Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:01, автореферат
Актуальность темы исследования. Изучение проблем проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе актуально по целому комплексу причин. Современная социальная обстановка на Северном Кавказе характеризуется множеством проблем, крайне противоречивыми и кризисными процессами.
Целью диссертационного исследования является исторический анализ развития общероссийской правовой системы на территориях Северного Кавказа во второй половине XIХ в. и выявление особенностей правового регулирования взаимоотношений в северокавказском обществе данного периода.
Для достижения указанной цели исследования диссертантом поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности, тенденции и закономерности, характеризующие традиционную судебную систему, действующую на территориях Северного Кавказа;
- раскрыть историческую сущность содержания судебной реформы 1864 г. в среде горских народов;
- определить закономерности политико-правового развития и нормативно-правовой системы Северного Кавказа во время проведения судебной реформы;
- выявить особенности и результаты взаимовлияния российского права и обычного права северо-кавказского общества во второй половине XIX в.
Источниковая база. При написании диссертации был использован широкий круг неопубликованных и опубликованных документальных источников.
Опубликованные документы представлены, во-первых, «всеподданнейшими отчетами наместников кавказских и главнокомандующего Кавказской армией, в которых отражены наиважнейшие аспекты социально-политической ситуации в регионе в изучаемый период; во-вторых, информационными документальными сборниками, в которых представлены циркуляры и инструкции, сведения о содержании гражданских и военных законов и постановлений; в-третьих, изданиями, в которых изложены различные аспекты демографической, религиозной и социальной жизни населения Северного Кавказа.
Важными оказались справочные издания: адрес-календари и памятные книжки. Их использование помогло выяснить уровень доступности судебной власти для населения и обратной связь.
Проведение судебной реформы 1864 г., в т.ч. и на Кавказе активно освещалось многими периодическими изданиями, как юридическими («Судебный вестник», «Журнал министерства юстиции», «Юридический вестник»), так и общественно-политическими («Голос», «Дело», «Отечественные записки»). Особая ценность прессы состояла в том, что периодическая печать оперативно реагировала на проблемы, возникающие в ходе проведения судебной реформы.
Представляют интерес воспоминания тех деятелей, которые оказали заметное влияние на жизнь кавказских народов[31]
Неопубликованные документы извлечены из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) - Ф. 1235. Земельные споры; Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) - Ф. 482. Военные действия на Кавказе и документы по истории народов Кавказа, Ф. 644. Военная канцелярия при военном губернаторе Терской области, Ф. 1058. Кавказское линейное казачье войско, Ф. 1123. Военно-окружной совет, Ф. 1329. Терское казачье войско. Ф. 13454. Военное управление на Кавказской линии и Черномории; Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) - Ф. 102. Департамент полиции Министерства внутренних дел, Ф.722. Великий князь Константин Николаевич. Большинство документов из этих фондов вводятся в научный оборот впервые.
Законодательные акты, делопроизводственная документация, «описания» различных горских областей, прав и систем управления, статистические данные, отчеты и проч. документальные материалы дают возможность очень глубоко исследовать особенности истории судебной реформы 1864 г. Из делопроизводственных материалов использовались несколько видов документов (отчеты судебных мест, переписка, реальные уголовные и гражданские дела). Много разноплановой информации дали отзывы судебных деятелей о ходе судебной реформы в регионе и материалы ревизий: отношение населения к суду, уровень профессионализма мировых судей и судебных следователей. Изучение деловой переписки позволило установить механизм функционирования судебного ведомства, выявить те проблемы, которые возникали в процессе работы судебно-правовой системы на местах, определить, как планировалось осуществление реформы 1864 г., а также выбор пути ее реализации позволяют материалы, связанные с разработкой нормативных актов. Сравнение нормативных актов и делопроизводственных материалов дало возможность оценить последовательность государственной политики.
Таким образом, источниковую базу составляет разнообразный материал, позволивший комплексно изучить проблему.
Хронологические рамки исследования определяются целью и задачами последнего. Они охватывают историю развития права Северного Кавказа за 1860-е – конец XIX – начало ХХ в.
Нижний хронологический предел работы - 1860-е гг. - характеризуется тем, что в этот период на Северном Кавказе происходили существенные изменения в правовой сфере. Именно в то время формировалась модель правовой системы народов Северного Кавказа, складывающаяся в результате проводимой в России судебной реформы 1864 г. Верхний рубеж исследования определен теми серьезными изменениями в правовой системе Северного Кавказа, которые имели место в конце XIX в.
Территориальные рамки: Северный Кавказ, т.е. территории, охватывающие Предкавказье и северный склон Большого Кавказа (за исключением его восточного отрезка, относящегося к Азербайджану). Под северо-кавказским регионом мы понимаем Кубанскую, Терскую, Дагестанские области, т.е. южную часть современной Ростовской области и современных Краснодарского и Ставропольского краев, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию, Чечню, Ингушетию и Дагестан. Территориальные рамки исследования, однако, диктуются следующими обстоятельствами: исторический подход предполагает изучение не территорий, а исторически сложившихся на этих территориях государственных образований, имевших место и во второй половине XIX в. Стоит также подчеркнуть, что акцент в исследовании сделан на мусульманских «анклавах» региона.
Методологической основой исследования выступает исторический детерминизм – взаимообусловленность событий прошлого, причинно-следственная связь между ними; историзм, предусматривающий изучение процессов в их последовательной и поступательной эволюции. Принцип историзма сказывается и на применении конкретно-научных методов, конкретизирует приемы исследования, определяет их специфические задачи с учетом особенностей изучаемых объектов. Принцип историзма выступает как способ адекватного понимания, интерпретации и оценки содержания тех или иных процессов. Заявленная нами тематика раскрывается на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов изложения изучаемого материала. Это дает возможность глубже исследовать соотношение объективного и субъективного в истории Северного Кавказа, особенности осуществления в регионе судебной реформы, представить аргументированную и развернутую по своему содержанию историю реформирования судебной системы Северного Кавказа.
Научная новизна диссертации состоит в том, что это первое комплексное изучение исторического опыта реализации судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе, а также места и роли, которые занимали в жизни северокавказских народов традиционный адатский и мусульманский суды. Обобщенный диссертантом обширный документальный материал дает возможность не только раскрыть исторические предпосылки, основное содержания, особенности судебной реформы на Северном Кавказе, но и проследить формирование исторических традиций судебной системы горских народов, берущих начало в народных и религиозных обычаях, влияние обычного и мусульманского права на ход реформы, исторические предпосылки и последствия свертывания традиционной судебной системы горских народов.
Научная новизна получила воплощение в следующих основных положениях исследования, выносимых на защиту.
На основе сравнительного изучения обширного блока источников, за счет привлечения и критического осмысления сведений, содержащихся в отечественной историографии, автор впервые поднимает и исследует целый комплекс вопросов, связанных с подготовкой проведения судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе: как сказывались особенности социально-политической ситуации в регионе на настроения общества накануне Великих реформ, необходимость осмысления нравов, обычаев и традиций местного населения в плане их влияния на формировании правосознания общества, возможные последствия столкновения традиций и новаций на судебно-правовом поле региона.
Автор диссертации постарался объективно подойти в оценках принципов взаимодействия российской власти и северокавказского общества в поддержании правопорядка и в разрешении конфликтных социальных ситуаций в регионе посредством суда. И власти и общество стремились воздерживаться от обострения социальной ситуации, понимая, что обращение к закону предпочтительней, чем – к силе оружия или к кровной мести.
В процессе подготовки проведения на Северном Кавказе судебной реформы 1864 г., как показал анализ особенностей обычного права и мусульманского права, власть проводила достаточно разумную политику.
В целом реформа оказалась плодотворной, т.к. удалось создать действенную судебно-правовую структуру, которая в последующие полувека справлялась с решением конфликтных ситуаций в обществе.
Социальное содержание Судебной реформы 1864 г. на Северном Кавказе представляется по-новому: реформа не консервировала обычное право местных народов региона, а, меняя направление его развития, включала адат в правовое пространство России.
Военно-народное управление, действовавшее на ряде территорий Северного Кавказа во второй половине XIX в. имело много общего с административными институтами европейских колониальных империй того же столетия.
Российская империя пыталась использовать для разрешения глобальных проблем обычное право. В то же время, несмотря на все усилия местных российских властей, так и не была искоренена традиционная для Северного Кавказа кровная месть.
Осмысление исторического опыта государственного управления территориями Северного Кавказа в условиях подготовки и проведения Великих реформ 1860-1870-х гг., в том числе Судебной реформы 1864 г., показывает, что в то время закладывались основные принципы российского государственного управления в этом регионе. Правовая система России, в результате процесса присоединения к ней Северного Кавказа включила в себя и право, и судебно-правовые институты северокавказских народов. Это давало возможность правового взаимовлияния, что отразилось в т.н. «феномене правового плюрализма», т.е., в государственной легитимации традиционных образований права. В этом заключалась преемственность национальных особенностей населения России.
Правовая культура России складывалась как интегрированный феномен, включавший в себя те или иные правовые традиции. Обычное и мусульманское право народов Северного Кавказа стало в XIX в. составной частью российской правовой системы.
Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ: 10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений; 13. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий; 15. Исторический опыт российских реформ; 25. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения. Специальность 07.00.02- Отечественная история.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Положения и выводы работы могут быть включены в обобщающие труды по истории Северного Кавказа, России, освещающие различные аспекты исторического развития и истории социально-политических реформ. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при учебной подготовке управленческих кадров, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в трех научных публикациях общим объемом 2,5 печатных листа.
Структура диссертации подчинена логике исследования и определяется его целями и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность темы, определены хронологические и территориальные рамки, проводится анализ степени ее научной разработанности и охарактеризована источниковая база, объект, предмет, формулируются цели и задачи исследования, излагаются методологические основы, определяется научная новизна, указаны теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.
Первая глава «Судебно-правовая система на Северном Кавказе в конце 1850-х – начале 1860-х гг.» включает два параграфа. В первом параграфе «Обычное право и первые законодательные акты российской администрации (1850-1860-е гг.)» рассматривается ситуация, сложившаяся в регионе накануне начала Великих реформ, и, в первую очередь, в судебно-правовой системе.
Правовое развитие Северного Кавказа - история взаимодействия и взаимозависимости норм обычного права и общероссийского законодательства. История эта важна еще и в том ракурсе, что вопрос соотношения традиционного права и права официального и сегодня остается дискуссионным. Учесть и воспользоваться уроками истории российским властям удалось уже в конце 1850-х гг., когда на северокавказских территориях сложилась т.н. «система военно-народного управления», явившаяся закономерным результатом политического и экономического развития Кавказа[32]. Начало системе военно-народного управления положила деятельность Наместника императора на Кавказе (с 1844 г.) М.С. Воронцова. Именно он первым пришел к осмыслению того, что сложившийся веками общественный строй, непростые сословные связи, применение в судопроизводстве принципов адата и шариата и их полное несоответствие российским законам — все это есть причины, которые вызвали необходимость внедрить в повседневную жизнь особую систему народного представительства. Самой важной целью, которую ставила перед собой система военно-народного управления, являлось ограничение права применения местным населением оружия и права родовой мести[33]. Эти два аспекта можно считать приоритетными в деятельности местной администрации и силовых структур[34].
Военно-народное управление строилось на следующих принципах: неприкосновенность этнического и общественного строя; право северокавказских народов управляться по адатам; сохранение местного судопроизводства; ведение делопроизводства как на русском, так и арабском языках; поддержание внешнего порядка на принципах единоначалия русской администрации; отсутствие единого подхода к различным административным единицам. Недоучет всех этих особенностей, традиций, быта и нравов народностей, заселяющих Северный Кавказ, грозил большими осложнениями и в управлении территориями, и в осуществлении правосудия[35].