Особенности развития Индии в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:44, реферат

Описание

Выбор темы реферата явился результатом моего давнего интереса к Индии – загадочной стране, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.

Содержание

Введение.
Особенности развития Индии в Средние века
1 специфика политической сферы;
2 особенности социально-экономического развития ;
3 культура и религия Средневековой Индии.
III. Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Индии существовало как бы 3 разных образа жизни: первым было окружение

феодала или храма, вторым – сельская община и третьим – города. Община в

средние века была сильной организацией и играла не только экономическую, но и

социальную роль. В Северной Индии община была не столь большой и влиятельной,

но и там  она охватывала несколько деревень или более мелких населенных пунктов.

Каждая община имела свой общинный совет, состоящий  из «уважаемых людей»,

распоряжалась землей и разрешала все местные  ссоры и тяжбы3. В Южной Индии

община могла  включать даже территорию целой области. Такие общины

существляли самоуправление и самооборону, организовывали взаимопомощь

крестьян, строительство  оросительных сооружений, принимали участие в усобицах

феодалов. Свои указы они высекали на каменных плитах, нередко вмурованных в 

стены храмов. Средства на всю эту деятельность собирались в виде общинных

сборов, иногда не уступавших по величине сумме государственных  налогов.

Постепенно, с  усилением феодализации, такие крупные  общины начали терять

автономию и  превращаться в обычные административные единицы, все больше

подпадавшие под  контроль назначенных свыше чиновников.

Окончательный распад больших общин на мелкие, охватывавшие одну-две деревни 

произошел в XIII—XIV вв. В индийской сельской общине обрабатываемые земли 

были поделены между крестьянами. В документах, относящихся к Южной Индии,

начиная с XI — XII вв. встречаются упоминания о переделах, происходивших время

 от времени  с целью справедливого распределения  между крестьянами наиболее 

удобных и плодородных  участков. Однако такие переделы не были правилом и не

затрагивали владельческого права крестьянина на его долю общинной земли,

которую он мог  отчуждать. Полноправный общинник владея своими полями, мог 

полностью ими  распоряжаться, передавать по наследству, а также продавать и 

________________________

3 См.История Индии.Антонова К.А.,Бонгард-Левин Г.М.,Котовский Г.Г.гл.2 
 

покупать землю, хотя отчуждение земли производилось  только под контролем 

общины. Необрабатываемые земли принадлежали общине в целом, и земельный 

налог за них  не взимался. Выделение сельских ремесленников из общей массы

деревенского  населения и содержание их общиной  отмечаются с XI — XII вв. До

этого периода  о составе общины в документах просто не упоминается. Поскольку 

все перемены внутри общины не затрагивали ее положения как населенной

территории, приносящей феодальную ренту, то феодалы в деревенские  дела и 

деревенскую жизнь  не вмешивались.

Все больше земель, приносящих ренту, раздавалось в пожалование. Получившие

такую землю  приобретали все больше прав как  по отношению к центральной

власти, так и  по отношению к зависимому от них  населению. С другой стороны, в

среде самих  крестьян должностные лица общины (старосты) все чаще выделялись из

числа рядовых общинников, большее значение приобретали их функции по

раскладке податей  в деревне. Таким образом, если раньше главной для них была

защита интересов сельской общины, то теперь на первый план выступала их роль

как сельских администраторов, входящих в состав государственного аппарата.

Подавляющее большинство грамот, дошедших до нас от VI — XII вв., рассказывают

о дарениях в  пользу брахманов с целью приумножить  религиозные заслуги 

правителя. Практика дарения деревень и земель существовала ещё в древности, но в

первые века нашей эры становится массовой и даже документально фиксированной.

Дарственные грамоты  стали выбивать на медных табличках  и на камне. Само

появление эпиграфики такого содержания свидетельствует  о желании дарителя и 

получателя закрепить  этот дар "навечно". Такая грамота давала права, которые с

полной уверенностью можно назвать феодальными, - право  распоряжаться землей,

право фискального, административного и частичного судебного иммунитета, право 

требовать подчинения со стороны населения.

В грамотах упоминаются  также налоги, от которых освобождается  получивший

дарение. Постепенно список таких налогов все увеличивается, особенно к X в.

Перечисляются налоги на свадьбу, на бездетных, по случаю праздников или 

семейных торжеств в доме владетеля, сбор за доставку в селение царского указа,

судебные штрафы и пошлины. Не раз происходило «упорядочение», т. е.

объединение мелких поборов в один основной налог, к  которому потом начинали  

прибавлять дополнительные. В этом отражался рост налогового гнета населения и

все более зависимое  положение общинников. Лично свободное  общинное

крестьянство  все чаще попадало в налоговую кабалу. Вместе с ростом налогов

отмечается также  увеличение видов принудительного  труда, своего рода барщины.

Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были «коллективные

владельцы» - индусские храмы и монастыри. Первоначально им жаловались только

необрабатываемые  земли, с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и

деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу

получателя. Деревни или части деревень жаловались как отдельным брахманам, так

и группам брахманов, которые делили между собой ренту. Всеми вопросами

управления подобных брахманских деревень занимался совет брахманов - сабха.

Этот совет  и решал вопросы распределения  ренты, обычно раз и навсегда. Хотя

земли жаловались храмам, «пока светят солнце и луна», и в грамотах предается 

проклятиям тот, кто посягнет на эту землю, из истории  известно, что нередко,

особенно в  смутные времена смены династий или в период покорения данной

местности завоевателями, имения не только светских феодальных владельцев, но и 

брахманских общин  и храмов конфисковались государством.

Индийская форма  феодализма отличалась от европейской, в частности,

преобладанием государственной собственности на землю. Дело в том, что в

Средневековой Индии под термином «земля» понимали две совершенно разные

вещи. Для земледельца это было конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя

своих прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей,

передавал по наследству и мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении

 некоторых  традиционных общинных ограничений.  За этот участок земли он  должен 

был вносить  установленный налог-ренту государству или тому лицу, которому

правитель передоверял свое право сбора налогов. Для феодала или феодального

государства земля  — это территория, с населения  которой должна была поступать 

определенная  сумма налогов. Условные пожалования  давались обычно на

определенную сумму, и лишь потом государственные чиновники определяли, с

какой местности  или местностей эти налоги должны были собираться. В период

развитого феодализма в Индии подавляющее большинство  пожалований носило

условный характер: они не передавались но наследству, не могли быть дарованы

более мелким владельцам. В крестьянское распоряжение землей феодал не  

вмешивался. Однако, поскольку налог взимался только с обработанной площади,

феодал стремился  увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет

налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим залежь или  целину, или поощряя 

тех, кто засевал  землю интенсивными, высокотоварными культурами.

Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы

земельного налога, по размеру и характеру равнявшегося феодальной ренте, в сборе

 этого налога непосредственно государственными чиновниками или в пожаловании

права сбора  феодалам. Таким образом, в средневековой Индии у разных социальных

групп было свое, отличное от других понятие земли и владельческих прав на нее.

Следует, впрочем, отметить, что при господстве государственной собственности

некоторая, меньшая  часть земель находилась у наследственных независимых или

вассальных землевладельцев, которые сами устанавливали нормы взимаемой ими

ренты и порой  вели собственное хозяйство с  помощью кабальных барщинников или

батраков.

К концу XII века начала возрождаться городская жизнь, замершая на несколько

веков: быстрее развивались старые портовые центры, новые города возникали возле

замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие  потребности двора и 

войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление

обмена между  городами и возникновение группировок  ремесленников по кастам.

Так же, как и  в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли

сопровождалось  борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и 

торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более 

низким было сословное положение каст, к которым  принадлежали ремесленники и

торговцы.

Истоки формирования сословной структуры в Индии  лежат в глубокой древности и

являются одной  из вечных дискуссионных проблем. В VII-X вв. становление

современной кастовой системы завершается. Особенностью социальной

структуры средневекового индийского общества было сохранение кастовой системы

(как проявления  и следствия расплывчатости, сословной  неоднородности классов, 

устойчивости  пережитков родовых, патриархальных, рабовладельческих

отношений), которая тормозила прогресс экономических и социальных отношений,

консервировала традиционные связи. Само деление каждого сословия (варны),

неоднородность  общества, стимулировало внутриклассовые конфликты,  

препятствовало  формированию более или менее  единых с классовой точки зрения

течений и движений. Иерархичность, характерная для индийского взгляда на мир,

получает значительное подкрепление в процессе мультипликации каст и 

социальных градаций.

Сословно-кастовая структура стала причиной застоя и замедленного прогресса

Информация о работе Особенности развития Индии в Средние века