Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:44, реферат
Выбор темы реферата явился результатом моего давнего интереса к Индии – загадочной стране, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.
Введение.
Особенности развития Индии в Средние века
1 специфика политической сферы;
2 особенности социально-экономического развития ;
3 культура и религия Средневековой Индии.
III. Заключение.
Список литературы.
Индии существовало как бы 3 разных образа жизни: первым было окружение
феодала или храма, вторым – сельская община и третьим – города. Община в
средние века была сильной организацией и играла не только экономическую, но и
социальную роль. В Северной Индии община была не столь большой и влиятельной,
но и там она охватывала несколько деревень или более мелких населенных пунктов.
Каждая община имела свой общинный совет, состоящий из «уважаемых людей»,
распоряжалась землей и разрешала все местные ссоры и тяжбы3. В Южной Индии
община могла включать даже территорию целой области. Такие общины
существляли самоуправление и самооборону, организовывали взаимопомощь
крестьян, строительство оросительных сооружений, принимали участие в усобицах
феодалов. Свои указы они высекали на каменных плитах, нередко вмурованных в
стены храмов. Средства на всю эту деятельность собирались в виде общинных
сборов, иногда не уступавших по величине сумме государственных налогов.
Постепенно, с усилением феодализации, такие крупные общины начали терять
автономию и превращаться в обычные административные единицы, все больше
подпадавшие под контроль назначенных свыше чиновников.
Окончательный распад больших общин на мелкие, охватывавшие одну-две деревни
произошел в XIII—XIV вв. В индийской сельской общине обрабатываемые земли
были поделены между крестьянами. В документах, относящихся к Южной Индии,
начиная с XI — XII вв. встречаются упоминания о переделах, происходивших время
от времени
с целью справедливого
удобных и плодородных участков. Однако такие переделы не были правилом и не
затрагивали владельческого права крестьянина на его долю общинной земли,
которую он мог отчуждать. Полноправный общинник владея своими полями, мог
полностью ими распоряжаться, передавать по наследству, а также продавать и
________________________
3 См.История Индии.Антонова
К.А.,Бонгард-Левин Г.М.,Котовский Г.Г.гл.2
покупать землю, хотя отчуждение земли производилось только под контролем
общины. Необрабатываемые земли принадлежали общине в целом, и земельный
налог за них не взимался. Выделение сельских ремесленников из общей массы
деревенского населения и содержание их общиной отмечаются с XI — XII вв. До
этого периода о составе общины в документах просто не упоминается. Поскольку
все перемены внутри общины не затрагивали ее положения как населенной
территории, приносящей феодальную ренту, то феодалы в деревенские дела и
деревенскую жизнь не вмешивались.
Все больше земель, приносящих ренту, раздавалось в пожалование. Получившие
такую землю приобретали все больше прав как по отношению к центральной
власти, так и по отношению к зависимому от них населению. С другой стороны, в
среде самих крестьян должностные лица общины (старосты) все чаще выделялись из
числа рядовых общинников, большее значение приобретали их функции по
раскладке податей в деревне. Таким образом, если раньше главной для них была
защита интересов сельской общины, то теперь на первый план выступала их роль
как сельских администраторов, входящих в состав государственного аппарата.
Подавляющее большинство грамот, дошедших до нас от VI — XII вв., рассказывают
о дарениях в пользу брахманов с целью приумножить религиозные заслуги
правителя. Практика дарения деревень и земель существовала ещё в древности, но в
первые века нашей эры становится массовой и даже документально фиксированной.
Дарственные грамоты стали выбивать на медных табличках и на камне. Само
появление эпиграфики такого содержания свидетельствует о желании дарителя и
получателя закрепить этот дар "навечно". Такая грамота давала права, которые с
полной уверенностью можно назвать феодальными, - право распоряжаться землей,
право фискального, административного и частичного судебного иммунитета, право
требовать подчинения со стороны населения.
В грамотах упоминаются также налоги, от которых освобождается получивший
дарение. Постепенно
список таких налогов все
Перечисляются налоги на свадьбу, на бездетных, по случаю праздников или
семейных торжеств в доме владетеля, сбор за доставку в селение царского указа,
судебные штрафы и пошлины. Не раз происходило «упорядочение», т. е.
объединение мелких
поборов в один основной налог, к
которому потом начинали
прибавлять дополнительные. В этом отражался рост налогового гнета населения и
все более зависимое положение общинников. Лично свободное общинное
крестьянство все чаще попадало в налоговую кабалу. Вместе с ростом налогов
отмечается также увеличение видов принудительного труда, своего рода барщины.
Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были «коллективные
владельцы» - индусские храмы и монастыри. Первоначально им жаловались только
необрабатываемые земли, с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и
деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу
получателя. Деревни или части деревень жаловались как отдельным брахманам, так
и группам брахманов, которые делили между собой ренту. Всеми вопросами
управления подобных брахманских деревень занимался совет брахманов - сабха.
Этот совет и решал вопросы распределения ренты, обычно раз и навсегда. Хотя
земли жаловались храмам, «пока светят солнце и луна», и в грамотах предается
проклятиям тот, кто посягнет на эту землю, из истории известно, что нередко,
особенно в смутные времена смены династий или в период покорения данной
местности завоевателями, имения не только светских феодальных владельцев, но и
брахманских общин и храмов конфисковались государством.
Индийская форма феодализма отличалась от европейской, в частности,
преобладанием государственной собственности на землю. Дело в том, что в
Средневековой Индии под термином «земля» понимали две совершенно разные
вещи. Для земледельца это было конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя
своих прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей,
передавал по наследству и мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении
некоторых
традиционных общинных
был вносить
установленный налог-ренту
правитель передоверял свое право сбора налогов. Для феодала или феодального
государства земля — это территория, с населения которой должна была поступать
определенная сумма налогов. Условные пожалования давались обычно на
определенную сумму, и лишь потом государственные чиновники определяли, с
какой местности или местностей эти налоги должны были собираться. В период
развитого феодализма
в Индии подавляющее
условный характер: они не передавались но наследству, не могли быть дарованы
более мелким владельцам.
В крестьянское распоряжение землей
феодал не
вмешивался. Однако, поскольку налог взимался только с обработанной площади,
феодал стремился увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет
налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим залежь или целину, или поощряя
тех, кто засевал землю интенсивными, высокотоварными культурами.
Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы
земельного налога, по размеру и характеру равнявшегося феодальной ренте, в сборе
этого налога непосредственно государственными чиновниками или в пожаловании
права сбора феодалам. Таким образом, в средневековой Индии у разных социальных
групп было свое, отличное от других понятие земли и владельческих прав на нее.
Следует, впрочем, отметить, что при господстве государственной собственности
некоторая, меньшая часть земель находилась у наследственных независимых или
вассальных землевладельцев, которые сами устанавливали нормы взимаемой ими
ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью кабальных барщинников или
батраков.
К концу XII века начала возрождаться городская жизнь, замершая на несколько
веков: быстрее развивались старые портовые центры, новые города возникали возле
замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и
войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление
обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам.
Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли
сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и
торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более
низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и
торговцы.
Истоки формирования сословной структуры в Индии лежат в глубокой древности и
являются одной из вечных дискуссионных проблем. В VII-X вв. становление
современной кастовой системы завершается. Особенностью социальной
структуры средневекового индийского общества было сохранение кастовой системы
(как проявления и следствия расплывчатости, сословной неоднородности классов,
устойчивости пережитков родовых, патриархальных, рабовладельческих
отношений), которая тормозила прогресс экономических и социальных отношений,
консервировала традиционные связи. Само деление каждого сословия (варны),
неоднородность
общества, стимулировало внутриклассовые
конфликты,
препятствовало формированию более или менее единых с классовой точки зрения
течений и движений. Иерархичность, характерная для индийского взгляда на мир,
получает значительное подкрепление в процессе мультипликации каст и
социальных градаций.
Сословно-кастовая структура стала причиной застоя и замедленного прогресса
Информация о работе Особенности развития Индии в Средние века