Образование Древнерусского государства: легенды и факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:53, реферат

Описание

Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства.
Чтобы территория современной России смогла стать таким большим, сильным и многонациональным государством, ей пришлось перенести множество нелегких преобразований, таких как: межплеменные войны за территорию, нашествия племен разных национальностей, кризисы власти, междоусобные войны и так далее. Но для того, что бы из обычного родоплеменного строя появилось государство, нужно найти способы по объединению всех этих племен в нечто общее, а так как это не мог решить сам народ, а точнее их предводители, то восточным славянам пришлось прибегнуть к третьей, нейтральной стороне.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Происхождение названия «Русь»…………………………………………4
3. Древность…………………………………………………………………...5
4. Раннее Средневековье (до IX века)……………………………………….7
5. Норманисты и антинорманисты…………………………………………..8
6. Начало образования государственности………………………………...10
6.1. Правление Рюрика………………………………………………………...10
6.2. Правление Олега…………………………………………………………..11
6.3. Правление Игоря………………………………………………………….12
6.4. Правление Святослава……………………………………………………14
6.5. Правление Ярополка……………………………………………………...14
6.6. Правление Владимира…………………………………………………….16
6.7. Правление Ярослава………………………………………………………17
7. Социально-политический строй…………………………………………18
8. Заключение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

осн часть.docx

— 60.28 Кб (Скачать документ)

Холопом становился, если не заключал с господином специального договора ("ряда"), и  тот, кто поступал в услужение  на должность тиуна (управляющего) или  ключника. Терял свободу (если не было особого "ряда") и человек, женившийся на рабыне. Разумеется, основную массу составляли рядовые рабы, выполнявшие тяжелую работу на своего господина. За их убийство полагался самый низкий штраф - 5 гривен. Однако существовали княжеские холопы – тиуны, их жизнь защищалась 80 гривнами. Холоп-тиун мог по необходимости выступать и как свидетель в суде.

Так же известны закупы. Это сравнительно поздняя категория зависимых людей, возникшая только в XII в. Закуп - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду и за нее должен был работать на господина - либо на его пашне, либо как слуга. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям, а попытка бегства наказывалась превращением в обельного холопа. Вместе с тем закуп отличался от раба. Прежде всего, он имел право (хотя, вероятно, формальное) выкупиться на волю, вернув купу. Закон специально оговаривал, что не считается бегством, если закуп отправится открыто на заработки, чтобы выплатить свой долг. Но важнее другое обстоятельство: закуп продолжает вести свое, отдельное от господина хозяйство. Закон предусматривает случай, когда закуп отвечает за утрату господского инвентаря при работе на себя. Закуп несет материальную ответственность перед господином, следовательно, он платежеспособен, его хозяйство - не собственность господина. Именно поэтому положение закупа, лишенного личной свободы, но не отделенного от средств производства, близко к статусу будущего крепостного крестьянина.

В Краткой  и Пространной Правдах по одному разу упоминается рядович (или рядовник), жизнь которого защищена минимальным пятигривенным штрафом. Вероятна его связь с "рядом" (договором). Возможно, рядовичами были не пошедшие в холопство и заключившие "ряд" тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Судя по другим источникам, рядовичи часто исполняли роль мелких административных агентов своих господ.

Также по одному разу в Краткой и Пространной  Правдах упоминается изгой. Речь идет о человеке, лишившемся своего социального статуса. Так, князьями-изгоями  называли князей, не имевших собственного княжества. Изгои Русской Правды, видимо, люди, порвавшие со своей общиной, а также, возможно, холопы, отпущенные на волю.

Во второй половине XI первой половине XII в. образуется феодальная вотчина. В IX - первой половине XI в. князья собирали дань со свободных общинников. Сбор дани осуществлялся во время полюдья, когда князь со своей дружиной приезжал в определенный центр, где и получал дань с местного населения. Размер дани первоначально был не фиксирован. Собранную дань князь делил между дружинниками.

Политический  строй Древнерусского государства  сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: "володеть и судить по праву". Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Князь советовался с дружиной по всем делам.

Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание - вече - действовало  активно в IX - XI вв. и позднее. Народные старейшины - "старцы градские" участвовали  в княжеской думе, и без их согласия было, видимо, трудно принять то или  иное важное решение. Летописи отразили падение роли вече в политической жизни: его упоминание обычно связано  с экстраординарными ситуациями, когда ослабевшая княжеская администрация  или нуждалась в дополнительной опоре или утрачивала власть. Однако были и исключения: сильные позиции  сохранило народное собрание в Новгороде  и ряде других городов.

 

 

  1. Заключение

Вопрос  о происхождении славян считается  одним  из  основных  вопросов  в истории  Восточной  и  Юго-Восточной  Европы. Парадоксально,  что  у  этого многомиллионного народа", расселявшегося на  огромных  пространствах  Европы и Азии  от  лазурной Адриатики  до берегов Тихого океана и от знойных  степей и пустынь Казахстана и  Средней  Азии до  хмурых  вод  Балтики  и  Северного Ледовитого океана", не могут определить место, откуда он вышел.

Восточные   историки   рассказывают   о   существовании   накануне образования  Древнерусского государства трех крупных  объединений  славянских племен: Куябы, Славии  и Артании.  Куябой,  или Куявой,  тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень.  Ее центром был Новгород.   Местоположение   Артании   —   третьего   крупного объединения славян — точно не установлено.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного  процесса  разложения  родоплеменного   строя   и   перехода   к  классовому обществу.

    В  настоящее  время  в  состав  славянских  народов    входят   русские, украинцы,  белорусы,   поляки,  чехи,  словаки,  болгары,  сербы,  хорваты, гасконцы, словенцы. Но на первоначальном этапе существовала еще масса групп и племен славян, которые были  известны  в Греции,  Малой Азии,  Северной Африке,  некоторые селились  даже  в Испании.  Но  впоследствии  они были уничтожены,   либо  ассимилировали,  например,    как   поморские   славяне, подпавшие под власть Тевтонского ордена в 12-14 веках.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий  состоят в том, что ни одна  из школ не может внятно объяснить, что такое "русь"; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин на определенном  этапе усилился  и куда впоследствии исчез.

  1. Список литературы:
  2. Гринев H.H. Легенда о призвании варяжских князей // История и культура древнерусского государства. — М., 1989. с.31−43
  3. Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. 303 с.
  4. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. — М., 1963. 362 с.
  5. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII−XIII вв. — М., 1982. 591 с.
  6. «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачёва.
  7. http://www.wikipedia.org/

 


Информация о работе Образование Древнерусского государства: легенды и факты