Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:44, курсовая работа

Описание

История формирования и деятельности системы органов государственной безопасности до недавнего времени представлялась в несколько облегчённом, канонизированном и во многом идеализированном варианте как постоянный процесс совершенствования форм и методов работы, как цепь побед над врагами. Сложный и неоднозначный процесс становления чекистских служб, ошибки, неудачи в оперативной деятельности, прямые преступления, неверные политические ориентиры, неправильное понимание своего места в государственной структуре и неверные политические ориентиры, всё рассматривалось как абсолютно закрытая зона. Об этом не говорилось открыто, зато народу говорили о победах над его врагами. Но правды не было.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание и деятельность органов госбезопасности………………5
1.1. ВЧК и переход к ГПУ…………………………………………………………….….5
1.2. Внешняя разведка в предвоенный период (1935-1941)…………………….11
1.3. Советская войсковая разведка-ГРУ………………………………………...….23
1.4 .Деятельность органов госбезопасности СССР в послевоенный период (1945-1954гг)……………………………………………………….…………………….40
1.5. Комитет государственной безопасности (1954-1980-е)..………………48
Глава 2. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе (1917-1980-е гг.)...………………….…………..…56
Заключение……………………………………….………………………….….62
Список литературы…………………………………………………………….63

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 99.60 Кб (Скачать документ)

В сентябре 1981 г. управление "Т" 2-го главного управления, осуществлявшее контрразведывательную работу по обеспечению  безопасности транспортных отраслей страны, было преобразовано в самостоятельное 4-е управление КГБ СССР.

В мае 1982 г. Ю.В. Андропов был  избран Секретарем ЦК КПСС, а новым  председателем КГБ стал В. В. Федорчук.

15 октября того же года  было образовано 6-е управление - по защите экономики. Ранее,  с 1967 г. эту задачу решали 9, 19 и 11-й отделы ВГУ, а с  сентября 1980 - Управление "П" в  составе Второго главного управления  КГБ СССР.

Постановлением Совета министров  СССР от 11 августа 1989 г. 5-е управление было преобразовано в Управление по защите советского конституционного строя (Управление "3") КГБ СССР.

В декабре 1990 г. произошла  последняя крупная реорганизация  в КГБ - было образовано Управление по борьбе с организованной преступностью - Управление "ОП".

В 1965-1966 гг. органами госбезопасности  в ряде республик было вскрыто  около 50 националистических групп, в  которые входили свыше 500 человек. В Москве, Ленинграде и некоторых  других местах разоблачены антисоветские  группы, участники которых в так  называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации...

На основании постановления  Совета министров (№ 676-222 от 17 июля 1967 г.) был издан приказ председателя КГБ  СССР № 0096 от 25 июля с объявлением  структуры и штатов образованного  управления. Кокурин А., Петров Н. Структура  Центрального аппарата КГБ при СМ СССР (1954-1960)//http//www.wikipedia.org/wiki.

Первоначально в 5-м управлении были сформированы 6 отделов и их функции были следующие:

1-й отдел - контрразведывательная  работа на каналах культурного  обмена, разработка иностранцев,  работа по линии творческих  союзов, научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и медицинских  учреждений;

2-й отдел - планирование  и осуществление контрразведывательных  мероприятий совместно с ПГУ  против центров идеологических  диверсий империалистических государств, пресечение деятельности НТС,  националистических и шовинистских  элементов;

3-й отдел - контрразведывательная  работа на канале студенческого  обмена, пресечение враждебной деятельности  студенческой молодежи и профессорско-преподавательского  состава;

4-й отдел - контрразведывательная  работа в среде религиозных,  сионистских и сектантских элементов  и против зарубежных религиозных  центров;

5-й отдел - практическая  помощь местным органам КГБ  по предотвращению массовых антиобщественных  проявлений; розыск авторов антисоветских  анонимных документов и листовок; проверка сигналов по террору;

6-й отдел - обобщение  и анализ данных о деятельности  противника по осуществлению  идеологической диверсии, разработка  мероприятий по перспективному  планированию и информационной  работе.

В августе 1969 г. был образован 7-й отдел, в который были выведены из 5-го отдела функции выявления  авторов анонимных антисоветских  документов, содержащих угрозы террористического  характера, а также оперативной  разработки и предупреждения враждебной деятельности лиц, вынашивавших террористические намерения.

В июне 1973 г. был образован 8-й отдел по борьбе с подрывной  деятельностью зарубежных сионистских  центров, а в следующем году - 9-й (разработка антисоветских группирований, имеющих связи с зарубежными  центрами идеологической диверсии) и 10-й  отделы. Последний совместно с  ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб  и идеологических центров и парализацией их деятельности.

В феврале 1982 г. был образован 13-й отдел для выявления и  пресечения "негативных процессов, имеющих тенденцию к перерастанию в политически вредные проявления", в том числе изучения нездоровых молодежных формирований - мистических, оккультных, профашистских, рокеров, панков, футбольных "фанатов" и подобных. 14-й отдел занимался предотвращением  акций идеологической диверсии, направленной в среду журналистов, сотрудников  СМП, общественно-политических организаций.

Представление о задачах 5-го управления дает выступление Ю. А. Андропова на Пленуме ЦК КПСС 27 апреля 1973 г. В нем, в частности, отмечалось, что происходящие в мире изменения, "общее усиление позиций социализма заставили империалистов отказаться от попыток сломить социализм  путем "лобовой атаки". Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей. Теперь, особенно в условиях разрядки он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них "эрозию", негативные процессы, которые бы размягчали, а, в конечном счете - ослабляли социалистическое общество.

Ю.В. Андроповым были приведены  слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей "Комитета "Радио свобода" (1); "Мы не в  состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным". Вообще говорит он: "Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия. Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать".

По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет  способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера  в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести  научные изыскания в Советском  Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные  предпосылки для их реализации в  современных условиях.

По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно  заниматься работой с такой агентурой  из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими  спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных  сферах жизни нашего общества и прежде всего в экономике, что приведет, в конечном счете к принятию Советским  Союзом многих западных идеалов.

Глава 2. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе

Окончание Гражданской войны  поставило на очередь дня практические задачи строительства нового общества. Жестко сформулированных принципов, готовых  рецептов такого строительства у  правящей партии не было. Внутрипартийная  борьба по этим проблемам приобрела  перманентный характер уже с 1921 года. Фракции и группировки, возникшие  в партии, представляли своеобразный суррогат многопартийности. Они приобрели  своих лидеров, политические амбиции  которых играли далеко не последнюю  роль в накале страстей. Постепенно внутрипартийная борьба превратилась в борьбу за власть в партии и  государстве, и во второй половине 1920-х - начале 1930-х годов стала угрожать интересам государственной безопасности.

Раскол в правящей партии первоначально коснулся ее верхушки и частично партаппаратчиков среднего звена, однако он ощущался и в органах  госбезопасности. Уже дискуссия 1923 года показала, что единства среди  сотрудников ОГПУ не было. По данным на декабрь 1923 года, из 546 человек, состоявших на учете в партячейке ОГПУ, линию  ЦК поддерживали 367 коммунистов, 129 - колеблись, за оппозицию выступали 40. Колебания  проявлял сам председатель ОГПУ Ф.Э. Дзержинский, который с карандашом в руках лично отслеживал политические позиции каждого сотрудника центрального аппарата ОГПУ.

Ф.Э. Дзержинский противился превращению органов госбезопасности  в орудие внутрипартийной борьбы. Однако после его смерти ситуация начала меняться. В 1926-1927 годах шла  уже неприкрытая борьба за власть и объединенная левая оппозиция  использовала все средства для захвата  власти. К этому времени изменился  кадровый состав руководства центрального аппарата и полномочных представительств ОГПУ на местах. Сторонники оппозиции  были переведены на хозяйственную работу в другие ведомства, либо оказались  вовсе не у дел. С одной стороны, ОГПУ продолжало оставаться частью государственного аппарата, обеспечивая решение проблем  безопасности, с другой стороны, это  был "вооруженный отряд коммунистической партии", который Сталин рассматривал как своеобразный "орден меченосцев внутри государства советского". Эта двойственность во многом начинала сказываться на формах и методах борьбы с оппозицией.

Руководившие ОГПУ В.Р. Менжинский, Г.Г. Ягода, М.А. Трилиссер не пользовались в партийных кругах таким авторитетом  как Ф.Э. Дзержинский, но играли важную роль в обеспечении советской  государственности. Они приглашались практически на все заседания  политбюро, принимали участие в  работе пленумов и съездов, входили  в состав высших законодательных  органов власти.

В 1927 году внутрипартийная  борьба достигла апогея. Время публичных  дискуссий прошло. На заседании президиума ЦКК старый партиец А.А. Сольц  заявил, что "ОГПУ может, придется арестовать оппозиционеров во главе с Троцким". Л.Д. Троцкий и его последователи  немедленно заговорили о "новом термидоре". Видный троцкист Н.И. Муралов в частном  разговоре бросил фразу, что "при  таком накале борьбы можно дойти  до перестрелки", и его собеседник заявил в ОГПУ и ЦКК, что оппозиция  переходит к террору.

В ночь с 12 на 13 сентября 1927 года органами ОГПУ в Москве были арестованы участники нелегальной организации  Щербаков и Тверской. Во время обыска у них были изъяты множительная техника  и печатные издания, с платформой объединенной левой оппозиции. На допросе  Тверской дал показания о существовании  в среде оппозиционеров группы военных  заговорщиков (Мрачковский, Гердовский, Охотников), занятых якобы подготовкой  государственного переворота. 13 сентября руководство ОПТУ информировало  ЦКК о подготовке военного переворота в СССР в ближайшее время. Эти  материалы были приобщены ЦКК  к делу о нелегальной типографии. Секретариат ЦК ВКП(б) дал санкцию  на проведение по линии ОГПУ обысков  у коммунистов, связанных с этим делом. 22 сентября во все партийные  организации было разослано специальное  письмо о связях оппозиционеров, печатавших предсъездовскую платформу в  подпольной типографии, с контрреволюционными  заговорщиками. В ответ на эти  действия руководители оппозиции Зиновьев, Смилга и Петерсон обратились в ЦК с официальным запросом относительно личности фигурировавшего в деле белогвардейского офицера. 28 сентября они были приняты руководством ОГПУ. Присутствующий при беседе Г.Г. Ягода  сообщил, что "врангелевский офицер" является их сотрудником и "помог  уже не раз ОГПУ раскрыть белогвардейские  заговоры". Однако назвать его  фамилию отказался по конспиративным соображениям. Президиум ЦКК объявил  выговор сотруднику центрального аппарата ОГПУ М. И. Гаю за дачу ложных показаний  о подпольной типографии троцкистов.

В директиве ЦК ВКП(б) «О мерах  борьбы с оппозицией» указывалось, что эта законспирированная организация  «коренится в недрах ВКП(б) и ВЛКСМ  и до сих пор использует их аппарат, пытается разрушить их изнутри». Наряду с идеологическими и организационными мерами в документе определялись следующие задачи органов госбезопасности: «ГПУ обязано о всех участниках подпольных организаций троцкистской и сапроновской оппозиции доводить до сведения местных  партийных организаций. Аресты и  ссылки должны быть сокращены до минимума».

Постановлением политбюро  ЦК ВКП(б) от 6 августа 1931 года были сняты  со своих постов С.А. Мессинг, А. И. Бельский, Я. К. Ольский, Е. Г. Евдокимов. В марте-апреле 1933 года по требованию политбюро ЦК коллегия ОГПУ была вынуждена исключить  из состава республиканских, краевых  и областных коллегий 23 члена  и уволить 58 руководящих работников краевых и областных управлений ОГПУ по обвинению в примиренческом отношении к оппозиционерам.

Тогда же началась агентурная разработка "Противники" лиц, принадлежавших к так называемому правому  уклону. Особое внимание обращалось на окружение Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, М.П. Томского, бывших руководителей  Московской партоганизации. Соответствующие  указания получили руководители региональных секретно-политических отделов ОГПУ.

Продолжалась активная агентурная разработка Л.Д. Троцкого и его окружения  оперативными работниками ИНООГПУ. 19 марта 1932 года зампред ОГПУ И.А.Акулов направил в президиум ЦИК представление  о лишении 36 эмигрантов гражданства  СССР с приложением на каждого  короткой справки о «контрреволюционной» деятельности за границей, составленных по агентурно-оперативным данным начальником  ИНО ОГПУ С.А. Мессингом. Например, в  справке о «Сынке» сообщалось: «Седов Лев Львович, сын Троцкого, в августе 1928 года выехал сопровождать отца к месту ссылки, а затем  за границу и остался там с  ним. Активно ведет нелегальную  контрреволюционную работу против СССР. По поручению Троцкого переехал в  Берлин, где организовал нелегальный  явочный пункт для троцкистов. Установил связь с меньшевиками , которых снабжает информацией об СССР».

Лидеры оппозиции, оставшиеся в СССР, также являлись объектами  специальных агентурно-оперативных  разработок. Так операция «Свояки» была направлена на освещение Л.Д. Каменева и Г.Е. Зиновьева. Все рядовые оппозиционеры  после исключения из партии активно  разрабатывались региональными  органами госбезопасности. В ходе партийной  чистки 1929-1930 годов все материалы  на исключенных передавались в ОГПУ, а во время чистки 1933-1935 годов  сотрудники органов государственной  безопасности уже входили в состав центральной и местных комиссий по чистке и обмену партийных документов. В свою очередь они передавали компрометирующие материалы на членов партии в партийные органы. С 1932 года на всех исключенных из партии органы госбезопасности заводили специальные  формуляры и принадлежность к  оппозиции рассматривалась как  преступление против советской государственности. Появляются определения «контрреволюционная  троцкистская деятельность», «антисоветская троцкистская деятельность».

Оппозиционерами активно  занимались оперативные сотрудники 1 отделения Секретно-политического  отдела под руководством А.Ф. Рутковского, кураторство осуществляли Г.А. Молчанов и Я.С. Агранов. Указания относительно разработки оппозиционеров им давали сотрудники секретариата Генсека сначала  Л.3. Мехлис, а затем А. Н. Поскребышев. Во время подготовки xvii съезда ВКП(б) сотрудники ГУГБ были включены в состав организационной и мандатной  комиссий, а в ходе съезда - его  рабочих органов; они входили  в состав каждой из тринадцати подкомиссий  по подсчету голосов по выборам руководящих  органов партии. Жесткий контроль был установлен за бывшими лидерами левой и правой оппозиции. Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина, М.П. Томского везде сопровождали сотрудники СПО, Спецотдела, КРО Кокурин А., Петров Н. Структура Центрального аппарата КГБ при СМ СССР (1954-1960)//http//www.wikipedia.org/wiki.

Информация о работе Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)