НЭП: разработка, осуществление и основные результаты (1921-1929 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Представленная работа посвящена теме «НЭП: разработка, осуществление и основные результаты (1921-1929 гг.)»
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что 20-е годы XX века, особенно первая их половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в наше время. Но именно 20-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическое развитие страны после гражданской войны 7
1.1.Кризис конца 1920-1921 гг. и необходимость изменения
экономической политики…………………............................................ 7
1.2. Разработка новой экономической политики 12
1.3. Осуществление новой экономической политики 16
Глава 2. Завершение периода новой экономической политики 24
3.1. Итоги проведения новой экономической политики и её значение 24
3.2. Причины свёртывания НЭПа 27
Заключение 31
Библиографический список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАТОТА ИСТОРИЯ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Все это создавало условия для трезвой переоценки многих принципиальных явлений.

Долгое время социализм в экономике отождествлялся лишь с государственной собственностью на средства производства. Это, с одной стороны, привело к экономиче­ски нецелесообразному ее (и государственного аппарата) разбуханию, а с другой — породило недооценку и даже отрицание всего возможного многообразия форм социалистической собственности. В результате в 1920 г. в государственную собственность были переданы даже крохотные ремесленные мастерские. Государство совершенно не имело возможности их содержать. Это приводило к падению производства, уничтожению производительных сил.

В декабре 1921 г. был принят декрет о денационализации этой части промышленности, а также ряда средних предприятий. Они были возвращены прежним владельцам.

Декретом от 7 июня 1921 г. было разрешено открывать частные предпри­ятия с числом рабочих не свыше 10—20 человек. В мае 1925 г. было разрешено организовать частные предприятия с числом рабочих до 100 человек, но с особого разрешения в каждом отдельном случае органов Советской власти.

Была разрешена с 1921-1922 гг. и аренда средств производства (помещений и целых пред­приятий в торговле и промышленности, земли и техники — в сельском хозяйстве). Более трети всей массы промышленных заведений (преимущественно мелких и средних) было сдано в аренду. Из них более половины получили частные лица (в том числе бывшие владельцы). Часть предприятий (в основном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы. Подавляющее большинство сданных в аренду предприятий относилось к числу мелких и мельчайших.

Определенный толчок был дан и привлечению иностранного капитала. Возникли концессии (аренда советских государственных предприятий зарубежными предпринимателями). Первая концессия была учреждена в 1921 г. Их количество было в дальнейшем невелико (в 1926—1927 гг.— 65 предприятий). Но в отличие от отечественного частного капитала концессии были крупными предприятиями и действовали в основном в капиталоемких отраслях тяжелой промышленности РСФСР и Грузии: в горной, горнозаводской, деревообрабатывающей и др.

Так, в 1927/28 г. в свинцово-рудной промышленности доля концессионного про­изводства составила более 62%, в марганцевой — около 40%, в меднорудной — около 12%[23].

Возникали и смешанные предприятия с участием средств государства и иностранных фирм (например, советско-английское и советско-голландское объединения по эксплуатации лесных богатств северных районов страны).

Концессии и смешанные предприятия развития не получили, но оставили поучительный опыт.

В целом капиталистический сектор в промышленности был невелик - в 1923—1924 гг. около 20 % промышленных пред­приятий, в основном мелких. Производили они менее 5 % всей продукции.

Гораздо интенсивнее развивалась частная инициатива в розничной торговле (около 53 % товарооборота). Деревня же оставалась в основном мелкотоварной. Крестьяне-единоличники производили 98,5 % продукции сельского хозяйства.

С переходом к нэпу начала возрождаться кооперация как разветвленная система самодеятельных хозяйственных организаций. До этого она была фактически огосударствлена, ее самоуправленческие начала ликвидированы.

К концу 20-х годов кооперативами были охвачены более половины всего крестьянского населения. 1928 год по количеству кооперативов превысил дореволюционный 1913 год в 13 раз, в кооперативах состояло более 28 млн. человек. В стране существовало кооперативное законодательство, кредит и страхование.

Кооперация давала возможность частично устранить неблагоприятные для потребителя последствия монопольного положения государственных предприятий. Поставленные в условия конкуренции, они должны были работать более эффективно. Такой переход в те годы начался, но не был проведен последовательно.

Стало очевидно, что существовавшие ранее сверхцентрализованные бюрократические главные управления (главки) по руководству отдельными отраслями промышленности тормозят новую экономическую политику.

Вместо ликвидированных один за другим главков были созданы центральные и губернские тресты, объединявшие однородные или взаимосвязанные между собой предприятия, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость которые позволили преодолеть бюрократический «главкизм» военного времени. Они получили большую хозяйственную самостоятельность.

Не менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста.

К концу 1922 года 90 % всех промышленных предприятий были объединены в 421 трест, 40 % из которых были централизованного, а 60 % местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупке ресурсов на рынке.

Для решения через рынок хозяйственных проблем (закупка сырья, сбыт продукции) тресты добровольно могли объединяться в синдикаты, действовавшие самостоятельно и на договорной началах. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

Таким образом, государственная промышленность после перехода к нэпу совершила резкий поворот лицом к рынку. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

И все же рынок остался незавершенным, так как хозрасчет коснулся только объединений, а на положении входящих в них предприятий сказался гораздо меньше. Промышленные предприятия и их трудовые коллективы не получили той хозяйственной самостоятельности, которую дал деревне продналог.

В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами прежние деньги вообще прекратили печатать и изъяли из обращения; в том же году был сбалансирован бюджет и запрещено использование денежной эмиссии для покрытия расходов государства; были выпущены новые казначейские билеты - рубли (10 рублей = 1 червонцу). На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1.94 рубля).На лондонской бирже советские деньги очень высоко котировались, считались они самой устойчивой валютой.

В 1922-1925 гг. был создан целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже одно время иностранцы - для кредитования отдельных отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные - для кредитования потребительской кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита - для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы - для мобилизации денежных накоплений населения. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48%.

Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период нэпа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях н/х увеличилась с 5,8 млн. человек в 1924 г. до 12,4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

Помимо капитала в страну направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 г. американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре - в Москве.

Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.

Широкая кампания по снижению цен была начата правительством еще в конце 1923 г., но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 г., когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 г. по 1 мая 1924 г. на 26% и продолжали снижаться далее.

Весь последующий период до конца нэпа вопрос о ценах продолжал оставаться стержнем государственной экономической политики: повышение их трестами и синдикатами грозило повторением кризиса сбыта, тогда как их понижение сверх меры при существовании наряду с государственным частным сектором неизбежно вело к обогащению частника за счет государственной промышленности, к перекачке ресурсов государственных предприятий в частную промышленность и торговлю. Частный рынок, где цены не нормировались, а устанавливались в результате свободной игры спроса и предложения, служил чутким барометром, стрелка которого, как только государство допускало просчеты в политике ценообразования, сразу же указывала на непогоду.

Но регулирование цен проводилось бюрократическим аппаратом, который не контролировался в достаточной степени низами, непосредственными производителями. Отсутствие демократизма в процессе принятия решений, касающихся ценообразования, стало, "ахиллесовой пятой" рыночной социалистической экономики и сыграло роковую роль в судьбе нэпа[24].

Глава 2. Завершение периода новой экономической политики

 

2.1. Итоги проведения новой экономической политики и

её значение

Несмотря на частые кризисные явления, вызванные некомпетентностью руководства, до тех пор, пока не были задействованы все резервы восстановительного периода, экономика развивалась в целом динамично.

Правда, с середины 20-х гг. в ЦСУ СССР считали динамику продукции по отчетам предприятий об объеме валовой продукции, что при росте цен неизбежно завышало результаты.

Для промышленности периода нэпа было характерно наличие различных общественно- экономических секторов: национализированной государственной промышленности, государственного капитализма, частнохозяйственного капитализма, мелкого кустарного и ремесленного производства. Эти уклады занимали различное место в экономической структуре и по- разному влияли на ход экономического развития.

В 20-е гг. наблюдается неуклонная  экспансия государственного и кооперативного секторов, вытеснение частного  капитала из промышленности и торговли. Частная и концессионная промышленность, дававшие в 1923/24 г. валовой продукции на 1467 млн. руб. и доведшие выпуск валовой продукции в 1925/26 г. до 2478 млн. руб., с 1926/27 г. начинают сокращать производство и к 1928/29 г. доводят ее до 1975 млн. руб. Удельный вес частной промышленности (включая мелкую и кустарную) в  1924/25 г. составил 27,3%, в 1925/26 г.- 23,9%, в 1928 г. доля капиталистического и мелкого частного производства сократилась до 17,6%.

В отличие от промышленности подъем сельского хозяйства начался не сразу. В 1921 г. оно пострадало от страшной засухи, последствия которой сказывались  и в 1922 г. Посевные площади сократились до 77,7 млн. га. Потом они стали постепенно увеличиваться: в 1923 г. достигли 91,7 млн. га, что составило 99,3 % к уровню 1913 г. В 1925 г. валовый сбор зерновых почти на 20,7 % превысил среднегодовой сбор за пятилетие 1909-1913 гг. В ходе восстановления сельского хозяйства произошли и структурные изменения: уменьшался удельный вес зерновых культур, но увеличивался-  технических. К 1927 г. в целом в довоенный уровень был достигнут и в животноводстве.

С переходом к нэпу, расширением рыночных связей усиливался процесс социальной дифференциации крестьянства.

Общее число крестьянских хозяйств за 1922-1926 гг. в результате разделов земли увеличилось на 2,6 млн., т.е. на 13% к уровню 1913 г., а общая численность наемных рабочих в крестьянских хозяйствах в 1926 г. достигала около 2,3 млн. человек.

Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа являлся рост национального дохода. В 1925/26 г. он превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза (согласно данным официальной статистики).

Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной  заработной платы рабочих, которая к 1925/26 г. в среднем по промышленности составляла 93,7% довоенного уровня. Тормозил рост уровня жизни в городе товарный голод, возникший в 1924 г. и продолжавшийся до конца 20-х гг., а также  повышение цен на продукты промышленности и сельского хозяйства. Восстановление сельского хозяйства привело к росту доходов крестьянства. Если в 1913 г. доход на душу населения в сельском хозяйстве составлял в бедняцких хозяйствах 41,6 руб., середняцких- 71,0 руб., то в 1925/26 г.- соответственно 79,1 и 115,5 руб.

Несмотря на, казалось бы, значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран. Даже по официальным данным, в 20-е гг. бурными темпами прогрессировало отставание СССР от США, Франции, более медленными- от Германии, и лишь по отношению к Англии складывалась более благоприятная картина.

Информация о работе НЭП: разработка, осуществление и основные результаты (1921-1929 гг