Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:44, курсовая работа

Описание

История формирования и деятельности системы органов государственной безопасности до недавнего времени представлялась в несколько облегчённом, канонизированном и во многом идеализированном варианте как постоянный процесс совершенствования форм и методов работы, как цепь побед над врагами. Сложный и неоднозначный процесс становления чекистских служб, ошибки, неудачи в оперативной деятельности, прямые преступления, неверные политические ориентиры, неправильное понимание своего места в государственной структуре и неверные политические ориентиры, всё рассматривалось как абсолютно закрытая зона. Об этом не говорилось открыто, зато народу говорили о победах над его врагами. Но правды не было.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание и деятельность органов госбезопасности………………5
1.1. ВЧК и переход к ГПУ…………………………………………………………….….5
1.2. Внешняя разведка в предвоенный период (1935-1941)…………………….11
1.3. Советская войсковая разведка-ГРУ………………………………………...….23
1.4 .Деятельность органов госбезопасности СССР в послевоенный период (1945-1954гг)……………………………………………………….…………………….40
1.5. Комитет государственной безопасности (1954-1980-е)..………………48
Глава 2. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе (1917-1980-е гг.)...………………….…………..…56
Заключение……………………………………….………………………….….62
Список литературы…………………………………………………………….63

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 99.60 Кб (Скачать документ)

Последней крупной реорганизацией сталинского периода истории  отечественных органов государственной  безопасности стало решение инстанции  от 30 декабря 1952 года о создании Главного Разведывательного управления (ГРУ) МГБ СССР на базе слияния уже существовавших Первого и Второго главных  управлений, Бюро № 1 и некоторых  других отделов. Предусматривалось, что  ГРУ МГБ СССР будет состоять из двух основных управлений: Управления по разведке за границей и Управления по контрразведке внутри страны. Однако данное решение так и не было претворено в жизнь в связи с последовавшей  вскоре смертью И.В. Сталина и  новой реорганизацией правоохранительных органов.

Смерть бессменного в  течение тридцати лет лидера страны весной 1953 года положила начало новому третьему этапу реформирования органов  госбезопасности. Уже 5 марта 1953 года Совет  Министров и Президиум Верховного Совета СССР в своем совместном постановлении  признали необходимым осуществить  некоторые мероприятия по улучшению  партийного и хозяйственного руководства  страной. Согласно этому постановлению  большая часть министерств объединялась в более крупные ведомства. В  рамках этой компании МГБ СССР и  МВД СССР вошли в состав нового Министерства внутренних дел СССР, главой которого был назначен Л.П. Берия.

Внутренняя структура  созданного нового ведомства в целом  не претерпела существенных изменений. Определенные изменения произошли  в основном только в центральном  аппарате МВД СССР и территориальных  органах. Так, внешняя разведка, вопреки  традициям, получила наименование Второго  главного управления, а контрразведывательная  служба стала Первым главным управлением. Бывшее Пятое управление МГБ СССР было, в свою очередь, разделено на два управления: Четвертое (секретно-политическое) и Пятое (экономическое). Главное  управление охраны МГБ СССР на транспорте стало Шестым (транспортным) управлением. Главное управление охраны превратилось в Девятое управление МВД СССР, а Третье главное управление (военная  контрразведка) сохранило свое наименование, но потеряло статус главка. С лета 1953 года его органы на местах стали  называться особыми отделами МВД. Вспомогательные  отделы прежнего министерства госбезопасности ("А", "Б" и т.д.) стали именоваться  спецотделами и получили цифровые наименования от единицы до десяти. Свое обозначение  сохранили лишь отделы "М" (мобилизационный) и "П" (спецпоселенцы).

Подводя итоги рассмотрения вопроса об организационном строительстве, следует отметить, что в силу исторических традиций и реалий международной, внутриполитической и оперативной обстановки в развитии советских органов государственной  безопасности в послевоенный период возобладала тенденция к объединению  их в рамках единого ведомства. Органы МГБ СССР представляли собой в этой связи "универсальную" спецслужбу, а точнее совокупность нескольких спецслужб: внешней разведки, контрразведки, политического сыска, охраны правительства, охраны границ и обеспечения правительственной связи. Другой характерной для данного периода тенденцией стало перераспределение сил, средств и компетенции между МВД и МГБ СССР.

К моменту окончания второй мировой войны во главе советских  органов государственной безопасности оказались в основном те люди, которые  сделали карьеру после массовых операций 1937-38 годов и являлись выдвиженцами наркома внутренних дел Л.П. Берии.

Возглавив МГБ СССР в мае 1946 года, В.С. Абакумов стал опираться  на своих бывших подчиненных из военной  контрразведки. В результате этого  многие прежние руководители ГУКР "Смерш" НКО и управлений контрразведки  фронтов оказались в период 1946-1951 годов во главе ведущих управлений и отделов центрального аппарата министерства.

После клеветнического заявления  старшего следователя М. Рюмина о  сокрытии министром госбезопасности  от ЦК ВКП (б) данных по важным уголовным  делам, В.С. Абакумов в июле 1951 года был  отстранен от работы и арестован. Новым министром госбезопасности  в августе 1951 года был назначен С.Д. Игнатьев, сделавший ставку на привлечение  в органы МГБ и назначение на руководящие  должности бывших партийных и  советских работников.

Оказавшись во главе ведомства  госбезопасности, С.Д. Игнатьев, слабо  разбираясь в тактике ведения  текущих операций и разработок, тем  не менее, смог вскрыть ряд действительно  серьезных проблем в деятельности органов МГБ СССР и попытался, насколько это было в его силах, добиться соблюдения законности в оперативной  и следственной работе.

Возглавивший после смерти Сталина объединенное МВД СССР Л.П. Берия постарался избавиться от выдвиженцев  С.Д. Игнатьева, но был 26 июня 1953 года арестован  и позднее расстрелян вместе с  несколькими своими ближайшими сотрудниками. После его ареста органами внутренних дел и государственной безопасности до создания 13 марта 1954 года Комитета государственной  безопасности при СМ СССР руководил  С.Н. Круглов.

Подобные регулярные перестановки руководителей "верхнего эшелона" органов НКГБ-МГБ-МВД являлись серьезным  препятствием для повышения эффективности  работы органов государственной  безопасности. Они порождали атмосферу  неуверенности, лишали руководителей  стимула серьезно заниматься совершенствованием работы в подчиненных органах. В  работе ряда подразделений центра и  периферии не чувствовалось преемственности.

Проводимые органами государственной  безопасности в 1949-1950 годах "массовые операции" и "чистки" обусловили тот факт, что именно на это время  приходится в первое послевоенное десятилетие  пик арестов граждан за "антисоветскую  пропаганду". Если в 1948 году за данный вид преступления было арестовано 9 499 человек, то в 1949 году эта цифра  составила 15 471 человек, а в 1950 году - 12 427 человек. В последующие годы число арестованных за "антисоветскую  пропаганду" значительно снижается.

Проведенный анализ основных направлений деятельности органов  НКГБ-МГБ-МВД СССР позволяет сделать  вывод о том, что с окончанием второй мировой войны органы государственной  безопасности СССР получили лишь короткую "передышку". В 1946-1947 годах началось новое серьезное осложнение политической и оперативной обстановки. С учетом этого, а также выполняя установки  партийно-государственного руководства, органы НКГБ-МГБ-МВД СССР создали и поддерживали в стране в первое послевоенное десятилетие жесткий контрразведывательный режим, занимались подавлением любых форм инакомыслия.

В целом, не смотря на определенные издержки, следует признать, что  в условиях разгоравшейся "холодной войны" органы государственной безопасности СССР оказались на высоте требований момента. Пресекая разведывательно-подрывную  деятельность иностранных разведок и незаконных вооруженных формирований, они внесли существенный вклад в  дело обеспечения суверенитета и  территориальной целостности страны, сохранение завоеванных СССР в ходе второй мировой войны международных  позиций.

1.5. Комитет  государственной безопасности

Комитет государственной  безопасности - одна из мощнейших в  мире организаций по обеспечению  государственной безопасности. КГБ  было создано в марте 1954 года на базе существовавшего Министерства госбезопасности.

Приказом председателя КГБ  от 18 марта 1954 г. была определена структура  нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы: Первое главное управление -- внешняя разведка и контрразведка, «активные мероприятия», анализ поступающей из резидентур информации; Второе главное управление -- внутренняя контрразведка, борьба со шпионажем  и с подрывными действиями, промышленная безопасность; Третье главное управление - контрразведка в советских вооруженных  силах (военная контрразведка), ОО (особые отделы); Четвертое управление - политический розыск, вело работу по розыску политических преступников и изменников родины, в дальнейшем занималось охраной  и внутренней безопасностью посольств  и консульств, осуществляло контрразведку  на транспорте; Пятое управление -- борьба с антисоветской деятельностью (работа во всех идеологических организациях, с диссидентами); Шестое управление -- контрразведка на всех видах транспорта (занималось антидиверсионной деятельностью, предотвращением опасных ситуаций и т. д., впоследствии занималось защитой  госсекретов в экономике); Седьмое  управление -- служба наружного наблюдения (оперативный поиск); Восьмое главное  управление -- шифровальное и дешифровальное, работало по прямому назначению; Девятое  управление -- обеспечение охраны руководства  страны и секретных объектов, Кремлевский  полк; Десятое управление - учетно-архивное; Главное управление пограничных  войск; Управление правительственной  связи; Инспекторское управление -- осуществляло проверку деятельности подразделений  КГБ в центре и на местах; Следственная часть по особо важным делам (на правах управления); Управление хозяйственной  службы. Кроме перечисленных главков  и управлений в составе комитета существовали десять самостоятельных  отделов, затем добавилось еще два. КГБ прекратил свое существование  накануне распада Советского Союза (декабрь 1991 года).

В июне 1954 г. было проведено  Всесоюзное совещание руководящих  работников КГБ, на котором с программной  речью выступил Первый секретарь  ЦК КПСС Н.С. Хрущев.

2 апреля 1957 г. КГБ при  СМ СССР были переданы из  структуры МВД пограничные войска  и для управления ими образовано  Главное управление пограничных  войск (ГУПВ).

В пункте 1 Положения о  КГБ и его органах на местах, утвержденного постановлением Совета министров СССР 9 января 1959 г., подчеркивалось, что органы государственной безопасности "...являются политическими органами, осуществляющими мероприятия коммунистической партии и правительства по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР. Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства...  
Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального комитета КПСС".

В пункте 11 раздела "Кадры  органов и войск государственной  безопасности" положения отмечалось: "Работники органов государственной  безопасности должны воспитываться  в духе беспощадной борьбы с врагами  нашей Родины, умения предотвращать  преступления, выполнять свой служебный  долг, не щадя своих сил, проявляя при  этом решительность и инициативу. В органах государственной безопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам".

В пункте 12 подчеркивалось: "Органы государственной безопасности обязаны  непосредственно и через соответствующие  организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех  советских граждан, которые допускают  политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости.

Надзор за следствием в  органах госбезопасности осуществляется генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Положением о прокурорском надзоре  в СССР".  
Руководители и партийные организации органов и войск КГБ обязывались воспитывать своих сотрудников "...в духе партийной принципиальности, беззаветной преданности Коммунистической партии и социалистической Родине, в духе бдительности, честного отношения к делу и строжайшего соблюдения социалистической законности.

С 1954 г. подготовка сотрудников  велась в Высшей школе КГБ при  СМ СССР, ставшей высшим учебным  заведением с трехлетним сроком обучения.

С 1954 г. численность личного  состава КГБ была сокращена более  чем на 50%, а в 1955 г. численность  личного состава была дополнительно  сокращена на 7678 единиц и 7800 офицеров были переведены на положение рабочих  и служащих. В апреле 1959 г. ставший  председателем КГБ А.Н. Шелепин  предложил сократить штат оперативных  работников в центре и на местах еще на 3200 единиц, а штат рабочих  и служащих - на 8500 человек.

С введением в действие новых Уголовного и Уголовно-процессуального  кодексов РСФСР и союзных республик  к подследственности, то есть к компетенции  органов КГБ при СМ СССР, была отнесена работа по 15 составам особо  опасных и иных государственных  преступлений, в том числе измене Родине, шпионажу, разглашению государственной  тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, террористическим актам, диверсиям, вредительству, нелегальному переходу государственной границы, контрабанде, незаконным валютным операциям, антисоветской агитации и пропаганде, организационной антисоветской  деятельности.

18 мая 1967 г. на должность  председателя КГБ при СМ СССР  был назначен Секретарь ЦК  КПСС и заведующий отделом  ЦК по связям с коммунистическими  и рабочими партиями социалистических  стран Ю.В. Андропов.

В 1967 г. органами КГБ привлечены к уголовной ответственности 738 человек, из них 263 человека за особо опасные  и 475 - за иные государственные преступления. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек - в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек - в нелегальном переходе границы, 100 человек - в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек - в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж...  
Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек, по 3783 делам вынесены заключения о их прекращении. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967 г. золота в слитках и монетах около 30 кг, изделий из драгоценных металлов и камней, иностранной валюты и разных товаров на общую сумму 2 миллиона 645 тысяч рублей.

26 ноября 1969 г. было образовано "Бюро связи КГБ с издательствами  и другими средствами массовой  информации", чаще именовавшееся  "Пресс-бюро КГБ", в мае 1990 г. преобразованное в Центр  общественных связей со значительным  расширением его функций и  кардинальным изменением методов  и форм работы.

13 марта 1969 г. было создано  15-е управление, основной задачей  которого являлось "обеспечение  постоянной готовности к немедленному  приему укрываемых (советского руководства  -О.Х.), в защищенные пункты (объекты)  и создание в них условий,  необходимых для нормальной работы  в особый период".

Информация о работе Органы госбезопасности России (1917-1980-е годы)