Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:22, реферат
Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. В народном хозяйстве России всё более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики, оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения. В промышленности всё большее значение приобретала фабрика с вольно наёмными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионую мануфактуры. Товарное отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий работающих на внешний и внутренний рынок. Растущие города, привлекая всё новых и новых рабочих, ремесленников, торговцев увеличивали потребность внутреннего рынка. Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей. В связи с этим явлениям всё острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложные процессы промышленного и сельскохозяйственного производства.
Введение.
1. Образование первой половины ХIХ в.
2. Образование второй половины ХIХ в.
2.1 Развитие образования.
2.2 Студенты шестидесятых годов
2.3 Студенческие волнения
Заключение.
Список литературы.
В преобладании классического среднего образования и усилении контроля за работой школы правительство видело основной путь борьбы против "пагубных стремлений и умствований", порожденных "духом времени" 60-х годов.
Музыкальное
образование финансировалось
В пореформенную
эпоху изменения коснулись
Рост технической
оснащенности, совершенствование технологии
промышленности и развитие транспорта
требовали расширения и улучшения
специального образования. В стране
возникали профессионально-
Что касается
женского образования, то в дореформенной
России существовали сословные женские
учебные заведения, доступ в университеты
женщинам был закрыт. В канун буржуазных
реформ началось широкое движение за
предоставление женщинам права получения
среднего и высшего образования.
В конце 50-х годов появились
бессословные женские гимназии, но,
по сравнению с мужскими, с меньшим
объемом изучаемых предметов.
В течение недолгого времени, в конце 50-х годов, женщины допускались в университеты на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. обучение в университетах им не было разрешено. Поэтому многие женщины уезжали учиться за границу.В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностранных студенток.
В России в защиту женского образования активно выступали многие ученые: Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. Н. Бекетов, Н. И. Пирогов и др. На рубеже 60-70-х годов открылись Высшие женские курсы. В Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские - по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), основанные 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной жизни страны. Женские курсы работали по программе университетов, но окончившие их не имели права на получение диплома о высшем образовании.
Одной из форм приобретения знаний стали народные чтения, распространение которых поддерживалось правительством. Впервые они состоялись в Петербурге в 1871 г., долгое время проводились только в столице и губернских городах, а с середины 90-х годов получили повсеместное распространение. Интерес к народным чтениям был большой. Лекторами выступали, как правило, священнослужители и учителя; преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика. Народные чтения находились под строгим правительственным контролем.
Всероссийская
перепись населения 1897 г. впервые выявила
общую картину грамотности и
образованности в стране. Средний
уровень грамотности в России
составлял 21,1% (среди мужчин - 29,3%, среди
женщин - 13,1%). Высшее и среднее образование
как общее, так и специальное
имели около 1,4% населения.
2.2 Студенты
шестидесятых годов
С середины 50-х годов выражение «молодое поколение» чаще всего ассоциировалось с учащейся молодежью. Условия, в которых она формировалась, сильно отличались от предшествующего времени. Определяющее влияние па складывание ее воззрении оказывали рост крестьянского и общественного движения, назревание революционной ситуации, усиление оппозиционных настроении, распространение просветительных и демократических идей, «Отрицание самое беспощадное, необходимое для обновления старой жизни, из общества проникло в университет и нашло здесь благоприятную почву»,- писал современник. Прогрессивно настроенные представители старших поколений стали обращаться со студентами как с равными, ими гордились. «Русское общество внушило студенту такое, понятие о его достоинстве, какое едва ли существует в другой стране,- считали московские профессора. ... В глазах многих студент представляет будущую надежду России» . Живо зарисовал такое отношение к учащейся молодежи петербургский студент тех лет. «Каждый, даже первокурсник, радушно был принимаем не только в гостиных, по и в серьезных кабинетах литераторов, ученых и общественных деятелей,- рассказывает он.- Все смотрели на учащееся поколение, как на олицетворение столь желанного обновления России,- и ласкали студентов, всячески помогали им, охотно беседовали с ними и вступали в горячие прения „о материях важных"
Социально-экономические
сдвиги и революционная ситуация
обусловили большие перемены в численности,
составе, положении, быте, в социально-психологическом
облике учащейся молодежи. Отмена установленного
в конце 40-х годов «комплекта»,
разрешение принимать в университеты
неограниченное число студентов, облегчения
в освобождении от платы за обучение,
восстановление категории вольнослушателей
- все это привело к быстрому
возрастанию численности
При возрастании
общей численности студенчества
с середины 50-х годов росла
доля разночинцев в его среде.
Для незнатного и небогатого юноши
образование открывало дорогу в
жизнь, было путем к обеспечению,
средством добиться положения в
обществе. Университет давал ему
возможность выявить природные
способности и дарования, ощутить
человеческое достоинство. В образованных
людях обнаруживалась все более
острая нужда. Сказывалась, кроме того
характерная для 60-х годов тяга
к знанию. И разночинцы потянулись
в университет. За три года (1854-1857)
их доля в студенческой среде даже
по официальным данным увеличилась
почти на 3%. Цифра эта показывает
направление происходивших
«Большинство студентов в Университете св. Владимира,- свидетельствовал ректор П. X. Бунге в 1861 г.,- состоит из молодых людей, которые в высшем образовании видят средство для обеспечения своей будущности. Многим приходится в одно и то же время думать и о науке и о том, чем жить, чтобы учиться». Многие студенты из дворян вообще не принадлежали к помещичьей среде или порвали с ней отношения. Немало имелось среди них сыновей личных дворян, т. е. тех же разночинцев. Другие вышли из обедневших, мелкопоместных, многодетных помещичьих семей и не могли рассчитывать на помощь из дому. Эти молодые люди шли в университет, чтобы получить образование и потом зарабатывать на жизнь собственным трудом. Подобно своим товарищам из других сословий они старались попасть в число казеннокоштных или добывали средства, давая уроки, занимаясь перепиской бумаг, корректурой, работая для журналов. Характерно, что в начало 60-х годов более половины университетских студентов освобождались по бедности от платы за обучение. В Московском университете в 1860 г. из 1653 человек таких освобожденных было 1006; внесли же плату только 515.
Крайняя скудость
материальных средств была уделом многих
студентов. Некоторые из них приходили
в университет за сотни верст
пешком. Здесь их чаем о ждали
полуголодная жизнь, неустроенный быт.
Не на что было одеться, обуться, даже
купить свечи. В. В. Бсрви рассказывает
что обследование материального
положения студенчества обнаружило
факты, почти неправдоподобные: два
студента жили в шкафу, третий - в
дощатой будке из-под извести.
Выразительную картину рисуют в
своих воспоминаниях Худяков, Красноперой,
Сычугов, Острогорский, Любарский и
другие мемуаристы, Имея в виду бедность
большинства студентов
Происходившее
в стране умственное движение захватило
студентов в свою орбиту. Большинство
из них, происходя из малоимущих слоев,
будущее свое целиком связывали
с образованием, которое рассчитывали
получить в университете. Сказывался
и рост общественного престижа науки,.
Среди молодежи росло сознательное
стремление к знанию. Важной предпосылкой
к этому явилось оживление
печати, начинавшееся общественно-просветительное
движение. Помимо обязательных лекций,
учащаяся молодежь посещала публичные,
черпала знания из книг и периодики.
Появилась возможность
В студенческой
среде рос серьезный интерес
к науке. То по совету и под руководством
профессоров, то помимо их юноши втягивались,
в научную работу, сами искали и
находили литературу, способную ответить
на их запросы, переводили и издавали
лучшие иностранные сочинения, затевали
литературно-научные
Признаки
поворота раньше всего проявились в
столичном университете. Среди изучавших
естествознание и востоковедение вошли
в обычай систематические беседы,
где читалась и реферировалась научная
литература, сообщались новости наук,
где сами студенты излагали те части
университетского курса, которые, по их
мнению, преподавались