Особенности проведения судебной реформы 1864 года на территориях Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:01, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Изучение проблем проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе актуально по целому комплексу причин. Современная социальная обстановка на Северном Кавказе характеризуется множеством проблем, крайне противоречивыми и кризисными процессами.

Работа состоит из  1 файл

Особенности проведения судебной реформы 1864 года на территориях.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Целью диссертационного исследования является исторический анализ развития общероссийской правовой системы на территориях Северного Кавказа во второй половине XIХ в. и выявление особенностей правового регулирования взаимоотношений в северокавказском обществе данного периода.

Для достижения указанной цели исследования диссертантом поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности, тенденции и закономерности, характеризующие традиционную судебную систему, действующую на территориях Северного Кавказа;

- раскрыть историческую сущность содержания судебной реформы 1864 г. в среде горских народов;

- определить закономерности политико-правового развития и нормативно-правовой системы Северного Кавказа во время проведения судебной реформы;

- выявить особенности и результаты взаимовлияния российского права и обычного права северо-кавказского общества во второй половине XIX в.

Источниковая база. При написании диссертации был использован широкий круг неопубликованных и опубликованных документальных источников.

Опубликованные документы представлены, во-первых, «всеподданнейшими отчетами наместников кавказских и главнокомандующего Кавказской армией, в которых отражены наиважнейшие аспекты социально-политической ситуации в регионе в изучаемый период; во-вторых, информационными документальными сборниками, в которых представлены циркуляры и инструкции, сведения о содержании гражданских и военных законов и постановлений; в-третьих, изданиями, в которых изложены различные аспекты демографической, религиозной и социальной жизни населения Северного Кавказа.

Важными оказались справочные издания: адрес-календари и памятные книжки. Их использование помогло выяснить уровень доступности судебной власти для населения и обратной связь.

Проведение судебной реформы 1864 г., в т.ч. и на Кавказе активно освещалось многими периодическими изданиями, как юридическими («Судебный вестник», «Журнал министерства юстиции», «Юридический вестник»), так и общественно-политическими («Голос», «Дело», «Отечественные записки»). Особая ценность прессы состояла в том, что периодическая печать оперативно реагировала на проблемы, возникающие в ходе проведения судебной реформы.

Представляют интерес воспоминания тех деятелей, которые оказали заметное влияние на жизнь кавказских народов[31]

Неопубликованные документы извлечены из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) - Ф. 1235. Земельные споры; Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) - Ф. 482. Военные действия на Кавказе и документы по истории народов Кавказа, Ф. 644. Военная канцелярия при военном губернаторе Терской области, Ф. 1058. Кавказское линейное казачье войско, Ф. 1123. Военно-окружной совет, Ф. 1329. Терское казачье войско. Ф. 13454. Военное управление на Кавказской линии и Черномории; Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) - Ф. 102. Департамент полиции Министерства внутренних дел, Ф.722. Великий князь Константин Николаевич. Большинство документов из этих фондов вводятся в научный оборот впервые.

Законодательные акты, делопроизводственная документация, «описания» различных горских областей, прав и систем управления, статистические данные, отчеты и проч. документальные материалы дают возможность очень глубоко исследовать особенности истории судебной реформы 1864 г. Из делопроизводственных материалов использовались несколько видов документов (отчеты судебных мест, переписка, реальные уголовные и гражданские дела). Много разноплановой информации дали отзывы судебных деятелей о ходе судебной реформы в регионе и материалы ревизий: отношение населения к суду, уровень профессионализма мировых судей и судебных следователей. Изучение деловой переписки позволило установить механизм функционирования судебного ведомства, выявить те проблемы, которые возникали в процессе работы судебно-правовой системы на местах, определить, как планировалось осуществление реформы 1864 г., а также выбор пути ее реализации позволяют материалы, связанные с разработкой нормативных актов. Сравнение нормативных актов и делопроизводственных материалов дало возможность оценить последовательность государственной политики.

Таким образом, источниковую базу составляет разнообразный материал, позволивший комплексно изучить проблему.

Хронологические рамки исследования определяются целью и задачами последнего. Они охватывают историю развития права Северного Кавказа за 1860-е – конец XIX – начало ХХ в.

Нижний хронологический предел работы - 1860-е гг. - характеризуется тем, что в этот период на Северном Кавказе происходили существенные изменения в правовой сфере. Именно в то время формировалась модель правовой системы народов Северного Кавказа, складывающаяся в результате проводимой в России судебной реформы 1864 г. Верхний рубеж исследования определен теми серьезными изменениями в правовой системе Северного Кавказа, которые имели место в конце XIX в.

Территориальные рамки: Северный Кавказ, т.е. территории, охватывающие Предкавказье и северный склон Большого Кавказа (за исключением его восточного отрезка, относящегося к Азербайджану). Под северо-кавказским регионом мы понимаем Кубанскую, Терскую, Дагестанские области, т.е. южную часть современной Ростовской области и современных Краснодарского и Ставропольского краев, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию, Чечню, Ингушетию и Дагестан. Территориальные рамки исследования, однако, диктуются следующими обстоятельствами: исторический подход предполагает изучение не территорий, а исторически сложившихся на этих территориях государственных образований, имевших место и во второй половине XIX в. Стоит также подчеркнуть, что акцент в исследовании сделан на мусульманских «анклавах» региона.

Методологической основой исследования выступает исторический детерминизм – взаимообусловленность событий прошлого, причинно-следственная связь между ними; историзм, предусматривающий изучение процессов в их последовательной и поступательной эволюции. Принцип историзма сказывается и на применении конкретно-научных методов, конкретизирует приемы исследования, определяет их специфические задачи с учетом особенностей изучаемых объектов. Принцип историзма выступает как способ адекватного понимания, интерпретации и оценки содержания тех или иных процессов. Заявленная нами тематика раскрывается на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов изложения изучаемого материала. Это дает возможность глубже исследовать соотношение объективного и субъективного в истории Северного Кавказа, особенности осуществления в регионе судебной реформы, представить аргументированную и развернутую по своему содержанию историю реформирования судебной системы Северного Кавказа.

Научная новизна диссертации состоит в том, что это первое комплексное изучение исторического опыта реализации судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе, а также места и роли, которые занимали в жизни северокавказских народов традиционный адатский и мусульманский суды. Обобщенный диссертантом обширный документальный материал дает возможность не только раскрыть исторические предпосылки, основное содержания, особенности судебной реформы на Северном Кавказе, но и проследить формирование исторических традиций судебной системы горских народов, берущих начало в народных и религиозных обычаях, влияние обычного и мусульманского права на ход реформы, исторические предпосылки и последствия свертывания традиционной судебной системы горских народов.

Научная новизна получила воплощение в следующих основных положениях исследования, выносимых на защиту.

На основе сравнительного изучения обширного блока источников, за счет привлечения и критического осмысления сведений, содержащихся в отечественной историографии, автор впервые поднимает и исследует целый комплекс вопросов, связанных с подготовкой проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе: как сказывались особенности социально-политической ситуации в регионе на настроения общества накануне Великих реформ, необходимость осмысления нравов, обычаев и традиций местного населения в плане их влияния на формировании правосознания общества, возможные последствия столкновения традиций и новаций на судебно-правовом поле региона.

Автор диссертации постарался объективно подойти в оценках принципов взаимодействия российской власти и северокавказского общества в поддержании правопорядка и в разрешении конфликтных социальных ситуаций в регионе посредством суда. И власти и общество стремились воздерживаться от обострения социальной ситуации, понимая, что обращение к закону предпочтительней, чем – к силе оружия или к кровной мести.

В процессе подготовки проведения на Северном Кавказе судебной реформы 1864 г., как показал анализ особенностей обычного права и мусульманского права, власть проводила достаточно разумную политику.

В целом реформа оказалась плодотворной, т.к. удалось создать действенную судебно-правовую структуру, которая в последующие полувека справлялась с решением конфликтных ситуаций в обществе.

Социальное содержание Судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе представляется по-новому: реформа не консервировала обычное право местных народов региона, а, меняя направление его развития, включала адат в правовое пространство России.

Военно-народное управление, действовавшее на ряде территорий Северного Кавказа во второй половине XIX в. имело много общего с административными институтами европейских колониальных империй того же столетия.

Российская империя пыталась использовать для разрешения глобальных проблем обычное право. В то же время, несмотря на все усилия местных российских властей, так и не была искоренена традиционная для Северного Кавказа кровная месть.

Осмысление исторического опыта государственного управления территориями Северного Кавказа в условиях подготовки и проведения Великих реформ 1860-1870-х гг., в том числе Судебной реформы 1864 г., показывает, что в то время закладывались основные принципы российского государственного управления в этом регионе. Правовая система России, в результате процесса присоединения к ней Северного Кавказа включила в себя и право, и судебно-правовые институты северокавказских народов. Это давало возможность правового взаимовлияния, что отразилось в т.н. «феномене правового плюрализма», т.е., в государственной легитимации традиционных образований права. В этом заключалась преемственность национальных особенностей населения России.

Правовая культура России складывалась как интегрированный феномен, включавший в себя те или иные правовые традиции. Обычное и мусульманское право народов Северного Кавказа стало в XIX в. составной частью российской правовой системы.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ: 10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений; 13. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий; 15. Исторический опыт российских реформ; 25. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения. Специальность 07.00.02- Отечественная история.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Положения и выводы работы могут быть включены в обобщающие труды по истории Северного Кавказа, России, освещающие различные аспекты исторического развития и истории социально-политических реформ. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при учебной подготовке управленческих кадров, государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в трех научных публикациях общим объемом 2,5 печатных листа.

Структура диссертации подчинена логике исследования и определяется его целями и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы, определены хронологические и территориальные рамки, проводится анализ степени ее научной разработанности и охарактеризована источниковая база, объект, предмет, формулируются цели и задачи исследования, излагаются методологические основы, определяется научная новизна, указаны теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

Первая глава «Судебно-правовая система на Северном Кавказе в конце 1850-х – начале 1860-х гг.» включает два параграфа. В первом параграфе «Обычное право и первые законодательные акты российской администрации (1850-1860-е гг.)» рассматривается ситуация, сложившаяся в регионе накануне начала Великих реформ, и, в первую очередь, в судебно-правовой системе.

Правовое развитие Северного Кавказа - история взаимодействия и взаимозависимости норм обычного права и общероссийского законодательства. История эта важна еще и в том ракурсе, что вопрос соотношения традиционного права и права официального и сегодня остается дискуссионным. Учесть и воспользоваться уроками истории российским властям удалось уже в конце 1850-х гг., когда на северокавказских территориях сложилась т.н. «система военно-народного управления», явившаяся закономерным результатом политического и экономического развития Кавказа[32]. Начало системе военно-народного управления положила деятельность Наместника императора на Кавказе (с 1844 г.) М.С. Воронцова. Именно он первым пришел к осмыслению того, что сложившийся веками общественный строй, непростые сословные связи, применение в судопроизводстве принципов адата и шариата и их полное несоответствие российским законам — все это есть причины, которые вызвали необходимость внедрить в повседневную жизнь особую систему народного представительства. Самой важной целью, которую ставила перед собой система военно-народного управления, являлось ограничение права применения местным населением оружия и права родовой мести[33]. Эти два аспекта можно считать приоритетными в деятельности местной администрации и силовых структур[34].

Военно-народное управление строилось на следующих принципах: неприкосновенность этнического и общественного строя; право северокавказских народов управляться по адатам; сохранение местного судопроизводства; ведение делопроизводства как на русском, так и арабском языках; поддержание внешнего порядка на принципах единоначалия русской администрации; отсутствие единого подхода к различным административным единицам. Недоучет всех этих особенностей, традиций, быта и нравов народностей, заселяющих Северный Кавказ, грозил большими осложнениями и в управлении территориями, и в осуществлении правосудия[35].

Информация о работе Особенности проведения судебной реформы 1864 года на территориях Северного Кавказа