Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 03:58, реферат
Традиционная идеологическая формула русского консерватизма «православие, самодержавие, народность» в творчестве И.С. Аксакова дополнялась двумя элементами — во-первых, идеей всеславянства и славянской взаимности, во-вторых, принципом национально-политического единства и целостности России. Как верно отметил в свое время П.Б. Струве, И.С. Аксаков «смыкал и сомкнул славянофильские учения с конкретными вопросами и запросами общественной и государственной жизни России» .
Вообще, обстоятельства
принятия народами того или иного
вероисповедания, как считал И.С. Аксаков,
очень важны для дальнейших судеб
конфессий. Так, распространение католичества
в Белоруссии отличалось тем, что
оно проходило как подавление
православия в угоду
Если Западнорусские
земли всегда рассматривались И.С.
Аксаковым как неотъемлемая часть
России, то в отношении Польши преобладал
взгляд на нее как на инородное
тело в русском организме. И.С. Аксаков
был против попыток «абсорбировать»
Польшу, то есть поглотить ее Россией,
слить ее с Россией в безразличном
единстве. Он всегда учитывал, что «Россия,
присоединив к себе Польские коренные
земли с Польской столицей, присоединила
к себе не провинцию, вроде или
Литвы, Галиции, или даже Познани, а
самую Польшу, то есть целый народный
самостоятельный организм, не заимствующий
жизни извне, как провинция от
центра, но сам из себя дающий жизнь
и разносящий ее по окружности» (27).
Касаясь вопроса перспектив русско-польских
отношений, И.С. Аксаков уже в 1863 г.
отмечал то, что «наши исторические
пути совершенно различны, и если тесное
соединение между нами возможно, то
только тогда, когда Россия станет вполне
Русью, а Польша возвратится к
началам Славянским» (28).
Спустя двадцать
лет в одной из статей «Руси»,
И.С. Аксаков, подводя итоги, попытался
перевести вопрос русско-польских отношений
в позитивную плоскость: «Только
благодаря России, под ее стеклянным
или железным колпаком, сбереглось
польское имя, — сохранилось от разложения,
сохраняется и доселе от германизации
польская национальность…» (29). Однако
этот польский «позитив» не имел никакого
отношения к России. «Сохранив» поляков
от германизации, страна вместе с Польшей
получила центр антироссийских политических
сил и очередную социально-
Дореформенным российским
законодательством евреи были значительно
ограничены в правах и подвергались
религиозным гонениям (черта еврейской
оседлости, дополнительные налоги и
сборы, запрет государственной службы,
еврейской общины (кагала), публичных
богослужений и т.д.). Политика правительства
была направлена на ограждение населения
от воздействия иудаизма и ассимиляцию
евреев (которая понималась как разрыв
с иудаизмом и присоединение
к православию) (30). Однако в эпоху
«Великих реформ» 1860-х гг. политика
запрещений сменилась политикой
снятия различных ограничений. На повестку
дня встал и вопрос эмансипации
евреев, породивший спор о том, должно
ли равноправие евреев послужить
целям их интеграции и ассимиляции
или, напротив, их ассимиляция должна
предшествовать установлению их равноправия
с другими подданными. Активным участником
этого спора стал И.С. Аксаков, задолго
до К.Н. Леонтьева (заявившего, что «тот,
кто способствует равноправности евреев
в России, уготовляет путь антихристу»
(31)), связавший вопрос о гражданских
правах с вопросом конфессиональной
принадлежности евреев. Религиозный
фактор, а точнее — традиционная
юдофобия русских консерваторов, была
одним из пунктов расхождений в вопросе
об отношении к евреям между И.С. Аксаковым
и русскими радикалами, демократами, социалистами
разных мастей.
В своей публицистике
И.С. Аксаков активно обращался
к еврейскому вопросу два периода:
в 1860-е (статьи в газетах «День» и
«Москва») и 1880-е гг. (статьи в газете
«Русь») (32). Его интерес к этому
вопросу обуславливался конкретными
обстоятельствами жизни России, к
которым можно отнести, во-первых,
польский мятеж 1863–1864 гг. и связанные
с ним национальные проблемы западных
губерний России, принадлежащих раннее
Польше, а также либеральные «
Как верно указывают
В.Н. Греков и Н.А. Смирнова, «было
бы слишком наивно видеть в позиции
Аксакова только недомыслие или примитивный
антисемитизм» (34). И.С. Аксаков всегда
отдавал должное уму, предприимчивости
и нравственности евреев. В ряде
случаев, превознося качества еврейского
племени, он как свое заветное желание
высказывал мысль о превращении
иудеев в христиан: «какую высоту и
силу духа могло бы явить это удивительное,
столь богато одаренное племя, если
бы оно не загрубело для истины,
если бы способно было совлечь с
себя ветхого человека и облечься
в нового, обновляемого в разум
Христов» (35). Тем не менее, чаще всего
он выступал с резкими статьями,
обвиняя евреев в религиозной
нетерпимости, в желании поработить
христиан и т.п. И.С. Аксаков утверждал,
что «если бы евреи отступились
от своих религиозных верований
и признали во Христе истинного Мессию,
никакого бы еврейского вопроса не
существовало» (36). Считая Россию «святой
Русью», «православным царством», а
«зерном жизни и силы» Русской
империи — русский народный организм,
ассимилирующий «иноверные и иноплеменные
народцы» (37), он, наверное, и не мог
рассуждать иначе.
Однако существовал
еще один аспект отношения Аксакова
к евреям, который важно отметить.
Положение евреев в пореформенной
России вызывало у многих русских
людей чувство зависти и
Вряд ли кого-либо
могло оставить равнодушным превращение
тех, кому еще недавно, как писал
И.С. Аксаков, было «некуда деться, они
голодны, сиры, везде и всюду гонимы»
(40), в богатейших людей России, игравших
иногда определяющую роль в экономике
страны, и в государственных
Список литературы
1. Струве П.Б. Аксаковы
и Аксаков. К столетию со
дня рождения Ивана Сергеевича
Аксакова (Род. 26. IX.1823, ум. 27.I. 1886) // Аксаков
И.С. У России одна-
2. См. Ширинянц А.
А., Фурсова Е. Б. Прибалтийский
вопрос в политической
3. Идейно-политический
комплекс панславизма включал
разнообразные доктрины, теории, концепции
и идеи, во главу которых была
поставлена задача взаимного
сотрудничества и единства
4. Аксаков И.С.
Статьи из газеты «Русь». 1882. Передовые
статьи. Москва.19 октября. //Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский
вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.677.
5. Аксаков И.С. [Статьи
из газеты «Москва». 1867 г. Передовые
статьи]. Москва, 14 января. // Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский
вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.106.
6. Аксаков И.С.
Почему Австрия не может
7. Аксаков И.С. [Статьи
из газеты «Москва». 1867 г. Передовые
статьи]. Москва, 20 марта. // Аксаков И.С.
Полн. собр. соч. Т.1. Славянский вопрос.
1860-1886, М.: Типография М.Г. Волчанинова,
1886. С.148.
8. См.: Аксаков И.С.
[Статьи из газеты «Русь». 1882 г.
Передовые статьи]. Москва.15 мая. // Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский
вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.451-452.
9. Аксаков И.С. [Статьи
из газеты «Русь». 1882 г. Передовые
статьи]. Москва. 23 января. // Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский
вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.392.
10. Аксаков И.С. [Статьи
из газеты «Русь». 1883 г. Передовые
статьи]. Москва.15 ноября. // Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский
вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.554-555.
11. См.: Аксаков И.С.
[Статьи из газеты «Русь». 1881 г.
Передовые статьи]. Москва. 2 мая. // См.
Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т.1.
Славянский вопрос. 1860-1886, М.: Типография
М.Г. Волчанинова, 1886. С.328.
12. Резкую критику
И.С. Аксакова вызвали попытки
строить славянские
13. Аксаков И.С.
Письмо редактора «Руси» к
Его Высочеству Князю
14. Аксаков И.С.
Письмо редактора «Руси» к
Его Высочеству Князю
15. Об этом, в частности,
свидетельствовали отзыв на
16. Аксаков И.С. [Статьи
из газеты «Русь». 1885 г. Передовые
статьи]. Москва.14 декабря. // Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский
вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.745.
17. Аксаков И.С. [Статьи
из газеты «Русь». 1882 г. Передовые
статьи]. Москва. 27 февраля. // Полн. собр.
соч. Т.1. Славянский вопрос. 1860-1886,
М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1886.С.431.
18. Аксаков И.С. [Статьи
из газеты «Русь». 1881 г. Передовые
статьи]. Москва. 24 октября. // Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Т.1. Славянский
вопрос. 1860-1886, М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.353.
19. Аксаков И.С.
Наши нравственные отношения
к Польше // Аксаков И.С. Полн. собр.
соч. Том 3. Польский вопрос
и Западно-Русское дело. Еврейский
вопрос. 1860-1886. М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.9.
20. Аксаков И.С.
Наши нравственные отношения
к Польше // Аксаков И.С. Полн. собр.
соч. Том 3. Польский вопрос
и Западно-Русское дело. Еврейский
вопрос. 1860-1886. М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.7.
21. Аксаков И.С.
Ответ на письмо, подписанное
«Белорус» // Аксаков И.С. Полн.
собр. соч. Том 3. Польский вопрос
и Западно-Русское дело. Еврейский
вопрос. 1860-1886. М.: Типография М.Г.
Волчанинова, 1886. С.15.
22. См.: Аксаков И.С.
Еще о польских притязаниях
на Западно-Русский край // Аксаков
И.С. Полн. собр. соч. Том 3. Польский
вопрос и Западно-Русское дело.
Еврейский вопрос. 1860-1886. М.: Типография
М.Г. Волчанинова, 1886. С. 33-34.
Информация о работе Национальные вопросы в политической публицистике И.С. Аксакова