Опричнина и ее последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание

Возможно, кровавые поступки скрыли собой те благие поступки, которые он совершил, но реформы этого человека сыграли важную роль в истории, возможно, как никакие другие, ведь Иоанн Васильевич заложил прочную базу для своих последователей-реформаторов. Во многих смыслах деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал».

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1. Опричнина и ее последствия. Личность Ивана Грозного........................5
1.1.Краткая характеристика личности царя…………………………………5
1.2. Опричнина и её последствия.....................................................................7
1.2.1. Опричнина………………………………………….…………...……7
1.2.2. Зигзаги царской политики……………………………………..…..10
1.2.3. Конец опричнины……………………………….………………….13
1.2.4. Итоги опричнины……………………………………………….….14
Заключение...............................................................................................................19
Список использованной литературы ............................................................ ....22

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

Введение......................................................................................................................3

1.      Опричнина и ее последствия.  Личность Ивана Грозного........................5

1.1.Краткая характеристика личности царя…………………………………5

1.2. Опричнина и её  последствия.....................................................................7

    1.2.1. Опричнина………………………………………….…………...……7

    1.2.2. Зигзаги царской политики……………………………………..…..10

    1.2.3. Конец опричнины……………………………….………………….13

   1.2.4. Итоги опричнины……………………………………………….….14

Заключение...............................................................................................................19

Список использованной литературы ............................................................ ....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос об Иване Грозном является одним из важных вопросов истории русского народа. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной  и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева  и  Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент  решительной схватки «государственного начала»,  воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению  территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важных явлений характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляется  загадочным. Именно  такой загадкой  Иоанн Грозный вошел в историю. Этот царь был выдающейся  личностью, был прекрасно образован, но очень не красив и, возможно, болел каким-то психическим  заболеванием, а России в то время требовался  сильный  царь-реформатор, государство получило его. Крутой поворот от боярского  правления к реформам и последовавший затем опричный  террор - таковы  основные вехи правления этого государя и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного, в которой  скрывались черты выдающегося государственного  деятеля, дипломата.

Возможно, кровавые поступки скрыли собой те благие поступки, которые  он совершил, но реформы этого человека сыграли важную роль в истории, возможно, как никакие другие, ведь Иоанн Васильевич заложил прочную базу для своих последователей-реформаторов. Во многих смыслах деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал». Их можно обелить как необходимость преодоления данного этапа истории, в котором много неясного, и многие историки расходятся в точке зрения на этот период. Но с  конца  30-х  годов  оценка деятельности Ивана IV становится единодушной, он изображался  патриотом Русской земли, беспощадно, но справедливо расправляющийся  с изменниками-боярами.

Я выбрала именно этот тему для своей контрольной работы, потому что меня заинтересовало царствование Ивана IV Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство.

Реформы Ивана IV, Петра, Александра II, нынешние преобразования и другие подобные вопросы актуальны и останутся актуальны еще на долгое время. Первая причина этому – их значимость для исторической науки, вторая – их немаловажное значение собственно для самого государства. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и оценить их со всех позиций, то можно избежать ошибок, допущенных нашими предшественниками-реформаторами.

Таким образом, исходя из вышесказанного, цели и задачи моей контрольной работы следующие: дать характеристику личности Ивана Грозного, определить, в чем сущность системы внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 году для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати; каковы последствия опричнины для России.

Вот такие вопросы  я постараюсь раскрыть в своей работе.

 

 

 

 

 

    1. Опричнина и ее последствия. Личность Ивана Грозного

1.1. Краткая характеристика  личность царя

Иван родился в 1530 году. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие». Иван рано осиротел, на четвертом году он потерял отца, на восьмом – мать. И с младшим братом Юрием, глухонемым от рождения, попал на попечение бояр. «Он с детства себя видел в окружении чужих людей. В душе Ивана рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Отсюда его робость, ставшая чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям». 1

Иван в юности начал  привыкать к злу и находил  удовольствие в картинности зла. Он сбрасывал с теремов кошек и собак, издеваясь над «тварью бессловесной»; вместе с соседними мальчишками он разъезжал по городу в телеге и давил народ. Но, «как всегда бывает сему подобными натурами, он был до крайности труслив, в то время, когда ему представлялась опасность, и без удержу смел и нагл тогда, когда был уверен в своей безопасности: самая трусость подвигает таких людей на поступки, на которые не решились бы другие, более рассудительные».2

Иван рано и много  стал думать о том, что он Государь московский и всея Руси, и эта мысль не давала ему покоя. Вообще, в 17-20 лет, при выходе из детства, он поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не могли додуматься и в зрелом возрасте. «В 1564 году, когда ему было 16 лет, среди ребяческих игр он вдруг заговорил с боярами о женитьбе, и говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что царь так молод, а уже так много подумал, ни с кем не посоветовавшись».3

В 17 лет Иван объявляет  о своем намерении жениться, но еще до своей женитьбы он намеревается венчаться на царство. С этого  времени российские монархи начали не только в сношениях с другими  державами, но и внутри государства, во всех делах и бумагах именоваться царями, сохраняя титул великих князей.

 Вскоре, после принятия титула, Иоанн женился; выбор его пал на девушку из одного из самых знатных и древних московских боярских родов именно на Анастасию Романовну, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Свекор матери юной Анастасии – боярин Иоанна III. Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали его выбор. Многие думают, что Иван Грозный горячо любил свою первую супругу; действительно на ее погребении он казался вне себя от горести и спустя многие годы после ее кончины вспоминал о ней с нежностью в своих письмах и переписках. Но, тем не менее, оказывается, что через восемь дней после ее погребения Иван искал себе уже другую супругу и остановился на мысли сватать сестру Сигизмунда-Августа Екатерину.

Иван не был глуп, но ни отличался здравыми суждениями, ни благоразумием, ни глубиной и широтой  взгляда. Воображение брало у  него верх над всеми способностями  души. «Иван был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле».4 Царствование Грозного сделалось для него предметом набожного поклонения.

Таким образом, ранняя смерть родителей, безобразные сцены боярского  насилия и своеволия, борьба за власть  - вот, что видел Иван в своем детстве, и что во многом повлияло на формирование его личности и характера. Из чего и вытекают будущие его террор и репрессии.

 

    1. Опричнина и её последствия 

Советские историки раскрыли классовую сущность опричнины, указывали её значение в укреплении военно-феодальной диктатуры, в подготовке закрепощений крестьян помещиками. Тем не менее “споры о значении опричнины и о её влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения ”.

 

1.2.1. Опричнина

История опричнины  началась  на  исходе  1564 года.  В.О.Ключевский писал об опричнине:  "Учреждение это всегда казалось странным как  тем, кто страдал от него, так и  тем, кто его исследовал".

 А события развивались следующим  образом: 3 декабря 1564 года царь отправился на богомолье, что было делом обычным.  Царские объезды монастырей были одновременно и исполнением религиозного  долга и инспекционными поездками. Но на этот раз выезд был необычен,  боярам, которым царь велел ехать, было приказано взять жен и детей,  те должны были взять слуг,  запасных коней,  вооружение,  доспехи,  одежду, деньги,  казну.  Казна же была хранилищем и государственного архива.  Из-за распутицы до Троице-Сергиева  монастыря  царь добрался  21  декабря,  а в Александрову слободу к 3 января, откуда в Москву послал гонца с двумя грамотами. Обе были оглашены перед всем народом.

   Первая содержала список "измен" бояр и дворян. В  грамоте содержался страстный  и тенденциозный обзор злодеяний  бояр,  воевод и приказных людей,  которые не  только  "тащили" царскую казну,  но и измену делали", не желая воевать против недругов, а духовенство в стачке с боярами и дворянами начинало  их прикрывать.  Потому государь и уехал от изменников, куда глаза глядят. Вторая грамота была  адресована  "всему православному крестьянству града Москвы", главный ее смысл: царь пишет посадским людям, "чтобы они себе никоторого сомнения не держали, гневу, и опалы на них никакого нет"5.

Это был  точно рассчитанный политический маневр,  в результате которого народ единодушно,  веруя в "батюшку-царя", потребовал  от  бояр упросить государя вернуться,  а за всех государственных " злодеев" и изменников они стоять не будут, а сами их истребят". Так царь Иван обзавелся народным согласием на террор.  Делегация из духовенства и бояр отправилась в Александрову слободу. Царь повторил свои обвинения и после некоторого  размышления  милостиво согласился вернуться на государство, но при условии: изменников казнить по своему усмотрению и учредить опричнину.    

Термин "опричнина" известен задолго до Ивана IV, происходит  от слова "опричь" - кроме.  В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества,  которую после смерти князя выделяли его вдове,  "опричь" всех уделов. "Опричь" всей земли выделялась и территория царской опричнины.    

А была  она значительной,  туда вошли уезды,  близкие с княжеством Литовским: уезды Вяземский, Козельский, Малоярославецкий,  Перемышльский  и  т.д.,  в центре опричными стали Суздальский и Можайский уезды,  земли  вокруг  Александровой слободы,  а так же в других местах: Гжель, Олешня, Хотунь на Лопасне,  Домодедовская волость,  наконец, Окрестности озера Селигер.  Финансовую  базу  опричнины  должны были составить платящие большие налоги  северные  земли:  Поморье,  Двинский край,  Вологодский  уезд.  Была отписана в опричнину и часть самой Москвы. Здесь были поселены опричники, земских же полностью выселили. В опричнину попали три стрелецкие слободы в районе Воронцова поля, видимо, расквартированные там стрельцы вошли в опричное войско.

В это особое войско вошло "1000 голов" дворян и князей, в последствии его численность увеличилась в 5-6 раз. На расходы по созданию опричнины царь взял с земщины 100 тысяч рублей6. По указу об опричнине предполагалось,  что из взятых  в опричнину уездов будут высланы те служилые, "которым не быть в опричнине". Опричникам же собирались раздать  поместья  в опричных уездах.     Сообщения, идущие от иностранцев,  живших в те  годы  в России  таковы:  опричники  приносили особую присягу на верность царю,  в которой обязывались не вступать в  общение  с земскими,  даже родственниками. В Александровой слободе, которая стала резиденцией царя, создалось своего рода монашеское братство во главе с царем - в качестве игумена настоятеля. Все носили одинаковые черные одежды со знаком принадлежности к "ордену"  опричников метлой, чтобы выметать измену, собачьей головой,  чтобы ее выгрызать. Монастырские опричные  трапезы должны были, словно напоминать о далеких временах, когда князья пировали со своими дружинами.

Описавшие опричные пиры ливонские дворяне,  служившие в опричнине сообщают:  "каждому подается еда и  питье,  очень дорогое,  состоящее из вина и меда". Трапеза сменялась изнурительными богослужениями, подчас ночными.  Время  царя  за церковной  службой  не было потрачено даром:  "Все,  что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он  в церкви".  Между пиром и церковной службой царь ходил в застенок и "никогда не выглядел он более весело,  чем тогда, когда  присутствует  при мучениях и пытках до восьми часов". Несомненно,  что во главе опричнины при ее учреждении стояла группа людей - родственники двух первых жен царя:  Захарьины и родственники Марии Темрюковны,  дочери кабардинского князя Кученей,  которая  была второй женой Ивана IV. Уже в феврале состоялись первые казни: приговорены пять человек, среди них знаменитый полководец Александр Борисович Горбачев с 17-летним сыном.  Люди с ужасом узнавали о новых заговорах, "великих изменных делах" тех, кто до сих пор находился на государевой службе,  командовал войсками, одерживал победы. В настоящее  время нельзя ответить на вопрос все ли заговоры были созданы царскими подручными в застенках или хотя бы часть из них была реальной. О заговорах против Ивана Грозного пишут некоторые иностранцы,  однако, преследуя свои  политические цели.  Вот почему иностранные известия о "заговорах" не более достоверны, чем русские официальные сообщения.

Информация о работе Опричнина и ее последствия