчег и т.д. У новокрещеных появились
христианские атрибуты: нательные кресты,
иконы как в домах, так и перед улусами
на деревьях, надмогильные кресты. Однако
миссионерам так и не удалось полностью
искоренить шаманские обряды и верования.
Вплоть до коллективизации шаманы продолжали
играть большую роль в общественной жизни,
особенно у мрасских шорцев. Одновременно
с шаманством сосуществовали прежние
дошаманистские родовые промысловые и
домашние культы.
По настоящее время у шорцев так и не сложилось
цельной традиционной религиозно-мифологической
системы. Религиозные верования представляют
синкретический комплекс, состоящий из
остатков дошаманистских культов, православного
христианства и пережитков марксистско-ленинской
идеологии. Кроме остаточных элементов
православия и шаманизма с 1993 г. активно
стали внедряться другие конфессии, как
например евангелисты-баптисты. Причем
носителей безрелигиозного сознания нельзя
назвать атеистами из-за недостаточного
образовательного уровня и владения элементарными
постулатами атеизма. Однако вряд ли возможно
полное возрождение православия у местных
жителей, особенно у молодого поколения.
Для большинства как сельских, так и городских
шорцев характерен религиозный нигилизм.
Попытки внедрения неошаманизма со стороны
шорской и хакасской национально-политической
элиты пока не находят поддержки даже
у старшего поколения как в городе, так
и по поселкам.
Религиозный синкретизм
К началу XX в. духи-покровители отдельных шорских родов отходили на второй план, уступая место новым общеэтническим божествам. Процесс превращения родоплеменного шаманизма в классовую религию еще не был завершен. К тому же у шорцев под влиянием христианства эволюция шаманизма прекратилась, а шаманистские представления стали переплетаться с поверьями, характерными для православных христиан.
Заключение
В настоящее время у шорцев еще сохраняются легенды о шаманах, об их камланиях и жертвоприношениях. К сожалению, этот фольклорный жанр чаще всего представлен обрывками, фрагментами, соединенными с другими жанрами устного творчества. Видимо, эти остатки древнего культурного наследия обречены на исчезновение. Влияние современной культуры с ее техническими достижениями, повсеместным школьным обучением, специализированной медициной и, главное, с мощными и вездесущими средствами массовой информации не оставляет места для взглядов на мир, сложившихся совсем в других условиях. Тем ценнее для нас сегодня каждый обнаруженный впервые факт, тем важнее поиски новых, неизвестных науке сведений.
Я
считаю, что сохранение культуры малых
наров это долг как государства,
так и потомков коренных шорцев. Культурные
ценности, выработанные тысячелетиями
не должны поглотиться глобализацией.