Образование Древнерусского государства: легенды и факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:53, реферат

Описание

Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства.
Чтобы территория современной России смогла стать таким большим, сильным и многонациональным государством, ей пришлось перенести множество нелегких преобразований, таких как: межплеменные войны за территорию, нашествия племен разных национальностей, кризисы власти, междоусобные войны и так далее. Но для того, что бы из обычного родоплеменного строя появилось государство, нужно найти способы по объединению всех этих племен в нечто общее, а так как это не мог решить сам народ, а точнее их предводители, то восточным славянам пришлось прибегнуть к третьей, нейтральной стороне.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Происхождение названия «Русь»…………………………………………4
3. Древность…………………………………………………………………...5
4. Раннее Средневековье (до IX века)……………………………………….7
5. Норманисты и антинорманисты…………………………………………..8
6. Начало образования государственности………………………………...10
6.1. Правление Рюрика………………………………………………………...10
6.2. Правление Олега…………………………………………………………..11
6.3. Правление Игоря………………………………………………………….12
6.4. Правление Святослава……………………………………………………14
6.5. Правление Ярополка……………………………………………………...14
6.6. Правление Владимира…………………………………………………….16
6.7. Правление Ярослава………………………………………………………17
7. Социально-политический строй…………………………………………18
8. Заключение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

осн часть.docx

— 60.28 Кб (Скачать документ)

«Повесть  временных лет» прямо говорит  о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

С 862 Рюрик  правит государством, но в 879 году, согласно летописи, он умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

 

      1. Правление Олега.

Родственник Рюрика князь Олег (сын Рюрика Игорь, согласно летописи, был малолетним к моменту смерти отца) начал подчинение восточнославянских племен за пределами  Новгородской земли. В 882 г. (эта дата условна, как и большинство летописных дат IX - X вв., ибо они не восходят к  погодным записям современника, а  являются результатом хронологических  выкладок летописцев XI - XII вв.) он с дружиной отправился на юг и подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. Согласно "Повести временных лет", они были "мужами" Рюрика, освободившими землю полян от дани хазарам и захватившими Киев. Существует гипотеза, основанная на позднейших летописных текстах, что они были не варягами, а потомками Кия. Олег хитростью выманил их из города, убил и захватил Киев, сделав его своей столицей. Согласно летописи, он назвал Киев "мати градом руським". Как бы то ни было, в этой истории достаточно отчетливо отражен факт противостояния к концу IX в. двух центров формирующейся русской государственности - Новгорода и Киева. Поскольку они находились на торговом пути "из варяг в греки", то объяснимо стремление к объединению и контролю над этими территориями. При этом новая династия пошла на смещение центра политической жизни с севера на юг, сделав Киев своей столицей.

Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. Княжение Олега, прозванного "Вещим» (по возвращении из похода 907 года на Византию), согласно летописному известию, продолжалось 33 года. По своему значению это правление было рубежным: именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей.

Обстоятельства  смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение – появление «звезды  великой на западе копейным образом» . По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».

В обоих  вариантах присутствует легенда  о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о  предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел  посмотреть на кости коня, встал  ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Как известно, эта легенда вдохновила А. С. Пушкина  на создание "Песни о вещем  Олеге".

 

      1. Правление Игоря.

В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу. Учитывая то, что сын Игоря и  Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Отправившись в поход  на Византию (907), Олег оставил Игоря  наместником в Киеве. После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси.

В 914 Игорь  повоевал древлян и возложил на них  дань больше Олеговой.  В 915, проходя походом на Византию, на Руси впервые появились печенеги. Игорь заключил с ними мир, оказавшийся непрочным. В 920 Игорь воевал с печенегами.

Следующее летописное известие об Игоре —  его поход на Царьград 941—944 годов. С этого времени свидетельства  об Игоре впервые появляются в  византийских и западноевропейских источниках. Таким образом он стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе  войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

    «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а  я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой,  а сам с малой частью дружины  вернулся, желая большего богатства.  Древляне же, услышав, что идет  снова, держали совет с князем  своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»

Игорь был  убит, а древлянский князь Мал (несомненно, славянский, а не варяжский князь) отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Речь шла, разумеется, о династическом браке: взяв в жены вдову убитого врага, Мал тем самым распространял свою власть и на Полянскую землю, и на всю Русь. Однако княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

 

      1. Правление Святослава.

Сын Игоря  и Ольги Святослав больше внимания уделял не внутренним, а внешним  делам. Князь-воин, сражавшийся со своей  дружиной и в Поволжье, и в Дунайской  Болгарии, он был редким гостем в  Киеве, в чем его даже упрекали киевляне: "Ты, княже, чюжеи земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив" (т. е. пренебрегаешь). Однако ему удалось подчинить своей власти еще одну восточнославянскую племенную группу, находившуюся на самой далекой северо-восточной периферии, - вятичей.

По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 год повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб:

    «Когда наступила весна, отправился  Святослав к порогам. И напал  на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.»

При жизни  Святослав сделал своим наместником  в Киеве старшего сына Ярополка, а Древлянскую землю передал второму сыну - Олегу. Третьего Владимира призвали к себе новгородцы.

 

      1. Правление Ярополка.

Дата  рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается  в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Правление Ярополка — время дипломатических  контактов с германским императором  Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - так называемые "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).

В 977 году разгорелась междоусобная война  между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

В 980 году Владимир вернулся на Русь с варяжским  войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после  двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который  вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть  временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

      1. Правление Владимира.

В 988 выбрал христианство в качестве государственной  религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной  истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

За время  усобиц княжеская власть расшаталась, во всяком случае, Владимиру пришлось дважды воевать с вятичами, а затем  с их соседями-радимичами.

Междоусобицы  не прекратились и после смерти Владимира. В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба за киевский престол. Соперники опирались  на иноземную помощь: Ярослав привлекал  варяжских наемников, Святополк - войска польского короля. Борьба завершилась  победой Ярослава, которому удалось  сесть в Киеве (1019). Святополк бежал. Летопись обвинила Святополка Окаянного  в гибели своих младших братьев, Бориса и Глеба, первых русских святых. Обращение к скандинавским источникам позволяет поставить под сомнение эту версию по крайней мере в отношении Бориса (он после опалы Святополка, в последние годы жизни Владимира был близок к отцу и реально претендовал на престол), который, по-видимому, погиб от руки варягов Ярослава. Но Ярослав взял верх, и летописная традиция складывалась в угоду победителю.

 

      1. Правление Ярослава.

Ярослав попытался подчинить себе владения брата Мстислава, Тмутараканского князя. Но в 1024 г. в битве у Лиственя он потерпел поражение и вынужден был вновь бежать в Новгород. Но Мстислав предложил брату мир, по которому оставил за собой Левобережье Днепра и Тмутаракань. Лишь после его смерти в 1036 г. Ярослав окончательно утверждается единовластным правителем Древней Руси.

Вошла в  историю работа князя «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-политический строй.

Древнейшим  сводом законов Руси является Русская  Правда. Под этим общим названием  известны три памятника: Краткая Правда, являющаяся древнейшей, Пространная, относящаяся ко второй половине XII в., и Сокращенная, основанная как на Пространной Правде, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, Краткая Правда делится на Правду Ярослава (ок. 1016), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. Древнейшая дошедшая до нас летопись "Повесть временных лет" - также дает материал для изучения социального строя, хотя основная часть ее сведений относится к политической истории.

Система наказаний в Русской Правде показывает, что в Древнерусском государстве  существовали еще пережитки родоплеменного строя. Правда Ярослава допускает кровную  месть, институт, типичный для эпохи, когда не существует государства, берущего на себя функцию наказания за преступления. Впрочем, в статье о кровной мести  уже видна тенденция к ее ограничению: законодатель точно определяет круг близких родственников, имеющих  право мстить: отец, сын, брат (в том  числе двоюродный) и племянник. Тем  самым ставится предел бесконечной  цепи убийств, истребляющих целые семьи. Ограничение показывает пережиточный характер кровной мести в первой половине XI в. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а взамен нее введен денежный штраф за убийство (вира), который в зависимости от социального положения убитого дифференцировался в широких пределах: от 80 до 5 гривен.

В источниках содержится немало упоминаний о древнерусской  общине верви. Это была, видимо, уже  не родовая община; она обладала определенной территорией (так, вервь  отвечает за убитого неизвестными человека, найденного на ее земле). В ней выделились отдельные экономически самостоятельные  семьи. Отметим, что Русская Правда в основном регламентировала отношения, возникающие при столкновении древнерусской общины и княжеского (боярского) хозяйства.

Русская Правда, говоря об общинниках, постоянно  употребляет термин "люди", а  не "смерды". За убийство людина полагался штраф в размере 40 гривен, за убийство же смерда - всего 5. Смерд не имел права оставить свое имущество непрямым наследникам - оно передавалось князю. Существует много гипотез о социальной сущности смердов, но большинство исследователей признают, во-первых, тесную связь смердов с князем, зависимость от него, во-вторых, считают смердов ограниченной, хотя и довольно широкой, общественной группой. Вероятно, смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и несшими повинности в пользу князя.

Значительное  место Русская Правда уделяет  рабам. Они были известны под разными  названиями – челядь, холопы. Исследователями по-разному решается вопрос о соотношении челядинной и холопьей зависимости. Вероятно, "челядь" - термин более раннего периода, который некоторое время сосуществовал с более новым термином - "холоп".

Холоп, ударивший  свободного, если даже господин уплатил  за него штраф, мог быть при встрече  убит обиженным, а в более позднее  время - жестоко наказан телесно. Холоп не имел права свидетельствовать на суде. Беглого холопа, естественно, наказывал сам господин, но тяжелые денежные штрафы накладывались на тех, кто поможет беглому, указав путь или хотя бы накормив. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.

Информация о работе Образование Древнерусского государства: легенды и факты