Обострение классовой борьбы в стране. Крестьянская война в России под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:02, контрольная работа

Описание

Восстания середины 17 века и Медный бунт – грозные предвестники мощного народного движения, возглавленного С.Т. Разиным. Эти предвестники – реакция угнетенных масс на усиление эксплуатации со стороны господствующего класса и выражавшего его интересы феодального государства.

Работа состоит из  1 файл

ИСтепан Разин.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Хлеб на Дону был привозным. Свой почти не высевался. Казаки за службу ежегодно получали от государства помимо денежного жалованья, пороха, сукна, свинца и прочего, хлебные запасы.

Ключевые позиции на Дону держала казацкая старшина, выражавшая интересы богатой части населения. И хотя в войсковом кругу голутва нередко теснила зажиточных станичников, иногда даже смещала неугодных ей атаманов с есаулами, с течением времени «домовитые» все больше забирали власть в свои руки. Характерно, что сам круг собирался в Черкасске – городке на нижнем Дону, где жили состоятельные, не знавшие нужды казаки.

Только государевым  жалованьем и побочными промыслами на Дону прожить было нельзя. Как  естественное подспорье казаки расценивали  выкуп пленных, военную добычу за которой периодически совершались походы в Персию, Константинополь, Крым, Анатолию. Эти рейды не были только разбойно – пиратскими. Во-первых они являлись ответной мерой на набеги крымцев, во-вторых служили демонстрацией силы донцов перед лицом угрожавшего российским рубежам противника, в третьих, почти всегда преследовали и чисто торговые цели: казаки возвращались с чужеземных берегов с восточными товарами, пользовавшимися на Дону большим спросом.

Особую славу  донское казачество стяжало взятием  в 1637 году турецкой крепости Азова. А  четыре года спустя донцы выдержали длительную осаду огромного войска, подступавшего к Азову.

Невзирая на численное превосходство, туркам не удалось взять крепость. Они понесли урон в 70000 человек, пришел один из главных военоначальников и вскоре умер. Однако, несмотря на победу, положение казаков было тяжелым, силы их были истощены. Московское правительство, от которого они с надеждой ждали помощи, боясь осложнений с Турцией, в категорической форме потребовало от донцов под угрозой невыплаты жалованья и запрета торговли с Доном покинуть Азов. Отважным сидельцам не оставалось ничего иного, как оставить крепость, предварительно разрушив ее до основания.

Азовская героическая  эпопея 1637-1642 годов не только подняла военный ореол донцов, но и помножила славу русского оружия.

Не все пришлые  люди прижились на Дону, не все могли  вынести тяготы походов, жизнь в  отрыве от дома, от семьи. Были случаи, когда беглые из центральных уездов России, так и не пообвыкнув на Дону, подавались в поисках более спокойного пристанища в другие края.

К примеру, холоп  князя Щербатого, «шедший на Дон  из Москвы оставался там надолго: после участия в казачьем морском  походе он счел за лучшее уйти во свояси.Да казаки и не терпели в своей среде слабых телом и духом – такой подведет в трудную минуту, дрогнет в критический момент кровавой схватки, оставит в беде товарища.

Иного склада был  выходец с воронежского посада и  выбившийся на Дону в «домовитые»  казаки Тимофей Разя. В злой сече он всегда был среди первых, труса  в бою не признавал. Лицо и тело его были покрыты шрамами и рубцами, как воды Дона с рябью в ветреную погоду. Крутой нрав уживался у Тимофея с широтой натуры, размахом в работе и веселье. Любил он побалагурить, умел, острое словцо сказать. А уж за столом как сидел. Шутки, прибаутки, присказки. Рубаха красная, брови черные, широкие, глаза жгучие, так огонь в них и играет. Истинный казак, хотя и не коренной донец. В отца пошли и три сына Тимофея – Иван, Степан и Фрол. Слыли они станичными молодцами и радовали удалью сердце старого казака. Мечтал Тимофей Разя, что его старший Иван станет со временем войсковым атаманом и будет всему Войску Донскому голова. Но не суждено было сбыться этим надеждам

В начале 60х  годов Степан Разин – заметная фигура на Дону. О нем идет слава не только ратного умельца и лихого рубака, но и большого знатока тактики казацкого боя. Разин (Степан Тимофеевич) — известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки Разина. Ядром этого движения явилось донское и волжское казачество, заключавшее в своей среде много недовольных московским правительством и московскими порядками. «Весь порядок тогдашней Руси, управление, отношение сословий, права их, финансовый быт, — говорит Н. И. Костомаров («Мон.», II, 205), — все давало казачеству пищу в движении народного недовольства, и вся половина XVII века была приготовлением эпохи Стеньки Разина».

Положение крестьян ухудшилось: свобода переходов была окончательно уничтожена, и крестьянин, наравне с холопом, был предан полному произволу владельца. Жители посадских и черных волостей были не в лучшем положении; они были обременены разными повинностями, промыслы и занятия их были обложены множеством разнообразных пошлин; неисполнение повинностей грозило разорительной пеней и суровым наказанием. Злоупотребления воевод и служилых людей еще более увеличивали тяжелое положение народа. При существовании подкупов, как обычного явления, судопроизводство не представляло собой никаких гарантий для слабых и бедных. Все это побуждало русских людей оставлять прежнее место жительства и убегать в степи, к казакам в вольницу. Побеги эти сделались до того обычным явлением на Руси, что в челобитных обывателей часто говорилось, в виде угрозы, что они разбегутся врозь.

Правительство принимало меры против побегов, грозило за них самыми суровыми наказаниями, но это мало помогало делу; число беглецов все увеличивалось, недовольство росло и вылилось, наконец, в бунте Стеньки Разина.

По известиям  иностранцев, не подтверждаемых, впрочем, ни правительственными актами, ни народной думой, старший брат Стеньки Разина был повешен в 1665 г. князем Юрием Долгоруким за то, что самовольно ушел из похода против поляков с отрядом донских казаков, над которыми был атаманом.

 Младшим  братом Степана Разина был Фрол или Фролка, его неразлучный спутник. О жизни Стеньки до того момента, когда он выступает в Черкасске во главе удальцов, состоявших преимущественно из голытьбы, всегда во множестве собиравшейся на Дону, почти ничего неизвестно.

Весной 1661 г. войско посылало его к калмыкам уговаривать их служить московскому царю и поддерживать донских казаков против крымского хана. Осенью того же года Степан Разин отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и по дороге был в Москве.

В 1667 г. туда дошли  слухи о Степане, как человеке опасном. Собрав удальцов, Разин хотел плыть с ними по Азовскому морю грабить турецкие берега; но черкасский атаман Корнило Яковлев не позволил этого и некоторое время удерживал казаков в повиновении московскому царю. Тогда Стенька поплыл вверх по Дону, грабя богатых казаков и разоряя их дома.

Добравшись  до того места, где Дон сближается с Волгой, он заложил там стан (близ города Паншина, между рек Тишин  и Иловли), названный Ригой. Порох  и свинец казаки получали от посадских  людей — воронежцев, за деньги или в обмен на всякого рода рухлядь. Когда слух о появлении казацкого стана дошел до Царицына, началась переписка между московскими начальными людьми, но серьезных мер против казаков никто не принимал. Разин между тем перешел на Волгу и здесь, вероятно недалеко от Камышина, устроил новый стан. Его отряд имел казацкое устройство, делился на сотни и десятки; над сотней начальствовал сотник, над десятком — десятник. Стенька Разин был атаманом, есаулом — Ивашка Черноярец.

В это время  плыл весенний караван судов из Нижнего Новгорода в Астрахань. Тут были казенный струг, с ссыльными, ехавшими на житье в Астрахань; судно московского богача Шорина, везшее казенный хлеб; суда патриарших и других частных лиц. Барки были разграблены, агенты, сопровождавшие хлебный транспорт, подвергнуты пыткам и повешены, ссыльные выпущены на волю. Чернорабочим (ярыжным) Стенька сказал, отпуская их на волю: «я пришел бить только бояр, да богатых господ, а с бедными и с простыми готов, как брат, всем поделиться».,.

Одна из барок принадлежала патриарху Иосафу, недавно унаследовавшему сан Никона. Возможно, именно это обстоятельство привело Степана к мысли выдать себя за союзника Никона, мстящего за его низложение. Позднее легенда о пребывании Никона в шайке отважного атамана получила широкое распространение. Один из летописцев писал даже, что Стенька Разин старался поддержать этот слух, для чего возил с собой манекен, похожий на опального патриарха. 

Караван сопровождал  отряд стрельцов, который не оказал никакого сопротивления. Бездействие стрельцов воспламенило народное воображение. Атаман прослыл колдуном: одним окриком он останавливает корабли; одним взглядом повергает в оцепенение солдат, которым поручена охрана их; от его тела отскакивают пули. 

Окрыленный легким успехом, Стенька расположился лагерем на холмах близ Камышина и готовился к новым подвигам.  После этого Стенька отправился к Царицыну, но не взял его, а только напугал воеводу, который беспрекословно исполнил все его требования, выдал наковальню, меха и кузнечную снасть. У Стеньки было теперь уже 35 стругов, с 1500 человек; он проплыл мимо Черного Яра, встретил, разбил и высек московского воеводу Беклемишева, вошел в Каспийское море и оттуда рекой Яиком достиг Яицкого городка.

 Все это  происходило летом 1667 года. Яицкий городок был взят хитростью: стрелецкий голова Яцын впустил Стеньку только в церковь помолиться, но вошедшие с ним товарищи отворили ворота и впустили остальных казаков.

Яцын и 170 других стрельцов были казнены; остальным  была предоставлена свобода идти, куда хотят. Они направились в Астрахань, но Стенька догнал их, часть перебил, а других заставил присоединиться к его отряду.

Лето Разин  просидел в Яицком городке, а в  сентябре отправился к устью Волги  и здесь погромил татар, затем  пограбил турецкие суда на Каспийском море. Опасаясь разгрома, калмыки, кочевавшие между Яиком и Волгой, вступили в дружеские сношения с Разиным.

В ноябре приехали к нему посланцы с Дона, с грамотой государя и увещанием войска отстать  от воровства и воротиться на Дон. Стенька принял посланцев с честью и отпустил невредимыми, но, отпуская, сказал: «когда впредь ко мне государева грамота придет, то я великому государю вину свою принесу».

В это время  астраханский воевода Хилков, действиями которого московское правительство было недовольно, был сменен и на его место был прислан князь Прозоровский. Он также послал к Разину двух посланцев, с увещаниями принести повинную; только один из них возвратился к князю Прозоровскому, а другой был брошен в воду.

Весной 1668 г. Стенька ушел в море, но астраханские воеводы не могли успокоиться. С Дону, во главе 700 новых удальцов, поднялся Сережка Кривой, разбил высланный против него отряд стрельцов и ушел к Разину в море; появляются затем Алешка Протокин, Алешка Каторжный с наименьшими отрядами. Стенька в это время грабил дагестанские берега, разорял города и превращал их, как, например, Дербент, в груду развалин. В Реште Стенька предложил свою службу персидскому шаху. Переговоры по этому поводу затянулись; между тем жители Решта тайно напали на казаков и убили у них 400 человек.

Разин отплыл из Решта в  Фарабат и на жителях этого  города выместил свое поражение. Пять дней казаки мирно торговали, а на шестой Степан Тимофеевич поправил на голове шапку. Это было условленным  знаком: казаки бросились на беззащитных жителей, часть их перебили, часть взяли в плен и потом разменивались с персиянами, давая одного персиянина за трех, четырех христиан.

Персидский поход вошел  в историю как победоносный. Разин  чувсвовал себя уверенно в сражениях  как на суше так и на море. Огромную славу ему принес бой Свиного острова весной 1669 года.

 Разинцы узнали  не  только сладость побед, но и горечь поражений. Неблагоприятный для них исходом завершилась, например, кровопролитная схватка с крупными силами персов под Рештом.

Сам Разин был ранен, здесьон и перезимовал. Потери были не только в сражениях. Людей косили болезни, они страдали из-за нехватки воды, тяжелого и непривычного климата. Некоторые, чтобы утолить жажду, пили соленую воду и от этого неимоверно распухали. Ряды участников похода рядели, силы таяли.

С наступлением весны 1669 года он поплыл на восточный  берег Каспийского моря и погромил трухменские улусы, потеряв при  этом своего неустрашимого товарища Сережку Кривого. Казаки расположились  на Свином острове. Здесь летом напал на них персидский флот, но потерпел полное поражение. Начальник флота, Менеды-хан, спасся, сын же его и красавица дочь попались в плен; последняя сделалась наложницей Разина. 25 августа Разин явился в Астрахань и принес повинную, положив бунчук и знамена в приказной избе. Казаки обещали, что сдадут всех пленных персиян, выдадут пушки, отпустят русских служилых людей без задержки. Взамен этого они получили разрешение выбрать шестерых выборных и отправить в Москву ходатайствовать пред царем о полном прощении.

Воеводы хотели было получить от казаков все награбленные у  персиян товары, но это им не удалось, а товаров было так много, что фунт шелку продавался в то время по 18 копеек.

Стенька и его друзья предстали перед ними в таком  великолепии — покрытые шелками, с руками, полными золота, — что воскресили в них воспоминание об Олеге и его дружине, ослепивших Киев богатствами, захваченными в греческой империи. На лодках их красовались чуть не легендарные шелковые канаты и паруса! Для стрельцов соблазн был слишком велик: у них могло появиться желание присоединиться к торжествующей казачьей вольнице. Казаки шатались по кабакам в бархатных кафтанах и расплачивались драгоценными жемчужинами.

  На радостях Разин пировал, устраивал празднества и катался по Волге. Во время одного из таких катаний, разгоряченный вином, Разин стал на край струга, схватил свою любовницу персиянку и бросил ее в Волгу со словами: «возьми Волга-матушка! много ты мне дала серебра и золота и всякого добра, наделила честью и славой, а я тебя еще ничем не поблагодарил!» Эпизод этот сообщает не только немец Страус, очевидец бунта Разина, но и народное предание. Стенька, как и большинство ему подобных авантюристов, относился с пренебрежением ко всему, даже к человеческой жизни. Не исключено, что он убил и дочь Менеди-хана, — но при условиях не столь мелодраматических. Присвоив себе роль верховного судьи, он приказал, в другом случае, повесить за ноги женщину, уличенную в прелюбодеянии, и утопить ее соблазнителя.

Информация о работе Обострение классовой борьбы в стране. Крестьянская война в России под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.)