Обострение классовой борьбы в стране. Крестьянская война в России под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:02, контрольная работа

Описание

Восстания середины 17 века и Медный бунт – грозные предвестники мощного народного движения, возглавленного С.Т. Разиным. Эти предвестники – реакция угнетенных масс на усиление эксплуатации со стороны господствующего класса и выражавшего его интересы феодального государства.

Работа состоит из  1 файл

ИСтепан Разин.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

 Обозленный неудачами,  Стенька особенно жестоко поступал  со своими врагами; он жег их в печи, как дрова. В это самое время в Москве патриарх Иосиф предал Разина анафеме, при особо торжественной обстановке. Казаки решились теперь действовать против Стеньки. 14 апреля они подступили к Кагалинскому городку. Стенька и брат его Фролка с сообщниками попались в плен (подробности этого события неизвестны). Официальные сведения относительно обстоятельств, обусловивших развязку, крайне сбивчивы и противоречивы.

Трудно определить, каким  именно образом были захвачены Фрол и Стенька: осадили ли их и взяли в крепости Кагальника, выдали ли их принесшие повинную сподвижники, заманил ли их в ловушку старый Яковлев? Так или иначе, Фрола и Степана препроводили в Москву. Атаман сохранял полную достоинства невозмутимость, а брат его, напротив, стонал и причитал. "Чего ты жалуешься? — спросил, наконец, раздосадованный Стенька. — Нам готовят великолепный прием: знатнейшие вельможи столицы выйдут к нам навстречу"

Вся Москва 4 июня 1671 года присутствовала при въезде легендарного героя. Атаман, к своему великому сожалению, не мог сохранить прежних великолепных одеяний. Его везли в жалких рубищах, на телеге вместе с виселицей.

Предание уверяет, будто  суровый разбойник продолжал  осмеивать брата, выказывавшего  перед палачами малодушие: "Перестань  нюнить, как баба! Погуляли мы с тобой вволю, надо теперь потерпеть немного..."

Стенька будто бы не испугался  самой мучительной пытки того времени: капанья холодной воды на обритый  затылок. Когда ему брили макушку  головы, он сострил: "Ну вот, — меня, бедного, невежественного мужика, украшают тонзурой, точно самого ученого из монахов". 

6 июня его повели  на лобное место Стенька выслушал, не моргнув глазом, приговор, присуждавший  его к четвертованию, набожно  повернулся к соседней церкви, четырежды поклонился народу, прося прощения, и, не теряя самообладания, отдал себя в руки палачей Его положили меж двух досок; сначала ему отрубили правую руку, повыше локтя, затем левую ногу, ниже колена Стенька даже не вскрикнул. Его сочли мертвым; но при виде приготовлений предстоящей мучительной казни Фрол не выдержал и выкрикнул "слово и дело", что давало ему право получить отсрочку для сообщения судьям важных признаний; льгота эта искупалась, впрочем, дополнительными жестокими пытками. Вдруг из-под окровавленных досок, между которыми лежало искалеченное тело Стеньки, раздался грозный окрик: "Молчи, собака".

Это были последние слова  легендарного атамана. Они также  не подтверждаются историческими документами. Фрол же добился отсрочки. Он, по-видимому, указал на тайник с важными бумагами или кладом; и хотя поиски тайника не увенчались успехом, Фрол отделался пожизненным заключением. 

По преданию, Стенька Разин, готовясь к смерти, сочинил поэму, сохранившуюся  в народе; в ней он просит, чтобы  его похоронили на перекрестке трех дорог, ведущих в Москву, Астрахань и Киев.

После смерти Разина мятеж  оставался неусмиренным в одной  только Астрахани. Отправляясь к  Симбирску, Разин оставил здесь  атаманом Василия Уса. 3 августа 1670 г. в Астрахани произошел бунт, во время которого были убиты подьячий и некоторые из приверженцев московской партии. Когда затем разнесся слух, что Стеньке плохо и в ноябре пришла в Астрахань царская грамота с увещанием казаков принести повинную, митрополит Иосиф сделал с нее списки и стал уговаривать казаков покаяться. Это возбудило против него мятежников и привело к целому ряду оскорблений митрополита. Когда пришла в Астрахань весть о взятии Стеньки, мятежники не отчаялись; некоторые из них, с одним из старшин, оставленных Разиным в Астрахани — Федором Шелудяком — отправились к Симбирску; другие, под начальством Васьки Уса, остались в городе. В дороге Шелудяк пришел к заключению, что нужно очистить Астрахань от врагов; он собрал круг, на котором было решено убить митрополита Иосифа и воеводу князя Семена Львова. Чтобы побудить Ваську Уса к исполнению этого плана, в Астрахань было послано известие, будто митрополит и воевода ссылаются с донскими казаками и по их наущению взят Стенька. 11 мая 1671 г. митрополита призвали в круг, сняли с него священные одежды, в которых он пришел прямо из церкви, подвергли пытке и сбросили с колокольни. Тогда же был пытан и убит князь Львов.

Через несколько дней после этого умер от какой-то злокачественной  болезни Василий Ус: говорят, он был  съеден заживо червями. Начальство над  астраханцами принял Федор Шелудяк, который немедленно после смерти Уса возвратился из-под Симбирска в Астрахань. За ним следом пришел боярин Иван Богданович Милославский и осадил Астрахань. Три месяца продолжалась осада, пока не удалось хитростью выманить Шелудяка из города и схватить. После этого, 26 ноября 1671 года, астраханцы покорились. На первых порах в Астрахани никого не тронули, даже Шелудяк жил на свободе, но когда все успокоилось, летом 1672 года приехал в Астрахань князь Яков Одоевский для суда и расправы. Шелудяк и другие главные зачинщики были повешены, другие были отправлены на службу в верховые города. Личность Разина оставила глубокий след в народной памяти. К нему приурочен целый цикл песен; ряд урочищ по Волге зовется его именем; в некоторых местностях и теперь еще ждут его прихода.

Причины поражения восстания, кроме его слабой организованности, недостаточности и устарелости  вооружения, отсутствия ясных целей, таились в разрушительном, «бунташном»  характере движения и отсутствии единства восставших казаков, крестьян и посадского люда. Крестьянская война не привела к изменениям положения крестьянства, не облегчила его жизнь, но изменения произошли в жизни донских казаков. В 1671 они были впервые приведены к присяге на верность царю. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России. Так что же такое Разинщина? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война в многострадальной России в ходе которой россияне убивали россиян. «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»- каждое время дает свои вопросы свои ответы. По видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи, а также  гражданские войны, поскольку, порожденные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуемной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение страдание и реки крови. Однако в сознание правящего сословия впечатывалась мысль, что существует некий предел, преступить который значит получить новую Разинщину.

ИЗ «ПРЕЛЕСТНЫХ  ГРАМОТ» С. Т. РАЗИНА

1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за[о]дно изменников вывадить и мирских кровопивцев вывадить.

И <...> мои  казаки како промысь (промысл. — Сост.) станут чинить, и ва[м] бы <...> итить к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в ло[л]к к моим казакам.

2. От донских  и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото  всего великого войска Донского  и Яицкого паметь Цывильского  уезду розных сел и деревень  черней руским людем и татаром  и чюваше и мордве. Стоять бы  вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <...> (т), и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высилыдиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и де-сяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою паметь знали.

К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил.

А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

3. Великого войска  Данского и Еицкого и Запорожского  от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.

Послали мы к  вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час  к вам ся память придет, и вам  бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.Да пожаловать бы вам, поредеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет. А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и остатки взяты будут на войска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разин Степан Тимофеевич

Список литературы

Буганов В.И. Зырянов П.И. История России. Конец 17-19 век: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Т.2.-М.: Просвещение, 1999.

История России и ее ближайших  соседей: Энциклопедия для детейТ.5.Ч.1/Сост. С.Т. Исмаилова. -М.: Аванта+,1995.-670 с.6 ил.

История России с древности  до наших дней: Пособие для поступающих  в вузы/ М.М. Горинов, А.А. Горский.-М.: Высшая школа, 1999.

Соловьев В.М, Степан Разин  и его время: книга для учащихся старших классов средней школы. - М.: Просвещение, 1990.

Форсированный курс подготовки к экзамену по истории России: Учебное пособие/ И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский.- М.: Эксмо, 2005.-464 с.- (Форсированный курс подготовки к экзаменам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Обострение классовой борьбы в стране. Крестьянская война в России под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.)