Опричнина Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:57, контрольная работа

Описание

В работе описана политика Ивана Грозного

Содержание

Введение
1. Опричнина Ивана Грозного: причины
2. Основные этапы опричной политики
2.1. «Смысл» опричнины
2.2.Первый этап опричнины
2.3.Начало террора
2.4.Кульминация опричнины
2.5.Отмена опричнины
2.6.Второй «скрытый» этап опричной политики
3. Последствия опричнины
4. Опричнина в отечественной историографии
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 52.63 Кб (Скачать документ)

Форма 1.4.-07

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

Кафедра Государственного управления и истории

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: История

 

на тему: Опричнина Ивана Грозного

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной  формы обучения

 

направления (специальности) 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

                                        

1  курса   группы     ГМУ 11 (ЗА)   _____________ /Лосева В. М./

           (индекс)                             (подпись)                      (Ф.И.О.)

 

Отметка ________________

Рецензент работы

_____________ кафедры_____________  _____________ /_________________/

        (должность)                                     (наименование)                              (подпись)                                 (Ф.И.О.)

 

 

 

 

Оренбург

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Опричнина Ивана Грозного: причины…………………………………………...4

2. Основные этапы опричной политики…………………………………………...12

2.1. «Смысл»  опричнины…………………………………………………………...12

2.2.Первый  этап опричнины………………………………………………………..12

2.3.Начало  террора………………………………………………………………….13

2.4.Кульминация  опричнины………………………………………………………13

2.5.Отмена  опричнины……………………………………………………………..14

2.6.Второй  «скрытый» этап опричной политики…………………………………14

3. Последствия опричнины…………………………………………………………15

4. Опричнина в отечественной историографии…………………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Очень важное событие истории России XVI в.— опричнина. Правда, всего семь лет из 51 года, которые Иван Грозный  провел на престоле. Но какие семь лет! Унесшие многие тысячи, а то и  десятки тысяч человеческих жизней. Время Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали огромное влияние на ход отечественной  истории. Царствование Ивана IV, составлявшее половину XVI столетия. Содержит в себе ключевые моменты становления Российского  государства: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов  внутренней жизни и, наконец, опричнина  – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Именно опричнина  притягивает к себе взгляды многих историков. Ведь не существует точных сведений о том, зачем Иван Васильевич прибегнул к таким необычным  мерам. Считается официально, что  опричнина просуществовала 7 лет  с 1565 по 1572 гг. Но отмена опричнины была только формальной, число казней, разумеется, уменьшилось, понятие «опричнина»  было ликвидировано, его в 1575 году заменили на «государев двор», но общие принципы и порядки остались не тронутыми. Иван Грозный продолжил свою опричную политику, но уже под другим названием, и с несколько измененным руководящим  составом, практически не поменяв  её направления. Тем более тщательное рассмотрение всех аргументов, привлекавшихся исследователями в качестве доказательств  отмены опричнины, приводит к заключению, что оснований, подтверждающих действительную отмену опричнины в 1972 году, не существует. 

 

 

 

 

1. Опричнина Ивана Грозного: причины

Четкий и однозначный ответ  на эти вопросы дать не просто. Не содержат готового на него ответа писания  самого Ивана Грозного. Сейчас, после  проведенных дискуссий и новых  находок, уже не приходится сомневаться  в подлинности знаменитой переписки  Грозного с Андреем Курбским и  других сочинений царя. Всю вину и ответственность за происходившее  в стране царь Иван возлагал на всякого  рода «изменников» (прежде всего - «изменников»-бояр), а себя представлял лишь жертвой крамолы и интриг. Это, конечно же, взгляд необъективный, тенденциозный. Трудно представить, чтобы все бояре, в том числе - старинные нетитулованные боярские роды, издавна верно служившие московским государям, вдруг стали «изменниками». Далеко не всегда историк может различить, где была «измена», а где - просто подозрительность царя.

Отнюдь не беспристрастен и противник  Ивана Грозного князь Андрей Михайлович Курбский. В своих сочинениях князь  стремился не столько понять, сколько  обличить царя Ивана в тиранстве  и пролитии невинной крови.

Немало интересных сведений об опричнине  дают нам иностранные наблюдатели. Однако постичь общий смысл событий, происходивших в чуждой им «варварской  Московии», они не могли. Порой иностранцы сознательно преувеличивали хаос и  беспорядки в стране с целью спровоцировать своих государей к военному вторжению  в Россию. Русские летописи и сказания, написанные после смерти Ивана Грозного, не скрывают фактов жестокостей опричнины, но в то же время избегают прямой оценки политики царя Ивана. В сознании русских людей того времени он был, хотя и грозный, но все же законный, «прирожденный» государь, власть которому дана от Бога. Поэтому и судить о  действиях царя его подданные  считали себя не вправе. Летописцы  весьма обстоятельно и толково излагают фактически сторону событий опричнины, но не раскрывают мотивов действий царя

Ивана, ограничиваясь лишь фразами  типа: «понеже (потому что) опришнину повеле учинити себе особно».

Историки XVIII -- первой половины XIX в. основывали свои исследования об опричнине на показаниях современников и летописей XVII в. и во многом следовали их оценкам  и суждениям. В. Н. Татищев, сторонник  сильной монархической власти, идеолог  петровского абсолютизма, оправдывал деяния Ивана Грозного и осуждал  «измены» «некоторых беспутных вельмож». Князь-аристократ М. М. Щербатов, напротив, видел в царе Иване тирана, который  своей чрезмерной подозрительностью  нарушил вековой союз монархии с  боярством. Н. М. Карамзин, обосновавший необходимость самодержавной власти, в то же время (вслед за Курбским и некоторыми другими авторами) осуждал  борьбу Грозного с боярством и  противопоставлял опричную тиранию  мудрому правлению первых лет  царствования Ивана, когда царь прислушивался  к советам бояр. Данные талантливым  историком и литератором яркие  психологические характеристики Ивана  Грозного сохраняют свое значение и  поныне. Однако вряд ли можно свести объяснение опричнины к раскрытию  особенностей личности грозного царя. Действительно, Грозный был, по-видимому, человеком психически не вполне уравновешенным. В тоже время, современные наблюдатели  замечали за ним трезвый ум и государственные  способности. В своих поступках  он руководствовался не только эмоциями, но и трезвым политическим расчетом.

Субъективный, морализирующий подход к оценке событий прошлого начал  преодолеваться благодаря трудам С.М. Соловьева, который впервые взглянул на историю России как на закономерный и объективный процесс. Опричнину  он рассматривал через призму общей  своей концепции постепенного перехода от «родовых» отношений к «государственным». Борьба Ивана Грозного с боярством (которое являлось носителем «родовых»  начал) имела, по мысли С.М. Соловьева, позитивное значение, поскольку она  ускоряла победу начал «государственных». В то же время историк отнюдь не оправдывал жестокости царя Ивана. Взгляды С.М. Соловьева получили развитие в работах его последователей. Наиболее четкая и развернутая концепция опричнины в дореволюционное время была дана С.Ф. Платоновым, который главный ее смысл видел в борьбе государственной власти, опиравшейся на «служилый класс» (дворян-помещиков), против могущественной княжеско-боярской знати, потомков удельных князей. Важнейшим результатом опричнины, считает С.Ф. Платонов, был разгром родового княжеско-боярского землевладения, являвшегося основой политического могущества феодальной знати.

Концепция Платонова с некоторыми модификациями перешла впоследствии и в советскую историческую литературу. В трудах большинства советских  историков 30-50-х гг. опричнина выступала  как явление «прогрессивное», поскольку  она укрепила централизованное государство, сокрушив могущество крупной боярской аристократии и сделав тем самым  невозможным возврат к порядкам феодальной раздробленности. В последние  годы платоновского взгляда на опричнину  как на столкновение самодержавия с  могущественной княжеской аристократией  придерживается Р.Г. Скрынников, который, правда, считает, что опричнина не была единой на всем протяжении своего существования и имела четко  выраженную антикняжескую направленность лишь на начальном своем этапе.

Исследования последних десятилетий (работы В.Б. Кобрина и др.) подвергли решительной критике традиционные представления о боярстве как реакционной силе, всячески противившейся централизации страны, и о рядовом дворянстве как главной политической опоре русской монархии. Процесс разрушения родового княжеско-боярского землевладения, подчинения аристократии центральной власти начался еще задолго до опричнины (хотя и опричнина сыграла здесь немаловажную роль). К середине XVI в. потомки некогда владетельных князей северо-восточной Руси, а также основная часть, князей-рюриковичей юго-западной России (за исключением князей Воротынских и Одоевских) утратили на свои земли особые княжеские права и их «княжения» превратились в обычные вотчины. Характерной особенностью вотчинного землевладения в России было отсутствие принципа единонаследия (майората), механизма, способного сдерживать распад родовых имений. Вотчины делились поровну между сыновьями землевладельца, что вело к их дроблению, измельчанию и захуданию целых родов. В наиболее выгодном положении находились те бояре и князья, которые сделали карьеру при московском дворе и благодаря этому получали от государя в качестве пожалований новые вотчины. У многих бояр и князей эти новые жалованные и купленные вотчины значительно превышали по размерам их старые родовые имения. Некоторые из «княжат» полностью утратили к началу опричнины связи со своими родовыми гнездами и служили с поместий и вотчин, расположенных в различных частях страны, а у иных - и вовсе не было вотчин и они владели землями только на поместном праве. Развитие поместной системы, принятие в 1556 г. «Уложения о службе», уравнивавшего службу с поместий и вотчин, способствовали формированию единого общерусского служилого землевладельческого сословия, все представители которого были обязаны нести государеву военную службу. Княжеско-боярская знать, служившая при государевом дворе, не составляла при этом какой-то особой группы независимых земельных магнатов (подобной аристократии ряда стран Европы), а являлась лишь частью военно-служилого сословия, его верхним слоем. Относительно слабое экономически и находящееся в прямой служебной зависимости от государя боярство не могло, да и не стремилось противопоставить себя централизованной монархической власти. Во всяком случае, никакими прямыми свидетельствами на этот счет мы не располагаем. Что же касается знаменитого спора между царем Иваном Грозным и «аристократом» Андреем Курбским, то, как справедливо отметил В. Б. Кобрин, речь в нем велась не о необходимости централизации вообще, а лишь о ее методах.

В противовес традиционной концепции  об антибоярской направленности опричнины А.А. Зимин и другие историки высказали мнение о том, что своим острием опричнина была нацелена против таких «форпостов» феодальной раздробленности, как остатки уделов и новгородских «вольностей», а также против независимости и экономического могущества церкви. Данная точка зрения встретила справедливые возражения со стороны Р.Г. Скрынникова и других исследователей. В самом деле, Грозный мог расправиться со слабовольным князем Владимиром Старицким не прибегая к опричнине. Еще в 1537 г. после «мятежа» князя Андрея Ивановича Старицкого правительство Елены Глинской ликвидировало Старицкий удел. Но впоследствии удел был восстановлен и возвращен сыну Андрея Ивановича князю Владимиру. Благоприятная возможность для упразднения Старицкого удела создалась в 1563 г. еще до введения опричнины, когда царь Иван получил донос на князя Владимира Андреевича. Наложив на князей Старицких опалу, распустив старицкий двор, лишив тем самым удельного князя политической опоры, царь, однако, не счел необходимым ликвидировать сам удел и «вотчиною своею повеле ему (Владимиру Старицкому) владети по прежнему обычаю». Ликвидация Старицкого удела произошла лишь на позднем этапе опричнины в 1569 г. и она вызвалась не столько стремлением Ивана покончить с уделом как таковым, сколько логикой политической борьбы, опасениями царя, что князь Владимир мог быть использован оппозицией как орудие борьбы против него. При этом, если действительно имели место попытки оппозиции посадить на царский престол вместо Ивана IV князя Владимира Андреевича, вряд ли заговорщики ставили своей целью возврат к порядкам феодальной раздробленности. Речь могла идти лишь о смене на престоле одной личности другой. Сам царь Иван проявил себя не столько активным борцом против пережитков удельной системы, сколько консерватором в данном вопросе. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы духовного завещания Ивана Грозного, по которому царь намеревался выделить сыновьям и прочим членам своей семьи уделы, не уступающие порой по размерам иным государствам. Любопытно, что в начале 70-х гг. царь Иван вновь на время возрождает удел князей Старицких, вернув отцовскую «отчину» сыну Владимира Андреевича князю Василию. Что касается Новгорода, то с его былой «вольностью» решительно покончил еще дед Ивана Грозного, Иван III, который окончательно упразднил здесь вечевые порядки. Еще в конце XV в. старинные новгородские бояре были «выведены» со своих вотчин, а на их обширных землях были поселены помещики-выходцы из центральных областей страны, в преданности которых правительство не сомневалось. Можно допустить, что в определенных кругах новгородского общества действительно вызревали какие-то планы «измены» царю, однако массовые казни новгородских жителей едва ли были оправданы с государственной точки зрения. Хотя в годы опричнины происходили столкновения между светскими и церковными властями, они не выливались в форму борьбы между церковью и государством за власть и влияние в стране. «Непокорные» иерархи церкви выступали не против существовавших порядков, а против чрезмерной жестокости опричнины. По крайней мере, до патриарха Никона русская церковь никогда не претендовала на политическое верховенство и находилась в зависимости от московских государей. Итак, мы не видим ни в княжеско-боярской знати, ни в остатках уделов, ни в «мятежном» Новгороде тех мощных «антицентрализаторских» сил, против которых Иван IV должен был с неизбежностью вести борьбу во имя сохранения единства и целостности государства. С этой точки зрения опричнина не может найти объяснения и оправдания. Нельзя однозначно и определенно ответить и на вопрос-- против кого именно была направлена опричнина. Она ударяла и по боярам и удельным князьям, и по дворянской массе, и по приказной бюрократии. В неменьшей степени страдали крестьяне, посадские люди и купцы. Может быть, в политике опричнины и не следует искать какой-либо логики и изначального смысла?

Каковы же причины учреждения опричнины?

Думается, что опричнина явилась  отнюдь не случайным эпизодом в истории  Русского государства и была обусловлена  глубокими внутренними причинами, борьбой различных тенденций  социального и политического  развития страны. Но, вопреки традиционному  мнению, борьба велась не столько между  сторонниками и противниками централизации  страны, сколько по вопросу о различных  путях и методах самой централизации.

Утверждавшееся на Руси самодержавие с его претензиями на безраздельную  власть в государстве неизбежно  должно было вступить в столкновение со всеми силами, которые могли  реально или потенциально ее ограничить. Учредив опричнину, царь Иван, замечает Р. Г. Скрынников, «избавился от обычной  опеки со стороны думы и высшего  духовенства». Но суть опричного конфликта  заключалась не только в этом. По большому счету опричнина явилась  своеобразной реакцией царя-самодержца на развитие сословно-представительных тенденций и представляла собой  попытку путем введения чрезвычайного  положения пресечь «своеволие»  сословий и направить весь сословный  организм на путь государственного служения.

Опричнина создавалась, таким образом, как учреждение, призванное обеспечить установление единодержавной власти царя и подавлять любые проявления оппозиции царской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные этапы опричной политики

2.1"Смысл" опричнины. Основное содержание этой политики сводилась к насилию, с помощью которого опричники во главе со своим "игуменом" надеялись искоренить грех непослушания власти и, даже, греховную природу человека. Но в силу того, что человек, в их представлении, был греховен от рождения, то даже, не совершив ничего противоправного, он оказывался виновным. Вот почему опричники не утруждали себя поиском каких -либо свидетельств обвинения, казнили как по подозрению, так и по наговору представителей всех сословий. Притом чаще всего страдали люди честные и порядочные, имеющие собственное мнение и личное достоинство.

Таким образом, социально-политический смысл опричнины  тесно переплетался с религиозными представлениями людей той эпохи. Власть с помощью жестокого террора, принимающего зачастую иррациональные формы, стремилась с одной стороны, компенсировать свою слабость и неэффективность, а с другой - парализовать волю населения  к сопротивлению, вселить ужас в  души людей, заставить их безропотно подчиняться своим предначертаниям.

2.2.Первый этап опричнины. На протяжении своей истории политика опричнины видоизменялась. Проблема разделения страны и переселения. По указу Ивана Грозного "взятые в опричнину" получали земли на опричной территории (Центр, театр военных действий Ливонской войны и прифронтовая зона, а также Поморье и северные земли с черносошным крестьянством платившим подати не феодалу, а непосредствено в государственную казну). Те же, кто оказался "земским", должны были оставить свои имения в опричнине и получить соответствующие земли в "земщине". Такое переселение было по сложности аналогично серьезной аграрной реформе и, фактически, не было реализовано.

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного