Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:22, реферат
Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. В народном хозяйстве России всё более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики, оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения. В промышленности всё большее значение приобретала фабрика с вольно наёмными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионую мануфактуры. Товарное отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий работающих на внешний и внутренний рынок. Растущие города, привлекая всё новых и новых рабочих, ремесленников, торговцев увеличивали потребность внутреннего рынка. Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей. В связи с этим явлениям всё острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложные процессы промышленного и сельскохозяйственного производства.
Введение.
1. Образование первой половины ХIХ в.
2. Образование второй половины ХIХ в.
2.1 Развитие образования.
2.2 Студенты шестидесятых годов
2.3 Студенческие волнения
Заключение.
Список литературы.
План:
Введение.
1. Образование
первой половины ХIХ в.
2. Образование
второй половины ХIХ в.
2.1 Развитие
образования.
2.2 Студенты
шестидесятых годов
2.3 Студенческие
волнения
Заключение.
Список литературы.
Введение
Начало XIX в.-
время культурного и духовного
подъема в России. Отечественная
война 1812 г. в небывалой степени
ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию
(сплочение). Произошло сближение
с русским народом других народов
России. В народном хозяйстве России
всё более явственно назревают
коренные изменения. Они порождались
развивающимися буржуазными отношениями
в различных областях экономики,
оживилась деятельность внутреннего
рынка, росли и крепли международные
торговые отношения. В промышленности
всё большее значение приобретала
фабрика с вольно наёмными рабочими,
постепенно вытеснявшая вотчинную
и посессионую мануфактуры. Товарное
отношения проникают в
В этой ситуации
одним из важнейших условий
1. ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в.
Согласно
уставу 1804 г. создавалась стройная и
последовательная система управления
всеми учебными заведениями. Народное
образование делилось на 4 ступени:
1. Приходские
училища
2. Уездные
училища
3. Гимназии
4. Университеты
Страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814.
В 1815 г. известная
армянская семья Лазаревых
К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге При Александре I был открыт Лесной институт. Николай 1 покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.
В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».
Николай I запретил
принимать в университеты детей
крепостных крестьян. Официально закреплялась
сословность в системе
Правительство
в этот период обращает внимание на
развитие государственной школы, в
которой должно было преобладать "отечественное
воспитание и образование". Развивая
эту линию в школьной политике,
правительство в 30-е годы ограничило
число вновь открываемых
В 30-е годы в России были созданы предпосылки для развития системы средней и высшей школы. Университетский устав 1835 г., поставивший российские университеты под больший государственный контроль по сравнению с Уставом 1804 г., способствовал их более углубленной научно-учебной деятельности. Университеты наряду с Академией наук становились важными научными центр С целью повышения уровня университетской профессуры практиковалось направление за границу молодых выпускников университетов для подготовки к ученому званию.
С развитием
экономики, увеличением сфер жизни,
требующих грамотных, образованных
людей, авторитет знаний и необходимость
их приобретения возрастали. В учебный
план уездных училищ по уставу 1828 г.
включались курсы, "способствовавшие
успехам в обороте торговли и
в трудах промышленности". При
гимназиях в 30-е годы открывались
реальные классы для изучения технических
и коммерческих наук В университетах
фабрикантам читались публичные
лекции по технической химии, технологии
производства. Возникли старейшие в
России технические учебные заведения:
Петербургский практический технологический
институт, Московское ремесленное училище
(1830 г., в настоящее время - Московский
государственный технический
В 30-е годы появились ведомственные школы (Министерств финансов, государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т. д.)- К 50-м годам существовало до 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. В дореформенной России это была основная сельская школа (законом 1867 г. эти школы были переданы земству).
При известном
расширении школьной системы уровень
грамотности в России к концу
крепостной эпохи в среднем не
превышал 1%. В некоторых губерниях,
прежде всего столичных, он был несколько
выше - от 1,5 до 2%. Культурный потенциал
общества в этот период был сосредоточен
в дворянском сословии. Дворянство
являлось основным носителем профессиональной
культуры.
2.ОБРАЗОВАНИЕ
И НАУКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
2.1 Развитие
образования.
Наследием крепостной эпохи "был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60-70, в уездных - до 70-80, в деревне грамотность была редким явлением.
Положение
улучшалось по мере развития земской
школы. Увеличивалось количество и
городских школ. Несколько позднее,
с 80-х гг., стала расширяться сеть
церковноприходских школ. Во многих городах
действовали воскресные школы для
взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.
В конце 90-х
гг. начальное образование в
Во второй
половине XIX в. обрели собственную письменность
некоторые народы Поволжья (марийцы,
мордва, чуваши и др.). Важную роль в
ее создании сыграли православные миссионеры.
Стали выходить книги на языках народов
Поволжья, открылись национальные начальные
школы, появилась местная
В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. (Прежде на него меньше всего обращалось внимания.)
В 60-е годы
правительство провело реформы
школы в школьном деле, явившиеся
частью социальных преобразований тех
лет и в известной мере результатом
деятельности демократической
Земские школы
были наиболее распространенным типом
негосударственной начальной
Среди других расходов земств финансирование народной школы занимало важное место, составляя в 1895 г. около 15% всего бюджета. На средства земств открывались учительские семинарии, комплектовались народные библиотеки, содержались учителя.
Наряду с земской продолжали действовать церковно-приходские школы, существовавшие еще в дореформенное время. Образование в них (чтение, письмо, Закон Божий, церковно-славянское чтение и церковное пение) по своему уровню было ниже, чем в земской школе. Церковно-приходским школам правительство оказывало материальную поддержку, особенно в 80-е годы. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев добился увеличения в 1881- 1894 гг. их числа в 8 раз, а государственных ассигнований на эти школы - примерно в 40 раз. В середине 90-х годов в России насчитывалось до 44 тыс. начальных училищ (многоклассных, двухклассных, одноклассных). Из этого числа учебных заведений, предназначенных для народных масс, одноклассные составляли более 90%.
По вопросу
о среднем образовании велась
длительная борьба между сторонниками
реального и классического
Основой среднего
образования стала классическая
гимназия. По сравнению с дореформенным
временем число их возросло (1865 г. - 96
гимназий, 1871 г.- 123, 1882 г.- 136). В 60-е годы
возникли реальные и классические гимназии.
Однако с самого начала они не были
полностью уравнены в правах, а
после 1866 г. классическая гимназия стала
фактически основной формой среднего
образования, только выпускники мужских
гимназий имели право поступать
в университеты. При Александре III
правительство старалось