Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:01, автореферат
Актуальность темы исследования. Изучение проблем проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе актуально по целому комплексу причин. Современная социальная обстановка на Северном Кавказе характеризуется множеством проблем, крайне противоречивыми и кризисными процессами.
27
На правах рукописи
Сотников Андрей Александрович
Особенности проведения судебной реформы 1864 года на территориях Северного Кавказа
07.00.02 – Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Москва-2009
Работа выполнена на кафедре истории и политологии ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
ТЕЛИЦЫН Вадим Леонидович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
МАЛОВИЧКО Сергей Иванович
кандидат исторических наук
КЛЫЧНИКОВ Владимир Михайлович
Ведущая организация: Московский энергетический институт (Технический университет)
Защита состоится_____________ 2009 года в ________ часов на заседании диссертационного совета Д 212.150.01 при ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» по адресу: 141221, Московская обл., Пушкинский р-н, пос Черкизово, ул.Главная, 99, кааб.1209. Зал заседаний советов.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Автореферат разослан ___ мая 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор исторических наук, профессор Д.А.Киселева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Изучение проблем проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе актуально по целому комплексу причин. Современная социальная обстановка на Северном Кавказе характеризуется множеством проблем, крайне противоречивыми и кризисными процессами. И это неслучайно, т.к. революционно изменилась система управления государственными процессами, причем - от столичного и до регионального уровня. А в условиях кризиса власти наибольшую (зачастую негативную) активность проявляют национальные группы, составляющие основу социальной структуры населения Северного Кавказа. В этой ситуации ставку необходимо делать на закон и порядок, благодаря которым есть возможность не допустить перерастания кризисных явлений в общественный коллапс. Необходимо, однако, учитывать особенности северокавказского региона, где взаимоотношения общества и государства, личности и власти развиваются с учетом многовековых традиций, где понятие «право» отождествлялось с понятием «традиция». Эволюция законодательства дает возможность говорить о необходимости исследования малоизученных правовых явлений прошлого, историко-правового наследия, процессов динамики правовой действительности, систем права, существовавших на территориях нашего государства.
Отношения федерального центра с северокавказскими республиками, в отличие от других регионов и сегодня находятся в полосе социально-политических и экономических испытаний, что предопределяет актуальность уроков прошлого. В этом аспекте особое внимание должно быть уделено в том числе и изучению истории реформирования судебно-правовой системы Северного Кавказа во второй половине XIX в.
Историография проблемы. Общие аспекты истории судебной реформы 1864 г. достаточно полно представлены в трудах, как дореволюционных ученых, так и современных исследователей[1]. Однако региональным аспектам реформирования правовой системы посвящено незначительное количество трудов. Лишь отрывочные сведения о различных формах и методах реформирования в 1860-х гг. судопроизводства, о самоуправлении социальных групп, структуре судебно-правовых органов на Северном Кавказе можно найти в исторических исследованиях. Необходимо извлечь эту информацию, проанализировать ее, и, обобщив, использовать в изложении истории становления судебно-правовой системы на Северном Кавказе, во всех ее аспектах и особенностях[2].
Характерной чертой дореволюционных исторических исследований особенностей развития и реформирования судебно-правовых структур на Северном Кавказе была их практическая направленность: изучение истории региона, быта и нравов горских народов, с целью интеграции последних в государственную (в т.ч. и правовую) систему России. Изучение правовых традиций последних оставалось обязательным элементом политики российской администрации, и Северный Кавказ – не исключение[3].
Еще в конце XVIII – начале XIX вв. русское правительство организовывало научные экспедиции на Кавказ, участники которых акцентировали внимание на особенностях и традициях местных народов[4]. Важным направлением оставалось изучение и военных аспектов отечественной истории (исследования Н.Ф.Дубровина, В.Л.Потто, Р.А.Фадеева[5]), т.к. эти работы содержат не только описание боевых действий, но и процесса распространения на Северном Кавказе российской государственности, дают характеристику деятелям, представляющим как центральную, так и местную власть.
Другой аспект – изучение роли и значения в крае казачества – одного из главных проводников государственной политики на Северном Кавказе[6]. Авторы исследований истории казачества в регионе подчеркивали значимость казачьего фактора в социальной жизни на Северном Кавказе.
В конце XIX в. появляются обстоятельные работы И.В.Бентковского, который опубликовал ряд исследований, посвященных вопросам деятельности кавказских властей, особенностям местного административного устройства[7], и труды Е.Д. Фелицина – по различным аспектам истории края, в которых содержатся сведения об особенностях ментальности кавказских народов, их традиций[8].
Попытка собрать и систематизировать комплекс правовых норм (адаты), по которым народы Северного Кавказа жили уже не одно столетие, была предпринята еще в конце XIX в. известными российскими юристами и историками Ф.И.Леонтовичем[9] и М.М.Ковалевским[10]. В их работах освещались вопросы формирования и развития систем права народов Северного Кавказа, описывались памятники права, обобщалось содержание последних, обосновывались обобщения и выводы об актуальности обычного права. Ковалевский ввел в научный оборот термин «кавказское право», от которого зависела внутренняя политика России на Кавказе[11]. Благодаря Ковалевскому сложилось целое научное направление — т.н. «сравнительное правоведение», главная цель которого — выявить сходство и различие правовых систем тех или иных народов с учетом всех аспектов, на основании которых могло развиваться то или иное законодательство.
В трудах Ковалевского и Леонтовича разрабатывалась и тема функционирования на Северном Кавказе особых систем права, а также взаимовлияние, взаимодействие и сосуществование адата, шариата и российского права и обосновывалась идея правового плюрализма. Ковалевский, кроме того, анализировал правовые явления того времени с позиций и европейской, и российской, и «кавказской» цивилизаций, стремясь провести параллели в развитии идей права.
Без исследований Ковалевского и Леонтовича становление судебно-правовой системы на Кавказе прошло бы с гораздо бóльшими трудностями.
Проводившиеся в 1860-х гг. на Северном Кавказе реформы стали предметом научных исследований историков и юристов второй половины XIX – начала XX вв. Изучение проблем взаимовлияния российского законодательства и обычного права, было представлено в работе А.В.Комарова[12]. Исследования Н.Ф.Грабовского посвящены состоянию правопорядка в регионе[13]. В труде С. Эсадзе прослеживался генезис государственного управления, находящийся в зависимости от внутренних политических и социально-экономических условий, сложившихся как в России, так и на Кавказе[14]. Большинство этих работ отличались наличием богатого фактографического материала, интереснейших документов и личных наблюдений.
В советской исследовательской литературе разбор особенностей проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе, по сути, отсутствует[15]. Советской историографии пришлось переосмысливать процесс включения северокавказских территорий на основе исключительно марксистского подхода к проблемам государственности. Уже в конце 1920-х гг., когда полностью утверждается т.н. «классовый подход», Кавказскую войну, Великие реформы 1860 - 1870-х гг. рассматривали сугубо как «национально-освободительную борьбу против колониального гнета царизма, соединенную с антифеодальным протестом против местной знати»[16].
В 1930–1940-е гг. появляются работы, посвященные изучению административной и судебно-правовой системы управления Кавказом[17]. Авторы отстаивали идею о том, что политика царского правительства на Кавказе в 1860-х гг. проводилась в «интересах первоначального накопления капитала». Этот подход отвечал марксистской схеме толкования истории (в том числе и ее историко-правовых аспектов) и представлению о Северном Кавказе, как о колонии империи.
Для второй половины 1950 – начала 1980-х гг. характерным было не только обращение историков к прошлому отдельных территорий Северного Кавказа, но и известная корректировка (особенно во время «оттепели») идеологических подходов к исследованию истории региона. Тезис «колонизаторская политика царского правительства» уступал место характеристике отношений между Россией и Кавказом, как дружеским, основанным на «классовой солидарности, взаимном хозяйственном, культурном, бытовом общении». В эти годы заметно вырос и объем исследований по различным аспектам истории Северного Кавказа[18]. В них, наряду с анализом социально-экономического развития региона, российской колонизаторской политики на Северном Кавказе, рассматриваются последствия «включения» народов этого региона в общественную и государственную жизнь России. Данные аспекты затронуты в работах историков, этнографов и правоведов М.О. Косвена[19], С.Ш. Гаджиевой[20], A.M. Ладыженского, P.M. Магомедова[21], Х.-М.О. Хашаева[22], А.С. Омарова[23] и др. Основным положением всех этих работ выступает формула прогрессивности самого факта присоединения северокавказских народов к России, причем с позиции внутреннего развития и «внешнеполитической безопасности». Отличительными аспектом этих исследований явилось акцентирование внимания и на «раскрытие роли» российского права в судьбах народов Кавказа[24].
Сведения о судебной реформе 1864 г. на Кавказе, обычном и мусульманском праве можно почерпнуть в работах Н.А.Смирнова, М.В.Покровского, Е.Н.Кушевой, С.К.Бушуева, Т.Х.Кумыкова, В.П.Крикунова, Ю.В.Хоруева, Л.И.Бабич[25], увидевших свет в те же годы. Но вопросы эти выполняли в трудах исследователей лишь вспомогательную функцию, потому было невозможно сложить общее представление об эволюции обычного права. А комплексный анализ таких феноменов, как адат и шариат на Кавказе и их роль в реформе 1864 г. так и не стал в этот период предметом специальных исследований.
1950 – начало 1980-х гг. можно рассматривать в целом как период накопления исторических знаний по истории и социального, и политического развития российских регионов в 1860 - 1870-е гг.
Для второй половины 1980-х гг. характерна осторожная либерализация исторических исследований по заявленной теме, но уже в конце 1980-х — начале 1990-х гг. появляется ряд новаторских исследований судебно-правовой системы, развивающейся и реформируемой в рамках структур государственного управления в крае. Это работы З.М.Блиевой, А.И.Омарова, М.М.Шумилова, Г.Н.Малаховой, Ж.А.Калмыкова[26], в которых анализируются особенности деятельности судебно-правовых учреждений во второй половине XIX в., их развитие в зависимости от конкретной внутренней политической обстановки, от социально-экономического уровня обществ Северного Кавказа. Несмотря на несомненную целостность указанных работ, они не воссоздают картину по Северному Кавказу в целом. В этих очень серьезных исследованиях интересующие нас аспекты представлены достаточно узко, поскольку изучение сочетания общероссийского права и норм традиционного урегулирования отношений в обществе проводилось без учета особенностей эволюции российского правового поля; т.е. данной проблемой занимались этнографы, юристы или журналисты, а не историки.
В постсоветское время интерес к межнациональным проблемам заметно стимулировал и внимание к социальным, национальным[27], историко-правовым аспектам, в том числе и в рамках судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе. И это не случайно, т.к. северокавказский регион всегда оставался и остается зоной конфликтности, а в условиях социально-экономической неустойчивости процессы дестабилизации могут обернуться настоящим бунтом. В этой ситуации одним из консолидирующих факторов должна стать ставка на изучение культуры права, своеобразия юридических традиций. Изучение судебной реформы 1864 г. покажет, насколько традиционные системы права и сегодня сохраняют свой потенциал, который может проявляться и в противовес правовым актам.
В 2000-е гг. произошел всплеск интереса как к истории Северного Кавказа вообще (в контексте национальной политики[28]), к реализации судебной реформы 1864 г. в регионах, так и к истории обычного права. Так, Г.В.Мальцев и Д.Ю.Шапсугов предложили считать, например, обычное право фактором постоянного правового общественного развития Северного Кавказа[29], что не могло не сказаться на проведении в регионе судебной реформы 1864 г.
Среди новейших исследований выделяются работы О.В.Бобровникова, З.Х. Мисрокова и С.А.Кондрашевой[30]. Предметом их исследований является исторический анализ закономерностей использования адата и шариата народов Северного Кавказа, представляющего собой феномен правовой системы в условиях проведения судебной реформы 1864 г. и в сравнении с аналогичными реформами новейшего времени.
Исследования истории взаимодействия российского судопроизводства и обычного права в условиях реформирования всей судебной системы России во второй половине 1860-х гг. и «включения» в последнюю северокавказского региона в своем развитии прошли ряд периодов, каждый из которых освещал интересующую нас проблему под углом господствующей в данный период и заданной государством установки. Но проблема комплексного подхода к анализу судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе так до сих пор не решена. Аспекты исторической эволюции судебно-правовой системы в регионе во второй половине XIX в. длительное время оставались вне исследовательского поля, как по объективным, так и субъективным обстоятельствам. Они оставались «неактуальными», а порой – не подлежащими исследованию, «запретными» для всесторонней исследовательской разработки.
Объектом исследования является судебная система, создаваемая в ходе судебной реформы 1864 г. как нормативный, ценностный регулятор общественных отношений и действующая на территориях Северного Кавказа много лет.
Предмет исследования — процессы, характеризующие правовое развитие Северного Кавказа и раскрывающие как общие, так и специфические закономерности формирования и развития правовой культуры горских народов в условиях подготовки и проведения судебной реформы 1864 г.