Мир в представлении кузнецких татар

Автор работы: D***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 09:33, реферат

Описание

К началу XX в. большинство шорцев стараниями Алтайской духовной миссии были крещены и официально исповедовали православие. Православные календарные обряды вытесняли шаманистские или сочетались с ними, через миссионерские школы распространялись знания русского языка, библии и жития святых, истории России. Однако значительное место в духовной жизни продолжало занимать шаманство и более архаичные культы огня, гор и др.

Содержание

Введение 2
1 Мир в представлении кузнецких татар. 4
2 Родовые верования. Родовые верования, промысловый культ, духи гор, рек, огня. 5
3 Духи - покровители домашнего очага. 7
4 Комплексные духи 9
5 Шаманы и обряды камлания 11
6 «Составляющие души» человека 15
7 Религиозный синкретизм. 16
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

реферат Судоргиной, 2011.docx

— 56.63 Кб (Скачать документ)

       Методы распространения христианства  были самые различные - от прямого  принуждения до введения различных  льгот для новокрещеных: бесплатная раздача хлеба, трехлетнее освобождение от всех налогов, возможность стать паштыком . Крещение проводилось как в самой церкви, так и за ее пределами - на берегах местных рек во время ежегодных миссионерских поездок. Миссионеры распространяли передовые методы ведения хозяйства (пчеловодства, земледелия), здоровый образ жизни и новые средства врачевания, защищали шорцев от произвола царских чиновников, боролись против пьянства, невежества шаманов.    

       Самым главным итогом их деятельности  было широкое распространение  грамотности через миссионерские  школы с библиотеками и появление  первых шорских просветителей и интеллигенции из числа воспитанников этих школ . В числе таких были: шорец-миссионер Матурского стана, автор первого шорского букваря и литературного произведения на русском языке Иоанн Оттыгашев. Выпускники катехи-заторского училища братья Яков и Федор Тельгерековы стали первыми руководителями Горно-Шорского национального района, а последний также создателем первого школьного учебника. 
     Василий Вербицкий со своими учениками старался использовать в первую очередь практическую сторону православия - ее культовые обряды, переплетающиеся с бытом, социальными потребностями, привлекающие своей психологической и эстетической стороной. Сущность христианства для большинства новокрещеных оставалась непонятной. Так, например, главным богом у шорцев считался не Христос, а Никола Угодник, так как в Кузедеевской церкви хранились святые мощи Николая Чудотворца. Христианство, сливаясь с традиционными представлениями шорцев, наслаиваясь на них, создавало причудливую картину религиозного синкретизма. Так, в мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний - Адам, Ноев ковчег и т.д. У новокрещеных появились христианские атрибуты: нательные кресты, иконы как в домах, так и перед улусами на деревьях, надмогильные кресты. Однако миссионерам так и не удалось полностью искоренить шаманские обряды и верования. Вплоть до коллективизации шаманы продолжали играть большую роль в общественной жизни, особенно у мрасских шорцев. Одновременно с шаманством сосуществовали прежние дошаманистские родовые промысловые и домашние культы. 
     По настоящее время у шорцев так и не сложилось цельной традиционной религиозно-мифологической системы. Религиозные верования представляют синкретический комплекс, состоящий из остатков дошаманистских культов, православного христианства и пережитков марксистско-ленинской идеологии. Кроме остаточных элементов православия и шаманизма с 1993 г. активно стали внедряться другие конфессии, как например евангелисты-баптисты. Причем носителей безрелигиозного сознания нельзя назвать атеистами из-за недостаточного образовательного уровня и владения элементарными постулатами атеизма. Однако вряд ли возможно полное возрождение православия у местных жителей, особенно у молодого поколения. Для большинства как сельских, так и городских шорцев характерен религиозный нигилизм. Попытки внедрения неошаманизма со стороны шорской и хакасской национально-политической элиты пока не находят поддержки даже у старшего поколения как в городе, так и по поселкам.    

       Религиозный синкретизм наиболее  выраженно прослеживается в отдаленных таежных улусах Горной Шории (как Усть-Анзас, Челису-Анэас) в погребальном и поминальном обрядах, которыми обычно руководят представители старшего поколения. Даже после закрытия и разрушения церкви в местах бывших станов сохранилась тяга к крещению и отмечанию церковных праздников. Почти в каждом доме в углу висят иконы, стоят свечи или пучки вербы. Шорцы всех поколений постоянно носят нательные кресты, полученные при крещении. В то же время здесь сохранились представления о душах умершего, отрывочные представления о духах гор, воды, огня и т.д., что проявляется в обычаях кормления духов этих объектов природы.    

       К началу XX в. духи-покровители  отдельных шорских родов отходили на второй план, уступая место новым общеэтническим божествам. Процесс превращения родоплеменного шаманизма в классовую религию еще не был завершен. К тому же у шорцев под влиянием христианства эволюция шаманизма прекратилась, а шаманистские представления стали переплетаться с поверьями, характерными для православных христиан.

      
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В настоящее время у шорцев еще  сохраняются легенды о шаманах, об их камланиях и жертвоприношениях. К сожалению, этот фольклорный жанр чаще всего представлен обрывками, фрагментами, соединенными с другими жанрами устного творчества. Видимо, эти остатки древнего культурного наследия обречены на исчезновение. Влияние современной культуры с ее техническими достижениями, повсеместным школьным обучением, специализированной медициной и, главное, с мощными и вездесущими средствами массовой информации не оставляет места для взглядов на мир, сложившихся совсем в других условиях. Тем ценнее для нас сегодня каждый обнаруженный впервые факт, тем важнее поиски новых, неизвестных науке сведений.

     Я считаю, что сохранение культуры малых  наров это долг как государства, так и потомков коренных шорцев. Культурные ценности, выработанные тысячелетиями не должны поглотиться глобализацией. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Шихалева Н.А. Традиционные религиозные верования шорцев / Н.А. Шихалева. –Новокузнецк, 1998.- с 53-58
  2. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / Н.А. Алексеев.-Новосибирск, 1984.- с 226-232
  3. Кимеев В.М. Религиозные верования шорцев / В.М. Кимеев. - Новокузнецк, 2005.- с 108-126
  4. В.М. Кимеев. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. /Кимеев В.М.-Кемерово, 1989. – 189с
  5. Электронная всемирная энциклопедия «Википедия» – 2011г. – Режим доступа: www.wikipedia.ru (Дата обращения 30.04.2011)
  6. Литература История Культура Кузбасса. - 2011г. - Режим                                доступа:        www.lik-kuzbassa.narod.ru (дата обращения 18.05.2011)
  7. Сайт Администрации Кемеровской области. Коренное население.– 2011г. – Режим доступа: www.ako.ru (Дата обращения 18.05.2011)

Информация о работе Мир в представлении кузнецких татар