Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:44, курсовая работа

Описание

История формирования и деятельности системы органов государственной безопасности до недавнего времени представлялась в несколько облегчённом, канонизированном и во многом идеализированном варианте как постоянный процесс совершенствования форм и методов работы, как цепь побед над врагами. Сложный и неоднозначный процесс становления чекистских служб, ошибки, неудачи в оперативной деятельности, прямые преступления, неверные политические ориентиры, неправильное понимание своего места в государственной структуре и неверные политические ориентиры, всё рассматривалось как абсолютно закрытая зона. Об этом не говорилось открыто, зато народу говорили о победах над его врагами. Но правды не было.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание и деятельность органов госбезопасности………………5
1.1. ВЧК и переход к ГПУ…………………………………………………………….….5
1.2. Внешняя разведка в предвоенный период (1935-1941)…………………….11
1.3. Советская войсковая разведка-ГРУ………………………………………...….23
1.4 .Деятельность органов госбезопасности СССР в послевоенный период (1945-1954гг)……………………………………………………….…………………….40
1.5. Комитет государственной безопасности (1954-1980-е)..………………48
Глава 2. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе (1917-1980-е гг.)...………………….…………..…56
Заключение……………………………………….………………………….….62
Список литературы…………………………………………………………….63

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 99.60 Кб (Скачать документ)

8 января 1921 года ВЧК издала  приказ «О карательной политике  органов ЧК», которым отвергала  как устарелые методы работы, сложившиеся в годы гражданской  войны, распорядилась пересмотреть  дела осуждённых и подследственных  рабочих и крестьян, поставила  задачу создать действенную информационную  службу и выдвинуть её на  первый план в оперативной  работе. Приказ ВЧК был обсуждён  и принят к исполнению губернскими  чрезвычайными комиссиями.

Политбюро ЦК РКП(б) и 6 февраля 1922 года ВЦИК издал постановление  «Об упразднении Всероссийской  чрезвычайной комиссии и о правиле  производства обысков, выемок и арестов». ВЧК и её подразделения на местах упразднялись. Их задачи передавались Государственному политическому управлению (ГПУ) при наркомате внутренних дел  РСФСР. ГПУ поручалась борьба со шпионажем, бандитизмом, подавление вооружённых  выступлений, охрана транспортных коммуникаций и границ республики, расследование  всех противогосударственных выступлений.

В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик постановлением ЦИК СССР от 15 ноября 1923 года создаётся Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совнаркоме СССР как орган, объединявший и координирующий усилие республиканских ГПУ по борьбе с  контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Права и обязанности ОГПУ получили законодательное закрепление в  Конституции Союза ССР 1924 года.

Тогда же, в 1922 году, сессия ВЦИК учредила Государственную прокуратуру  и приняла «Положение о прокурорском надзоре», которое в числе прочих обязанностей вменяло прокуратуре  наблюдение за деятельностью ГПУ.

16 октября 1922 года постановлением  ВЦИК Госполитуправлению предоставлялось  право внесудебной расправы, вплоть  до расстрела, в отношении лиц,  взятых с поличным при бандитских  и вооружённых налётах. Этим  же постановлением Особой комиссии  НКВД разрешалось высылать и  заключать в лагеря принудительных  работ деятелей оппозиционных  партий и уголовников-рецидивистов. В марте 1924 года было создано  Особое совещание при коллегии  ОГПУ для внесудебного рассмотрения  дел в отношении лиц, уличённых  в контрреволюционной деятельности; постановления ОСО принимались с обязательным участием прокурора, наделённого правом их опротестовывать или приостанавливать выполнение.

При изучении качественного  состава сотрудников губотделов ГПУ бросается в глаза низкий образовательный уровень. Даже в  центральном аппарате ОГПУ в 1924 году из 2402 сотрудников высшие учебные  заведения окончили всего 59 человек, а 2/3 были вовсе малограмотнымиСоздание и развитие системы репрессивных органов в советский период//http//www.bankreferatov.ru/TMPFILES/11612/represiv.doc..

Подвергся реорганизации  низовой чекистский аппарат. Уездные  политбюро ликвидировали и вместо них ввели институт уездных уполномоченных губотделов ГПУ. Они назначались  по согласованию с губкомами партии и только два учреждения могли  решать вопрос об их отзыве или замене. Подчинялись уполномоченные секретно-оперативному отделу, имели небольшой штат сотрудников. Обращает на себя внимание специальный  параграф инструкции, озаглавленный  «Взаимоотношения с парткомами и  исполкомами». Не реже двух раз в  месяц уполномоченный ГПУ был  обязан информировать секретаря  укома РКП(б) и председателя исполкома  уездного Совета о положении в  уезде и получать от них сведения, необходимые для оперативной  работы. Теперь руководитель подразделения  госбезопасности отчитывался только перед руководителями партийного комитета и исполкома Совета. Депутаты и  рядовые коммунисты лишились права  что-то знать и как-то влиять на деятельность местных подразделений ГПУ. Все  вопросы решались партийно-чекистско-советской  элитой в узком кругу. В дальнейшем руководитель органа госбезопасности  при необходимости информировал исключительно первого секретаря  соответствующего комитета коммунистической партии. Партийное руководство осуществлялось на основе выработанных методов: определение  узловых направлений деятельности; подбор, расстановка и воспитание кадров; контроль за исполнением партийных  директив и решений. На пленумах и  заседаниях бюро парткомов периодически заслушивались отчёты руководителей  местных подразделений ОГПУ. Представители  губотделов избирались в составы  руководящих партийных и советских  органов. Как правило, начальники губотделов избирались членами бюро губкомов РКП(б) и президиумов исполкомов губернских Советов Исследовательский центр  Агентура.ру. Аналитика в органах  госбезопасности//http//www.agentura.ru/dossier/Russia/people/soldatov/skolko/. Практика представительства, заложенная в начале 1920-х годов, сохранилась  до начала 1990-х годов.

1.2. Внешняя  разведка в предвоенный период (1935-1941)

В 1933 году в Германии установилась фашистская диктатура. Гитлер не скрывал  своих захватнических планов в отношении  Советского Союза и других стран, выдвигая идею о переделе мира. Так  к концу 1933 года в Европе сложился очаг военной угрозы.

В ноябре 1936 года Германия и  Япония подписали т.н. «антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. Он положил  военно-политическому союзу между  Германией и Японией. В 1937 году к  пакту присоединилась и фашистская Италия.

Правительства США, Англии и  Франции, несмотря на очевидную военную  угрозу со стороны Германии и Японии, проводили политику умиротворения  агрессоров, надеясь натравить Гитлера  на СССР и тем самым избежать столкновения с Германией. Особенно характерной  в этом плане была политика Англии и Франции, которые с готовностью соглашались с территориальными претензиями Германии в Европе, в том числе с аннексией Данцига, аншлюсом Австрии, оккупацией Чехословакии. Мюнхенская сделка в сентябре 1938 году показала, что Гитлер может рассчитывать на полную свободу рук в Европе в случае, если его военные усилия будут направлены на Восток.

Обострение международной  обстановки потребовала перестройки  работы внешней разведки, от которой  требовалось добывать в сложных  условиях информацию о секретных  военно-политических планах Германии и Японии.

Главные задачи и направления  деятельности разведки в предвоенный  период. В мае 1934 г. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) был рассмотрен вопрос о координации деятельности Разведупра РККА, ИНО и Особого отдела ОГПУ. Было решено создать постоянную комиссию в составе начальников этих органов и поручить ей разработку общего плана разведработы за рубежом. Начальник ИНО А.Х. Артузов был назначен по совместительству зам. Начальника Разведуправления РККА.

10 июля 1934 г. Постановлением ЦИК СССР был образован Народный комиссариат внутренних дел, в составе которого создавалось Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Иностранный отдел - разведка - стал 5 отделом ГУГБ.

Задачи внешней разведки органов госбезопасности формулировались  следующим образом:

· выявление антисоветской  деятельности иностранных государств и их спецслужб, а также антисоветских  эмигрантских организаций;

· вскрытие шпионской деятельности на территории СССР;

· руководство закордонными резидентурами;

· контроль за въездом и  выездом в СССР иностранцевИсследовательский центр Агентура.ру. Аналитика в  органах госбезопасности//http//www.agentura.ru/dossier/Russia/people/soldatov/skolko/. .

В 1933 г. В связи с угрозой фашизма в Европе Центром было принято решение о создании на базе нелегальных резидентур и групп, действовавших в Германии, Италии, Франции, Австрии и других странах, разведывательного нелегального аппарата специального назначения для организации диверсионных актов против нацистской Германии и ее сателлитов и проведения специальных акций против белоэмигрантских и троцкистских организаций. Эта организация впоследствии получила название «аппарат службы Серебрянского».

Созданные нелегальные группы проводили диверсионные акты на германских пароходах, перевозивших вооружение и  боевую технику для франкистских мятежников во время гражданской  войны в Испании. В годы Великой  Отечественной войны они также  совершали диверсионные акты в отношении  нацистских транспортных судов в  Атлантике, в Балтийском и Северном морях.

Структура внешней разведки в начале 30-х годов. 5-й отдел  Главного управления государственной  безопасности НКВД включал два отдела и два самостоятельных отделения:     1-й отдел 5-го отдела руководил зарубежными резидентурами в области политической, экономической и научно-технической разведки. Он состоял из девяти секторов, руководивших разведработой в закрепленных за ними странами;     2-й отдел занимался вопросами внешней контрразведки. Он состоял из шести секторов, которые занимались борьбой с диверсионной, террористической и шпионской деятельностью зарубежных спецслужб и белоэмигрантских организаций на территории СССР.

В 1938 году было принято решение  об укреплении внешней разведки. Приказом по НКВД вводилось новое штатное  расписание. Разведка была расширена. В частности, она состояла из следующих  подразделений: руководство разведки (начальник и два заместителя); секретариат (30 человек). Занимался  вопросами секретного делопроизводства. 1-е отделение (Германия, Италия, Чехословакия, Венгрия); 2-е отделение (Япония, Китай); 3-е отделение (Польша, Румыния, Югославия  и Болгария); 4-е отделение (Англия, Франция, Швейцария, Испания, Бенилюкс); 5-е отделение (Турция, Иран, Афганистан, Греция); 6-е отделение (Финляндия, Скандинавские  страны, Прибалтика); 7-е отделение (Америка, Канада); 8-е отделение (троцкисты, правые); 9-е отделение (эмиграция); 10-е отделение (научно-техническая разведка); 11-е  отделение (опертехника); 12-е отделение (визы и учет иностранцев).

Всего в 5-м отделе ГУГБ НКВД в предвоенное время работало 210 человек.

Руководители внешней  разведки в 30-х годах. С 1930 по 1936 год  внешнюю разведку органов госбезопасности  возглавлял Артузов Артур Христианович, который впоследствии стал начальником  Разведуправления Красной Армии.

В 1936 году его сменил Слуцкий  Абрам Аронович. Сведений о нем  в архивах внешней разведки не сохранилось. Известно только то, что  он работал в США и Германии, несет персональную ответственность  за репресии в отношении сотрудников  внешней разведки. В 1938 году в связи  с организованными Берией чистками органов госбезопасности пал  жертвой собственных интриг.

В 1938 году начальником 5 отдела ГУГБ НКВД (внешней разведки) стал Пассов Зельман Исаевич, которого вскоре постигла судьба его предшественников. Сведений на него в архивах внешней разведки не сохранилось.     В 1938 - 1939 году начальником 5 отдела ГУГБ НКВД стал Шпигельглаз Сергей Михайлович.     В 1939 году его сменил Деканозов Владимир Георгиевич.     В конце 1939 года начальником внешней разведки органов госбезопасности был назначен Фитин Павел Михайлович, который руководил ею деятельностью вплоть до 1946 года.

Репрессии против внешней  разведки в предвоенный период. Жестокая внутрипартийная борьба Сталина  против своих политических противников  в 30-х годах негативным образом  отразилась не только на органах государственной  безопасности в целом, но и на деятельности внешней разведки. Огромный ущерб  деятельности ИНО НКВД, особенно нелегальной  разведки, нанесла деятельность Н.Ежова  и Л.Берии, возглавлявших это ведомство  в предвоенный период. Обстановка недоверия, подозрительности и шпиономании, нагнетавшаяся в органах госбезопасности, привела к необоснованным репрессиям и физическому уничтожению большого количества руководящих работников разведки.

В предвоенный период в  ИНО НКВД, включая загранаппарат, работало около 450 разведчиков. В результате чисток, осуществленных сначала Ежовым, а затем Берией, примерно 275 из них  были объявлены " врагами народа" и репрессированы. Только единицам из осужденных чекистов удалось доказать свою невиновность и вернуться во внешнюю разведку.

В 1937-1938 г.г. волна репрессий прокатилась не только по работникам центрального аппарата, но и загранрезидентур. Были арестованы и расстреляны начальник разведки А.Х. Артузов и другие ее руководители. Отзывались и репрессировались руководители "легальных" и нелегальных резидентур, особенно если в их прошлом имелись какие-либо свидетельства о контактах с троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами и другими "врагами народа". В результате кровавых чисток отдельные резидентуры за рубежом лишились всех работников и прекратили свое существование буквально накануне 2-й мировой войны (1939 г.), а в других осталось 1-2 человека, которые практически не работали и молчаливо ожидали своей участи Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. - М.: Высш.школа, 1986. - c. 213..

Была перечеркнута большая  организационная работа по созданию за рубежом агентурного аппарата, утрачена связь с десятками ценных агентов буквально накануне гитлеровского  нападения на нашу страну.

В результате внешней разведке, парализованной репрессиями, не удалось, например, получить упреждающей информации о готовящемся аншлюссе Австрии, Мюнхенском сговоре Англии, Франции, Италии и Германии о разделе Чехословакии и присоединении Судетской области  к нацистскому рейху.

Разведывательная деятельность в новых условиях. В предвоенный  период в результате принятия экстренных мер по укреплению внешней разведки удалось создать достаточно мощный и надежный разведаппарат. За рубежом  действовало 45 "легальных" и 14 нелегальных  резидентур. В отдельных странах (Германия, Англия, Франция), наряду с "легальной" резидентурой, действовало от 2 до 4 нелегальных резидентур.

Серьезное внимание уделялось  улучшению агентурной работы за рубежом. Если раньше резидентам предоставлялось  право самостоятельно принимать  решение о вербовке, что приводило  к засорению разведсети малоценными  агентами, то в предвоенный период вопросы вербовки решались непосредственно  руководством разведки.

Одновременно была развернута широкая работа по приобретению агентуры из иностранцев на территории нашей  страны. Изучались совграждане, имевшие  родственников за границей. В связи  с трудностью проникновения в  интересующие внешнюю разведку объекты  в предвоенный период впервые  было решено приобретать перспективную  агентуру с последующим ее внедрением в особо важные объекты.

Информация о работе Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)