Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:10, реферат
Страна в период правления Н.С. Хрущева 5 марта 1953 г. умер И.В.Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределены портфели в управлении государством и партией. Председателем Совета Министров стал Г.М.Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П.Берия. Партийный аппарат, сохранявший главенствующее положение в обществе, возглавил Н.С.Хрущев, который в сентябре 1953 г., уже после ареста Берии, стал первым секретарем ЦК КПСС. Новое руководство предприняло ряд мер по восстановлению норм элементарной законности. Был прекращен ряд политических процессов. Многие, кто при Сталине являлись узниками лагерей, были освобождены.
Ярким проявлением
системного кризиса,
Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические и направлены были на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма. В этой связи характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально- экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всего мотивационного механизма партийное руководство не решилось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков.
Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике – и о новом политическом мышлении. Когда стало ясно, что курс на ускорение сам по себе еще недостаточен, и что ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии. Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы. Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране.
На конференции
был утвержден курс на создание социалистического
правового государства, что подразумевало
разделение властей и создание «советского
парламентаризма». По инициативе Горбачева
было выдвинуто предложение о
создании нового высшего органа власти
Съезда народных депутатов, а Верховный
Совет СССР должен был стать парламентов
– постоянно действующим
Ею стала Межрегиональная депутатская группа, которую возглавил академик А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов. На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений. Попытки преобразований не вели к улучшению социально- экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами.
Проект реформы было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности в ходе реформ Е.Т.Гайдара и А.Б.Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство. В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии.
Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С.Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции. Благодаря новому политическому мышлению в 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, который был завершен в феврале 1989 г.
В целом новое политическое мышление ознаменовало переход от конфронтации к сотрудничеству между государствами и отказ от идеи мировой социалистической революции.
Суверенная Россия: становление новой российской государственности, переход к рыночной экономике. Распад СССР
Одним из самых важных нерешенных вопросов в СССР был национальный вопрос. В Конституции СССР было провозглашено право национальных республик на выход из состава СССР, но механизм выхода не был разработан. Главенство России в национальных окраинах поддерживалось путем усиления экономической зависимости и силой оружия. После ослабления тоталитарного режима в республиках резко усилилось стремление к отделению.
В марте 1990 года парламент Литвы принял решение о выходе из СССР. Москва угрожала применить силу, но сделал это только в январе 1991 года, чем резко подорвала свой авторитет. Следуя примеру Литвы другие союзные и автономные республики объявили о выходе из состава СССР. Парад суверенитетов поддержал председатель Верховного совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин, чем резко повысил свой авторитет. 12 июня 1991 года он объявил о незавесимости России.
Горбачеву стало понятно, что силовыми методами СССР сохранить не удастся. Тогда он стал готовить новый союзный договор. Подписание нового союзного договора было назначено на 20 августа 1991 года. Но 19 августа консерваторы из союзного правительства (Янаев, Пуго, Павлов) отстранили Горбачева от власти и создали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП высказалось за прекращение реформ и полное восстановление СССР. Против ГКЧП выступил Верховный Совет РСФСР во главе с президентом Б.Н. Ельциным. Это выступление было поддержано народом. 21 августа ГКЧП арестовано, запрещена деятельность КПСС, возвращение Горбачева к власти. Однако авторитет Горбачева был настолько слаб, что он уже правил фактически несуществующей страной. В декабре 1991 года в Беловежской пуще Б. Ельцин (Россия), Л. Кравчук (Украина) и С. Шушкевич (Белоруссия) подписали документ о выходе из СССР и создании Союза Независимых Государств (СНГ). СССР юридически прекратило свое существование. 25 декабря 1991 года Горбачев сложил с себя обязанности Президента СССР. Вся полнота власти перешла к Ельцину и главам бывших республик.
Распад СССР и крах перестройки
Перестройка оказала
неоднозначное воздействие на
общественные процессы внутри
СССР. Вопреки партийным выводам,
о том, что в СССР
Объявлялось верховенство собственных законов на своей территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и в регионах проигнорировали. Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечсались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, - решили воспрепятствовать его подписанию.
В августе 1991 г. они
предприняли попытку
Экстенсификация –
получение результатов при игнорировании
затрат. Результаты любой ценой. Застой
– характеристика общественной системы,
в которой отсутствует социальная эволюция.
Гласность – под этим термином понимается
открытость, доступность информации, отсутствие
цензуры и т.п. Плюрализм – разнообразие
мнений, свобода суждений и выражений
мысли.
СССР в середине 60-х — середине 80-х гг.: проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.
Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.
С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.
С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.