Особенности развития Индии в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:44, реферат

Описание

Выбор темы реферата явился результатом моего давнего интереса к Индии – загадочной стране, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.

Содержание

Введение.
Особенности развития Индии в Средние века
1 специфика политической сферы;
2 особенности социально-экономического развития ;
3 культура и религия Средневековой Индии.
III. Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

индийского общества: подавляющее большинство населения  оказались внизу 

кастовой лестницы; касты блокировали социально-экономический и технический

прогресс; кастеизм мешал развитию контактов по горизонтали  и становлению 

классового самосознания (касты и классы - взаимопроникающие структуры);

копились кастово-религиозные  предрассудки.

II.3

В религиозной  сфере Индия в период Средневековья вернулась от буддизма к

индуизму. Буддизм  в Индии, видимо, так и не стал массовой религией, хотя ему

покровительствовали Ашока, кушанские правители, Харша и бенгальские Палы.

Вытеснение буддизма из Индии, безусловно, связано с особенностями  индийского

социального строя  периода средневековья - именно с  тем, что развились кастовый

строй и кастовое мышление, для которых идеальную объясняющую и

закрепляющую  схему представлял индуизм.

Силой индуизма, способствовавшей его победе над  буддизмом, а впоследствии и его 

успешному сопротивлению  исламу и христианству, были его "слабости" –

раздробленность, отсутствие канона, церкви, догматики. Индуизм целиком со

стоит из сект и  направлений, отличающихся друг от друга  почитаемым богом,

способами его почитания. Общими для всех индуистских сект были лишь несколько

положений (наиболее важное из них - учение о дхарме, карме и ахимсе,

заключающееся в том, чтобы твердо и неуклонно выполнять свои кастовые

обязанности.). Индуизм внушает, что деление на касты является божественным

установлением, что все касты необходимы, а  положение каждого индивидуума  в 

кастовом строе  определяется его поведением в предшествующем рождении.

Определённым  признаком общности всех индуистских  культов было поклонение

ряду животных, прежде всего корове.

Несмотря на то, что философская мысль Индии была тесно связана с религиозными

представлениями, в средние века она уже стала обособляться в самостоятельную

отрасль знаний.  

В этот период окончательно оформились шесть классических систем индийской

философии: нъяя, вайшешика, еашкхья, йога, миманса и  веданта.

Наука в средневековой  Индии продолжала развиваться на началах, заложенных еще

в древности. Большие  успехи были достигнуты в области  математики, астрономии и 

медицины, связанные с практической деятельностью людей в сельском хозяйстве, строительстве зданий и лечении.

В период VI—XIII вв. в большинстве районов Индии развивается литература на

местных языках, хотя многие поэты пишут и на «высоком»  языке — санскрите.

Санскритская  литература является в основном перепевом классических образцов и

постепенно становится все более изысканной, рассчитанной на придворные круги.

Ярким примером подобного творчества может служить  «Рамачарита» — поэма,

написанная Сандхъя-нара Нанды, жившим при дворе бенгальского правителя Рама-

палы (1077—1119 гг.). На юге Индии наиболее развитой была литература на

тамильском языке. В искусстве наибольшее развитие получили архитектура и

скульптура. В VI—VIII вв. строились главным образом  пещерные храмы (в Эллоре,

Элефанте, позднее  пещеры Аджан-ты) или храмы, высеченные из монолита,

например храмы  Махабалипурама, или ратха (храм в  виде колесницы) в Кона-раке.

Нельзя не отметить, что правление Делийского султаната  оставило большой след в 

культуре Индии: строительство мусульманских культовых зданий — мечетей и

минаретов, появление поэзии на языке фарси. В эпоху средневековья происходили

народные представления  с танцами и музыкой поставленные на сюжеты из

индусской мифологии, главным образом связанные с  вишнуизмом.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Заключение 

Проведя анализ работ известных медиевистов, можно сделать вывод о том, что индийское общество испытывало определённую эволюцию. Развивалось производство, росла производительность труда, увеличивалась продуктивность земли, государственный строй становился более оформленным и зрелым, культура претерпевала перестройку, связанную с развитием национального самосознания. Однако нельзя избавиться от впечатления, что все эти процессы происходили медленно, заторможено, в результате чего Индия, как и другие страны Востока, именно в период Средних веков отстала в своём экономическом, политическом и духовном развитии от стран Западной Европы, вырвавшихся вперёд2. Л. Б. Алаев, исследовавший основные закономерности индийской цивилизации, в качестве главной характеристики выделил крайнюю умеренность темпа движения ее истории: она выглядит "как один сплошной переходный период". Отсюда - консерватизм индийского общества, сохранение пережитков прежних эпох в последующих: новое появляется, но старое не умирает...

Одной из отличительной черты феодализма является то, что целью производства служит не получение прибыли, а потребление, поддержание существования на определённом уровне. «Общность», «всеобщая связанность» - ещё одна характерная черта феодального общества, которая проявлялась прежде всего во всеобщей службе государству.

Кастово-организованное ремесло, делающее вид труда качеством индивида, сращивающее индивида с профессией, следует признать типично феодальным институтом.

Почему же индийский  феодализм не породил капитализм? Отсутствие самоуправляющихся городов, самого понятия «индивидуальность личности» и представления о частной собственности, когда она была опутана семейными, общинными и вассальными ограничениями, - всё это определило застойность жизни в течение веков. Такой вариант феодализма был неблагоприятен для перехода на следующую стадию развития. 

Важнейшей особенностью экономического строя средневековой  Индии было расщепление феодальной собственности  на землю на два слоя, или этажа, или категории:   собственность на землю как территорию и доход с неё

                      собственность на землю как объект хозяйства.

Со спецификой политического строя связано, видимо, то обстоятельство, что правящий слой был очень узким – примерно 10 % всех рентополучателей, не более 1 % населения. Государство-класс, или государство как аппарат, оказывались не выразителем интересов  общества или господствующего класса, а, напротив, структурой надстроенной над основными классами. Правовая система в целом не имела, никаких подвижек в развитии прав личности не было, следовательно  государство оставалось деспотическим, не подчинённым законам.

Тем не менее  Индия в своём развитии имела  достижения:

  • развитая, отлаженная государственность;
  • сельское хозяйство, эффективное в определённых климатических условиях;
  • значительная дифференциация занятий, выражающаяся в большом городском населении, высококачественном профессиональном ремесле, полностью соответствующем нуждам общества торговле.

Особенность индийского общества на протяжении всей его истории - консерватизм социальной структуры в результате сохранения патриархального наследия и наложения варварских порядков на социальную структуру в результате регрессивных завоеваний. 

С годами интерес  к изучению индийского Средневековья не пропадает. До настоящего времени существует две группы квалифицированных историков: одна рассматривает доколониальное индийское общество как феодальное, другая группа, не менее многочисленная и квалифицированная, является противником концепции феодализма. Обе группы строят свои аргументы на анализе широкого круга источников, причём зачастую одни и те же тексты служат для подтверждения противоборствующих точек зрения. Я с интересом изучила работы некоторых учёных, которые посвятили многие годы своей жизни анализу процессов, происходивших в индийском Средневековье. 
 
 
 
 

V Список литературы: 

1. Средневековая  Индия, Алаев Л.Б. СПб; 2003 

2. Феодализм  в Индии: особенности и этапы  развития, Ашрафян К.З. М., 1977 

3. Средневековое  мышление: индийский вариант, Е. Ю. Ванина М, 2007  

4. История Индии,  Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. М, 1973 

5. Всемирная  история. Учебник для вузов Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М, ЮНИТИ, 1997. 
 

Информация о работе Особенности развития Индии в Средние века