Н.С.Хрущев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:24, контрольная работа

Описание

Период с 1953 по 1964 г. в истории СССР связывается, прежде всего, с личностью Н.С.Хрущева, более 11 лет возглавлявшего Коммунистическую партию и более 6 лет - Советское правительство.
Этот период является одним из бесспорно важных и, мо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Разоблачение культа личности 6
ГЛАВА 2. Экономика 13
ГЛАВА 3. Против бюрократизма и сверх централизации 20
ГЛАВА 4. Социальные вопросы и культура 24
ГЛАВА 5. Как был смещен Н.С.Хрущев 27
Заключение 33

Работа состоит из  1 файл

отечественная истоия.контрольная работа.Хрущев.docx

— 72.17 Кб (Скачать документ)

         Но, говоря о позитивной деятельности  Хрущева, вместе с тем нужно  подчеркнуть, что у него строгий  научный анализ действительности  в этот период нередко подменялся прожектерством.

         Экономическая политика оставалась  одним из наиболее уязвимых  мест в его деятельности. Хрущев  видел задачу в основном в  изменении методов руководства экономикой на аппаратном уровне - в Госплане, совнархозах, министерствах, но не понимал значения глубоких структурных реформ, которые меняют условия труда и жизни непосредственных производителей - рабочих, крестьян, научно-технической интеллигенции.

         Особенно неблагоприятно такой  подход сказался при подготовке  Программы партии 1961 года. Самые большие споры вызвало предложение включить в Программу цифровые материалы об экономическом развитии страны и ходе экономического соревнования на мировой арене. С этим  предложением приехал на одно из заседаний председатель Государственного научно-экономического совета Совмина СССР А.Засядько. Доклад, который он сделал в рамках рабочей группы, показался всем участникам легкомысленным и ненаучным. Выкладки о темпах развития советской экономики и экономики США фактически были взяты с потолка - они выражали желаемое, а не действительное.

         Однако сам Засядько легко  положил конец разгоревшейся  дискуссии. Он открыл первую  страницу книжки в синем переплете  с машинописным текстом примерно на 80 страницах и показал резолюцию: " Включить в Программу" - и знакомую подпись Н.С.Хрущева. Так в Программу партии оказались включены цифровые выкладки о том, как мы в 80-х годах догоним и перегоним Соединенные Штаты.

         Надо, впрочем, попытаться представить  себе общий дух того времени.  Хотя мало кто верил в цифры  Засядько, многие были полны оптимизма  и энтузиазма. И базировались эти чувства вовсе не на пустом месте, все были убеждены, что принимаемая Программа открывает этап крупных структурных преобразований и сдвигов - иначе, зачем было принимать и утверждать новую Программу. И даже уход Хрущева не остановил дела. В сентябре 1965 года состоялся-таки Пленум ЦК КПСС о хозяйственной реформе. Отрицательное отношение к ней Брежнева свело, однако, на нет  усилия предыдущей эпохи.

         Наибольшие нападки на Хрущева  вызвало обещание, содержавшееся  в Программе КПСС 1961 года, через  20 лет - в 80-е годы - построить  в нашей стране высшую фазу  коммунизма. Это обещание трактовали  как типичное проявление прожектерства, свойственного Хрущеву. Но это не  совсем так. Хрущев исходил из типичного обществоведческого знания того времени представления, что коммунизм - это производство основных предметов потребления на уровне медицински обоснованных норм, то  есть производственное изобилие.

         Была ли возможность за 20 лет  достичь этого уровня, что по  сельхозпродуктам требовало увеличения среднедушевого производства в 2-3 раза, по основным непродовольственным товарам не только увеличения производства, но и серьезного изменения структуры производства этих товаров, их качества? В принципе, такая возможность была. Пусть не во всем, не полностью, но была.

         Однако для этого экономика  должна была развиваться по  совершенно другому, оптимальному  варианту. Реальное же развитие  оказалось весьма далеким от оптимальности.6 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Против бюрократизма и сверх централизации

     На  июльском (1955г.) Пленуме ЦК говорилось о том, что в министерствах, ведомствах и на предприятиях много лишних, параллельно действующих звеньев. Штаты административного управленческого персонала все еще велики, и вследствие этого аппарат управления не гибок, в значительной мере оторван от производства, отвлекает большое количество работников от участия в создании материальных ценностей.

         Хрущев выступил инициатором  коренной реорганизации органов  управления промышленностью и  строительством. В феврале 1957 года  Пленум ЦК принял решение о  ликвидации отраслевых министерств  и создании вместо них территориальных  органов управления промышленностью  - Советов народного хозяйства. При этом говорилось о том, что ведомственное руководство промышленностью и строительством приводит к ослаблению и нарушению нормальных территориальных связей между предприятиями разных отраслей промышленности, расположенных в одном экономическом районе, нередко не дает возможности оперативно решать хозяйственные вопросы, целесообразно использовать имеющиеся ресурсы и т.д.

         Реформа 1957 года послужила основой  для многочисленных дальнейших реорганизаций государственного и партийного аппарата. На местах в пределах областей были созданы совнархозы, которые вскоре были укрупнены в совнархозы крупных экономических административных районов.  Был создан Высший Совет народного хозяйства, который взял на себя координацию работы промышленности и строительства в общегосударственном масштабе.

         Однако жизнь показала, что правильные  замечания о недостатках отраслевой структуры управления промышленностью ни в коей мере не избавляли (в рамках существовавшей тогда политической системы) от необходимости централизованно руководить отраслями промышленности.   Реформа 1957 года привела к отраслевой разобщенности промышленности, нанесло удар по единой технической политике. Попытки многочисленных реорганизаций государственного аппарата никак не могли ликвидировать  эти недостатки.

         Вместе с тем уже в начале 60-х годов в печати стали  появляться статьи о необходимости  использовать рычаги управления, внедрять полный хозрасчет. Экономическая  реформа 1965 г., провозглашенная уже   после того, как Хрущев был  снят со своего поста, начала  готовиться при нем.

         Будучи убежден во всесилии  организационных мер, Хрущев на  мартовском (1962г.) Пленуме ЦК предложил коренным образом перестроить управление сельским хозяйством, приблизить его к колхозам и совхозам, сделать конкретным и оперативным. Были созданы территориальные колхозно-совхозные производственные управления. На Пленуме особо подчеркивалась необходимость повысить ответственность партийных органов за состояние сельскохозяйственного производства, активно способствовать более широкому использованию возможностей каждого конкретного хозяйства.

         Летом 1962 года Хрущев выдвигает  идею о разделении партийных  организаций и партийных органов по производственному принципу и направляет в Президиум ЦК соответствующую "Записку" с требованием разослать ее в ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы.  На ноябрьском (1962г.) Пленуме Центрального Комитета он обосновывает свою идею построения партийных органов по производственному принципу тем, что это даст возможность обеспечить более конкретное и планомерное руководство промышленностью, строительством и сельским   хозяйством, сосредоточить главное внимание на производственных вопросах. Постановлением пленума ликвидировались сельские райкомы, взамен их создавались парткомы производственных колхозно-совхозных управлений и зональные (кустовые) промышленно-производственные партийные комитеты, в краях и областях - сельские и промышленные  крайкомы, обкомы.

         Еще до Пленума проект разделения  парторганизаций, партийных и  советских органов по производственному принципу вызвал на местах большое недоумение. В ЦК КПСС поступало немало, правда, довольно робких возражений и замечаний. Как позже заявлял первый секретарь   ЦК Компартии Украины П.Е.Шелест, "еще во время обсуждений предложений, изложенных в "Записке" т.Хрущева о перестройке партийных и советских органов, многие члены ЦК, работники республиканских и местных партийных органов выражали сомнение в целесообразности намечаемой реорганизации. Указывалось, в частности, на трудности, которые неминуемо возникнут, если разъединить единый хозяйственно-политический организм любой области, в которой промышленность, сельское хозяйство и сферы их обслуживания тесно связаны". Однако возражения, сомнения и замечания не были приняты во внимание. На  Пленуме же предложения Н.С.Хрущева получили полную поддержку ораторов.

         На практике реорганизация партийных,  советских и общественных органов не только не способствовала развитию демократии, а, напротив, сузила сферу ее действия. Аппарат областных органов значительно разросся, а в районах - сократился. Произошло еще большее отчуждение местных Советов от их функций как органов власти.

         Жизнь вскоре показала сложность  и громоздкость новой структуры.  Опыт работы промышленных и  сельских крайкомов, обкомов партии  свидетельствовал о несостоятельности попыток разграничить сферы деятельности между ними. Вопросы строительства, транспорта, связи,  медицинского и культурного обслуживания, охраны общественного порядка и многие иные неизбежно требовали внимания и тех и других руководящих партийных органов, целенаправленных и единых усилий  всех парторганизаций.

         В укрупненных районах первичные  партийные организации порой  находились за 200 и более километров от парткома производственного управления и, естественно, связь их была чисто номинальной. Бывало итак, что коммунист избирался депутатом сельского Совета одного  района и входил в состав партийного комитета в другом районе. Возникла административная неразбериха из-за полной неопределенности разделения функций тех или иных учреждений. Доходило до абсурда, когда службы здравоохранения, быта (к примеру, больницы, хлебопекарни) районного центра, считающегося промышленной зоной (промышленный облисполком), не обслуживали население окрестных колхозов и совхозов, поскольку это уже "другая епархия" - сельское производственное управление (сельский облисполком).

         На основании установок ноябрьского  (1962г.) Пленума ЦК КПСС была  проведена новая реорганизация  органов управления народным  хозяйством. Ее целью было улучшить  территориальную систему управления. Однако, кардинального решения проблемы не достигалось, поскольку новая система не была увязана с объективными экономическими процессами.

         Практически новая система привела  к ликвидации единых партийных  организаций, внесла необычайную  сумятицу в деятельность партийного  и государственного аппарата. Не случайно одной из первых мер, принятых после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, было восстановление единых партийных организаций.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Социальные вопросы и культура

     Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е -60-е  годы, нельзя не обратить внимание на то, какая большая социальная программа  была реализована в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева впервые началось сооружение панельных и блочных жилых домов по типовым проектам на домостроительных комбинатах. Справедливо критикуемые ныне пятиэтажные панельные дома, так называемые "хрущевки", в свое время позволили переселить людей из бараков, подвальных помещений и коммунальных квартир. Название "Черемушки" стало знаменовать  новый этап жилищного строительства. Именно Хрущеву принадлежала инициатива перехода на 7-ми часовой рабочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в угольной и горнорудной промышленности на подземных работах, - на 6-ти часовой рабочий день. Была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; сделаны решительные шаги в области упорядочения пенсионного обеспечения. Значительно были увеличены размеры минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие пенсии. Было улучшено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, которые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным трудом. В период деятельности Хрущева страна установила широкие международные связи, открылись границы и для выезда советских людей за рубеж. В течение ряда лет наблюдалось улучшение дел в сельском хозяйстве, отсюда в торговой сети был приличный выбор продуктов питания и товаров народного потребления.

         Жизненный уровень населения  начал постепенно расти. Однако  намеченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный удар по надеждам реформаторов нанесли трагические события в Венгрии в 1956 году. Но не последнюю роль сыграла и самоуверенность Никиты  Сергеевича, его беспечность в вопросах теории и политической стратегии. "Хрущевизм" как концепция обновления социализма не состоялся. Если воспользоваться образом, который так любил главный оппонент Первого секретаря Мао Цзэдун, Хрущев ходил на двух ногах: одна смело шагала в новую эпоху, а другая безвылазно застряла в тине прошлого.

         Вместе с тем в обстановке  постоянного восхваления Хрущев  нередко переоценивал свои возможности,  вмешивался в решение вопросов, требующих профессиональной компетентности. Так, например, по инициативе Хрущева  были пущены на металлолом  крупные военные корабли. Когда  во   время визита в США ему показали большой авианосец, Хрущев заметил:

Информация о работе Н.С.Хрущев