Национальные вопросы"
в политической публицистике И.С. Аксакова
Ширинянц А. А., Фурсова
Е. Б.
Традиционная идеологическая
формула русского консерватизма
«православие, самодержавие, народность»
в творчестве И.С. Аксакова дополнялась
двумя элементами — во-первых, идеей
всеславянства и славянской взаимности,
во-вторых, принципом национально-политического
единства и целостности России. Как
верно отметил в свое время
П.Б. Струве, И.С. Аксаков «смыкал
и сомкнул славянофильские учения
с конкретными вопросами и
запросами общественной и государственной
жизни России» (1). «Восточный вопрос»
и русский панславизм, «польский
вопрос» и критика национального
сепаратизма, «прибалтийский вопрос»
(2) и проблемы национальной политики
на окраинах государства, «еврейский вопрос»
в свете духовного противостояния
православной церкви чуждым русскому
народу веяниям — все эти темы,
волновавшие современников, нашли
отражение в политической публицистике
И.С. Аксакова, в которой он проявлял
завидную последовательность, не боялся
прослыть реакционером и не скрывал
своих убеждений, даже если они шли
вразрез с основными тенденциями
эпохи.
Под восточным или
славянским вопросом, который в пореформенное
время активно обсуждался в российском
обществе, обычно понималось все многообразие
проблем, связанных с культурным
и этническим, а в ряде случаев
и с политическим, единством славян
— т.е. с панславизмом (3). И.С.Аксаков
полагал, что «Россия призвана явить
новый культурный исторический тип,
который примирит в себе и Восток
и Запад на основе православно-славянской»
(4). Именно Россия, утверждал он, должна
овладеть инициативой разрешения Восточного
вопроса, стать во главе движения,
развернувшегося на Балканах, оказывать
деятельную поддержку Сербии. Все
происходящие события и положение
каждого отдельного народа И.С. Аксаков
предлагал рассматривать через
призму единого Славянского вопроса:
«в политической сфере нет частных
противоречащих друг другу славянских
вопросов, австрийского, турецкого
или еще какого-либо другого: есть
один Славянский вопрос, и он должен
собою наполнить всю будущую
историю Австрии, европейской Турции
и России. Существование так называемых
земель Чешской Короны, судьба Галиции
и Венгрии, положение так называемого
Триединого Королевства, Сербии, Боснии
и Черногории, наконец, возрождение
Болгарского народа, — все это
неразрывные части одного и того
же общеславянского вопроса» (5).
В 1865 г. в газете «День»
была опубликована статья И.С. Аксакова
«Почему Австрия не может сделаться
Славянскою державой», в которой
содержался анализ австрославизма, и
шире — сущности панславизма. И.С. Аксаков
пришел к выводу, что панславизм
принадлежит пока более области
теории, чем практики, а в применении
к Австрии, идея всеславянства как
политического объединения славян
во главе с немецким императором,
вообще является фальшивой в самом
своем основании. Доказывая этот
тезис, И.С. Аксаков апеллирует к
утверждению немецкой философии
о том, что отвлеченные понятия
становятся действительной силой истории
тогда, когда обособляются и конкретизируются
в каком-либо реальном явлении. С
этой точки зрения, национальная идея
приобретает значение двигателя истории,
когда воплощается в живой организм с
резко выраженной индивидуальностью.
Он утверждает, что «славян вообще» не
существует — существуют только отдельные
славянские племена с их различными историческими
судьбами, с племенными особенностями
и племенным эгоизмом. Следовательно,
для воплощения идеи всеславянства, необходимо
найти нечто общее в этих различных племенах,
то, что дает этот «славянский тип», несмотря
на все из различия, и то высшее начало,
которое было бы настолько сильно, чтобы
обуздать племенной эгоизм. Перебирая
общие признаки, И.С. Аксаков выделяет
среди них признаки физиологического
свойства (кровное родство, единство «расы»,
сходство обычаев и наречий) и духовного
свойства (душевные и нравственные качества
племени и его религиозные и нравственные
идеалы). Отдавая дань связи единородности,
все же ее он не считает достаточной силой,
способной подчинить себе элемент духовный
и создать славянское целое. По его мнению,
без единоверия единоплеменность бессильна,
только вера как начало не только личное,
но и общественное, и бытовое может явиться
у славян таким объединяющим началом.
Она же служит и разъединению славян по
различию вероисповеданий. В этой связи
И.С. Аксаков выражал надежду на то, что
православные славянские народы когда-либо
обретут какую-нибудь форму единства,
поскольку у них есть главное объединяющее
начало. Для католических же славянских
племен единоверие не может иметь значения
объединяющего элемента, поскольку это
объединяющее начало противоречит их
национальному интересу. Панславизм в
таком случае, не являясь действенной
исторической и политической силой, важен
как идея, пробуждающая национальное самосознание
и стимулирующая поиск объединяющего
начала (6).
Что касается России,
И.С. Аксаков считал, что духовное
развитие России и истинная национальная
политика немыслимы без осознания
ее славянского призвания, а русские
политические интересы не могут быть
поняты вне связи с интересами
России как славянской державы. Вместе
с тем, он заявлял: «Нет у России ни
стремлений к захватам, ни замыслов
на политическое преобладание: она
желает только свободы духа и жизни
Славянским племенам, остающимся верными
Славянскому братству» (7). Задачей
России И.С. Аксаков считал поддержку
процесса развития национального самосознания
славянских народов, помощь в их противостоянии
влиянию западного образования
и мышления, распространению нигилизма
и стремлению части «просвещенного
общества» отринуть свои национальные
корни. Не отрицая необходимости
обогащать свое национальное сознание
опытом жизни и духовного труда
всего человечества, И.С. Аксаков
утверждал, что необходимо не только
«пересознавать» чужое сознанное,
но и возводить в сознание явления
своей самобытной жизни (8). В этой
связи он не раз напоминал, что
«та западноевропейская самобытность,
которую преподносят им в виде
высшего «общечеловеческого развития»,
на деле, по отношению к Славянину,
является лишь национальной самобытностью
Немца или Мадьяра» (9).
Пытаясь разобраться
в том, что же такое панславизм,
в 1883 г. И.С. Аксаков пришел к окончательному
выводу: «Что такое панславизм или
в буквальном переводе — всеславянство?
Существует ли он? И да, и нет. Он не
существует ни как политическая партия,
ни как политическая программа, ни даже
как определенный политический идеал.
Объединение всех славян Восточных
и Западных в одно политическое тело
даже в мечтах никому доселе в точном
образе не представлялось. Но панславизм,
несомненно, имеет бытие как присущее
в наше время всем многоразличным
ветвям Славянского племени сознание
их славянской общности или единоплеменности.
Эта общность не имеет, как таковая, ни
формы, ни иного внешнего выражения; да
и трудно было бы ей по-видимому найти
их себе при разнообразии всех этих ветвей,
отличающихся друг от друга и вероисповеданиями,
и внешними историческими судьбами, и
наречиями, и алфавитом» (10).
Помимо мировоззренческих
проблем, И.С. Аксакова занимали и вопросы
государственного строительства в
славянских странах. Так как становление
новой государственности у освобожденных
балканских славян проходило в окружении
народов, имеющих длительную историю
государственного развития, И.С. Аксаков
предостерегал их от некритического
перенесения чужого опыта на славянскую
почву, полагая, что в заимствовании
чужих форм таится немало опасностей.
По мнению И.С. Аксакова, южным славянам
пока недостает дисциплины, без которой
невозможно существование государства,
и чувства «отечества» как
политического целого, обязывающего
всех к солидарности и ответственности
(11). В этом смысле он противопоставлял
им русский народ, прошедший тысячелетнюю
историческую школу государственности,
воспитывающий в себе дисциплину
своим общинным устройством, при
котором каждый с ранних лет приучается
согласовывать свой эгоизм с интересом
общества и подчинять свою волю воле
мира. Так, учитывая неблагоприятный
опыт Сербии (12), И.С. Аксаков в 1882 г. пытался
предостеречь князя Болгарии от ошибок.
В открытом письме к нему он изложил
свою точку зрения на возможные способы
устройства государства, считая идеальным
русский опыт. «Русский идеал —
более или менее общий всем
племенам Славянским, — это местное
самоуправление без всякого политического
характера, поддерживаемое и завершающееся
верховною и центральною властью,
— властью единоличною, вполне откровенною
и свободною в сфере правительственной.
Сельская автономия в России так
велика, что русские общины похожи
на маленькие республики, управляющиеся
своим обычаем» (13), — писал он.
Завершая письмо, И.С. Аксаков указал
на основные моменты, которые, по его
мнению, необходимо учитывать в государственном
строительстве: «демократия в основании,
— самостоятельность общин, народ,
истинный народ — центром тяжести,
— первенство интересу и духу народному,
умение снискать популярность, частое
совещание со страною, — уважение
к религии, почтительное отношение
к духовенству» (14). Однако письмо не
имело никаких последствий (кроме
того, что не прислушавшийся к рекомендациям
И.С. Аксакова ставленник России князь
Александр I Иосиф фон Баттенберг
в результате государственного переворота
был в 1886 г. свергнут с болгарского
трона). Следя за дальнейшим ходом
событий на Балканах, И.С. Аксаков
тяжело переживал факт утраты Россией
своего политического влияния в
этом регионе (15). В конце 1885 г. он пришел
к выводу, который подтвердила
история, что «ни Болгария, ни иные,
также более или менее мелкие
Балканские государства не призваны,
да и не могут иметь никакой
действительной политической самостоятельности»
(16).
Что касается западных
славян, то на протяжении всей своей
творческой деятельности И.С. Аксаков
обращался к чешской истории
и находил следы борьбы чехов
за сохранение своего языка в литургии,
рассматривал гуситское движение как
отзвук влияния православного предания,
считал, что у хорватов, словаков
и словинцев в простом народе
еще сохранились предания «старой»
(православной) веры, полагал, что «у
всех у них интересы национальные
пересиливают интересы вероисповедания
— чуждого их духовной природе, навязанного
им насилием или соблазном» (17). И.С.
Аксакова беспокоило распространяющееся
влияние на эти народы Австрии, которую
он характеризовал как «пионера германизации»,
чья политика связана с попытками «обезнародить»
славян, превратить их в материал для европейско-германской
культуры. В противовес австрийским панславистам
он утверждал, что «никогда Славянскою
империей Австрия не будет, да и быть не
может. Численное преобладание Славянских
племен — прочно окатоличенных и в сильной
степени уже онемеченных ей нисколько
не страшно. В этом, больше чем на половину
славянском теле руководящий, действующий,
господствующий дух — все-таки немецкий;
немецкая речь связует весь разнородный
состав этого государства; вековые предания
династии Габсбургов, и всего этого, исторически
сложившегося организма — немецкие» (18).
И.С. Аксаков считал, что ни один из семи
славянских народов, входящих в состав
Австро-Венгерской империи, каждый со
своими свое наречиями и своими азбуками,
не имеет сам по себе мирового значения,
следовательно, не может служить объединяющим
началом, каковым становился католицизм
под эгидой монархии Габсбургов. Такое
объединение ведет, по справедливому мнению
И.С. Аксакова, к прочной связи славянских
племен с латинской духовностью и с историческими
судьбами западного мира, к утрате ими
своих индивидуальных черт.
Из общей судьбы
славянского племени выделяется,
с точки зрения И.С. Аксакова, судьба
Польши. Именно в Польше католицизм
занял господствующее положение, пустил
глубокие корни, оказав сильнейшее влияние
на ее дальнейшее развитие и предопределив
непростой характер ее отношений
с Россией, которые рассматривались
И.С. Аксаковым как борьба, имеющая
вселенское значение и одновременно
как внутриславянское дело.
В начале 1861 г. И.С. Аксаков
опубликовал программную статью,
в которой сформулировал свое
отношение к польской проблеме. Во-первых,
он полагал, что «падение Польши было
подготовлено внутренним разложением
Польского общества, ложью шляхетства
и католицизма, изменою её Славянским
началам, гордыней и нетерпимостью
Польской национальности, ненавистью,
возбужденною ею в прочих братских
народах» (19). Во-вторых, считал, что
существование Польши в ее прежнем
виде и устройстве препятствовало свободному
развитию России. В-третьих, рассматривая
раздел Польши, отмечал, что Россия
возвратила себе только древние русские
области и Литву, а присоединение
к ней Царства Польского произошло
по решению Венского Конгресса. Вместе
с тем, он призывал руководствоваться
в отношениях с Польшей соображениями
«полнейшей нравственной законности»
(20). Уже в этой статье И.С. Аксаков
предлагал отдельно решать вопрос о
тех областях, где исторически
проживают православные славяне, и
вопрос об исконно польских территориях.
И.С. Аксаков последовательно
выступал против попыток порабощения
польской шляхтой украинского, белорусского
и литовского крестьянства. Обозначив
свою позицию — «Мы стоим за
народ, с народом и во имя народа,
против гнета шляхетства и католицизма,
гнета, издавна томящего и давящего
народ и имеющего целью сломить
в нем начала Русской народности»
(21) — он боролся против полонизма,
под которым понимал попытки
«ополячить» и «окатоличить»
исконное население Западного края.
Постулируя право каждой народности,
сознающей себя, чувствующей себя
способной участвовать во всемирно-историческом
духовном развитии человечества, жить
и свободно развиваться, И.С. Аксаков
полагал, что это право ограничивается
пределами самой народности и прекращается,
когда стремление к самостоятельности,
к освобождению от чуждого ига переходит
к подчинению других племен или восстановлению
бывшей когда-то политической формации
с включением других племен и народностей
(22). Отсюда закономерно вытекал вывод
о том, что «Поляки имеют безусловное,
несомненное право стремиться к свободе
и независимости, не только духовной, но
и политической, всей Польской народности,
и лишены, напротив, всякого нравственного
права требовать восстановления прежних
пределов — не народности Польской, а
Польского Королевства» (23).
И.С. Аксаков был
крайне озабочен проблемой русского
влияния в этих областях, в связи
с которой остро встал вопрос
о сущности русификации. Свою трактовку
«русификации» или «обрусению»
он дал в ряде статей 1867 г. Прежде
всего, И.С. Аксаков выступил против
узкого понимания термина «обрусение»
как всеобщего усвоения русского
языка и введения его во всеобщее
употребление. Соглашаясь с тем, что
распространение языка является
одним из признаков распространения
народности, он полагал, что этого
еще недостаточно. «Предания, созданные
историей, понятия и побуждения этими
преданиями воспитанные и к языку
большею частью равнодушные —
вот в чем главным образом
состоит народность и на чем она
держится» (24). Отсюда, в согласии со
славянофильской концепцией народности,
он делал вывод о том, что не
язык, а вероисповедание служит исключительным
признаком той или иной народности.
Исходя из этого, И.С. Аксаков утверждал,
что в северо-западных и юго-западных
областях при физиологическом и
этнографическом единстве местного
населения, различие между русскими
и поляками обусловливается только
религией, что католицизм и православие
являются здесь не столько личными
верованиями, сколько теми историческими
и нравственными началами, под
воздействием которых образовались
народности.