Особенности проведения судебной реформы 1864 года на территориях Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:01, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Изучение проблем проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе актуально по целому комплексу причин. Современная социальная обстановка на Северном Кавказе характеризуется множеством проблем, крайне противоречивыми и кризисными процессами.

Работа состоит из  1 файл

Особенности проведения судебной реформы 1864 года на территориях.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

5 апреля 1860 г. было принято «Положение об управлении Дагестанской областью», которое предусматривало управление местным населением не по законам Российской империи, а по народным обычаям, сохраняло народные суды, где правосудие отправлялось по адату и шариату, но под наблюдением военной власти[36], т.е. на практике претворялись принципы военно-народного управления.

Во втором параграфе «Полномочия военного, областного и «народных» судов на Кавказе: история, теория и практика» доказывается, что властям удалось выработать очень удачную «формулу», благодаря которой в судебной системе на Северном Кавказе сочетались и элементы военного судопроизводства, и структуры центральной власти, и местные традиции и обычаи. Такой подход должен был предотвратить возможность конфликтных ситуаций, разрешение спорных вопросов без обострения ситуации (напомним, что на территории Северного Кавказа сохранялась взрывоопасная ситуация, обусловленная тянувшейся много десятилетий войной)[37]. Сведение до минимума споров, конфликтов, недоразумений было возможно только при продуктивной деятельности всех компонентов судебной системы - и комиссий военного суда; и областного суда; окружных и словесных судов. Все они выполняли одну стратегическую задачу – обеспечение максимально безболезненного включения территорий Северного Кавказа в состав России[38].

Однако, как показала практика, компетенция комиссий военных судов распространилась постепенно и на дела гражданские. И вот почему. Положение от 5 апреля 1860 г. устанавливало, что ряд дел разбирался комиссиями военного суда во главе с командующим войсками, который имел право применять административные меры наказания. Гражданские иски и споры между коренными жителями и лицами «гражданского ведомства» разбирались чиновниками военного ведомства[39]. Данная ситуация объяснялась тем, что на территориях, которые еще совсем недавно были театром военных действий, именно воинский начальник оставался в праве решать все дела – в первую очередь правового характера. К тому же, на Северном Кавказе гражданская и военная сферы были настолько сильно переплетены, что порой вычленить чисто гражданские или чисто военные аспекты из того или иного разбирательства было просто невозможно, а потому разбирательство отдавалось «на откуп» воинскому начальнику[40].

Таким образом, «военно-народная» администрация области от командующего войсками до его подчиненных не только контролировала деятельность местных судов, но и сама наделялась правом заменять судебное разбирательство своим личным решением по тому или иному делу[41].

Во второй главе «Судебная реформа 1864 г. на Северном Кавказе и ее первые результаты (вторая половина XIX – начало ХХ в.)», состоящей из двух параграфов анализируются общероссийские принципы проведения реформы, а также роль адата и шариата в системе реформируемых судебных органов Северного Кавказа.

В первом параграфе «Судебная реформа 1864 г.: общие принципы и местные традиции» подчеркивается, что судебная реформа 1864 г. предопределялась той ситуацией, которая сложилась в судебно-правовой системе России к середине XIX в. В многочисленных исследовательских работах 1990-х – 2000-х гг. отмечалось, что российский суд, носивший исключительно сословный характер, находился в прямой зависимости от властей. Гласность судебного процесса отсутствовала, так же, как и состязательность. В судах царила волокита. Взяточничество и произвол оставались привычным явлением. Все это не могло не вызывать общественного недовольства действующей судебной системой[42].

Судебная реформа 1864 г. провозгласила отделение суда от администрации, которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей, а также создание всесословных судебных органов, равенство всех перед судом, суд присяжных, выборность мировых судей, прокурорский надзор за законностью судопроизводства. Судебные уставы вводили в практику бессословные суды, причем - двух типов: общие и мировые суды. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные, а также гражданские дела, которые решались судьями единолично, в порядке упрощенного судопроизводства. Приговор мирового судьи мог быть обжалован и в апелляционном, и в кассационном порядке.

Система общих судов складывалась из окружных судов, и из судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд, где рассматривалась основная масса, как уголовных, так и гражданских судебных дел. По тем уголовным делам, по которым предусматривалось лишение или ограничение гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Вторая инстанция по уголовным и гражданским делам - судебные палаты. Судебная палата рассматривала - в качестве первой инстанции - дела по обвинению в государственных и должностных преступлениях.

Высшей судебной инстанцией являлся Сенат, в составе которого создавались кассационные департаменты. Дела высших должностных лиц, особо важные дела рассматривались и в Верховном уголовном суде, состав которого назначался императором.

Предварительное следствие изымалось из ведения полиции и передавалось институту судебных следователей, которые действовали под прокурорским надзором. Реорганизовывалась и сама прокуратура. Учреждалась и адвокатура. Адвокаты - присяжные поверенные (с высшим образованием), выступали защитниками в судах всех видов. Частные поверенные имели право выступать только в мировых судах.

Существование судебной системы в России было сопряжено с очень серьезными проблемами, решение которых заключалось в многоуровневом и поэтапном распространении принципов судебной реформы 1864 г. Различия в социально-экономическом уровне развития губерний и уездов, религиозные различия создавали препятствия для пореформенной судебной системы. Властью был продуманы, детально проработаны этапы осуществления реформы в границах российского государства, в различных регионах империи[43].

Во втором параграфе «Роль адата и шариата в системе реформируемых судебных органов Северного Кавказа» рассматривается значение обычного и религиозного права в процессе реализации в регионе Судебной реформы.

На Северном Кавказе судебная реформа 1864 г. была введена в начале 1867 г. Одной из главных задач административных преобразований здесь ставилось «скорое, беспристрастное и сообразованное с духом и обычаями народа решение дел в… суде, привлечение на службу в окружное управление… влиятельных и благонравственных людей»[44].

Российское правительство в рамках судебной реформы 1864 г. придавало большое значение разработке положений, определявших и регулировавших значение адатского и мусульманского права. Адат — это настоящий исторический феномен. Северокавказское традиционное право, выраженное в адатах, было наделено объективными закономерностями. Адат представлял собой образец для решения юридически значимых проблем. Решающим фактором, определяющим феномен адатского права, оставалось воплощение в его нормах требования справедливости и разума, которые трансформировались в важнейшее правовое начало — справедливость правосудия. Осмысление природы северокавказского адата как права позволяет поддержать идею о том, что оно — «институционный регулятор»[45].

В третьей главе «Итоги реформирования судебно-правовой системы Северного Кавказа в конце XIX – начале ХХ в.» анализируются положительные и отрицательные стороны осуществленной в регионе Судебной реформы.

В первом параграфе «Достоинства и недостатки системы судоустройства и судопроизводства после 1864 г.» акцентируется внимание на том, что порядок, установленный на Северном Кавказе в результате судебной реформы, позволил в первое время значительно сократить количество совершаемых преступлений, обеспечить рациональную деятельность суда, расположить к себе местное население. Благодаря образованию на Северном Кавказе двух новых областей - Кубанской и Терской, где проживали не только горские народы, но и казаки, - возникла возможность провести преобразования правового управления и в этих областях[46].

Судебная реформа 1864 г. была крайне необходима для населения Северного Кавказа, т.к. в местностях, не охваченных системой военно-народного управления, российские суды вызывали большое неудовольствие. Именно здесь судебная реформа представлялась более всего необходимой, т.к. была в состоянии не допустить всплеска недовольства столь опасного для власти. С конца 1860 - начала 1870-х гг. новые судебные учреждения быстро распространялись по территориям Северного Кавказа[47]. Элементы судебной системы начали достаточно успешно приживаться на «почве». Однако действительность показала, что менталитет народа играет определяющую роль в процессе восприятия социальных нововведений и способен затормозить дальнейшую эволюцию судебно-правовой системы.

Судебные реформы на Северном Кавказе были тесно связаны не только с системой военно-народного управления, но также и с устройством сельских обществ[48], поскольку на сельские суды, кроме судебных возлагались еще и выполнение административных функций[49]. А в качестве краеугольного камня новой системы судоустройства и администрации в сельской местности, власти выдвигали адат, считая, что с укреплением гражданского начала в судопроизводстве должно было идти усиление светских элементов и ослабление религиозного начала.

Во втором параграфе «Особенности состояния судебной системы на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ в.» подчеркивается, что основная идея Судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе состояла в следующем: распространить здесь действие новых судебных уставов с допущением значительных отступлений от общего порядка судоустройства и судопроизводства, обусловленных особенностями региона[50].

Основные положения Судебной реформы 1864 г. получили на Северном Кавказе дальнейшее развитие. 1 января 1871 г. одновременно в областных и уездных (окружных) городах Кавказа открывались административные и полицейские учреждения, а также окружные и мировые суды в назначенных для них пунктах. С этого же времени действовали «Правила разбирательства дел в горских словесных судах». Начальники областей при определении наказания горцам должны были руководствоваться «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных». Уголовные дела, изъятые из компетенции мировых судей, подлежали рассмотрению в окружных судах без присяжных заседателей[51].

Правовые преобразования на Северном Кавказе были завершены в середине 1870-х гг., но противоречия – остались. В регионе сводились к тому, что на территориях, занимаемых горским населением, разбирательство дел, отнесенных к ведению мировых судей, оставлялось за местными словесными судами[52]. Кроме того, осуществление судебной реформы не ознаменовало собой ликвидацию адатской и мусульманской юрисдикции и судебной организации, реформа даже расширила сферу применения адатов[53].

Как отмечают современные исследователи, Судебная реформа 1864 г. на Северном Кавказе сохранила значение адатского и мусульманского права, применявшихся вместе с российским законодательством. Но пореформенный адатный суд оказался жизнеспособнее российской судебно-правовой системы даже в начале XX в. Попытка российских властей ввести на отдельных территориях Северного Кавказа в 1913 г. российское уголовное делопроизводство ни к чему не привела. После Октября 1917 г. мировые отделы и немногочисленные суды присяжных в регионе были заменены революционными комитетами, тогда как, например, словесные суды продолжали свою деятельность вплоть до конца 1920-х гг.[54]

В Заключении подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы, выносимые на защиту.

 

 

 

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1.Сотников А.А. Введение военно-народного управления на Северном Кавказе // Вопросы истории. 2009. № 5. 0,3 п.л.

Другие публикации:

1. Сотников А.А. Об «управлении Кавказом» в 1840-1860 гг. М.: ВНИИЛМ, 2008. 1,5 п.л.

2. Сотников А.А. Итоги реформирования судебно-правовой системы Кавказа в конце XIX – начале ХХ в. // Проблемы отечественной истории. М., 2009. 0,7 п.л.

 



[1] См., например: Филиппов М.А. Судебная реформа в России. СПб., 1871. Т. 1; 1875. Т. 2; Великие реформы в России: 1856-1874 гг. М., 1992; Такахаси К. К переосмыслению судебной реформы 1864 г. // Новый мир истории России. Форум японских и российских исследователей. М., 2001 и др.

[2] Педан С. А., Пиджаков А. Ю., Виноградов Н. А. Судебные реформы в России второй половины XIX — XX вв. (Историко-правовое исследование). СПб., 2005. С. 3.

[3] См.: Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. М, 2002.

[4] См.: Географическое и стратегическое описание Грузии и Кавказа из путешествия господина акад. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992; Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Тифлис, 1858.

[5] См.: Дубровина Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1886. Т. II; Потто В.Л. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах и биографиях. СПб., 1886;

Фадеев Р.А. 60 лет Кавказской войны. СПб., 1889. Т. 1.

[6] См.: Короленко П.П. Кубанские казаки. Материалы для истории Кубанского казачьего войска. Кубанский сборник. Екатериноград, 1894; Попко И.Д. Черноморские казаки в их военном и гражданском быту. СПб., 1858; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатериноград, 1910. Т. 1-2.

[7] См.: Бентковский И.В. Наша колонизация на Северном Кавказе до учреждения и открытия Кавказской губернии в 1785 г. // Ставропольские губ. ведомости. 1876. № 34; Его же. Заштатный город Святого Креста (Карабаглы) // Ставропольские губернские ведомости. 1878. № 46-50, 52 и др.

[8] См.: Фелицин Е.Д. Краткий очерк заселения Кубанской области // Изв. Кавказского отдела импер. РГО. Тифлис, 1884-1885. Т. 8.

[9] См.: Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Т. 1. С. 437.

[10] См.: Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1-2 и др.

[11] См.: Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1890. Т. 1. С. 4.

[12] См.: Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. (ССКГ.) Вып.1. Тифлис, 1868.

[13] См.: Грабовский Н.Ф. Экономическое положение бывших зависимых сословий Кабардинского округа // ССКГ. 1869. Вып. 11; Его же. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // ССКГ. 1870. Вып. 4.

[14] См.: Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907. Ч. 1 — 2.

[15] См.: Абазатов М. О вреде пережитков шариата и адата в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. Грозный, 1963; Карачайлы И. Борьба против горских адатов — борьба за социализм // Революция и горец. Ростов-на-Дону. 1932. № 8-9.

[16] См.: Покровский Н. Мюридизм у власти // Историк-марксист. 1934. № 2; Петрушевский И.П. Джоро-бедоканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934.

[17] См.: Драбкина Е.Н. Национальный и колониальные вопросы в царской России. М., 1930; Лихницкий Н. Колониальное развитие горских народов // Тр. Кубанского пед. ин-та. Краснодар, 1930. Т. 1.

[18] См.: Сташук Н.И. Заселение Ставрополья в конце XVIII в. и в первой половине XIX в. // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 4. Ставрополь, 1952. С. 137; Голобуцкий Б.А. Черноморское казачество. Киев, 1956; Фадеев А.В. Вовлечение Северного Кавказа в экономическую систему пореформенной России // История СССР. 1959. № 6; Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1956; Чекменев С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце XVIII и в первой половине XIX в. Пятигорск, 1967; Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период). Черкесск, 1960; Блиев М.М. Pvccко-осетинские отношения. 40-е гг. XVIII в.- 30-е гг. XIX вв. Орджоникидзе, 1970; Мулукаев Р.С. Развитие советской государственности в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958.

[19] См.: Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

[20] См.: Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961.

[21] См.: Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-начале XIX вв. Махачкала, 1957; Его же. Адаты Дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960.

[22] См.: Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961.

[23] См.: Омаров А.С. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968.

[24] См.: Гаджиев В.Г. Из истории великой дружбы // Вспомогательные исторические дисциплины. 1975. Вып. 3; Гриценко Н.Т. Истоки дружбы (из истории экономических и культурных связей и дружбы чеченского и ингушского народов с великим русским народом и народами Кавказа). Грозный, 1975.

[25] См.: Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI–XIX вв. М., 1958; Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII — пер. пол. ХIХ вв. Социально-экономические очерки. Краснодар, 1989; Кушева Е.Ж. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. 2-я пол. XV — 30 гг. XVIII вв. М., 1963; Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20–70 гг. XIX в.). М., 1955; Кумыков Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок в XIX в. Нальчик, 1962; Крикунов В.П. Очерки социально-экономического развития Дона и Северного Кавказа в 60–90 годах XIX в. Грозный, 1973; Хоруев Ю.В. Классовая борьба крестьян Терской области на рубеже XIX — XX вв. Орджоникидзе, 1978; Невская В.П. Социально-экономическое, политическое, культурное развитие народов Карачаево-Черкессии (1790-1917). Ростов-на-Дону, 1985.

[26] См.: Блиева З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце XVIII — первой трети XIX вв. Владикавказ, 1992; Омаров А.И. Административно-колониальная политика царизма на Северно-Восточном Кавказе в XIX в. Махачкала, 1993; Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-начале 80-х гг. XIX в. М.. 1991; Малахова Г.И. Становление Российской администрации на Северном Кавказе в конце XVIII - первой половине XIX в.: М.-Пятигорск, 1999; Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVII-начало XX века). Нальчик, 1995.

[27] Национальная политика России: история и современность. М., 1997.

[28] См.: Российский Кавказ. Книга для политиков. М., 2007.

[29] См.: Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999; Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права // Там же. 1999.

[30] Бобровников В.О. Судебная реформа и обычное право в Дагестане (1860–1917) // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999; Его же. Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб., 2001; Его же. Этнография ислама на Кавказе // Этнографическое обозрение. Тема номера: Этнография ислама на Кавказе. 2006, № 2; Его же. Мусульмане Северного Кавказа: Обычай. Право. Насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002 и др.; Мисроков З.Х. Адат и Шариат в Российской правовой системе. М., 2002; Кондрашева А.С. К проблеме соотношения обычноправовых норм и официального законодательства на примере правового развития Кавказа // Обычное право и правовой плюрализм. М., 1999.

[31] См.: Ермолов A.M. Записки // Русский вестник. 1863. М., 1868; Письма князя А.И.Барятинского к Н.И.Евдокимову // Русская старина. 1886. Т. 52. № 10; Выписка из дневника М.С.Воронцова. СПб., 1902 и др.

[32] См., например: Общественно-политический журнал. Махачкала. 2007. № 1. С. 29-31.

[33] См., например: Кондрашева А.С. К проблеме соотношения обычноправовых норм и официального законодательства на примере правового развития Кавказа // Обычное право и правовой плюрализм. М., 1999.

[34] См.: Бобровников В.О. Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб., 2001.

[35] Геворкьян Д.П. Правовые особенности судебной системы Дагестанской области во второй половине XIX века // Российское право в Интернете. 2006. № 3. [Электронный вариант.]

[36] Кондрашева А.С. Указ. соч. С. 208.

[37] Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907. Ч. 1. С. 148.

[38] См.: РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 127.

[39] РГВИА. Ф. 644. Оп. 1. Д. 106.

[40] Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1. С. 344.

[41] Геворкьян Д.П. Указ.соч.

[42] Курицын В.М. Буржуазные реформы государственного аппарата и развитие права России в 60-80-е годы XIX века. М., 1992. С. 19.

[43] Курицын В.М. Указ. соч. С. 20-25.

[44] Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907.Ч. 1. С. 243.

[45] Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах: XIX-XX вв.: Автореф. дис. ... д.и.н. М., 2003. С. 35-36.

[46] Кондрашева А.С. Указ.соч. С. 209.

[47] Там же.

[48] См. в этом плане: РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 204.

[49] См.: Всеподданнейший отчет по главному управлению Наместника Кавказского за первое десятилетие управления Кавказским и Закавказским краем его и Великим князем Михаилом Николаевичем. 6.XII-1862 – 6.ХII-1872. Тифлис, 1873.

[50] См. в этом плане, например: РГВИА. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 11, 55, 64, и др.

[51] Мисроков З.Х. Феномен мусульманского права в процессах динамики систем права России (XIX — начало XXI века) // Журнал российского права. М., 2002. № 10. С. 156.

[52] Учреждение Управления Кавказского и Закавказского края. СПб., 1879. Ст. 178.

[53] См.: Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. М, 2002. С. 116; а также: Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана (XVII — начало XX вв.). М., 2005.

[54] См.: Бобровников В.О. Суд по адату в дореволюционном Дагестане (1860-1917) // Этнографическое обозрение. 1999. № 2.


Информация о работе Особенности проведения судебной реформы 1864 года на территориях Северного Кавказа