Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:44, реферат
Выбор темы реферата явился результатом моего давнего интереса к Индии – загадочной стране, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.
Введение.
Особенности развития Индии в Средние века
1 специфика политической сферы;
2 особенности социально-экономического развития ;
3 культура и религия Средневековой Индии.
III. Заключение.
Список литературы.
Московский
Государственный
Лингвистический
Университет
Факультет
Экономики и права
Отделение
Туризм
Реферат по всемирной истории
«Особенности
развития Индии в
Средние века»
Москва
2009 год
1 специфика политической сферы;
2 особенности социально-
3 культура и религия
III. Заключение.
Выбор темы реферата явился результатом моего давнего интереса к Индии – загадочной стране, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.
В своей работе я хочу провести анализ процессов, происходивших в Средние века, проследить особенности цивилизационного характера, наложившие отпечаток на ход истории Индии в средневековье. Какие бы особенности развития тех или иных обществ мы не отмечали, каждая из них в определённой степени подчиняется общему ритму истории человечества, ведь история всегда была всемирной. Целью изучения истории страны является именно выяснение того, каким именно способом она вписывается во всемирную.
Интерес к изучению индийского средневековья зародился давно: с середины XIX в. его подхватила Индийская националистическая историография, с которой были тесно связаны публицистика и художественная литература. А с середины XX века индийские медиевисты стали уделять больше внимания социально-экономической истории.
В нашей стране
изучение средневековой истории Индии
началось в 1927 г. и продолжилось работами
К.А. Антоновой, Г.Г. Котовского, Л.Б. Алаева,
К.З Ашрафян, Е.Ю. Ваниной, информация из
которых легла в основу раскрытия темы
данного реферата. Учёные исследуют средневековое
индийское общество и оценивают стадии
его эволюции исключительно на основании
сведений об экономических, социальных
и административно-политических институтах.
II.1
Прежде всего, хотелось бы отметить, что Средневековое общество лучше изучено на примере Западной Европы. Учёные медиевисты, изучающие Индию, составили на западно-европейском материале некий коллективный «словесный портрет феодализма», систематизировали его основные черты и траекторию развития. При этом социально-экономическая, политическая и этнокультурная специфика различных западно-европейских обществ не принималась в расчёт, все они выступили в собирательном образе Запада. Таким образом появилась картина так называемого «хорошего», «настоящего» феодализма. Эталоном он стал и потому, что был лучше изучен и потому, что развивался «правильно», обладал потенциалом перехода на более высокую капиталистическую стадию1. С этим воображаемым Западом стали сопоставлять Индию, региональное разнообразие которой также часто игнорировалось.
Полуостров Индостан, с которым ассоциируется Индия и индийский народ, это огромный субконтинент с различными природно-климатическими условиями, населенный десятками больших и малых народов и племен с разной спецификой. Полуостровное положение страны, отрезанной мощными системами гор от Азиатского материка, омываемой с юга, запада и востока океаном, определяло её относительную изолированность и целостность. Менее гористый полупустынно-степной проход в Индию от Ирано-Афганского стыка до океана труднопреодолим в силу природно-климатических условий - все удавшиеся пересечения этого "коридора" завоевателями заканчивались оседанием их на индийской земле в качестве еще одной этнической группы.
На протяжении многотысячелетней истории Индии успешные вторжения с северо-
западного направления на ее территорию случались достаточно редко, но оказывали
существенное воздействие на ход ее развития. Пришествие в VII веке из
Центральной Азии племён завоевателей гунновэфталитов принесло кочевнические
представления о государственном устройстве, которые повсюду придали
_________________
1См. Е.Ю.Ванина,
«Средневековое мышление: индийский вариант»,
2007 г., стр.8
феодализму похожие формы. Эфталиты и гурджары слились с местными
племенами, населявшими нынешние Синд, Раджастхан, Северный Гуджарат и
Малву, и образовали общность, получившую позднее наименование раджпутов и
сыгравшую большую роль в оформлении "индусского феодализма". Наибольшую
известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве.
Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой иерархией
и вассальной психологией.
В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров,
борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия,
Бенгалия, Декан и Крайний юг. Количество государств в этот период насчитывало
около 50, они существовали рядом друг с другом или сменяли друг друга. Даже
возникавшие время
от времени крупные
существу, конфедерациями мелких княжеств. Создается впечатление, что
государства были устроены весьма просто: двор был сведен к минимуму, основным
институтом государства была армия, состоявшая из отрядов вассалов. Наемная
армия была неизвестна. Основным родом войск была пехота, конница составляла
незначительную часть армии. Использовались, как и прежде, слоны.
В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок, разделились на независимые
княжества.
Начиная с XI в. Индия стала подвергаться разрушительным набегам мусульманских
завоевателей. С начала XIII в. они стали присоединять значительные индийские
территории.
Индия стала ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман,
совершавших походы под флагом священной войны с неверными. Переживавшие
период феодальной раздробленности, индийские княжества не могли противостоять
этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство
во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название
Делийского султаната, а это означало, что Индия была втянута в сферу так
называемого мусульманского мира. Первый завоеватель Махмуд совершал набеги
на Индию, разбивая огромные, но плохо организованные индийские армии. Он
разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные владетелями
княжеств за
много поколений, собирал контрибуцию
с населения и уходил обратно
с
караваном награбленной добычи. При династии Гулямов военная знать состояла
главным образом из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию.
Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т. е. таджиками и персами).
Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались
презренными, неверными.
Государственным языком стал персидский. Форма правления была деспотической.
Жестокий и решительный Ала-уд-дин (период правления Хилджи XIV в.), стремясь
сосредоточить в своих руках фонд земель, решил ввести небольшую денежную
оплату вместо существовавшей до этого раздачи наделов. При господстве в стране
натурального хозяйства пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы
снизить в столице цены на продовольствие и обеспечить им своих плохо
оплачиваемых воинов. Со всех казенных земель в Доабе было приказано брать налог
только зерном, и купцы были насильственно обязаны свозить его в построенные в
Дели огромные амбары. Цены на городских рынках в столице и Доабе были строго
регламентированы; специальные чиновники следили за порядком и жестоко
наказывали за обман или недовес. Города становились центрами ремесла и
торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды
столичного двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской
армии – конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились. Клады
делийских монет археологи находят в Персии. В годы правления Делийского
cултаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом
Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье
западной Индии. По отношению к индусам были повышены налоги, им было
запрещено носить оружие, богато одеваться или ездить верхом; эти меры должны
были удовлетворить наиболее ревностных мусульман.
Существование Делийского султаната, появление правящего класса феодалов-
мусульман, изменение системы экономических отношений, длительное совместное
проживание и
взаимовлияние индусов и
создаёт картину специфического государства, которое вполне можно назвать
восточно-деспотическим. Однако это определение является спорным2.
___________
2 По словам Л.Б. Алаева, «термин деспотия» не применяется по дипломатическим соображениям, а также является обидным для современных народов, живущих на тех же территориях или являющихся непосредственными потомками живших здесь народов.
II.2
Пока на политической сцене происходила калейдоскопическая смена государств и
правителей, велись войны, в социально-экономической жизни индийского общества
происходил длительный и постепенный процесс феодализации.
В первую очередь он характеризовался ростом феодальных владений. В период с
VI-XI в. наблюдается упадок городов, именно тогда развивается земледелие, а
вместе с ним и государственность на недавно дикие территории. В Средневековой
Информация о работе Особенности развития Индии в Средние века