Общественно-политическое развитие СССР в середине 1960-1980гг ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание

Начиная с 1956года, в нашей стране осуществлен ряд важнейших мероприятий, устраняющих наиболее опасные и уродливые черты предыдущего этапа развития советского общества, и нашей государственной политики. Однако одновременно имеет место определенные негативные явления-отступления, непоследовательность и медлительность в осуществлении новой линии. Необходима выработка четкой и последовательной программы дальнейшей демократизации и либерализации и осуществления ряда неотложных первоочередных шагов.

Содержание

1. Введение.
2. Внешняя политика СССР:
2.1. Программа мир.
2.2. СССР и страны социализма: уроки двух десятилетий.
2.3. СССР и «Третий мир».
2.4. На рубеже десятилетий: Тревоги и уроки.
3.Тенденции и противоречия социально-экономического развития.
3.1. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы.
3.2. Научно технический прогресс: неиспользованные возможности.
3.3. Противоречия в аграрном производстве.
3.4. Уровень жизни народа: характерные черты.
4. Противоречия в политической и духовной жизни общества.
4.1. Особенности политической жизни страны.
4.2. Идеологическая жизнь.
4.3. Художественная культура: влияние застоя и сопротивление застою.
4.4. После ноября 1982г.: стремление к переменам и консервация застоя.
5. Апрельский поворот. XXVII съезд КПСС.
6. Заключение.
7.Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории..docx

— 56.17 Кб (Скачать документ)

Важную роль в расширении сотрудничества играл Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1971г страны-члены СЭВ приняли Комплексную программу социалистической экономической интеграции, рассчитанную на 15-20 лет. В конце 70-х годов были разработаны и приняты долгосрочные целевые программы в ряде областей сотрудничества, но они, как и в целом комплексная программа, не были достаточно проработаны с точки зрения ресурсов, ожидаемых результатов и целей, что предопределило их к реализации лишь отдельных мероприятий.

Со второй половины 70-х  годов в жизни СССР и других социалистических стран стали накапливаться  трудности в экономике, социально-политической и идеологической сферах, да и само сотрудничество социалистических стран  стало терять прежний динамизм. Требовался поиск новых форм и методов  политического и экономического сотрудничества, совершенствование товарно-денежных отношений.

2.3.СССР и «Третий Мир»

В этот период Советский  Союз продолжал оказывать помощь и поддержку развивающимся странам  в их борьбе за свободу и независимость. Стремление молодых независимых  государств к проведению антиколониального,  антиимпериалистического курса, политики неприсоединение находило понимание и поддержку советского народа.

СССР оказывал помощь в  строительстве различных промышленных, учебных, сельскохозяйственных предприятий, в подготовке национальных народов- врачей, учителей, других специалистов. Многие из них получили свою будущую специальность в учебных заведениях Советского Союза.

Однако этим отношениям мешали просчеты и ошибки  советского руководства, недооценка внутренних и внешних  факторов, национального характера, исторических традиций.

2.4. На рубеже десятилетий тревоги и уроки.

Если период 60-х- середины 70-х годов был отмечен значительной международной активностью, то с конца 70-х до середины 80-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений, еще невиданной в истории человечества. Мир подошел к одному из самых опасных рубежей военной конфронтации. Почему такое произошло?

К середине 80-х г.г совершенствование ядерного и обычного оружия достигало критической отметки. Эта подлинная революция в технике вооружений привела к возможности уничтожения человеческой цивилизации, причем скопившиеся запасы ядерных вооружений Способны уничтожить все живое на земле от 15 до 60 раз.

Наращивание ядерного оружия привело к невозможности его  использования. Если бы кому-нибудь взбрело  на ум его применить, то не было бы необходимости в ответном ядерном ударе он бы умер медленной смертью от последствий собственных взрывов, ядерного оружия даже не на своей, а на чужой территории.

Итак, в конце 70-х начале 80-х годов сложившиеся реальности ядерного века требовали новых подходов в международных отношениях как со стороны Советского Союза, социалистических стран, так и со стороны США и капиталистических стран. Этого не произошло почему?

Развитие событий пошло  по пути нагнетания страха, уничтожения  доверия, подрыва достижений разрядки. Обострение отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом  гонки вооружений.

Одной из причин обострения международной напряженности явилось  политика капиталистических стран  в основе которой лежало стратегическая концепция «ядерного сдерживания СССР». Она оправдывала непрерывную гонку вооружений, в конечном итоге и саму возможность ядерной войны.

В этот период брежневское  руководство убеждало советских  людей, что действия Запада и есть главная причина международной  напряженности и усиления угрозы войны.

Помня о невероятно высокой  цене за свою свободу и независимость  в годы Великой Отечественной  Войны, советские люди были искренны, когда заявляли, что для обеспечения  безопасности ничего не пожалеют.

В это время брежневское  руководство допустило ряд крупнейших внешнеполитических просчетов, которые  очень дорого обошлись советскому народу. Ответ на вызов противоположной  стороны приобрел характер «ракета на ракету», «самолет на самолет», «танк на танк». По ряду вооружений вооруженные силы СССР, как и по численности армии превзошли армию США.

Серьезным подрывом доверия  к СССР, его мирным устремлениям явилось решение о вводе советских  войск в Афганистан (декабрь 1979 г). После неоднократного обращения  афганского руководства за помощью  к СССР на это было дано согласие. Такое непродуманное решение  было принято колейно, несколькими  членами советского руководства  во главе с Брежневым.

В этой необъявленной войне погибло более 15 тысяч солдат и офицеров, 35 тысяч было ранено, 300 пропали без вести или попали в плен. Другим просчетам советской внешней политики явилось решение о размещении ракет средней дальности в Европе. Принятое в середине 70-х годов оно резко дестабилизировало обстановку и стратегическое равновесие. В ответ на призыв Запада не размещать эти ракеты, советское военное и политическое руководство, наоборот, объявило об их модернизации. В результате страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений, что существенно отразилось на социально- экономическом развитии Советского Союза и его международном авторитете.

В конце 70-х-начале 80-х годов  в международном положении СССР сложилась критическая ситуация: никогда в своей истории страна не имела такого могучего стратегического  и оборонного потенциала, как в  этот период, и в то же время никогда  тревога советских людей о  собственной безопасности и положении  в мире не была так высока.

3. Тенденции и противоречия социально-экономического развития.

3.1. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы.

Партийно-государственное  руководство во главе с Брежневым  приступило к осуществлению нового, по их мнению, курса в политической и социально-экономической сферах. В политике главной стала тенденция на свертывание демократических преобразований, пусть противоречиво и непоследовательно, но осуществлявшихся в предыдущее десятилетие. В сфере же экономики явно ощущалось необходимость реформ. Но осуществление их с самого начала шло под воздействием административно-командного образа мышления и действий. Ликвидировалась совнархозовская система территориального управления промышленностью. Вместо нее восстанавливались министерства, причем число их постоянно росло и достигало к середине 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965г. Принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалась что реформа позволит преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки, о которых говорилось откровенно: рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста производительности труда более быстрому росту зарплаты, нарастание бумаготворчества и т.д.

Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фондов материального стимулирования; введение твердой, независящей от прибыли платы за используемые предприятием производственные фонды; финансирование промышленного строительства через кредит; допущение изменения планов без согласования с предприятием.

Попытка провести экономическую  реформу при одновременном свертывании  процесса демократизации оказалась  безуспешной. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху с присущими ей методами управления, и не смогла отрешиться от нее.

В середине 70-х годов в  СССР велась работа над 15 крупнейшими  народнохозяйственными программами в том числе по развитию сельского хозяйства нечерноземья, создание Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса БАМа и др.

Руководством страны одно за другим принимались постановления  и решения, но они не выполнялись  и не давали ощутимых результатов. Такое  положение стало важнейшим признаком  кризиса командно-административной системы.

3.2 Научно-технический прогресс.

      Неиспользованные  возможности.

С начала 70-х годов в  развитых капиталистических странах  начался новый этап научно-технической  революции. Мир заговорил о «Японском  чуде», о колоссальных возможностях компьютеризации о технологиях  новых материалов, о переходе на ресурсосберегающие технологии. Автоматизация  и роботизация производства достигла значительных размеров, что сказалось  на повышении эффективности общественного  производства.

Советское руководство в этот период правильно определило главную объективную задачу- перевод экономики с экстенсивного пути на интенсивный. Так ХХIV съезд партии поставил задачу «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства».

Несомненно за двадцать лет всемирного ускорения научно-технического процесса наша страна добилась определенных успехов на ряде направлений мы не уступали, а даже превосходили США. Это относилось к производству вооружений, исследование космоса, ряду фундаментальных открытий. И в тоже время, впервые 800 тысяч электронных вычислительных машин, а в СССР только 50 тысяч.

На первый взгляд потенциал  страны позволял решать поставленные задачи. Каждый четвертый научный  работник мира приходился на нашу страну. Были созданы сотни научно-исследовательских  институтов, не было недостатка  в  интересных идеях и предположениях, огромных масштабов достигало изобретательство и рационализаторство.

Но существующий механизм хозяйствования по сути противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство. Трудовые коллективы не были заинтересованы в освоении новой техники, так как это отрицательно сказывалось на результатах работы предприятия и каждого труженика в отдельности. Именно поэтому срок освоения и выпуска совершенно новой продукции и изделий растягивался на целые десятилетия.

В столь же противоречивые условия была поставлена деятельность научно-производственных объединений, созданных на рубеже 60-х – 70-х  годов. Нередко оказывалось, что советские разработки и идеи находили самое широкое применение на Западе, а у нас никак не реализовались.

Разрыв между наукой и  производством особенно губительно отразился на фундаментальных научных  разработках.

3.3. Противоречия в аграрном производстве.

В рассматриваемый период руководство страны предпринимало  немало усилий для стабилизации положения  в такой важной сфере, как сельское хозяйство. Попыткой разработать эффективную  аграрную политику стали решения  мартовского (1965 г). Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению  национального дохода в пользу сельского  хозяйства, по более широкому решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельхозпродукцию. Важным элементом этой реформы стало обоснование необходимости перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим, а также широкое внедрение хозрасчета. Закладывались основы для преодоления перегибов предшествующих лет относительно «отажрания» личного подсобного хозяйства.

Эти меры встретили поддержку  крестьянства, значительно оживили  хозяйственную деятельность советской  деревни. Это сказалось на продовольственном снабжении населения. В это время прилавки магазинов в крупных городах имели сносный набор основных продуктов питания. Советские люди были уверенны, что карточки и талоны остались в далеком прошлом.

Однако многое из того, что  задумывалось и планировалось осталось нереализованным. Новые условия хозяйствования не вписались в старую систему управления сельским хозяйством. Администрирование, некомпьетевное вмешательства в дела колхозов и совхозов продолжали действовать. Рос аппарат управления сельским хозяйством, численность по сути надзирателей  за крестьянами достигало миллионов человек. На деле оправдывалась русская пословица «Один с сошкой-семеро с ложкой». Развитие межхозяйственной кооперации, химизации и мелиорации земель не принесло желаемых перемен.

Экономическое положение  колхозов и совхозов усугублялось несправедливым обменом между городом и деревней. Удорожание с/х техники, «грабеж» со стороны десятков обслуживающих организаций, значительный разрыв между закупочными и розничными ценами привел к тому, что к началу 80-х годов многие колхозы и совхозы страны оказались убыточными.

Недостаточный уровень социального  развития села, продолжение политики ликвидации «неперспективных» деревень влекли за собой чрезмерную миграцию крестьянского населения в городах.

Противоречия и трудности, в том числе и бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны руководство  пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном выражении более чем в 10 раз. К  началу 80-х годов сельское хозяйство  нашей страны оказалось в кризисном  состоянии. Необходимы были решительные  меры. В этой обстановке было принято  решение о разработке специальной  продовольственной программы, которую  утвердил майский (1982г) пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве-интересов крестьянства, преобразование экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки.

3.4. Уровень жизни народа: характерные черты.

Процессы изменений уровня жизни советского народа во второй половине 60-х начале 80-х годов  протекали противоречиво, неоднозначно. Задачи повышения благосостояния провозглашалось главной в экономической политике. Действительно, ориентация на аскетический образ жизни, осуществлявшаяся на протяжении десятилетий, уже перестала воздействовать на сознание людей- они стали стремиться к более обеспеченному существованию, а приоткрытый «железный занавес» невольно вызвал сопоставление уровня жизни в СССР и развитых странах Запада.

Информация о работе Общественно-политическое развитие СССР в середине 1960-1980гг ХХ века