Основание Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:51, реферат

Описание

Санкт-Петербург-это воплощение в камне история. Однако не только внешний вид города определяет его характер. Петербургский стиль, петербургская школа, петербуржцы, даже петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение. Многое повлияло на их формирование. И прежде всего то, что Санкт-Петербург изначально был задуман как столица новой европейской державы-России, как горд не уступающий Риму, Парижу Лондону. Это была дерзкая попытка, но она удалась, уникальный эксперимент увенчался успехом: Петербург состоялся, более того, здесь сформировался духовный склад людей, творивших новую историю России. И хотя уже давно чиновный мир переселился в Москву, и там теперь решается политическая судьба России, уникальный образ Петербурга остался.

Содержание

Введение. 3
Предыстория 4
Постройка Петропавловской крепости 6
Рождение города. 8
Зодчие, принимавшие участие в строительстве Санкт-Петербурга. 14
Первые люди, населявшие Санкт-Петербург. 15
Жизнь работных людей в Петербурге. 17
Дальнейшая застройка и обустройство города. 22
Заключение. 26

Работа состоит из  1 файл

основание спб.docx

— 71.85 Кб (Скачать документ)

 

План

Список используемой литературы. 2

Введение. 3

Предыстория 4

Постройка Петропавловской крепости 6

Рождение города. 8

Зодчие, принимавшие участие в строительстве Санкт-Петербурга. 14

Первые люди, населявшие Санкт-Петербург. 15

Жизнь работных людей в Петербурге. 17

Дальнейшая застройка и обустройство города. 22

Заключение. 26

 

 

Список  используемой литературы.

 

  1. Мавродин В. Основание Петербурга. Л:, Лениздат., 1983
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург культура и быт,Санкт-Петербург,2002
  3. Сборник, Санкт-Петербург.XX-XXI век.Что?Где?когда?,СПб,2002
  4. Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга. - Москва, 1997.
  5. Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3

 

Введение.

 

Санкт-Петербург-это воплощение в камне история. Однако не только внешний вид города определяет его  характер. Петербургский стиль,  петербургская школа, петербуржцы, даже  петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение. Многое повлияло на их формирование. И прежде всего то, что Санкт-Петербург  изначально был задуман как столица  новой европейской державы-России, как  горд не уступающий  Риму, Парижу Лондону. Это была дерзкая попытка, но она удалась, уникальный эксперимент увенчался успехом: Петербург состоялся, более того, здесь сформировался духовный склад людей, творивших новую историю России. И хотя  уже давно чиновный мир переселился в Москву, и там теперь  решается  политическая судьба России, уникальный образ  Петербурга остался.

 

Предыстория

 

На берегах широкой  многоводной Невы раскинулся один из крупнейших городов России - Санкт - Петербург. Город - гигант, часовой земли  русской, город-труженник – был создан подвигом русского народа, всей необъятной страной.     После Столбовского мира в 1617 году к Швеции отошли все земли по течению Невы и побережью Финского залива, сотни лет составлявшие «отчины и дедины» Руси. Шведы на месте старинного поселения около впадения в Неву реки Охты воздвигли крепость Ниеншанц. Около неё через несколько лет раскинулись улицы посада – города Ниен. Река отделяла крепость Ниеншанц, воздвигнутую на Малой Охте, от посада Ниен, расположенного на Большой Охте. Охта в те времена была полноводной рекой, доступной для морских судов. Ниеншанц под названием Канцы хорошо знали в России. Ежегодно русские купцы привозили туда из Новгорода, Ладоги, Тихвина, Москвы товары для продажи, либо отправлялись дальше в Стокгольм Выборг, Або и другие города Швеции.     Незадолго до начала войны шведское правительство признало Ниеншанц недостаточно мощным оборонительным пунктом в завоеванных землях и намеревалось создать более мощную крепость в самом дельте Невы. 23 апреля 1703 года шестнадцатитысячный русский корпус под командованием Б. П. Шереметьева подошёл к Ниеншанцу и остановился в шестнадцати километрах от крепости. Через два дня русский авангард был уже у её стен и расположился за валом.

     Пока строились  земляные укрепления, которые должны  были прикрывать орудия, предназначенные  для обстрела крепости, 28 апреля  Пётр с семью ротами преображенцев и семёновцев спустился от реки Охты до устья Невы.

     А. С. Пушкин  писал впоследствии:

 

…Пред ним широко

Река  неслася; бедный челн

По  ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там…1

     У устья Невы, на острове Витусаари (Гутуевском), Пётр оставил отряд из трёх рот под начальством сержанта Михаила Щепотьева, которому дал приказ не пропускать шведов на помощь осаженному Ниеншанцу. Посадив гвардейцев в лодки, Пётр и Меншиков с двух сторон - в обход Васильевского острова - напали на шведов. Русские пошли на абордаж и, на рассвете 7 мая ожесточённое сопротивление шведов было сломлено. Пётр был в восторге от победы и писал в Воронеж Апраксину, Руководившему постройкой кораблей на донских верфях: «И сею никогда бываемою  викториею вашу милость поздравляю»2. За эту «викторию» «бонбардирский капитан Пётр Михайлов» и поручик Александр Меншиков были награждены высшим орденом Андрея Первозванного. Все солдаты и офицеры, принимавшие участие в абордаже и захвате шведских кораблей, получили золотые медали. Так Россия начала отвоёвывать Неву и побережье Финского залива.

      Не раз  на протяжении 16-17 веков она теряла  эти земли, но их ни разу  не покидали русские люди. Город-крепость  должен был стоять именно «при  море», а не в нескольких  километрах от него. Вот почему  было «по нескольких днях найдено к тому удобное место»: Заячий остров, по-фински Янни-Саари, шведами названный Луст-Эйланд—«веселая земля». Расположенный недалеко от моря, остров стоял у разветвления Невы на два больших рукава и со всех сторон был окружен водой, создававшей естественную преграду. Заячий остров невелик- около семисот пятидесяти метров в длину и трехсот шестидесяти в ширину. Постройка крепости на нем имела ряд преимуществ. Крепость могла бы занять почти всю площадь острова. У противника не оказалось бы по сути дела ни клочка земли, на которой можно расположиться. В то же время орудия крепости могли бы держать под прицелом неприятельские корабли при возможной их попытке пройти к городу по Неве или Большой Невке. Отсюда их можно было бы расстреливать чуть ли не в упор. С суши — со стороны Березового острова — крепость труднодоступна из-за проток и болот, почти непроходимых.

 

Постройка Петропавловской крепости.

16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. В день закладки крепости--16 мая--Петра не было на Заячьем острове: 11 мая царь уехал в Лодейное откуда вернулся в Шлотбург лишь 20 мая. Фактически закладку крепости на Заячьем острове на месте крохотного «поселения чухонского», жители которого вымерли, вел не Петр, а его «друг сердешный»  Меншиков. Петр назвал новую крепость "Санкт - Питербурх", это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора. Присутствие войск и флота неприятеля в непосредственной близости от Петербурга вынуждало ускорить ход строительских работ на Заячьем острове. . Г. И. Головкин писал Петру в августе 1703 года, что «городовое дело строится истинно с великим прилежанием»3 На работах были заняты солдаты, находившиеся в Шлотбурге, и солдаты и рабочие, трудившиеся над укреплением Шлиссельбурга. Это были первые строители Петербурга. В июле на строительство Петербурга пришли работные люди из других городов, согнанные на берега Невы по царскому указу. К осени 1703 года насчитывалось уже несколько тысяч «подкопщиков» - чернорабочих, занятых главным образом на весьма тяжелых земляных работах. На них же возложили обязанность валить лес для строительства и сплавлять его по Неве. Пётр хоть часто и отлучался по различным делам из Петербурга — уезжал то к реке Сестре, где русские разгромили шведов, то в Лодейное Поле, где руководил строительством кораблей Балтийского флота, но при первой же возможности возвращался на берега Невы и следил за постройкой крепости.

 К середине сентября  в основном построенная крепость  смогла бы уже отразить внезапную  атаку шведов. Стены Петропавловской  крепости для ускорения насыпали  из земли. Бастионы—раскаты, выступавшие  из общей линии крепостных  стен, строили под наблюдением  самого царя, а также Меншикова,  Нарышкина, Трубецкого, Головкина  и Зотова. Как бы вырастая из  толщины стен, бастионы позволяли  увеличить площадь обстрела вокруг  крепости. Названы они были по  именам соратников Петра —  Трубецкой, Меншиковский и т. д. Бастион, возведением которого руководил Петр, стал называться Царским, или Государевым, раскатом. Три бастиона были обращены к Неве, три—на север. Уже осенью 1703 года на бастионах установили пушки, числом более ста двадцати. Наиболее мощной являлась артиллерия Царского бастиона, насчитывавшая пятьдесят восемь орудий. На Трубецком и Нарышкинском бастионах стояло по пятьдесят две пушки. Впоследствии начиная с 1706 года, земляные валы Петропавловской крепости стали заменять каменными стенами. На  территории крепости строились дома, цейхгауз, склады продовольствия и т. п. Через весь остров прорыли канал для ослабления напора воды при сильных западных ветрах, вместе с тем служивший для доставки в самый центр крепости боевых припасов, продовольствия и строительных материалов. Постройка Петропавловской крепости продолжалась до апреля 1704 года. Время от 16 мая 1703 года до 4 апреля 1704 года, когда на Царском бастионе впервые зажгли фонарь— знак того, что строительство крепости завершено, составляет первый период истории Петропавловской крепости. С 30 мая 1706 года начинается второй этап ее истории, который характеризуется возведением каменных укреплений крепости.

 

Рождение  города.

 

Закладка Петропавловской  крепости и основание города в  дельте Невы было созданием на ее берегах  «морского пристанища»—военно-морской базы как основы для превращения России в морскую державу. Лихорадочно работала верфь в Лодейном Поле. Этой верфи Петр придавал очень большое значение.

К концу 1703 года на стапелях Лодейного Поля было заложено сорок три судна. Часть из них в том же году была спущена на воду. Уже летом 1703 года в Петербурге бросили якорь семь судов, построенных в Лодейном Поле, спустившихся по Неве из Ладожского озера.

И тем не менее шведский флот, многочисленный и боеспособный, угрожал отвоеванным русским землям в Финском заливе.

Как только шведский флот направился на зимовку в Выборг, Петр на яхте вышел в море в поисках места  для морского форпоста. Наиболее подходящим местом той цели был остров Котлин. Но оборудовать в короткий срок береговые батареи, которые могли бы простреливать весь южный фарватер, было невозможно.

Решили возводить двухэтажный  форт, модель которого Петр прислал  из Воронежа. Крепость предстояло построить  на оконечности мели, идущей от берега к Котлину. Зимой 1703/04 года солдаты свозили на лед лес и строили ряжи. Ряжи заполняли камнями, и весной когда лед начал таять, они силой своей тяжести постепенно опустились на дно. На этом фундаменте соорудили деревянную башню и установили на ней пушки. К сожалению, источники не сохранили нам сведения о деталях конструкции башни и ее размерах. Известно, что она была пятиугольной, трехъярусной, что крепостное «строение было деревянное и земляное».При освящении крепости 7 мая 1704 года присутствовал Петр. Так возник Кроншлот—предшественник Кронштадта. Прошла зима 1703/04 года. Петру стало ясно, что новая крепость — город-порт — должна стать столицей России. Петр решил порвать с традициями отцов и дедов, |перенести столицу к балтийскому побережью, совместив в ней гавань для торговых судов, базу военно-морского флота, промышленный центр страны.

Петра не смущало, что Петербург  возник на первом же отвоеванном куске  побережья и мог считаться  как бы окраиной России. Он стал ее военным, торговым, дипломатическим форпостом  и политическим центром. Уже 28 сентября 1704 года Петр писал Меншикову, что  он едет в «столицу Питербурх».

Город в целом представлял  собой несколько слобод с кривыми  немощёными улочками и переулками, пустырями, маленькими домиками. Мостов почти не было. Берега рек и каналов ещё не укреплялись, не стали набережными. В первые годы он целиком был деревянным. Среди его зданий выделялся дворец петербургского губернатора А. Д. Меншикова, вначале построенный из дерева, а потом из камня. На левом берегу Невы, там, где позднее был поставлен памятник Петру I—Медный всадник, стояла деревянная церковь Исаакия Далматского. За ней тянулись болота и заболоченные луга.

Расположенный на малонаселенных низких берегах и островах Невы, город нуждался в хороших подъездных путях. Еще в 1703 году началось строительство  гужевых дорог и водных путей. Расширялась старая дорога, которая  вела из Новгорода к Невскому Устью, к Канцам. В пределах современного Петербурга она шла примерно по Лиговскому проспекту к площади Восстания, к Кирпичной улице. Здесь она разделялась на три дороги: одна шла к Спасскому селу (оно стояло на месте Смольного), другая—к деревне Севино, а третья — вдоль Невы, по берегу, к деревне Первушкиной, стоявшей в устье Невы.

Но сухопутные дороги не могли удовлетворить потребности города-порта, города-крепости. Надо было использовать водные пути, многочисленные реки и озера северо-запада России. В 1703 году приступили к прокладке Вышневолоцкого канала, который должен был соединить Неву с Волгой. В 1709 году этот канал был закончен, а через девять лет начались работы по прокладке Ладожского канала, значение которого в истории Петербурга трудно переоценить.

Петр убедился в необходимости  прокладки канала еще в 1704 году, когда  в октябре шел с флотилией  с Сяси в Петербург и попал в страшный шторм на Ладожском озере, продолжавшийся шесть дней, В Шлиссельбурге на своем корабле он долго поджидал остальные суда, разметанные бурей. Тогда и возникла идея прорыть канал вдоль берега бурного, особенно в осенние штормы, Ладожского озера с его крутой, сильной волной. Ладожский канал (ныне Старо-Ладожский канал) десятки лет обеспечивал прохождение потока грузов по воде в Петербург и из Петербурга.

И все же Петербург в первые годы своего основания был невелик. В районе Адмиралтейства он занимал площадь от Невы до Мойки, а на Петербургской стороне, у Смольного, на Выборгской стороне, у Литейного проспекта стояли отдельные поселения. Всюду еще шумели леса, зеленели болотные топи, расстилались луга. Петербург строили тысячи простых русских людей. Первыми, кто вбивал сваи, наспех рубил первые дома, возводил укрепления весной 1703 года, были солдаты и работные люди, направленные из разных мест в Шлиссельбург. Оттуда уже в конце июля они были переведены в дельту Невы. Как сообщал А. Д. Меншиков в своем письме Петру, «работные люди из городов уже многие пришли и непрестанно прибавляются».4

К осени 1703 года на строительстве  Петербурга было занято около двадцати тысяч подкопщиков (т. е. землекопов). Уже через год по указам царя на строительство Петербурга ежегодно в принудительном порядке должно было являться со всех концов России сорок  тысяч. Подкопщиков брали среди  крестьян и посадских людей по одному человеку от девяти—шестнадцати дворов.

Подкопщики являлись в  Петербург на одну смену, продолжавшуюся два месяца. В году было три смены. Работы начинались с 25 марта и продолжались до 25 сентября. Затем перешли на две  трехмесячные смены. В первую смену, с 25 марта, приходили подкопщики Старой Руссы, Торопца, Ржева, Великих Лук, Росгова Великого, Переславля-Залесского, Суздаля, Шуи. После прекращения работ в Нарве в Петербург в первую смену стали направлять также из Вологды, Романова, Рузы, Звенигорода, Углича, Кинешмы. Во вторую смену, с 25 мая, приходили подкопщики из-под Смоленска, Дорогобужа, Рославля, Вязьмы, Можайска, Брянска, Курска, Орла, Рыльска, Трубчевска, Мценска, Кром. И наконец, третью смену, с 25 июля по 25 сентября, составляли направляемые из поволжских и прикамских земель, из Алатыря, Казани, Керенска, Касимова, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Свияжска, Симбирска, Самары, Сызрани, Саратова, Уфы.

Петербург строила «миром» чуть ли не вся Россия. Только Поморский Север, Сибирь и самые южные области не участвовали в строительстве. Шли на берега Невы пешком издалека, шли долго. Путь был нелегким. Дорога от дома до Петербурга в расчет не принималась. В пути подкопщики питались «своим хлебом».Только в Петербурге рабочие начинали получать хлебное и денежное жалованье из расчета по полтине в месяц. Деньги на эти два вида жалованья — примерно сто двадцать тысяч рублей в год—должны были давать те дворы, которые не поставляли подкопщиков. Либо работай в Петербурге, либо плати на содержание работающего. Другого выхода не было.

Информация о работе Основание Санкт-Петербурга