Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:48, реферат
Кто творит историю? Многие люди, будь то простые граждане или же «сильные мира сего», ученые или неучи, нищие или же богатые, задавались этим вопросом. Кто - то скажет, что историю творят деньги. Кто-то скажет, что историю творят войны. Кто-то скажет, что все события заранее предначертаны судьбой. Все эти утверждения по-своему верны, но ключевую роль в истории человеческой цивилизации играет сам человек.
Введение. 2
Глава 1. Мнения историков о личности Ивана I Калиты 3
Глава 2. Иван I Калита
1. Деятельность. 7
2. Усиление Москвы. 11
Глава 3. Последователи и наследники 20
Глава 4. Наследие Ивана I Калиты 22
Заключение. 32
Список используемой литературы 34
Полузадушенный смертельной болезнью, Семен Гордый диктовал свое завещание. В нем он умолял наследников мирно жить друг с другом и исполнять его последнюю волю — «чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла»...
Это неожиданное «лирическое
отступление» в суховатых росписях
княжеского имущества и по сей
день остается загадкой. Какое значение
вкладывал Семен в эту
В бесконечных тревогах пролетали годы. Люди с плачем приходили в этот мир и с плачем покидали его. Все казалось зыбко и ненадежно. Но между тем дела шли своим неспешным чередом, подчиняясь неведомым законам. Под снисходительным надзором хана Джанибека Московское княжество неприметно росло и крепло. Но в 1357 году «добрый царь» Джанибек был убит своим сыном Бердибеком, уставшим дожидаться заветного золотого престола. Заодно Бердибек прикончил и 12 своих братьев, избавив себя от лишних хлопот. Однако такой поворот дел в Орде понравился не всем. Среди татар началась длительная усобица (по выражению летописца — «замятия великая в Орде». За период с 1357 по 1381 год на ордынском престоле сменилось более 25 ханов.
Воспользовавшись ордынскими
усобицами, суздальский князь Дмитрий
Константинович в 1360 году сумел ненадолго
отобрать великое княжение Владимирское
у малолетнего сына Ивана Красного
Дмитрия. Возможно, эту мысль ему
подсказали некоторые «сильные люди»
в Орде, озабоченные неуклонным ростом
могущества Москвы. Но московское боярство,
сплотившись вокруг митрополита-москвича
Алексея, отстояло права своего князя-отрока.
С этого времени великое
Внуки Калиты Дмитрий Иванович Московский и Владимир Андреевич Серпуховской выросли фактически без отцов. Над ними не довлела семейная выучка, им легче было отойти от политических традиций Калиты, о которых они знали только понаслышке, от старых бояр или митрополита Алексея. И не случайно именно эти дерзкие отроки, возмужав, встряхнули Русь, вывели ее из лесов и болот на простор Куликова поля.
Новое вино вливалось в
новые мехи. Московские правители
искали и находили новые решения
старых проблем. Но окруженный глубоким
почтением образ их прадеда, первого
«собирателя Руси» Ивана
Создание Московского государства воспринималось ими как исполнение провиденциальной задачи — построения небывалого дотоле Царства Божией Правды. И потому строители всегда помнили грозные слова пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно».
Московское самодержавие смогло стать жизненной политической формой только благодаря чувству огромной ответственности перед людьми и перед Богом, никогда не покидавшему носителей тяжелой «шапки Мономаха». Со времен Калиты строительство Московского, а потом и Российского государства стало одновременно и возведением Храма. И потому люди, строившие его, работали не за страх, а за совесть.
Заключение
Девять десятых всех сведений, которыми мы располагаем об Иване Калите, дают летописи. Эти странные литературные произведения, где есть только два действующих лица – Бог и человек, никогда не заканчивались. Каждое поколение рукою книжника-монаха вписывало в них новые страницы.
В летописи удивительным образом соединяются противоположные начала: мудрость веков – и почти детская наивность; сокрушительное течение потока времени – и несокрушимость факта; ничтожество человека перед лицом Вечности – и его же безмерное величие как «образа и подобия Божия». На первый взгляд летопись проста и незатейлива. Погодное изложение событий в виде кратких сообщений иногда прерывается вставками – самостоятельными литературными произведениями, дипломатическими документами, юридическими актами.
Но за этой внешней простотой скрывается бездна противоречий. Во-первых, летописец видит события и изображает их «со своей колокольни»: с точки зрения интересов и «правды» своего князя, своего города, своего монастыря. Под этим слоем бессознательного искажения истины – еще один: искажения, которые возникли при составлении новых летописей на основе старых. Обычно новые летописи (точнее, летописные «своды») составляли по случаю каких-то важных событий. Составитель новой летописи («сводчик») редактировал и по-своему компоновал содержание нескольких летописей, находившихся в его распоряжении, создавал новые текстовые комбинации. Поэтому порядок событий в тексте летописной годовой статьи не всегда соответствует их реальной последовательности.
При составлении новых сводов часто сбивалась правильная хронология событий. Да и сам календарь был неоднозначен. В эпоху Калиты на Руси были в употреблении сразу три системы исчисления времени. По одной из них год начинался с 1 марта, по другой – с 1 сентября, а по третьей – с 1 марта предшествующего года. Летописец никогда не сообщает, какую из этих систем он использует. Кроме того, составитель свода никогда не знал, каким стилем пользовались его предшественники. В результате события часто сдвигались в датировке на год и даже более вперед или назад.
Наконец, летописцы всегда были очень кратки в своих сообщениях. События целого года укладывались у них в несколько строк. Иногда, указав год, летописец лаконично замечает – «не бысть ничего». Но даже рассказав о событии более или менее внятно, он никогда не объяснял его причин. Пояснения такого рода обычно ограничивались традиционными сентенциями: «за грехи наши», «Божиим попущением», «по воле Божией». Этот лаконизм иногда придает летописному повествованию почти афористичную сжатость и выразительность. Но сколько слез было пролито историками над каждой недосказанной строкой!
Изучение истории ранней
Москвы затрудняется еще и
тем, что практически все ее
книжное богатство погибло во
время нашествия Тохтамыша в
1382 году. Стараясь сберечь книги,
митрополит приказал собрать
их в одну из кремлевских
каменных церквей. Книг
Древние московские книги погибали и в последующие века. Известно, например, что знаменитый деятель времен Петра I В. Н. Татищев (1686 – 1750) использовал для своего труда «История Российская» целый ряд летописей, не сохранившихся до наших дней. Историк Н. М. Карамзин (1766 – 1826) имел в своем распоряжении Троицкую летопись, погибшую в пожаре Москвы в 1812 году.
Подводя итог утратам и проблемам, отметим главное: наши знания об Иване Калите и его времени обрывочны и фрагментарны. Его портрет – словно древняя фреска, израненная временем и скрытая под толстым слоем поздней масляной живописи. Путь познания Ивана Калиты есть путь кропотливой реставрации. Но вместе с тем это и путь самопознания. Ведь мы имеем дело со строителем Московского государства, чья рука навсегда оставила свой след на его фасаде.
Идет время – но
идет и дело. И вот уже сходит
понемногу сухая шелуха
Список используемой литературы
1. Н. С. Борисов «Иван Калита»: Молодая гвардия; М. 1995 2. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь М. 1991 . |
4.Тихомиров М. Н. Древняя Москва 12 – 15 вв. / М. 1992 . |
5. Большая советская энциклопедия . 6. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV — XVI вв. М.; Л., 1950. 7. Карамзин Н. М. Предания веков / М 1989. 8. Карамзин Н. М. Истории государства Российского. Том5. / М. 1985.
|