Национальные вопросы в политической публицистике И.С. Аксакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 03:58, реферат

Описание

Традиционная идеологическая формула русского консерватизма «православие, самодержавие, народность» в творчестве И.С. Аксакова дополнялась двумя элементами — во-первых, идеей всеславянства и славянской взаимности, во-вторых, принципом национально-политического единства и целостности России. Как верно отметил в свое время П.Б. Струве, И.С. Аксаков «смыкал и сомкнул славянофильские учения с конкретными вопросами и запросами общественной и государственной жизни России» .

Работа состоит из  1 файл

Национальные вопросы.docx

— 32.07 Кб (Скачать документ)

Вообще, обстоятельства принятия народами того или иного  вероисповедания, как считал И.С. Аксаков, очень важны для дальнейших судеб  конфессий. Так, распространение католичества в Белоруссии отличалось тем, что  оно проходило как подавление православия в угоду национальной и государственной исключительности (И.С. Аксаков приводит пример католических святых, канонизированных именно за угнетение  православной веры). Поэтому именно в поддержке и распространении  православия в западных областях И.С. Аксаков видел задачу русского общества. Трехвековое господство католицизма  в Западном крае привело к тому, что он стал представлять собой могучую, организованную политическую силу. Поэтому, считал И.С. Аксаков, борьба с ним  не может вестись лишь внешними средствами вроде изменения языка богослужения, как предлагалось некоторыми русскими общественными деятелями. «Не язык вероисповедания обусловливает  то или другое политическое направление  в жизни народов, а самая сущность вероисповедания, хотя бы и не сознаваемая  всеми его адептами» (25), отмечал  И.С. Аксаков и призывал к живой  самодеятельности местную русскую  православную силу. Задаче «совершенного  слияния с русской национальностью  и достижения политического единства», «разобщения с польской политической идеей» должна была способствовать политика «обрусения», на деле нередко понимаемая как уподобление края во всех отношениях остальной России. Полагая, что такие  действия возможны в административном, политическом, судебном отношении, И.С. Аксаков резко протестовал против «уподобления» в «сверху», против административных мер «случайного, полицейского свойства», указывал на необходимость  государственных «органических» мер, учитывающих этнографические, исторические и иные условия края, его особенности, созданные местной жизнью, с тем, чтобы люди не проигрывали от процесса обрусения: «Обрусение не значит… ни уподобление края, по внешности, великорусскому типу, ни наполнение его чиновниками из Великорусов; оно не заключается в одних отрицательных мерах относительно польского населения, а должно состоять … в подъеме местного русского народного элемента, в призвании его к самобытной жизни в духовном, равно и в социальном и экономическом отношениях» (26).  

Если Западнорусские земли всегда рассматривались И.С. Аксаковым как неотъемлемая часть  России, то в отношении Польши преобладал взгляд на нее как на инородное  тело в русском организме. И.С. Аксаков  был против попыток «абсорбировать»  Польшу, то есть поглотить ее Россией, слить ее с Россией в безразличном единстве. Он всегда учитывал, что «Россия, присоединив к себе Польские коренные земли с Польской столицей, присоединила к себе не провинцию, вроде или  Литвы, Галиции, или даже Познани, а  самую Польшу, то есть целый народный самостоятельный организм, не заимствующий жизни извне, как провинция от центра, но сам из себя дающий жизнь  и разносящий ее по окружности» (27). Касаясь вопроса перспектив русско-польских отношений, И.С. Аксаков уже в 1863 г. отмечал то, что «наши исторические пути совершенно различны, и если тесное соединение между нами возможно, то только тогда, когда Россия станет вполне Русью, а Польша возвратится к  началам Славянским» (28). 

Спустя двадцать лет в одной из статей «Руси», И.С. Аксаков, подводя итоги, попытался  перевести вопрос русско-польских отношений  в позитивную плоскость: «Только  благодаря России, под ее стеклянным или железным колпаком, сбереглось польское имя, — сохранилось от разложения, сохраняется и доселе от германизации польская национальность…» (29). Однако этот польский «позитив» не имел никакого отношения к России. «Сохранив» поляков  от германизации, страна вместе с Польшей  получила центр антироссийских политических сил и очередную социально-политическую проблему, связанную с евреями. Дело в том, что в итоге четырех  разделов Польши под российским владычеством оказались не только многочисленные поляки, украинцы, белорусы и литовцы, но также большая еврейская община. Только с этого момента возник в России еврейский вопрос.  

Дореформенным российским законодательством евреи были значительно  ограничены в правах и подвергались религиозным гонениям (черта еврейской  оседлости, дополнительные налоги и  сборы, запрет государственной службы, еврейской общины (кагала), публичных  богослужений и т.д.). Политика правительства  была направлена на ограждение населения  от воздействия иудаизма и ассимиляцию  евреев (которая понималась как разрыв с иудаизмом и присоединение  к православию) (30). Однако в эпоху  «Великих реформ» 1860-х гг. политика запрещений сменилась политикой  снятия различных ограничений. На повестку дня встал и вопрос эмансипации  евреев, породивший спор о том, должно ли равноправие евреев послужить  целям их интеграции и ассимиляции  или, напротив, их ассимиляция должна предшествовать установлению их равноправия  с другими подданными. Активным участником этого спора стал И.С. Аксаков, задолго  до К.Н. Леонтьева (заявившего, что «тот, кто способствует равноправности евреев в России, уготовляет путь антихристу» (31)), связавший вопрос о гражданских  правах с вопросом конфессиональной принадлежности евреев. Религиозный  фактор, а точнее — традиционная юдофобия русских консерваторов, была одним из пунктов расхождений в вопросе об отношении к евреям между И.С. Аксаковым и русскими радикалами, демократами, социалистами разных мастей. 

В своей публицистике И.С. Аксаков активно обращался  к еврейскому вопросу два периода: в 1860-е (статьи в газетах «День» и  «Москва») и 1880-е гг. (статьи в газете «Русь») (32). Его интерес к этому  вопросу обуславливался конкретными  обстоятельствами жизни России, к  которым можно отнести, во-первых, польский мятеж 1863–1864 гг. и связанные  с ним национальные проблемы западных губерний России, принадлежащих раннее Польше, а также либеральные «проеврейские» законы правительственных реформаторов в 1860-е гг.; во-вторых, кризис власти, а также антиеврейские беспорядки на юге России в 1881–1882 гг. Содержание и тон этих статей позволили многим критикам заявить, что в аксаковском  отношении к евреям переплетались  черты юдофобии, вытекающей из религиозного противопоставления христианства и  иудаизма, и антисемитизма как  проявления национальной нетерпимости. Предвосхищая подобные обвинения в  «нецивилизованном» отношении к  евреям, сам И.С. Аксаков писал: «Найдутся, пожалуй, такие господа, которые  обвинят нас в желании разжечь  взаимную ненависть христиан и евреев, возбудить религиозный фанатизм и т.д. … всякое разъяснение этого (еврейского. — Ред.) вопроса —  с одной стороны, поможет только еще более разогнать мрак фанатического  неразумия и слепой ненависти, а  с другой — способно, может быть, будет и воздержать несколько  от потворства лжи, от излишней и грешной  любезности с нею, от вредного притупления  нравственного чувства и от опасных  уступок в ущерб русской народности» (33).  

Как верно указывают  В.Н. Греков и Н.А. Смирнова, «было  бы слишком наивно видеть в позиции  Аксакова только недомыслие или примитивный  антисемитизм» (34). И.С. Аксаков всегда отдавал должное уму, предприимчивости и нравственности евреев. В ряде случаев, превознося качества еврейского племени, он как свое заветное желание  высказывал мысль о превращении  иудеев в христиан: «какую высоту и  силу духа могло бы явить это удивительное, столь богато одаренное племя, если бы оно не загрубело для истины, если бы способно было совлечь с  себя ветхого человека и облечься в нового, обновляемого в разум  Христов» (35). Тем не менее, чаще всего  он выступал с резкими статьями, обвиняя евреев в религиозной  нетерпимости, в желании поработить христиан и т.п. И.С. Аксаков утверждал, что «если бы евреи отступились  от своих религиозных верований  и признали во Христе истинного Мессию, никакого бы еврейского вопроса не существовало» (36). Считая Россию «святой  Русью», «православным царством», а  «зерном жизни и силы» Русской  империи — русский народный организм, ассимилирующий «иноверные и иноплеменные народцы» (37), он, наверное, и не мог  рассуждать иначе. 

Однако существовал  еще один аспект отношения Аксакова к евреям, который важно отметить. Положение евреев в пореформенной  России вызывало у многих русских  людей чувство зависти и ощущение несправедливости. Речь идет о том, что ограниченные в одних правах и отношениях («черта оседлости», запрещение покупать землю, заниматься сельским хозяйством и жить в сельской местности), в  других отношениях, особенно в области  образования, евреи обладали большими возможностями, чем русские купцы, ремесленники и т.п. (38) К этому  нужно добавить еще обстоятельство, на которое указал И.С. Аксаков. В  статье «Отчего евреям в России иметь  ту равноправность, которой не дается нашим раскольникам?»И.С. Аксаков переводит проблему эмансипации евреев в несколько другую плоскость, напоминая тем, кто хлопочет за них о том, что в России не все представители русской национальности имеют равные со своими согражданами права, причем ущемлены они (т.е. раскольники, староверы) в силу их религиозных предпочтений, отличающихся от ортодоксального православия (39). 

Вряд ли кого-либо могло оставить равнодушным превращение  тех, кому еще недавно, как писал  И.С. Аксаков, было «некуда деться, они  голодны, сиры, везде и всюду гонимы» (40), в богатейших людей России, игравших иногда определяющую роль в экономике  страны, и в государственных преступников — радикальнейших революционеров, стремящихся эту страну разрушить. Формирование еврейской элиты из представителей свободных профессий  и узкого слоя богатых банкиров и  предпринимателей, попытки многих евреев ассимилироваться, уподобиться их русскому окружению, а некоторых — примкнуть  к русскому революционному движению — все это не могло не способствовать росту антисемитизма в России, особенно в южных губерниях. В  своих статьях, посвященных еврейскому вопросу, И.С. Аксаков, не только подметил, но и поддержал, развил, изложил обиды  и претензии к еврейскому населению, которые многие десятилетия копились в русском народном сознании и  выплеснулись наружу в виде бытового антисемитизма и еврейских погромов как народный протест, народное движение против «гнета» евреев.

Список литературы 

1. Струве П.Б. Аксаковы  и Аксаков. К столетию со  дня рождения Ивана Сергеевича  Аксакова (Род. 26. IX.1823, ум. 27.I. 1886) // Аксаков  И.С. У России одна-единственная  столица…Стихотворения и поэма.  Пьеса. Статьи, очерки, речи. Письма. Из воспоминаний и мнений об  И.С. Аксакове. Венок И.С. Аксакову. Москва И.С. Аксакова / Сост., вступ.  ст. и примеч. Г.В. Чагина. М.: Русскiй  мiръ. 2006. С.476. 

2. См. Ширинянц А.  А., Фурсова Е. Б. Прибалтийский  вопрос в политической публицистике  И.С. Аксакова (http://www.portal-slovo.ru/history/35446.php ) ) 

3. Идейно-политический  комплекс панславизма включал  разнообразные доктрины, теории, концепции  и идеи, во главу которых была  поставлена задача взаимного  сотрудничества и единства действий  в культурном и/или политическом  отношениях родственных (по крови,  языку, религии, бытовой культуре, исторической памяти, территории) славянских  и близких им народов и народностей.  

4. Аксаков И.С.  Статьи из газеты «Русь». 1882. Передовые  статьи. Москва.19 октября. //Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский  вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.677. 

5. Аксаков И.С. [Статьи  из газеты «Москва». 1867 г. Передовые  статьи]. Москва, 14 января. // Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский  вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.106. 

6. Аксаков И.С.  Почему Австрия не может сделаться  Славянскою державой // Аксаков И.С.  Полн. собр. соч. Т. 7. Общеевропейская  политика. Статьи разного содержания. М.: Типография М.Г. Волчанинова,1887. С.80-86. 

7. Аксаков И.С. [Статьи  из газеты «Москва». 1867 г. Передовые  статьи]. Москва, 20 марта. // Аксаков И.С.  Полн. собр. соч. Т.1. Славянский вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1886. С.148. 

8. См.: Аксаков И.С. [Статьи из газеты «Русь». 1882 г.  Передовые статьи]. Москва.15 мая. // Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский  вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.451-452. 

9. Аксаков И.С. [Статьи  из газеты «Русь». 1882 г. Передовые  статьи]. Москва. 23 января. // Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский  вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.392. 

10. Аксаков И.С. [Статьи  из газеты «Русь». 1883 г. Передовые  статьи]. Москва.15 ноября. // Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский  вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.554-555. 

11. См.: Аксаков И.С. [Статьи из газеты «Русь». 1881 г.  Передовые статьи]. Москва. 2 мая. // См. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский вопрос. 1860-1886, М.: Типография  М.Г. Волчанинова, 1886. С.328. 

12. Резкую критику  И.С. Аксакова вызвали попытки  строить славянские государства  по европейскому образцу: он  считал неверным шагом избрание  парламента в Сербии, появление  там партий; ошибкой принятие  Болгарией либеральной конституции,  созданной по образцу конституций  западноевропейских стран.  

13. Аксаков И.С.  Письмо редактора «Руси» к  Его Высочеству Князю Болгарскому  // Аксаков И.С. Полн. собр. соч.  Т.1. Славянский вопрос. 1860-1886, М.: Типография  М.Г. Волчанинова, 1886. С.406-407. 

14. Аксаков И.С.  Письмо редактора «Руси» к  Его Высочеству Князю Болгарскому  // Аксаков И.С. Полн. собр. соч.  Т.1. Славянский вопрос. 1860-1886, М.: Типография  М.Г. Волчанинова, 1886. С. 407-408. 

15. Об этом, в частности,  свидетельствовали отзыв на родину  русских офицеров, состоявших на  болгарской службе (сентябрь 1884 г.), поддержанное Великобританией революционное  восстание в Восточной Румелии  (сентябрь 1885), инициированная Австрией  братоубийственная Сербско-болгарская  война (ноябрь 1885) и др. факты. 

16. Аксаков И.С. [Статьи  из газеты «Русь». 1885 г. Передовые  статьи]. Москва.14 декабря. // Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский  вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.745. 

17. Аксаков И.С. [Статьи  из газеты «Русь». 1882 г. Передовые  статьи]. Москва. 27 февраля. // Полн. собр. соч. Т.1. Славянский вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1886.С.431. 

18. Аксаков И.С. [Статьи  из газеты «Русь». 1881 г. Передовые  статьи]. Москва. 24 октября. // Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский  вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.353. 

19. Аксаков И.С.  Наши нравственные отношения  к Польше // Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Том 3. Польский вопрос  и Западно-Русское дело. Еврейский  вопрос. 1860-1886. М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.9. 

20. Аксаков И.С.  Наши нравственные отношения  к Польше // Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Том 3. Польский вопрос  и Западно-Русское дело. Еврейский  вопрос. 1860-1886. М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.7. 

21. Аксаков И.С.  Ответ на письмо, подписанное  «Белорус» // Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Том 3. Польский вопрос  и Западно-Русское дело. Еврейский  вопрос. 1860-1886. М.: Типография М.Г.  Волчанинова, 1886. С.15. 

22. См.: Аксаков И.С.  Еще о польских притязаниях  на Западно-Русский край // Аксаков  И.С. Полн. собр. соч. Том 3. Польский  вопрос и Западно-Русское дело. Еврейский вопрос. 1860-1886. М.: Типография  М.Г. Волчанинова, 1886. С. 33-34. 

Информация о работе Национальные вопросы в политической публицистике И.С. Аксакова