Общественно-политическое развитие СССР в середине 1960-1980гг ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание

Начиная с 1956года, в нашей стране осуществлен ряд важнейших мероприятий, устраняющих наиболее опасные и уродливые черты предыдущего этапа развития советского общества, и нашей государственной политики. Однако одновременно имеет место определенные негативные явления-отступления, непоследовательность и медлительность в осуществлении новой линии. Необходима выработка четкой и последовательной программы дальнейшей демократизации и либерализации и осуществления ряда неотложных первоочередных шагов.

Содержание

1. Введение.
2. Внешняя политика СССР:
2.1. Программа мир.
2.2. СССР и страны социализма: уроки двух десятилетий.
2.3. СССР и «Третий мир».
2.4. На рубеже десятилетий: Тревоги и уроки.
3.Тенденции и противоречия социально-экономического развития.
3.1. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы.
3.2. Научно технический прогресс: неиспользованные возможности.
3.3. Противоречия в аграрном производстве.
3.4. Уровень жизни народа: характерные черты.
4. Противоречия в политической и духовной жизни общества.
4.1. Особенности политической жизни страны.
4.2. Идеологическая жизнь.
4.3. Художественная культура: влияние застоя и сопротивление застою.
4.4. После ноября 1982г.: стремление к переменам и консервация застоя.
5. Апрельский поворот. XXVII съезд КПСС.
6. Заключение.
7.Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории..docx

— 56.17 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: История

по теме: »Общественно-политическое развитие СССР в середине 1960-1980гг ХХ века»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление

Профиль

Группа: ЭПп-12Пр

Ф.И.О.: Шадрина Ю.В.

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 Тема: «Общественно-политическое  развитие СССР в середине 1960-1980-х  годов ХХ века».

 

Содержание.

 

       1. Введение.

2. Внешняя политика СССР:

  2.1. Программа мир.

  2.2. СССР и страны социализма: уроки двух десятилетий.

  2.3. СССР и «Третий мир».

  2.4. На рубеже десятилетий: Тревоги и уроки.

3.Тенденции и противоречия социально-экономического развития.

  3.1. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы.

  3.2. Научно технический прогресс: неиспользованные возможности.

  3.3. Противоречия в аграрном производстве.

  3.4. Уровень жизни народа: характерные черты.

4. Противоречия в политической и духовной жизни общества.

  4.1. Особенности политической жизни страны.

  4.2. Идеологическая жизнь.

  4.3. Художественная культура: влияние застоя и сопротивление застою.

  4.4. После ноября 1982г.: стремление к переменам и консервация застоя.

5. Апрельский поворот. XXVII съезд КПСС.

6. Заключение.

7.Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Введение.

Начиная с 1956года, в нашей  стране осуществлен ряд важнейших  мероприятий, устраняющих наиболее опасные и уродливые черты  предыдущего этапа развития советского общества, и нашей государственной  политики. Однако одновременно имеет  место определенные негативные явления-отступления, непоследовательность и медлительность в осуществлении новой линии. Необходима выработка четкой и последовательной программы дальнейшей демократизации и либерализации и осуществления  ряда неотложных первоочередных шагов. Этого требуют интересы технико-экономического прогресса, постепенного преодолевания отставания и изоляции от передовых капиталистических стран, благосостоянию широких слоев населения, внутренней стабильности и внешней безопасности нашей страны.

Следует отметить обострение национальной проблемы, сложность взаимоотношений  партийно-государственного аппарата и  привилегированной группы и «начальства» остальные слои трудящихся нередко  относят в силу традиционных предрассудков  главным образом интеллигенцию. Внешняя политика нашей страны не всегда является достаточно реалистичной. Необходимы кардинальные решения для  предупреждения возможных осложнений.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Внешняя политика СССР.

2.1. Программа мира: всели удалось реализовать?

Рубеж конца 60-х – начало 70-х г.г. обозначил новые реальности в международном положении Советского Союза. Именно в эти годы принцип мирного сосуществования начал наполняться конкретным содержанием на основе равноправного международного диалога и сотрудничества. Удалось добиться улучшения международной обстановки. Историческое соревнование двух противоположных систем объективно диктовала необходимость отказа от «холодной войны» и перехода к разрядке международной между государствами с различным социально-политическим строем. Историческим достижением социализма явилась установление военно-стратегического равенства (паритета) между СССР и США, организацией Варшавского договора и НАТО. Это равновесие объективно международный мир, упрочило позиции СССР, других социалистических стран и всех прогрессивных сил на планете, опрокинуло расчеты самых агрессивных кругов империализма на победу в мировой ядерной войне.

Такая ситуация создавала  уникальную возможность для радикального изменения международных отношений  в сторону разрядки, для ослабления угрозы термоядерного конфликта, для  ограничения и сокращения вооруженных  сил и вооружений, для установления доверия между всеми странами. Как же эта возможность была использована руководством нашей страны?

Период 70-х – начало 80-х  г.г. пришел под знаком реализации Программы мира выдвинутой XXIV съездом КПСС. В 1971 г. ХХХ (1976г.) и XXVI (1981г.) съезды партии конкретизировали и дополнили эту программу дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов.

 

Основные положения Программы  мира охватывали следующий круг задач  КПСС и Советского государства на международной арене.

-запрещение ядерного, химического,  бактериологического оружия.

-ядерное разоружение  всех государств, обладающих им .

-прекращение гонки вооружений  и сокращение ядерного и обычного  оружия.

-ликвидация военных очагов  и прекращение региональных конфликтов.

-обеспечение коллективной  безопасности в Европе и других  регионах планеты.

-обеспечение свободы  и  независимости народов мира.

-углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

 

Установление военно-стратегического  равенства позволило значительно  укрепить позиции реалистически  мыслящих теоретиков и политиков  запада, широких слоев народных масс.

Вступая на пост президента  Р. Никсон в 1969 г. Подчеркнул: «Поскольку народы хотят мира , а лидеры боятся войны, пришло время добиваться мира. Давайте спокойно говорить друг с другом».

Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским  Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. -  Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в недрах, а также других видов оружия массового поражения. После подписания эти Договоры были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

Переход  от конфронтации международной  напряженности между  СССР и США к поискам совместных  решений означая крутой  поворот в международных отношениях. Установленные линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном было дополнено рядом принципиальных договоренностей и соглашений. В результате визитов президента Р. Никсона в Москву (1972, 1974 г.г) и генерального секретаря ЦК КПСС  Л.И. Брежнева в США (1973г.) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США»,соглашения по ограничению гонки вооружений, по мирному использованию атомной энергии, в области сельского хозяйства, транспорта, науки, техники, культуры, образования здравоохранения и т.п. Особую роль в укреплении международных отношений сыграло «Соглашение о предотвращении ядерной войны», в котором впервые было сказано, что в ядерной войне не может быть победителей.

Эти отдельные договоренности не смогли полностью изменить атмосферу  недоверия и военных приготовлений, тем более что в практической деятельности как американскому, так  и советскому руководству не всегда хватало реалистического видения  сложного, противоречивого мира. После  многолетних переговоров подписанный в 1979г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) так и не вступил в действие. Поводом для отказа от ратификации США объявили введение советских войск в Афганистан.

В этот период произошло  дальнейшее расширение сотрудничества Советского союза с другими развитыми  капиталистическими странами .Особое значение  для упрочнения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов.

В начале 70-х годов канцлер  ФРГ В. Бранд от имени своей страны заключил договоры СССР,  Польшей, ГДР ,Чехословакией об основах взаимоотношений, в котором признавалась территориальная и социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. По инициативе  Советского Союза было заключено четырехстороннее соглашение (СССР,США, Великобритания и Франция) по уригулированию статуса Западного Берлина. Тем самым на основе разумного компромисса была разрешена одна из самых сложных проблем европейской безопасности.

Крупной победой советской  внешней политики стало успешное завершение совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванного по инициативе ряда  социалистических и других государств Европы. В этом историческом совещании участвовали руководители 33 европейских стран, а также США и Канада. 1 августа 1975 г.в Хельсинки (Финляндия) был подписан заключительный акт совещания. Основа его- декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях. Вот эти принципы: суверенное равенство; взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестные выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов норм права. К сожалению в дальнейшем советское руководство не всегда точно и честно соблюдало их, что объективно подрывало доверие к Советскому Союзу, его многочисленным миролюбивым предложениям и делам.

Эта беспринциндентная в истории встреча стала событием огромного международного значения. Она заложила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности, явилась важным шагом на пути закрепления принципов мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между различными государствами.

На почве опыта 70-х годов  были заложены основы широкого сотрудничества различных государств в новых  исторических условиях. Но результаты такого сотрудничества могли быть гораздо  существеннее, если бы к успехам  разрядки было проявлено ответственное  и серьезное отношение как со стороны Запада, так и советского руководства.

В этот период продолжалось отступление от ленинского принципа советской дипломатии и внешней  политики- ее открытости, гласности. Классическим примером необоснованной секретности явилась проблема химического оружия, запрещение которого провозглашалось в Программе мира. Советским дипломатам  и военным специалистам приходилось уклоняться от прямого ответа на вопрос, имеет ли Советский Союз химическое оружие или нет (хотя на самом деле оно имелось).

Уязвимым местом советских  мирных инициатив было отставание принципа самоконтроля за вооружениями. Такой  подход не пользовался широкой международной  поддержкой, поскольку наши партнеры по переговорам выдвигали требования обязательных международных инспекций.

Разрядке в политической сфере международных отношений  предшествовало и значительно укрепляло  улучшение торгово-экономических  связей между социалистическим и капиталистическими государствами. В 60-е-начале 70-х г.г. был заключен целый комплекс  соглашений по расширению торговых, экономических, финансовых связей, научно-технического сотрудничества, широких обменов в области культуры и образования. Однако основную долю нашего экспорта в другие страны продолжили составлять топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, уголь, лес, минеральное сырье (до 80%), а доля машин, оборудования, готовых изделий не превышало 5%. Полученные средства использовались нерационально, в основном на закупку зерна в огромных количествах ( а в это время почти столько же теряли внутри страны), продовольствия и потребительских товаров, а использование импортируемой техники по назначению часто оказывалось не обеспеченным внутри страны.

2.2. СССР и страны социализма. Уроки двух десятилетий.

Важнейшим направлением Советской  внешней политики в эти годы было дальнейшее расширение сотрудничества между СССР и другими социалистическими  странами. Однако, наряду с достижениями в этой сфере имелись и негативные тенденции.

Согласованию и координации  внешнеполитических планов социалистических стран способствовало регулярное проведение совещаний Политического Консультативного Комитета стран Варшавского  Договора. На этих совещаниях страны-участники  выступали с рядом инициатив  и предложений, направленных на ограничение  гонки вооружений, создание и укрепление европейской безопасности, устранение очагов международной напряженности и военных конфликтов. К сожалению, большинство подобных предложений не находило отклика и взаимопонимания со стороны капиталистических государств.

Когда возникла необходимость, Советский Союз принимал самое деятельное участие в оказании интернациональной  помощи странам, ставшим жертвой  агрессии. Так было во время кровопролитной войны во Вьетнаме, достигшей своей  кульминации в конце 60-х- начале 70-х годов. СССР оказал значительную военно-техническую, материальную помощь Демократической Республике Вьетнам, подвергшейся массированным бомбардировкам американской авиации.

В 1968г. В Чехословакии начался  процесс обновления, отказа от деформированного социализма, несшего на себе черты  сталинской модели. Первоначально советское  руководство приветствовало « Пражскую весну». Однако вскоре в советской печати стали появляться статьи, в которых высказывались опасения, не приведет ли бурный процесс обновление в Чехословакии к отказу от социалистических принципов. Резко негативную оценку в пропаганде получили широко использовавшиеся в чехословацкой прессе понятия «плюрализм», «разнообразие моделей социализма», которые расценивались как проявления ревизионизма.

Оценка политической ситуации вокруг Чехословакии осложнялась ее важным стратегическим положением в  Европе, тем более острым, что  процесс европейской разрядки еще  не набрал силу.

Советское руководство во главе с Брежневым сделало  вывод, что события в Чехословакии представляют угрозу социализму. Этот вывод поддержали и руководители большинства стран ОВД. 21 августа 1968г войска пяти государств –СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии вошли на территорию Чехословакии. Эта акция была подвергнута критике некоторыми западноевропейскими компартиями  большинством прогрессивных сил и в настоящее время признана ошибочной.

В этот период продолжали углубляться  разногласия между руководством Советского Союза и Китайской  Народной Республики, вызванные в  основном субъективными причинами. Разрыв отношений на всех уровнях  и во всех сферах сотрудничества осложнялся пропагандисткими обвинениями друг друга, хотя идеалистические разногласия не должны были влиять на политическое и экономическое сотрудничество двух социалистических стран. Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969г). В результате этого на Дальнем Востоке и Советско- китайской границе была сконцентрирована немалая часть вооруженных сил СССР, что объективно детабилизировало обстановку в этом регионе. Для нормализации отношений со стороны Советского и Китайского руководства не были использованы все возможности.

Определенные успехи в  отношениях СССР с социалистическими  странами были достигнуты в экономическом  сотрудничестве. Индустриальное развитие социалистических стран потребовало  объединения их усилий в создании надежной топливно-сырьевой и энергетической базы. С этой целью были построены  интеграционные объекты, первым из которых стал нефтепровод «Дружба». Затем были построены газопроводы «Союз» и Ямбург-Западная граница СССР, энергосистема «Мир».

Информация о работе Общественно-политическое развитие СССР в середине 1960-1980гг ХХ века