Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:44, курсовая работа
История формирования и деятельности системы органов государственной безопасности до недавнего времени представлялась в несколько облегчённом, канонизированном и во многом идеализированном варианте как постоянный процесс совершенствования форм и методов работы, как цепь побед над врагами. Сложный и неоднозначный процесс становления чекистских служб, ошибки, неудачи в оперативной деятельности, прямые преступления, неверные политические ориентиры, неправильное понимание своего места в государственной структуре и неверные политические ориентиры, всё рассматривалось как абсолютно закрытая зона. Об этом не говорилось открыто, зато народу говорили о победах над его врагами. Но правды не было.
Введение….……………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание и деятельность органов госбезопасности………………5
1.1. ВЧК и переход к ГПУ…………………………………………………………….….5
1.2. Внешняя разведка в предвоенный период (1935-1941)…………………….11
1.3. Советская войсковая разведка-ГРУ………………………………………...….23
1.4 .Деятельность органов госбезопасности СССР в послевоенный период (1945-1954гг)……………………………………………………….…………………….40
1.5. Комитет государственной безопасности (1954-1980-е)..………………48
Глава 2. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе (1917-1980-е гг.)...………………….…………..…56
Заключение……………………………………….………………………….….62
Список литературы…………………………………………………………….63
В сентябре 1981 г. управление
"Т" 2-го главного управления, осуществлявшее
контрразведывательную работу по обеспечению
безопасности транспортных отраслей страны,
было преобразовано в
В мае 1982 г. Ю.В. Андропов был избран Секретарем ЦК КПСС, а новым председателем КГБ стал В. В. Федорчук.
15 октября того же года
было образовано 6-е управление -
по защите экономики. Ранее,
с 1967 г. эту задачу решали 9,
19 и 11-й отделы ВГУ, а с
сентября 1980 - Управление "П" в
составе Второго главного
Постановлением Совета министров СССР от 11 августа 1989 г. 5-е управление было преобразовано в Управление по защите советского конституционного строя (Управление "3") КГБ СССР.
В декабре 1990 г. произошла
последняя крупная
В 1965-1966 гг. органами госбезопасности в ряде республик было вскрыто около 50 националистических групп, в которые входили свыше 500 человек. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации...
На основании постановления
Совета министров (№ 676-222 от 17 июля 1967 г.)
был издан приказ председателя КГБ
СССР № 0096 от 25 июля с объявлением
структуры и штатов образованного
управления. Кокурин А., Петров Н. Структура
Центрального аппарата КГБ при СМ
СССР (1954-1960)//http//www.
Первоначально в 5-м управлении были сформированы 6 отделов и их функции были следующие:
1-й отдел - контрразведывательная
работа на каналах культурного
обмена, разработка иностранцев,
работа по линии творческих
союзов, научно-исследовательских
2-й отдел - планирование
и осуществление
3-й отдел - контрразведывательная
работа на канале
4-й отдел - контрразведывательная
работа в среде религиозных,
сионистских и сектантских
5-й отдел - практическая
помощь местным органам КГБ
по предотвращению массовых
6-й отдел - обобщение
и анализ данных о
В августе 1969 г. был образован
7-й отдел, в который были выведены
из 5-го отдела функции выявления
авторов анонимных
В июне 1973 г. был образован
8-й отдел по борьбе с подрывной
деятельностью зарубежных сионистских
центров, а в следующем году - 9-й
(разработка антисоветских группирований,
имеющих связи с зарубежными
центрами идеологической диверсии) и 10-й
отделы. Последний совместно с
ПГУ занимался вопросами
В феврале 1982 г. был образован
13-й отдел для выявления и
пресечения "негативных процессов,
имеющих тенденцию к
Представление о задачах
5-го управления дает выступление Ю.
А. Андропова на Пленуме ЦК КПСС 27
апреля 1973 г. В нем, в частности, отмечалось,
что происходящие в мире изменения,
"общее усиление позиций социализма
заставили империалистов
Ю.В. Андроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей "Комитета "Радио свобода" (1); "Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным". Вообще говорит он: "Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия. Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать".
По замыслу ЦРУ, целенаправленная
деятельность агентуры влияния будет
способствовать созданию определенных
трудностей внутриполитического характера
в Советском Союзе, задержит развитие
нашей экономики, будет вести
научные изыскания в Советском
Союзе по тупиковым направлениям.
При выработке указанных планов
американская разведка исходит из того,
что возрастающие контакты Советского
Союза с Западом создают
По заявлениям американских
разведчиков, призванных непосредственно
заниматься работой с такой агентурой
из числа советских граждан, осуществляемая
в настоящее время
Глава 2. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе
Окончание Гражданской войны
поставило на очередь дня практические
задачи строительства нового общества.
Жестко сформулированных принципов, готовых
рецептов такого строительства у
правящей партии не было. Внутрипартийная
борьба по этим проблемам приобрела
перманентный характер уже с 1921 года.
Фракции и группировки, возникшие
в партии, представляли своеобразный
суррогат многопартийности. Они приобрели
своих лидеров, политические амбиции
которых играли далеко не последнюю
роль в накале страстей. Постепенно
внутрипартийная борьба превратилась
в борьбу за власть в партии и
государстве, и во второй половине 1920-х
- начале 1930-х годов стала угрожать
интересам государственной
Раскол в правящей партии первоначально коснулся ее верхушки и частично партаппаратчиков среднего звена, однако он ощущался и в органах госбезопасности. Уже дискуссия 1923 года показала, что единства среди сотрудников ОГПУ не было. По данным на декабрь 1923 года, из 546 человек, состоявших на учете в партячейке ОГПУ, линию ЦК поддерживали 367 коммунистов, 129 - колеблись, за оппозицию выступали 40. Колебания проявлял сам председатель ОГПУ Ф.Э. Дзержинский, который с карандашом в руках лично отслеживал политические позиции каждого сотрудника центрального аппарата ОГПУ.
Ф.Э. Дзержинский противился
превращению органов
Руководившие ОГПУ В.Р. Менжинский, Г.Г. Ягода, М.А. Трилиссер не пользовались в партийных кругах таким авторитетом как Ф.Э. Дзержинский, но играли важную роль в обеспечении советской государственности. Они приглашались практически на все заседания политбюро, принимали участие в работе пленумов и съездов, входили в состав высших законодательных органов власти.
В 1927 году внутрипартийная борьба достигла апогея. Время публичных дискуссий прошло. На заседании президиума ЦКК старый партиец А.А. Сольц заявил, что "ОГПУ может, придется арестовать оппозиционеров во главе с Троцким". Л.Д. Троцкий и его последователи немедленно заговорили о "новом термидоре". Видный троцкист Н.И. Муралов в частном разговоре бросил фразу, что "при таком накале борьбы можно дойти до перестрелки", и его собеседник заявил в ОГПУ и ЦКК, что оппозиция переходит к террору.
В ночь с 12 на 13 сентября 1927 года
органами ОГПУ в Москве были арестованы
участники нелегальной
В директиве ЦК ВКП(б) «О мерах
борьбы с оппозицией» указывалось,
что эта законспирированная организация
«коренится в недрах ВКП(б) и ВЛКСМ
и до сих пор использует их аппарат,
пытается разрушить их изнутри». Наряду
с идеологическими и
Постановлением политбюро ЦК ВКП(б) от 6 августа 1931 года были сняты со своих постов С.А. Мессинг, А. И. Бельский, Я. К. Ольский, Е. Г. Евдокимов. В марте-апреле 1933 года по требованию политбюро ЦК коллегия ОГПУ была вынуждена исключить из состава республиканских, краевых и областных коллегий 23 члена и уволить 58 руководящих работников краевых и областных управлений ОГПУ по обвинению в примиренческом отношении к оппозиционерам.
Тогда же началась агентурная разработка "Противники" лиц, принадлежавших к так называемому правому уклону. Особое внимание обращалось на окружение Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, М.П. Томского, бывших руководителей Московской партоганизации. Соответствующие указания получили руководители региональных секретно-политических отделов ОГПУ.
Продолжалась активная агентурная разработка Л.Д. Троцкого и его окружения оперативными работниками ИНООГПУ. 19 марта 1932 года зампред ОГПУ И.А.Акулов направил в президиум ЦИК представление о лишении 36 эмигрантов гражданства СССР с приложением на каждого короткой справки о «контрреволюционной» деятельности за границей, составленных по агентурно-оперативным данным начальником ИНО ОГПУ С.А. Мессингом. Например, в справке о «Сынке» сообщалось: «Седов Лев Львович, сын Троцкого, в августе 1928 года выехал сопровождать отца к месту ссылки, а затем за границу и остался там с ним. Активно ведет нелегальную контрреволюционную работу против СССР. По поручению Троцкого переехал в Берлин, где организовал нелегальный явочный пункт для троцкистов. Установил связь с меньшевиками , которых снабжает информацией об СССР».
Лидеры оппозиции, оставшиеся
в СССР, также являлись объектами
специальных агентурно-
Оппозиционерами активно
занимались оперативные сотрудники
1 отделения Секретно-
Информация о работе Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)