Общая характеристика Новой экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании экономической политики нашего государства в 20-е годы прошлого столетия.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть уроки внутреннего политического и экономического кризиса 1920-1921 гг.
2. Охарактеризовать внутреннее положение страны по окончании гражданской войны и обосновать необходимость изменения экономической политики
3. Раскрыть пути перехода и осуществления новой экономической политики и причины ее свертывания.
4. Изложить сущность, значение НЭПа.

Содержание

Введение ……………………………………………………….............................3
Глава 1. Внутреннее положение страны после гражданской войны……..5
1.1. Кризис конца 1920-1921 гг…………………………………………………..5
1.2. Необходимость изменения экономической политики……………………..8
1.3. Сущность НЭПа……………………………………………………………..11
Глава 2. Экономическое развитие страны…………………………………15
2.1. Осуществление новой экономической политики…………………………15
2.2. Причины свертывания НЭПа………………………………………………21
2.3. Итоги проведения новой экономической политики и её значение……...24
Заключение……………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧ ГОС-ВА Гришина.docx

— 61.03 Кб (Скачать документ)

- торговля как основная форма  экономических связей между социалистической  промышленностью и мелкотоварным  крестьянским хозяйством, между  городом и деревней, в т. ч.  допущение частной торговли, регулируемой  и контролируемой государством;

- широкое использование товарно-денежных  отношений в интересах всемерного  развития хозяйства; 

- индустриализация и электрификация  страны, как решающее средство  создания материально-технической  базы социализма;

- постепенный и добровольный  переход мелкотоварного производства  к крупному социалистическому  хозяйству через простейшие формы  кооперации к колхозам;

- преодоление многоукладности  в экономике; 

- полное вытеснение капиталистических  элементов как важнейшее условие  создания экономического фундамента  социализма.

Новая экономическая политика эффективно и успешно способствовала развитию производительных сил. Она обеспечивала установление прочной экономической  связи между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, что являлось важнейшей  предпосылкой для развития того и  другого. Новая экономическая политика предусматривала в качестве одного из важнейших методов вовлечения миллионов масс трудящихся в социалистическое строительство правильное сочетание общественных и личных интересов, энтузиазма масс с личной материальной заинтересованностью непосредственных производителей материальных благ в неуклонном росте производительности труда, развитии народного хозяйства.

Нэп проводился с учетом внутренних закономерностей развития всех общественных укладов в экономике страны, обеспечивал неуклонный и ускоренный рост социалистического уклада, открывал некоторый простор для развития мелкотоварного производства и одновременно умело, в доступной и выгодной для крестьян форме направлял это развитие в сторону социализма через переходные формы, прежде всего через простейшие формы кооперации.

Переходом к нэпу был создан прочный  экономический союз между рабочим  классом и крестьянством, поэтому  В. И. Ленин счнтал, что нэп экономически и политически обеспечивает победу социализма.9

«Конечно, - говорил В. И. Ленин, - сущность новой экономической политики есть союз пролетариата и крестьянства, сущность - в смычке авангарда, пролетариата с широким крестьянским полем».10

В то же время Троцкий, Зиновьев, Бухарин  и их сторонники считали, что сущность нэпа - допущение капиталистических  элементов, и на этом основании утверждали, что нэп есть только отступление  к капитализму.

Один из ближайших соратников Ленина, его заместитель в правительстве  и нарком продовольствия. А. Д. Цюрупа утверждал, что кооперация по-прежнему должна быть непосредственно подчинена  государству в лице Наркомпрода. Это, конечно, помешало бы ее развитию как самодеятельной хозяйственной  организации масс, которая могла  бы соревноваться на рынке и с  государством, и с индивидуальным товаропроизводителем. Цюрупа считал конкуренцию угрозой социализму.

Руководству РКП(б) стоило немалого труда  убедить рядовых коммунистов  в целесообразности нового экономического курса, встретившего на местах определенное противодействие. Несколько уездных парторганизаций усмотрели в оживлении частной торговли и в переговорах с иностранными капиталистами о концес6сиях »капитуляцию перед буржуазией». Практически во всех парторганизациях имели место случаи выхода из РКП(б) «за несогласие с НЭПом».

Весьма распространенным было и  мнение о тактическом смысле решений  Х съезда, якобы призванных в первую очередь стабилизировать политическую обстановку в стране; в этой связи  совершенно стихийно было пущено в  оборот выражение «экономический Брест», намекающее не только на вынужденный  характер уступок крестьянству, но и на их скорое аннулирование. Работники  Наркомпрода мало считались с  разницей между разверсткой и  натуральным налогом и ожидали  не ранее, чем осенью, вернуться к  политике продовольственной диктатуры.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

В данной главе были освещены специфика и особенности кризиса 1920 -1921 гг. А также отражена необходимость изменения экономической политики.

Такс окончанием гражданской войны  и переходом к мирному социалистическому  строительству было крайне важно отменить политику «военного коммунизма» и создать прочный союз между рабочим классом и крестьянством на новой хозяйственной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Экономическое  развитие страны

2.1. Осуществление новой экономической политики

Осуществление новой экономической  политики началось в чрезвычайно  неблагоприятных условиях. Топливный  кризис превращал города и поселки  в скованные стужей, почти безжизненные нагромождения домов. Он обострял и  транспортный кризис, вызванный полной изношенностью парка вагонов  и паровозов. Поезда ходили редко, ползли медленно, без расписаний. На станциях скапливались огромные толпы голодных и полураздетых людей. Все это  усиливало продовольственный кризис.

Для борьбы с голодом были приняты  чрезвычайные меры: помощь голодающим со стороны трудящихся других районов, организация широкой сети детских  домов, мобилизация медицинского персонала  против эпидемий, усиление милиции  для борьбы с преступностью. Использовались и международные, не очень еще  разветвленные связи: поддержка  международного пролетариата, содействие филантропических организаций, закупка  зерна. Лишь благодаря сверхъестественным усилиям государства и народа удалось пережить это страшное время.

Принятые X съездом партии решения  о переходе к новой экономической  политике дали эффект не сразу. И дело не только в трудностях, связанных  с преодолением засухи, с голодом, но и с неполнотой самих решений, что потребовало нового переосмысления сущности социализма и путей движения к нему.

Долго еще и после перехода к  нэпу в действиях людей, в политике сказывались представления «военного коммунизма». Такая половинчатость приводила к пробуксовке курса X съезда партии, создавала впечатление, что нэп является лишь маневром.

Тщательный анализ этой противоречивой ситуации привел Ленина к мысли о  необходимости дальнейшего развертывания  новой экономической политики, торговли, а значит, и к фундаментальному выводу о необходимости использования товарно-денежных отношений для строительства социализма.

С 1921 г. свободная торговля вновь  стала выполнять органически  присущую ей функцию наглядного и  беспристрастного «взвешивания» всех поступавших на рынок товаров  по их ценности для потребителя.

Конечно, рынок сам по себе не мог  выразить всего многообразия нужд в  той или иной продукции. Поэтому  государство вносило в его  деятельность поправки своей политикой  цен, призванной стимулировать производство трудоемких, но важных для общества (приоритетных) товаров. Переходя к  нэпу, страна стала выходить из экономического кризиса. Постепенно ликвидировался дефицит, «подпольная торговля», «теневая экономика» и т. п.12

Огромную роль в развитии нэпа и  в последующей перспективе сыграло  открытие хозяйственного расчета как политэкономического метода развития социалистических предприятий.

Хозяйственный расчет, означал что  предприятие (после обязательных фиксированных  взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи  продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли  и покрывает убытки.

Начавшееся с 1922 г. внедрение этого  метода стало одним из важнейших, хотя и затянувшихся процессов в  истории советской экономики. Хозрасчет  открывал путь к созданию рациональной и строгой системы социалистического  хозяйствования, дающей участникам производства только действительно заработанные ими деньги. Такая система способствовала постепенному переходу предприятий к самоокупаемости, самофинансированию, а значит, и к самоуправлению. Хозрасчет, таким образом, при последовательном его внедрении становился материальной основой социальной справедливости и совершенствования демократии.

Долгое время социализм в  экономике отождествлялся лишь с  государственной собственностью на средства производства. Это, с одной  стороны, привело к экономически нецелесообразному ее (и государственного аппарата) разбуханию, а с другой - породило недооценку и даже отрицание всего возможного многообразия форм социалистической собственности. В результате в 1920 г. в государственную собственность были переданы даже крохотные ремесленные мастерские. Государство совершенно не имело возможности их содержать.

Это приводило к падению производства, уничтожению производительных сил.

В декабре 1921 г. был принят декрет о  денационализации этой части промышленности, а также ряда средних предприятий. Они были возвращены прежним владельцам.

Декретом от 7 июня 1921 г. было разрешено  открывать частные предприятия с числом рабочих не свыше 10 - 20 человек. В мае 1925 г. было разрешено организовать частные предприятия с числом рабочих до 100 человек, но с особого разрешения в каждом отдельном случае органов Советской власти.

Была разрешена с 1921-1922 гг. и аренда средств производства (помещений  и целых предприятий в торговле и промышленности, земли и техники — в сельском хозяйстве). Более трети всей массы промышленных заведений (преимущественно мелких и средних) было сдано в аренду. Из них более половины получили частные лица (в том числе бывшие владельцы). Часть предприятий (в основном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы. Подавляющее большинство сданных в аренду предприятий относилось к числу мелких и мельчайших.

Определенный толчок был дан  и привлечению иностранного капитала. Возникли концессии (аренда советских  государственных предприятий зарубежными предпринимателями). Первая концессия была учреждена в 1921 г. Их количество было в дальнейшем невелико (в 1926 -1927 гг. - 65 предприятий). Но в отличие от отечественного частного капитала концессии были крупными предприятиями и действовали в основном в капиталоемких отраслях тяжелой промышленности РСФСР и Грузии: в горной, горнозаводской, деревообрабатывающей и др.13

Возникали и смешанные предприятия  с участием средств государства  и иностранных фирм (например, советско-английское и советско-голландское объединения  по эксплуатации лесных богатств северных районов страны).

В целом капиталистический сектор в промышленности был невелик - в 1923 - 1924 гг. около 20 процентов промышленных предприятий, в основном мелких. Производили они менее 5 процентов всей продукции.

К концу 20-х годов кооперативами  были охвачены более половины всего  крестьянского населения. 28 год по количеству кооперативов превысил дореволюционный 1913 год в 13 раз, в кооперативах состояло более 28 млн. человек. В стране существовало кооперативное законодательство, кредит и страхование.

Кооперация давала возможность  частично устранить неблагоприятные  для потребителя последствия  монопольного положения государственных  предприятий. Поставленные в условия  конкуренции, они должны были работать более эффективно. Такой переход  в те годы начался, но не был проведен последовательно.

Вместо ликвидированных один за другим главков были созданы центральные  и губернские тресты, объединявшие однородные или взаимосвязанные  между собой предприятия, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость которые позволили  преодолеть бюрократический «главкизм» военного времени. Они получили большую  хозяйственную самостоятельность.

К концу 1922 года 90 % всех промышленных предприятий были объединены в 421 трест, 40 % из которых были централизованного, а 60 % местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где  реализовывать продукцию.

Для решения через рынок хозяйственных  проблем (закупка сырья, сбыт продукции) тресты добровольно могли объединяться в синдикаты, действовавшие самостоятельно и на договорной началах. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть  оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог  передать по своему усмотрению большую  или меньшую часть своего снабжения  и сбыта в ведение синдиката.

Таким образом, государственная промышленность после перехода к нэпу совершила  резкий поворот лицом к рынку. Реализация готовой продукции, закупка  сырья, материалов, оборудования производилась  на полноценном рынке, по каналам  оптовой торговли. Возникла широкая  сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.14

И все же рынок остался незавершенным, так как хозрасчет коснулся только объединений, а на положении входящих в них предприятий сказался гораздо  меньше. Промышленные предприятия и  их трудовые коллективы не получили той  хозяйственной самостоятельности, которую дал деревне продналог.

В 1922-1925 гг. был создан целый ряд  специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже одно время иностранцы - для  кредитования отдельных отраслей хозяйства  и районов страны; кооперативные - для кредитования потребительской  кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита - для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы - для мобилизации денежных накоплений населения. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48%.

Информация о работе Общая характеристика Новой экономической политики