Общественно-политические движения XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в существенном, тщательном анализе программных документов, определении их роли в политических, социальных, экономических процессах XIX в.
Задача курсовой работы состоит в рассмотрении условий и причин формирования декабризма, выявлении социокультурной природы тайных обществ, определении их организационных форм, изучении программ, идеологий, разработанных в процессе декабристской деятельности двух основных организаций, непосредственно самого восстания, и, наконец, определении исторического значения и влияния на общественно-политическую жизнь России XIX века.

Содержание

Введение________________________________________________________3

Истоки декабризма____________________________________________6
Первые тайные организации ___________________________________8
Южное и Северное общества ._________________________________14
4. Выступление на Сенатской площади____________________________30
Декабристы и российское общество____________________________40

Заключение______________________________________________________41
Список использованной литературы_______________

Работа состоит из  1 файл

куросовая гришин история россии.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

                                  

Министерство образования Российской Федерации 
Саратовский государственный социально-экономический университет 
 
Кафедра политической и экономической истории России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                          Курсовая работа на тему: 

 
Общественно-политические движения XIX века.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Выполнил: студент 
 
 
Проверила: 
профессор  Демидова Елена Игоревна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 
2011

  Содержание 

Введение________________________________________________________3 
 

  1. Истоки  декабризма____________________________________________6
  2. Первые тайные организации ___________________________________8
  3. Южное и Северное общества ._________________________________14

     4. Выступление на Сенатской площади____________________________30

  1. Декабристы и российское общество____________________________40
 

 Заключение______________________________________________________41

 Список использованной  литературы_________________________________43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     За последние полвека был опубликован значительный массив документов, позволяющих объективно судить о направленности и содержании декабристских программ. Россия начала ХIХ века очень отличается от сегодняшней России и политически, и экономически. Однако  анализ программ декабристов показывает, что реформаторы, по большому счёту, имели дело с теми же проблемами государственного строительства, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Это проблемы формирования гражданского общества и правового государства, вопросы функций государства и взаимоотношений ветвей власти, проблемы местного самоуправления и эффективного распределения полномочий и, наконец, проблемы связанные с реорганизацией структуры земельной собственности. Великая историческая заслуга декабристов в том, что они эти проблемы осознали и предложили системный подход к их решению.

     Декабризм как историческое явление чрезвычайно  многогранен. Он включает в себя идеологию  дворянских революционеров, оказавшую  значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века.

     Объектом  моего исследования является декабризм как общественно-политическое и социокультурное явление.

         Цель данной курсовой работы заключается в существенном, тщательном анализе программных документов, определении их роли в политических, социальных, экономических процессах XIX  в.

          Задача курсовой работы состоит в рассмотрении условий и причин формирования декабризма, выявлении  социокультурной природы тайных обществ, определении их организационных форм, изучении программ, идеологий, разработанных в процессе декабристской деятельности двух основных организаций, непосредственно самого восстания, и, наконец, определении исторического значения и влияния на общественно-политическую жизнь России XIX века.

                При всей многотысячной и многожанровой исследовательской литературе о декабристах, созданной за 180 лет и имеющей разные оценки и подходы, её авторы сходятся в одном - в понимании и признании культурно-нравственного значения декабризма как явления в целом.

            Литература о декабристах колоссальна: 12 тыс. названий, т. е. больше, чем о каком-либо другом явлении российской дореволюционной истории, кроме войны 1812 г.

             Первой по времени в историографии декабризма стала охранительная концепция. Классический образец этой концепции – книга барона М.А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I» (СПб., 1848). Декабристы здесь представлены как скопище безумцев, «чуждых нашей святой Руси», а их заговор – как «гнойный нарост на великолепном теле самодержавной России», «без корней в прошлом и перспектив в будущем».

      Охранителям противостояла революционная концепция. Ее зачинателями были сами декабристы (М.С. Лунин и Н.М. Муравьев), а классиком  стал А.И. Герцен, который в ярких трудах «О развитии революционных идей в России» (1851) и «Русский заговор 1825 г.» (1857) показал национальные корни, величие и значение декабристов как первых русских революционеров, вскрыл главный источник их слабости (отрыв от народа), но в общем идеализировал их («фаланга героев», «богатыри, кованные из чистой стали» и т. д.).

          Одновременно с революционной сформировалась и вскоре возобладала в историографии декабризма либеральная концепция. Ее основоположником стал декабрист Н.И. Тургенев, приговоренный по делу 14 декабря «к отсечению головы». Он был тогда за границей, приглашение царских властей вернуться на родину и дать отрубить себе голову отклонил, но в целях самооправдания начал изображать всех декабристов безобидными либералами.

                   Самым выдающимся в дореволюционной литературе о декабристах является труд В.И. Семевского, где капитально исследованы взгляды, программы и планы декабристов как явление общеевропейское, хотя и несколько преувеличено иностранное влияние на их идеологию.

         Начало отечественного декабристоведению советского периода положили работы, появившиеся в связи со столетием восстания 14 декабря 1825 г. и подготовленные С.Я.Гессеном, Н.Ф.Лавровым, А.Е.Пресняковым, Н.С.Черновым, П.Е.Щеголевым и др., а также монографические исследования М.В.Нечкиной об Обществе соединенных славян и Н.М.Дружинина о Северном обществе. Позже декабристскую тематику разрабатывали представители различных гуманитарных наук, в их числе М.К.Азадовский, В.Г.Базанов, Ю.Г.Оксман, С.Б.Окунь, Н.К.Пиксанов, И.В.Порох, А.В.Предтеченский, Б.Е. Сыроечковский, А.В.Фадеев. В 1955 г. опубликован двухтомный фундаментальный труд М.В.Нечкиной, в котором были учтены все достижения советского декабристоведения и представлены ее многочисленные собственные изыскания . В последующие годы, опираясь на уже достигнутые успехи, в разработку темы включились С.С.Волк, С.С.Ланда, П.Н.Ольшанский, О.В.Орлик, В.А.Федоров, Г.П.Шатрова и другие исследователи. В той или иной степени указанные авторы в контексте развития русского освободительного движения затрагивали и вопрос о русско-польских отношениях в период начала XIX века.

      Существование такого огромного массива исторической литературы. посвященной формированию, деятельности декабристских организаций, их значения для России, вызывает естественный интерес. И первый вопрос, который необходимо рассмотреть в процессе подготовки данной курсовой работы звучит так: «Когда и как появились в России первые революционеры – декабристы?». 

                   1. Истоки декабризма

      Ответить  на этот вопрос и легко, и трудно: легко потому, что почти все  источники декабризма известны, а  трудно потому, что они многочисленны  и разнообразны.

      Главным источником революционной идеологии  декабристов были противоречия российской действительности, т. е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный прогресс. Самым нетерпимым для передовых русских людей было крепостное право. Оно олицетворяло все зло феодализма – царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части народа, экономическое отставание страны, раздиравшие ее социальные коллизии. Из самой жизни, а также из передовой литературы (особенно из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») будущие декабристы черпали впечатления, толкавшие их к выводу: надо отменить крепостное право, преобразовать Россию из самодержавного в конституционное государство. Размышлять об этом они начали еще до войны 1812 г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.

      В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов. Война окончательно разбудила революционное сознание декабристов, поскольку свела их с простыми тружениками – крестьянами, ремесленниками и т. д. – не как господ с холопами, а как соратников в защите Отечества, и поэтому заставила их больше, чем когда-либо, задуматься над  судьбами России и ее народа. А.А. Бестужев прямо называл войну 1812 г. «началом свободомыслия в России». «Мы были дети 1812 года», – заявил от имени всех декабристов М.И. Муравьев-Апостол.

      Воздействие войны 1812 г. на будущих декабристов усилилось в заграничных походах 1813-1815 гг., когда они увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права. Тот же А.А. Бестужев свидетельствовал: «Сравнение со своим естественно произвело вопрос – почему же не так у нас?» Будущие декабристы «заразились» настроением, которое B.О. Ключевский удачно назвал «патриотической скорбью». Видеть русский народ, «первый в Европе по славе и могуществу», как они считали, в цепях крепостничества после исторических побед 1812-1815 гг. стало для них невыносимым. Отныне резко возрос их интерес, к европейской просветительной философии, к законодательству Англии, конституциям США, Франции, Испании, к политическим катаклизмам на Западе 1812-1815 гг.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            2. Первые тайные организации

                      

      Именно  с 1814 г. движение декабристов делает первые шаги. Одно за другим складываются четыре объединения, которые вошли в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни четкой организации, ни даже определенного состава, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить «зло существующего порядка вещей». Входили в них очень разные люди, которые большей частью стали позднее выдающимися декабристами.

      «Орден  русских рыцарей» возглавляли два  отпрыска высшей знати – граф М.А. Дмитриев-Мамонов и гвардейский  генерал М.Ф. Орлов. Первый из них был сыном фаворита Екатерины II A.M. Дмитриева-Мамонова, одним из богатейших людей России. В 1812 г. он сформировал на свои средства целый полк для борьбы с Наполеоном. М.Ф. Орлов – племянник другого фаворита Екатерины, Г.Г. Орлова, и зять одного из самых знаменитых героев 1812 г. Н.Н. Раевского; он прославился в походах 1812-1814 гг. Именно М.Ф. Орлов 30 марта 1814 г. принял капитуляцию Парижа. Причастны к «Ордену» были два видных декабриста – Н.И. Тургенев и М.Н. Новиков, легендарный партизан 1812 г. Денис Давыдов, возможно, и А.Х. Бенкендорф. «Орден» замышлял установить в России конституционную монархию, но не имел согласованного плана действий, поскольку не было и единомыслия между участниками «Ордена». Давыдов писал об Орлове: «Как он ни дюж, а ни ему, ни бешеному Мамонову не стряхнуть абсолютизма в России».

      «Священная  артель» офицеров Генерального штаба  тоже имела двух лидеров. Ими были братья Муравьевы: Николай Николаевич (впоследствии известный полководец, герой Крымской войны и наместник  Кавказа Муравьев-Карский) и Александр Николаевич – позднее основатель Союза спасения, а после амнистии генерал, нижегородский военный губернатор. К ним примкнули третий из братьев Муравьевых Михаил герой походов 1812-1814 гг. И.Г. Бурцов, а также царскосельские лицеисты, самые близкие друзья А.С. Пушкина – И.И. Пущин и А.А. Дельвиг. «Священная артель» устроила свой быт по-республикански: одно из помещений офицерских казарм, где жили члены «артели», украшал «вечевой колокол», по звону которого все «артельщики» собирались на беседы. Они не только осуждали крепостное право, но и грезили о республике.

      Семеновская артель (офицеров лейб-гвардии Семеновского полка) была самой крупной из преддекабристских  организаций. Ее составляли 15-20 человек, среди которых выделялись такие вожаки зрелого декабризма, как С.П. Трубецкой, С.И. Муравьев-Апостол, И.Д. Якушкин. Артель просуществовала всего несколько месяцев 1815 г. Александр I узнал о ней и повелел «прекратить сборища офицеров».

Четвертой преддекабристской  организацией историки считают кружок «первого декабриста» В.Ф. Раевского  в Каменец-Подольске на Украине. Он возник около 1816 г. До нас дошли имена четырех его членов (три офицера и губернский доктор) да несколько политических стихотворений Раевского, которые являются идейным памятником кружка.                         

                  Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а 9 февраля 1816 г. группа членов «Священной» и Семеновской артелей учредила тайную, первую собственно декабристскую организацию – Союз спасения.. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.

                      Союз спасения принял устав, его главным автором был Пестель. Устав дал Союзу новое название, которое, однако, не прижилось в литературе («Общество истинных и верных сынов Отечества»), и определил его цели – уничтожить крепостное право и заменить самодержавие конституционной монархией. Встал вопрос: как добиться этого? Большинство Союза, следуя принципу «Мнения правят миром», предлагало готовить в стране такое общественное мнение, которое со временем принудило бы царя к обнародованию конституции. Меньшая часть искала более радикальные меры. Лунин предложил свой план цареубийства, он заключался в том, чтобы отряд смельчаков в масках встретил карету царя на Царскосельской дороге и покончил бы с ним Ударами кинжалов. Когда Пестель в ответ на это стал доказывать, что заговорщикам нужно еще устроить тайное общество, согласовать свои мнения, выработать конституцию и т.д., Лунин досадливо отмахнулся от его идеи «наперед енциклопедию написать, а уж потом к революции приступить».

Информация о работе Общественно-политические движения XIX века